Братья Жемчужные

Odesssa
1/27/2011, 7:46:36 PM
Сегодня куда ни плюнь, попадёшь в "звезду шансона", а то и в "отца русского рока." Об этом кричат с каждой афиши. Но если уж говорить об отцах-основателях, то как не вспомнить коллектив, записаться с которым почитали за честь и Аркадий Дмитр. Северный, и Александр Яковл. Розенбаум.image
В нашей стране блатные песни уже пелись под аккомпанемент оркестра. Еще Леонид Утесов записывал на пластинки и исполнял с эстрады «Лимончики», «Гоп со смыком», «С одесского кичмана» и другие песни, но это было давно - в
ЗО-е годы. В послевоенное время «блатняк» попал под строгий запрет. Его не пели с эстрадных подмостков, не транслировали по радио и телевидению. В кино изредка мелькало что-то подобное. Замечательный композитор Никита Богословский, написавший музыку к кинофильму «Два бойца», вспоминает, как появилась песенка Кости-одессита «Шаланды, полные кефали...». По сценарию, один из героев фильма - Степа - одессит. Он уже спел под гитару прекрасную песню «Темная ночь», но создателям фильма необходимо было подчеркнуть, что Степа родом именно из Одессы, а не из Тамбова или Иркутска. Ведь у одесситов своя манера поведения, своеобразный говор и, конечно же, песни. Взять популярную блатную одесскую песню авторы не рискнули - цензура, понятное дело, сразу бы зарубила не только эту песню, но, пожалуй, и сам фильм. Тогда они сочиняют стилизацию «под Одессу»: Шаланды, полные кефали, В Одессу Костя приводил, И все биндюжники вставали, Когда в пивную он входил...
В итоге песня вошла в кинофильм, авторы не пострадали (скорее, наоборот - премию получили), а народ в ресторанах запел еще одну блатную песню, к тому же разрешенную цензурой. Во времена хрущевской оттепели дышать стало легче, и Кирилл Лавров в фильме «Верьте мне, люди» даже спел «Таганку», правда, без аккомпанемента, и что - то вроде колыбельной.
При Брежневе киношникам тоже не мешали петь «блатняк». Вспомним хотя бы «Операцию "Ы"» - «Постой, паровоз, не стучите колеса, но все это подавалось как деталь, эпизод или краска, в сатирическом свете, подчеркивая безобидность или беспомощность «уголовного элемента».
А в это время в ресторанах, на свадьбах, на юбилеях и прочих весельях люди заказывали музыкантам сыграть что-нибудь «за Одессу-маму».

«Парус» - это плавучий ресторанчик у Ждановской набережной. Каждый вечер в нем под плавное покачивание и плеск воды за окнами рядовые советские граждане предавались веселью и пьянству. Между столиками сновали официантки, разнося закуски и выпивку. Фирменная закуска - цыпленок табака - 5 рублей, графинчик водки -трешка. Музыканты играли модный в те годы «Синий-синий иней лег на провода...». А когда клиенты доходили до
той кондиции, когда хочется куражу, руководитель оркестра Николай Резанов объявлял: «Для наших гостей из Мурманска - Саши и Сережи - звучит песня "Поспели вишни"! Кавалеры приглашают дам!» Это был трюк - подсказка для захмелевших гостей. Дескать, если заплатите, то сыграем для вас что-нибудь «вкусненькое»:
Поспели вишни в саду у дяди Вани,
У дяди Вани поспели вишни!
А дядя Ваня с тетей Груней нынче в бане,
А мы с тобою погулять как - будто вышли...

Разгоряченные танцем, посетители входили в азарт и начинали делать заказы: «Журавли», «Алешкина любовь», «Клен ты мой опавший...» или что-нибудь «за Одессу». Музыканты такие заказы называют «фантомом», или «карасем». К закрытию ресторана «карась» становился все дороже и дороже - 5, 10, 25 рублей. Но все были довольны - оркестр имел побочный заработок, который порой значительно превышал оклад музыканта, официанты под шумок получали от клиентов хорошие чаевые, ресторан перевыполнял план по «водка-цыплятам», а посетители получали удовольствие. Случались и курьезы. Однажды подвыпивший гость с Кавказа подошел к эстраде и, держа в руке пятидесятирублевую купюру, попросил исполнить его любимую песню «Про котят». Музыканты, пытаясь выполнить просьбу, стали вспоминать все, что они знали на «кошачью тему»: «Жил да был черный кот за углом...» - нэт! «У кошки четыре ноги...» - нэт! «Я - пушистый маленький котенок...» - опять нэт! Все перебрали, а клиент не доволен - все «нэт» и «нэт»! Кавказец долго рылся в карманах и наконец отыскал клочок бумаги, где была написана первая строчка его любимой песни - «Катят ли русские войны...».
Вообще-то у всякого ресторанного оркестра есть большая амбарная книга, как ее называют, «талмуд», или «гроссбух». В этом «гроссбухе» записаны слова и гармонии множества различных песен - от старинного романса до модного шлягера. Все ведь в голове не удержишь, а клиент протягивает деньги и просит неотлагательно исполнить какие-нибудь «Бирюзовые колечки». В этом случае музыкант открывает потрепанный и разбухший от времени «гроссбух»- песенник и «шпарит» по написанному.
В «Парусе», как и во многих других ресторанах, в те годы играли очень хорошие музыканты, прошедшие большую школу выступлений на эстраде. Причиной тому послужило пресловутое «Постановление Министерства культуры об ограничении концертной и гастрольной деятельности». Тарифицированный музыкант со ставкой 7-8 рублей за выступление уезжал в составе филармонического коллектива в длительную гастрольную поездку - на месяц, полтора, а то и на два. За это время коллектив в какой-нибудь далекой области «делал» сто и более концертов.
Соответственно, артисты привозили из таких «чесав» приличные деньги, а это, в свою очередь, очень не нравилось начальству из министерства, которое, сидя в своих кабинетах, шуршало бумажками и получало в два раза меньше.
Куда это годится, если подчиненный зарабатывает больше начальника? Это неважно, что в кабинете тепло и чай с лимоном, а в гастролях - автобус «фурцевский холодильник» и консервы «гастрит в томате», важнее соблюсти святой закон субординации! Вот и постановили - артист имеет право на 20 концертов в месяц, и не более. Это нововведение больно ударило по карману музыкантов, и они стали искать себе места в ресторанах. Шуфутинский устроился в Магадане, Токарев - в Мурманске, а Резанов и его товарищи из «Джаз - оркестра Иосифа Вайнштейна» - в Ленинграде, в «Парусе».
В состав музыкального коллектива ресторана «Парус» тогда вошли: ударные - Анатолий Архангельский; рояль - Евгений Драпкин; бас-гитара - Вячеслав Маслов; скрипка - Евгений Федоров; гитара - Николай Резанов, он же художественный руководитель. Им и суждено было впоследствии стать «Братьями Жемчужными».
Odesssa
1/27/2011, 8:05:34 PM
Биография:
Основной "классический" состав группы сформировался вначале 1970-х годов в ленинградском плавучем ресторане "Парус", находившемся на Петроградской стороне(на Ждановской набережной). Основатель и бессменный руководитель "Жемчужных" - Николай Резанов, великолепный джазовый музыкант, виртуозно владеющий гитарой и банджо. 21 декабря 1974 года - день записи первого концерта, принято считать днём рождения коллектива. Организатором записи был известный питерский коллекционер Сергей Иванович Маклаков. По его приглашению, тогда ещё подпольный ансамбль "Братья Жемчужные", в состав которого вошли ленинградские джазовые музыканты, собрались в одной из коммунальных квартир на Петроградской стороне и "из под волос" сыграли популярные тогда в народе, но запрещённые "дворово - уличные" песни. Там же было выбрано и оригинальное название коллектива, а первый концерт так и назывался - "Братья Жемчужные - Концерт №1".
Первый состав : Николай Резанов (гитара, банджо), Роберт Сотов (бас), Александр Кавлелашвили (аккордеон), Геннадий Яновский (ударные). Весной 1975 года "Братья Жемчужные" впервые записываются с популярным исполнителем тех лет Аркадием Звездиным-Северным, в коллективе появляется "духовая секция": Г.Лахман (саксофон) и В.Белокопытов (труба). Плодотворное творческое сотрудничество с легендарным исполнителем длилось вплоть до 1980 года, когда Северный ушел из жизни. Итогом их совместного творчества стали 16 двойных концертных альбомов, первый и второй из которых в 1983-1984 годах были изданы в США на виниловых пластинках компанией "Kismet records". За первые годы деятельности, экспериментируя с исполнением "блатной" и "дворово-уличной" классики, ансамблем были опробованы самые разнообразные музыкально-стилистические формы. С конца 70-х годов, "Братья Жемчужные" начинают записываться и с другими исполнителями. Были сделаны концерты с московскими авторами-исполнителями Е.Абдрахмановым и И.Эренбургом. Параллельно создаются и сольные концертные записи ансамбля, репертуар для которых подбирали сами музыканты.
Длительное время многие слушатели, как и представители властных структур, считали что группа с таким названием("Братья Жемчужные") скорее всего работает где-нибудь в эмиграции, во Франции или в Америке, так же "ходили слухи" что "Жемчужные" это подпольный "цыганский оркестр", поэтому в советские времена ансамбль так и не нашли, хотя у музыкантов могли быть серьёзные неприятности из-за выбранного жанра. С 1974 по 1977-ой "Жемчужными" было записано четыре оригинальных сольных концерта, по праву вошедшие в "золотой фонд" блатной песни. Через два года после смерти А. Северного, в 1982-1983 г. "Братья Жемчужные" записывают два альбома с ленинградским автором А. Розенбаумом, впоследствии ставшие классикой русского шансона.
В 1985 году, после последней записи "Конёк - Горбунок", музыканты на время прекращают активную творческую деятельность и работают в различных ресторанных коллективах. В 1989-90 годах, записывают несколько концертов с Игорем Карташовым и собираются вновь только в 1992 году, для записи в профессиональной студии. В 1992 году, записываются альбомы с Виталием Крестовским и Александром Лобановским, известными исполнителями 70-х годов, а с 1994 года с новой программой, начинают выступать с концертами по стране. С 1994 года "Жемчужные" плодотворно работают в питерской студии "Ночное такси" А. Фрумина(продюсер "Братьев Жемчужных"). В 1995-96 годах записываются с Михаилом Кругом, продолжают плотное сотрудничество с А.Розенбаумом, а так же, в качестве аккомпанирующего коллектива, учавствуют в записи многих современных исполнителей жанра.
Начиная с 90-х годов ансамбль записывался с такими известными исполнителями как: М.Гулько, Трофим, В. Асмолов, В. Шунт, С.Бобков, А.Большеохтинский, А.Ф.Скляр, Т.Кабанова, В. ибн Кобозя, а так же И.Иванов-Запольский, В.Черняков, С.Наумов, Барон фон Эргард, И.Глушаков, С.Дружко, Э.Сингер, А.Яковлев, И.Петренко, Г.Пицхилаури, Алеся Атлантова, Кира Хабарова, группа "Чалка" и другие. Свои сольные проекты записывают Николай Резанов и Алексей Дулькевич(музыкант анс."Братья Жемчужные").
В 2005 году, ансамбль "Братья Жемчужные" отметил свой 30-летний юбилей. За 30 лет, накопилось более 100 пластинок(своих и совместных)с музыкальным сопровождением Братьев Жемчужных. В прошлом, записывая подпольные концерты, играя на разных квартирах , адреса которых сейчас музыканты уже позабыли, никто из них не подозревал, что записи будут распространяться миллионными тиражами по всему Союзу и даже за рубежом. И сегодня, несмотря на промчавшиеся годы, музыканты продолжают радовать своих преданных поклонников живыми выступлениями и новыми записями; песнями, ставшими близкими ни одному поколению почитателей жанра русский шансон. Долгие годы, популярными в их исполнении остаются такие, ставшие "классическими" песни, как:"Окурочек", "Извозчик", "Соня", "Вернулся я в Одессу" и многие другие.
Музыканты ансамбля, работавшие в нем в разные годы: Игорь Егоров (<Батон>, барабанщик), Борис Нусембаум (пианист, живет в Торонто, работает в рекламной газете), Александр Афанасьев (басист, бросил музыку), Алик Кавлелашвили (пианист, аккордеонист, тромбонист), Геннадий Яновский (барабанщик, живет в Лазаревском), Роберт Сотов (басист, умер), так же в коллективе работали Евгений Драпкин (клавиши), саксофонисты Геннадий Лахман и Виталий Смирнов, Анатолий Архангельский(ударные), Евгений Фёдоров (скрипка),Виктор Смирнов (клавиши, аранжировки), Георгий Чиков(труба) и многие другие.
В последние годы "Братья Жемчужные" продолжают работать в студии, в соавторстве с поэтом Э.Кузнецовым пишут новые песни, выступают с концертами в родном городе и активно гастролируют в качестве аккомпанирующего коллектива с А.Розенбаумом. Более восьми лет сотрудничают с "Радио шансон". Современная музыкальная стилистика группы, это своеобразный "сплав" жанров, от "старого доброго" джазового диксиленда, до элементов рок-музыки, блюза и фолка. Руководитель и вокалист ансамбля Николай Резанов, кроме музыкальной деятельности, в настоящее время ведет программу на питерском "Радио шансон". С середины 90-х годов, музыканты ансамбля "Братья Жемчужные" являются официальными и постоянными участниками благотворительных акций Общественного Благотворительного Движения "Золотой Пеликан", в Санкт-Петербурге.

22 мая 2006 года скоропостижно скончался руководитель ансамбля "Братья Жемчужные" Николай Серафимович Резанов. Похоронен в Санкт-Петербурге на Ковалёвском кладбище. 00074.gif 00074.gif image
Odesssa
1/27/2011, 8:26:05 PM
Сергей Иванович Маклаков - известный в своё время питерский коллекционер звукозаписей, и в частности блатняка (слово шансон тогда ещё было не в ходу).
Маклаков часто захаживал в «Парус», так как жил рядом, на Большом проспекте. Там они и познакомились с Рязановым. И однажды Маклаков предложил музыкантам записать концерт блатных песен на магнитофон. Те не дали себя долго упрашивать, согласились сразу. 14 ноября 1974 года, во вторник (по этим дням у всех ресторанных музыкантов страны - выходной), привезли аппаратуру и инструменты к Маклакову на квартиру (перли на шестой этаж!), настроились и записались. Когда прослушали пленку, даже удивились - а ничего получилось! Хотя, конечно, надо еще работать и работать, особенно звукооператору. Тут и пришла в голову идея назваться коллективу «Братьями Жемчужными», как дань уважения к своему руководителю Николаю Резанову. И тут же вторая идея - выпить за новорожденный коллектив и, как водится, «за успех нашего безнадежного дела».
Начало было положено. Вскоре записали второй и третий концерты, а Маклаков уже вынашивал планы сделать совместную запись Аркадия Северного и «Братьев Жемчужных».
Первые «студийные» записи давались нелегко. В магнитоальбомах «Братьев Жемчужных» было еще много брака. Ведь записывал Маклаков на один магнитофон, подключив к нему параллельно несколько микрофонов.
Многоканальных магнитофонов и микшерских пультов в то время в продаже не было - зачем советскому человеку многоканальные магнитофоны и микшерские пульты? Микрофоны «фонили», «заводились», в запись попадали
посторонние шумы, один инструмент «забивал» другие. Но энтузиазм Маклаком брал свое - с третьей-четвертой попытки песня записывалась более- менее сносно.
Пробовали записывать каждый инструмент на отдельный магнитофон, а потом, как это делается в профессиональных студиях, «сводить» запись. Ничего не вышло - получался полный разброд. Решили поставить для каждого музыканта «свой» магнитофон и уже этот своеобразный «караван» подключить к
основному магнитофону. Что-то получилось, но до настоящего качества было далеко. Нужен профессиональный микшерский пульт - а где ж его взять?
На выручку Маклакову пришел его товарищ Владимир Мазурин - электротехник, мастер-золотые руки. Мазурин и сам был музыкантом - играл на тромбоне. Работая ведущим инженером в научно-исследовательском институте
геофизики, он выбирал себе командировки в тот город, куда ехал на гастроли Геннадий Гольдштейн со своим коллективом «Про анима», сопровождал их в поездке и сидел на концертах, мечтая играть джаз. Но как бы ни любил
Мазурин джаз, а все- таки не мог отказаться от мира диодов, триодов, конденсаторов и микросхем. Дым расплавленной канифоли был ему сладок и приятен. Именно к Мазурину и обратился Маклаков за помошью -
сделать микшерский пульт. Конечно, при тотальном дефиците на все, в том числе и на радиодетали, справиться с этой задачей казалось нереальным. Пришлось побегать, потратиться, поискать нужных людей, которые достали бы
необходимые детали. Нужно было к тому же изобрести схему, ни больше ни меньше. Словом, нужно было открыть Америку. Но вот еще одна загадка русского человека: Выстрой ему график работы, по которому он мог бы спокойно трудиться каждый день, не оставаясь по ночам, не рискуя заработать язву желудка от недоедания, мигрень от вынужденной бессонницы, без траты нервов, и смотришь - работы нет. А позови его на штурм, на аврал, чтобы за
ночь, кровь из носу, - и все сделано, работает, готово к употреблению! А если заказ подкрепить благородной идеей, возвышенной целью, так и денег никаких не нужно - вкалывает за «спасибо»! Мазурин микшерский пульт сделал.
Апрель 1975 года. Солнечный денек, синее небо над Ленинградом. От ресторана «Парус» отъезжают три автомашины-такси с музыкальной аппаратурой и людьми. Кортеж направляется на улицу Огнева - там живет
Дмитрий Михайлович Колетин, друг и коллега Маклакова. У него на квартире решено записывать концерт Аркадия Северного и «Братьев Жемчужных».
В первой «Волге» едут Маклаков, Северный и Колетин. Ведут оживленный разговор о предстоящей работе. Обсуждают, какие песни спеть, какие не стоит. Маклаков говорит, что Резанов пригласил на запись еще двоих
музыкантов - трубу и саксофон, так что будет настоящий джаз! Северный слегка навеселе - принял для храбрости, ведь с такими музыкантами он будет записываться впервые.
Приехали. Таксист денег не берет, более того, просит поприсутствовать на записи, а потом всех развезти по домам - так его заинтриговали пассажиры своим разговором. Пожалуйста, никто не против. Только сиди тихо.
Втащили аппаратуру, подключили инструменты, а что-бы при записи не было слышно шагов и стуков, отказались от стоек, на которые крепились микрофоны. От одной стены к другой протянули шнур и на него закрепили микрофоны
- изобретение Маклакова! Каждый микрофон подключался в соответствующее гнездо в пульте, а потом выстраивался по индикатору на основном магнитофоне. Маклаков сидел за пультом в наушниках и руководил
процессом, двигая «ползунками». Запись шагнула на новую качественную ступень!
Состав музыкантов был тот же, что и в «Парусе», но Рязанов пригласил еще саксофониста Геннадия Лохмана и трубача Виктора Белокопытова, которого сразу же окрестили Арнольдом Белопортвейновым. Атмосфера тоже была
свободной - на столе стояла водка, закуска, - каждый мог подойти, пропустить рюмку. Дым коромыслом. В общем, нормальная рабочая обстановка.
Пели тогда все. Ну, может, только таксист не подпевал, из скромности. Записали песен двадцать пять, может, и больше. Северный пришелся компании по душе своей доброжелательностью и веселостью нрава.
Он напел тогда половину всех песен, вошедших в этот альбом.
Альбом назвали «Ах, мамочка!» - это был первый магнитофонный альбом Аркадия Северного с «Братьями Жемчужными». Расчет Маклакова оправдался - пленка Северного с оркестровым сопровождением быстро расходилась по рукам, принося прибыль Маклакову и популярность Северному.
Заказчики просили новых пленок, новых песен. Северный покорил советского обывателя своим хриплым баритоном и оригинальным исполнением блатных песен. И работа закипела вновь.
В 1976 году Николай Резанов уехал в Сочи на заработки - играть в ресторане «Кавказский аул». «Братья Жемчужные» остались на время без руководителя. А Маклаков пригласил оставшихся в Ленинграде «братьев»
аккомпанировать Северному в новых домашних концертах. Поэтому музыканты из этических соображений назвали свой малый состав «Четыре брата и лопата». В итоге под этим названием вышли три магнитоальбома.
Аркадию петь и записываться на магнитофон очень нравилось. Он чувствовал: все, что делается этими замечательными ребятами в квартире Маклакова, делается для него, во имя его таланта. Это кому-то нужно, кто-то
ждет его песен. И он старался вовсю. Владимир Александрович Мазурин вспоминает: «Как он пел! Как он выкладывался! Иногда даже слезы на глазах появлялись. В такие моменты думалось: ну почему мы так живем?
Почему должны прятаться? Ведь вот она - русская душа, во всей ее полноте, открытая и больная, светлая и радостная. Сегодня редко можно увидеть или услышать, чтобы кто-то так до самозабвения выкладывался. Все, что
нам подсовывают, - продажно и неискренне.
Я - поклонник джаза, истовый поклонник. Но Северный - это тоже джаз. Как живет труба в руках, в губах, в легких, в сердце Луи Армстронга, так и эта поруганная и осмеянная снобами блатная песня жила в Аркадии Северном».
Семёныч
1/27/2011, 10:07:53 PM



Гитарист ещё жив...
Odesssa
1/27/2011, 11:23:15 PM
Слава Б-гу есть здравствующие и по ныне. По слухам, Резанов получил псевдоним Мишель Жемчужный от Севы Новгородцева (тогда ещё просто Всеволода Левинштейна)- саксофониста "Добры Молодцы." Там же был замечен Юрий Антонов. В общем, легенда на легенде.
Семёныч
1/30/2011, 8:07:46 PM
Я ещё одну легенду слышал... Резанов в одном подъезде с Розенбаумом жил. Может это и не правда?
Odesssa
4/12/2011, 10:11:56 PM
О Розенбауме нашёл такие воспоминания Резанова:

С легкой руки Севы Левенштейна (впоследствии – знаменитого ведущего «Радио Би-би-си» Севы Новгородцева.), который играл со мной в оркестре Вайнштейна, ко мне прилепилась кликуха «Мишель Жемчужный». А потом пошло-поехало – «Братья Жемчужные». Это название было удобным и для маскировки – чтобы шукали среди цыган! Саша Розенбаум рассказывал, что в Киеве его вызвали в КГБ и стали расспрашивать: «Кто такие Жемчужные?» На что он отвечал, что, мол, не помнит, «приехали какие-то цыгане пьяные, налили мне тоже, записали на магнитофон и поминай как звали».
Мавзон
10/12/2013, 5:18:37 PM
Александр Розенбаум в память о Николае Резанове.


kamit
12/17/2013, 7:37:27 PM
светлая память легенде.
Семёныч
12/18/2013, 6:48:18 AM




Посмотрите. Тут вобщем, почти всё верно. Памяти Коли…
Odesssa
12/18/2013, 9:49:03 PM
Спасибо, Семёныч.00077.gif Фильм не большой, но ёмкий. Практически нет навязчивого закадрового журналиста. Только близкие люди, светлые воспоминания.
В фильме промелькнула фраза, что без Жемчужных не состоялся бы Северный, да и первый магнитофонный альбом Розембаума так громко выстрелил благодаря их участию. Не знаю, но у меня когда-то мелькала мысль, что многие узнали о песнях Галича, с бобин Братьев Жемчужных.