Frank Zappa

Pasechnick93
8/3/2006, 5:50:27 PM
Моя старенькая статья о Заппе:

***
Я любил рисовать на нотной бумаге черные кружочки.
Фрэнк Заппа.


Да, был такой музыкант, и звали его Фрэнк Винсент Заппа. Странный был парень, родился в день рождения Иосифа Сталина (21.12.1940). С детства ко всему относился с неподдельным интересом, любил Вареза и Стравинского. В общем, вёл себя как любой нормальный гений. И жизнь у него получилась интересная: от стандартного начала жизни любого американского prodigy (т.е. одарённого малого) и первых проблем с полицией, до мировой известности и проблем с американским правительством.
Заппу можно назвать философом, но его НУЖНО называть гениальным музыкантом. Он был экспериментатор от природы: в раннем детстве он экспериментировал с взрывчатыми веществами, потом подсознательно понял, что культурные взрывы – штука помощнее тротила. В музыку влился сразу, быстро и навсегда. Его композиции с самого начала творчества были нескончаемые эксперименты со стилями, с ритмами, со словами. Неподготовленный человек при прослушивании творчества этого композитора начинает думать, что над ним открыто издеваются. Музыка Заппы – это сложные скачки от одного стиля к другому, талантливая импровизация, высокотехничное исполнение и уникальность – его просто не с кем сравнивать – таких как он просто НЕТ. Его наследие – это десятки и десятки альбомов, концертных записей, так непохожих друг на друга – каждый альбом оригинален.
Всё его творчество – это вызов западной массовой «культуре». Как-то Заппа сделал долгий, отдающий галлюциногенами (сам Фрэнк, кстати, в отличие от своих современников, наркотики не употреблял – эму это было просто не нужно – его воображение и без того «зашкаливало») фильм-концерт «Baby snakes» - его можно, если хорошо поискать, найти на толкучках. Этот фильм надо смотреть тем, кто хочет почувствовать и насладится «иной» культурой. Это даже не альтернатива – это что-то не из этого мира. Редчайшее сочетание, когда музыкальный талант, гениальность, слились с тонким юмором, вызовом и энергией.
На русском языке вышла его книга «The real Frank Zappa book» («Настоящая книжка Фрэнка Заппы.» Фрэнк Заппа, Питер Оккиогроссо - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - Серия "Конец света") - эту книгу должен прочитать каждый молодой музыкант, который не хочет тратить свою жизнь играя попсу или говнорок. Её также должен прочитать также тот, кто ни разу не брал в руки ни один музыкальный инструмент. Книгу Фрэнк Заппа диктовал писателю Питеру Оккиогроссо. Точнее не диктовал, а давал ему многочасовые интервью, после чего писатель превращал стенограммы интервью в главы книги и отдавал их музыканту для окончательной редактуры. Начинается книга с таких слов:
«Данная книга исходит из посылки, что кому-то где-то интересно, кто я, как меня угораздило дойти до жизни такой и что за чушь я несу».
Литературное произведение музыканта, во-первых, интересно, во-вторых, оригинально по стилю и содержанию, а в третьих, действительно смешно (это вам не петросянов по ОРТ смотреть). Эта книга – хорошее дополнение к его музыке. Прочитав её, начинаешь понимать, что этот человек пришёл в этот мир с одной целью: посмеяться над ним. Он всегда высмеивал буржуазный образ жизни, религию, образование, армию, финансовую систему, правительство и знаменитостей. Смеялся над суетой людей, верой в пустышки, над западным идеалом семьи, который он считал заводом по производству оболтусов.
Мнение о собственной книге:
«Автобиографию обычно пишут те, кто считает свою жизнь воистину необыкновенной. Я не считаю свою жизнь необыкновенной ни в каком отношении, однако возможность высказывать в печати всякую чушь о посторонних вещах весьма заманчива.»
В книге можно встретить его размышления о политике. Например, вот что он писал о демократии:
«Американцы любят говорить (или слушать) о Демократии, однако, на поверку, как правило, выходит, что она причиняет им «массу неудобств». Взамен мы предпочитаем авторитарную систему ПОД ВИДОМ демократии, платим бешеные деньги на содержание шутовского правительства, позволяем ему нами помыкать, а потом ещё удивляемся, как туда попали все эти засранцы».
Но самое главное – это, конечно, музыка. Вот пара размышлений признанного гения, основателя собственного стиля в музыке, музыканта абсурда о музыке:
«Если музыка превыше всего, что же такое музыка? Музыкой может быть что угодно, однако ничто не станет музыкой, пока кто-то этого не пожелает, а слушатели не решат воспринимать это как музыку.»
«То, что можно потреблять как музыку, можно исполнить как музыку и преподносить публике таким образом, что она будет воспринимать это как музыку: "Посмотри на это. Ты когда-нибудь такое видал? Я это для тебя создал. Что значит "Что это за поебень"? Это же самый настоящий этюд, жопа.»
Просто и понятно. Нет смысла цитировать что-то ещё из его книги – надо просто её прочесть и понять, что и там, на другом полушарии, тоже были правильные парни.
Его творчество оказало влияние на современников. Великий русский музыкант Сергей Курёхин поддерживал тесные деловые контакты с Фрэнком, музыка которого, по словам самого Сергея, часто вдохновляла его.
Нельзя забывать и о социальных делах музыканта. Одной из самых больших заслуг Заппы, помимо его музыкальных достижений, нужно считать его выступления против цензуры в музыке, в том числе и его выступление в Сенате США (рассказ об этом и других его делах ищите в вышеупомянутой книге).
Музыкант покинул этот мир, над которым он всегда смеялся, в 1993 году, оставив в этом мире вечную память о себе, свою музыку и четверых детей.
После смерти Фрэнка Заппы Сергей Курёхин сказал, что где-то внутри образовалась маленькая область пустоты - там, где всегда жило чувство, что когда выйдет новая пластинка Заппы, можно, прослушав, ждать следующую.
О своей жизни Заппа сказал кратко и точно: «Я вовсе не хотел быть чудаком. Чудаком меня всегда считали другие».
***

Офиц. сайт: https://www.zappa.com

Вспомним гения. Ваши впечатления от его музыки, мысли, которые он навёл, любимые композиции.
painkiller666
8/4/2006, 3:45:58 AM
Можно ли немного осветить по поводу его направления в музыке, а то я вроде бы что-то о нем слышал, но ничего вспомнить не могу...
Pasechnick93
8/4/2006, 6:18:40 PM
Стиль музыки Фрэнка, как и его группы абсурда "The Mothersof all inventions" - это сложная инмпровизация. Собственный стиль, который редко звучал после него и не звучал до него вообще. Стиль "фьюжн".
Ссылку на сайт я дал, там можно найти композиции.
painkiller666
8/6/2006, 2:31:10 AM
Благодарю за информацию! Как выдастся возможность - послушаю...
Rejina
8/9/2006, 5:19:42 AM
Слушала...Согласна,что он неординарен..возможно гениален...но для него нужно особое настроение...
Sorques
8/19/2006, 5:48:26 AM
(Pasechnick93 @ 04.08.2006 - время: 14:18) Стиль музыки Фрэнка, как и его группы абсурда "The Mothersof all inventions" - это сложная инмпровизация. Собственный стиль, который редко звучал после него и не звучал до него вообще. Стиль "фьюжн".
Ссылку на сайт я дал, там можно найти композиции.
Заппа был гений однозначно,но играл он все таки ритм -блюз,хоть и очень навернутый. Фьюжн присутствует в группах играющих прогрессив,вот Роберт Фрипп (King Crimson) тот все жизнь его играл.
Sorques
8/19/2006, 5:52:30 AM
Заппу призедент Чехии Гавел, хотил сделать министром культуры,но он отказался.
FIXXXER
6/19/2007, 3:58:48 AM
Слушал его музыку - мне понравилось. Оч неплохо.
boohoo
9/18/2007, 9:56:29 PM
...больше понравилась проза, чем музыка (прозу прочитал много позже)....не фанат, но гениальность его не отрицаю.... wink.gif drinks_cheers.gif
Sorques
9/19/2007, 5:28:13 AM
(boohoo @ 18.09.2007 - время: 17:56) ...больше понравилась проза, чем музыка (прозу прочитал много позже)....не фанат, но гениальность его не отрицаю.... wink.gif drinks_cheers.gif
А что за проза? Вы на английском ее читали или есть издание на русском?
Ваш Господин
10/28/2007, 9:24:42 PM
Слушал его довольно много, но честно говоря не врубился в его гениальность )) Простите фанаты :) Хотя он с Ленноном дружил, респект ему за это)
Odesssa
4/27/2008, 12:17:34 AM
Недавно переслушивал Фрэнка, а тут ещё в энциклопедии наткнулся. Вот вкраце творческая биография:
imageФрэнсис Винсент Заппа родился 21 декабря 1940 года в Балтиморе, штат Мэриленд. Вырос он в семье ученого-физика (его отец, сицилийский грек, неплохо обращался с акустической гитарой). В детстве заинтересованный игрой на ударных Фрэнк участвовал в нескольких школьных группах, самостоятельно освоив множество инструментов. Первыми музыкальными откровениями для него стали произведения Вареза, Стравинского, Веберна. В 16 лет он добился, чтобы родители купили ему настоящую ударную установку. Заразившись рок-н-роллом и ритм-энд-блюзом, он начал обучение в музыкальном колледже. Примерно в то же время он познакомился с Доном Ван Влайетом, будущим "Капитаном Бифхартом". Также Фрэнк сошелся с Рэем Коллинзом, с которым образовал группу "Soots". С 1960 года Заппа регулярно играл в барах и на вечеринках, попутно записывая музыку для дешевых фильмов. В какой-то момент очередная группа осталась без гитариста, и Фрэнк оставил ударные, чтобы образовавшуюся вакансию. С тех пор именно гитара стала основным творческим инструментом Заппы. В 1963 году он купил у разорившегося приятеля гаражную студию звукозаписи, в которой и записывал музыку в тот период. Однажды он схлопотал три года условно и даже на 10 дней попал в тюрьму за фонограмму для порнофильма. В 1964 году Фрэнк Заппа вошел в состав "The Soul Giants", где вокалистом был все тот же Коллинз. Заппа переименовал группу в "The Mothers" и перевез коллектив в Лос-Анджелес. Вскоре в группе появился гитарист Эллиот Ингберг. "The Mothers" долго выступали в ночных клубах, создав за это время свой неповторимый саунд и научившись писать песни, в которых поверх романтической музыки запускали остросоциальные тексты.

В начале 1966-го "The Mothers" выпустили дебютный двойной альбом "Freak Out", но под давлением звукозаписывающей компании название группы пришлось сменить на "Mothers of Invention". Запись обошлась фирме почти в 30 тысяч долларов (при среднем бюджете в 6-8 тысяч на пластинку), что вызвало сильное недовольство руководства компании. "Freak Out" стал первым в истории рок-музыки концептуальным альбомом, кроме того, это был вообще первый двойной рок-альбом. Несмотря на восторг критиков, пластинка ничего, кроме убытков, группе не принесла. Тогда же команду покинул Ингбер. Тем временем состав "Mothers Of Invention" разрастался: в группу пришли два саксофониста, клавишник и ударник. При записи следующего альбома музыкантам было объявлено, что они не имеют права потратить на запись более одиннадцати тысяч долларов. Вышедшая в 1967 году пластинка была саркастически названа "Absolutely Free" ("Абсолютно бесплатно"), а на развороте обложки была помещена надпись: "Для получения полного либретто вышлите денег, сколько можете, но не менее одного доллара, на адрес…". В числе прочего материала альбом содержал "Plastic People" — пародию на знаменитую "Louie Louie". "Absolutely Free" шокировал Америку издевательскими песнями.

После выхода битловского "Sgt. Pepper", навеянного идеей "Freak Out", Заппа выпустил на него пародию — альбом "We're Only In It For The Money" ("Мы делаем это только ради денег"). Особенно была примечательна обложка диска, представляющая собой стилизацию под конверт битловского сержанта, но вывернутый наизнанку (внешняя сторона — на раскладе, расклад — снаружи). Участники "Mothers Of Invention" на фотографии одеты под проституток, а название группы выложено тухлыми овощами. Диск был выпущен лейблом "Bizarre-Verve", созданным в недрах MGM, а контракт был перезаключен на более человеческих условиях. По форме музыка Заппы представляла собой синтез различных стилей в самых неожиданных пропорциях. На последующих альбомах Фрэнк все больше проводил эксперименты по скрещиванию джаза, рока и классики, не забывая также писать музыку для фильмов. Однако в 1970 году Заппа на время распустил "Mothers Of Invention". Тем временем он записал сольный альбом "Hot Rats", на котором впервые выступил как гитарист-виртуоз. Позже эта пластинка была оценена многими, как "лучший альбом 1970 года", но на момент выпуска она мелькнула в чартах где-то на уровне 99-го места и исчезла. В это же время Заппа пытался осуществить свою давнюю мечту — организовать оркестровое исполнение своей музыки. Но все попытки в это период у него заканчивались плачевно ввиду гигантского масштаба и сложности организации таких мероприятий в условиях противоречивых требований музыкальных профсоюзов. Все сводилось к одной и той же формуле: музыки никакой — затраты огромные.

Вскоре Заппа реформировал "Mothers Of Invention", но в этот период критики обрушились на группу, ее в превращении "в безобразную пародию на саму себя". Тем временем состав "Mothers" менялся едва ли не каждый месяц, причем сама группа то распадалась, то вновь появлялась как ни в чем не бывало. С этого момента все последующие альбомы Фрэнка Заппы неизменно оценивались критиками как "выдающиеся", хотя их тексты вечно становились предметом горячих споров. В 70-е Фрэнк активно занимался продюсерской деятельностью и с поддержкой "Bizare" "выводил в люди" ряд замечательных исполнителей: "Alice Cooper", "Captain Beefheart & The Magic Band", "Wild Man Fischer" и других. В этот же период он записал ряд альбомов, которые наряду с "Hot Rats" вошли в золотой фонд музыкального наследия Заппы: джаз-роковые "Waka/Jawaka", "The Grand Wazoo", "Sleep Dirt"; ориентированные на блюз "Overnight Sensation", "Apostrophe(')", "One Size Fits All", "Zoot Allures", "Zappa In New York". В своих новых работах Фрэнк продемонстрировал всем, что умеет мастерски аранжировать и стилизовать как этническую музыку, так и рок. Он отказался от названия "Mothers Of Invention" и все свои последующие коллективы называл "Zappa". В 1975 году Заппе, наконец-то, удалось не только организовать оркестровое исполнение своих произведений, но и записать их. Позднее этот материал вышел на пластинке "Orchestral Favorites".

В 1979-м году Фрэнк номинировался на "Грэмми" благодаря выпуску хита "Dancin’ Fool". Начиная с 1979-го года он выпустил ряд альбомов, представлявших собой целые музыкальные шоу. Здесь Заппа свободно оперировал различными стилями и направлениями для раскрытия музыкальных характеров своих персонажей. На этих альбомах есть музыка на любой вкус и все это справлено живейшим юмором и гениальной техникой игры на гитаре самого Фрэнка. Наиболее значимым из таких произведений является, пожалуй, музыкальная сага в 3-х актах "Joe's Garage". 80-е и начало 90-х годов тоже были весьма успешными для музыканта: за это время он записал много неплохих альбомов. В этот период он все реже брал в руки гитару, увлекшись синклавиром. Заппа выпустил ряд работ с превалированием синклавирного материала, а один из них, "Jazz From Hell", получил "Грэмми". В 1981-м году Фрэнк издал серию из трех альбомов "Shut Up’N Play Yer Guitar", полностью состоящих из гитарных соло, записанных на концертах. Купить эти альбомы можно было, только оформив почтовый заказ. Считалось, что столь специфичный материал будет интересен лишь узкому кругу слушателей, но спрос оказался столь велик, что в 1982-м году лейбл был вынуждена переиздать эти три альбома единой коробкой для свободной продажи. А в 1988-м году был выпущен самый выдающийся гитарный альбом Заппы "Frank Zappa: Guitar", ставший своего рода музыкальной библией для многих рок-гитаристов последующих времен. В 1993-м году музыкант записал альбом камерной музыки "The Yellow Shark", который сам охарактеризовал, как величайшее дело своей жизни.

В 1985-м году Заппа активно боролся против РЦМР (Родительского центра музыкальных ресурсов), пытающегося ограничить свободу музыкальной мысли. Он выступил в Конгрессе с обличительной речью, но не смог полностью убедить законотворцев во вреде деятельности РЦМР и вскоре на некоторых музыкальных изданиях (не всегда обосновано) стали появляться предупреждения "Вниманию родителей: откровенные тексты!". Заппа остался верен себе и запись обсуждения этого закона в Конгрессе, обработанная и перемикшированная, вышла на альбоме "Frank Zappa Meets The Mothers Of Prevention" в составе композиции "Porn Wars". Так на альбом Заппы попали голоса (правда измененные до неузнаваемости) сенаторов и конгрессменов. В конце 1991-го Заппа заявил, что намерен выдвинуть свою кандидатуру на пост президента США, после чего на него обрушился шквал гневных писем. Интересно, что в ноябре этого же года ведущие музыкальные издания США наконец определили место Фрэнка Заппы в истории, назвав его вклад в рок-музыку огромным и наградив его титулом "Патриарх современной музыки". Однако 4 декабря 1993 года великий музыкант и философ, вечный насмешник и заноза в теле общества умер от рака. За время своей музыкальной деятельности Фрэнк Заппа выпустил более 60-ти альбомов. Большинство его записей отобрано с различных концертов с минимумом последующих наложений и обработок и благодаря этому слушаются на едином дыхании. Объем записанного материала столь велик, что позволял и позволяет время от времени выпускать новые альбомы.
Sorques
8/8/2008, 7:23:27 PM
Интересное совместное выступление с Стивом Вей

frank zappa duels steve vai. 'stevies spanking'




DELETED
8/18/2008, 1:33:00 AM
Гений ,но музыка его на сложное осмысление.
К слову. Стиви Вай начал работать с ним аж в 1979 г.
О своей работе с Заппой Вай говорит так.
"Going on the road with Frank Zappa at such a young age was a bit traumatic...', remembers Steve. При этом как вспоминают те кто работал с ними в то время, срывая свой гнев на Стиви, Заппа не считал нужным извиняться и говорил что Ваю необходимо не брать ничего в голову и укреплять свои нервы.
Odesssa
5/11/2010, 3:25:46 PM
Френк был необычен во всём. Тут нацарапал пост про чудаковатые обложки его дисков.
come on
7/5/2011, 5:08:05 AM
послушал, добротно, профессионально, но для гениальности слишком однобоко. но возможно это чисто моё субъективное.
denoxx
12/3/2011, 1:02:47 AM
Мне больше нравятся его симфонические,и синклявирные работы.
denoxx
12/17/2011, 3:08:41 AM
А вообще то как то неудобно за Русских.Секс форум,а о Zappe,и его текстовой направленности никаких обсуждений.Жаль.
Рабиновичъ
10/18/2014, 3:32:42 PM
Для меня Заппа начался когда (еще при совке) удалось послушать его джазовые(?) альбомы: "The Grand Wazoo" и "Waka Jawaka"-был весьма впечатлен... Остальное слушал-........(без комментариевъ). Надысь посмотрел концертик уже его сыночка....