Handel

King Candy
11/14/2017, 6:23:24 PM
Вспомним Генделя...

Редкое по красоте и чистоте голоса исполнение кантаты Dignare (отрывка). Мальчик 14 лет



Agleam
11/14/2017, 10:52:31 PM
image

Краткая биография Генделя

Гендель Георг Фридрих (1685—1759), немецкий композитор.

image

Родился 27 февраля 1685 г. в городе Галле. С раннего детства мальчик отличался талантом к музыке, но отец мечтал, чтобы он стал юристом. Тем не менее родители разрешили сыну брать уроки игры на органе и композиции у Ф. В. Цахау.
После смерти отца в 1697 г. Гендель решил целиком посвятить себя музыке; правда, ещё в 1702 г. он продолжал заниматься на факультете юриспруденции в Университете в Галле. Одновременно Гендель получил пост органиста протестантского собора. В 1703 г. музыкант уехал в Гамбург, где занял место второго скрипача, клавесиниста и дирижёра Гамбургской оперы.
В этом городе он написал и поставил свою первую оперу «Превратности царской судьбы, или Альмира, королева Кастильская» (1705 г.). С тех пор опера заняла основное место в творчестве Генделя. Им написано свыше 40 произведений этого вида музыкального искусства.
скрытый текст
С 1706 по 1710 г. композитор провёл в Италии, совершенствуя своё мастерство. Кроме того, с огромным успехом он выступал в концертах как исполнитель-виртуоз на органе и клавесине.
Славу Генделю принесла его следующая опера — «Агриппина» (1709 г.). Из Италии он отправился обратно в Германию, в Ганновер, где занял место придворного капельмейстера, а затем в Лондон. Здесь в 1711 г. он поставил свою оперу «Ринальдо».
Начиная с 1712 г. композитор жил в основном в английской столице; ему оказывала покровительство вначале королева Анна Стюарт, а после её смерти — Георг I. С момента открытия в 1719 г. оперного театра «Королевская академия музыки», во главе которого стал Гендель, наступила пора его блестящей славы. Одну за другой писал композитор свои оперы: «Радамист» (1720 г.), «Муций Сцевола» (1721 г.), «Оттон» и «Флавий» (обе 1723 г.), «Юлий Цезарь» и «Тамерлан» (обе 1724 г.), «Роделинда» (1725 г.), «Сципион» и «Александр» (обе 1726 г.), «Адмет» и «Ричард I» (обе 1727 г.).
В 1727 г. Гендель получил английское подданство. В 1728 г. из-за денежных затруднений оперный театр закрылся. Для Генделя наступила тяжёлая пора, он пытался создать новый театр, неоднократно ездил в Италию. Все эти неурядицы подорвали его здоровье: в 1737 г. у него парализовало правую сторону тела. Но композитор не оставил творчество. В 1738 г. им была
написана опера «Ксеркс», но следующая опера — «Дейдамия» (1741 г.) — провалилась, и больше Гендель опер не писал.
Он остановился на жанре оратории, в котором с не меньшим размахом выказал всю силу своего гения. Среди лучших образцов этого жанра — «Саул» и «Израиль в Египте» (обе 1739 г.), «Мессия» (1742 г.), «Самсон» (1743 г.), «Иуда Маккавей» (1747 г.), «Иевфай» (1752 г.). Кроме ораторий Генделем написано около ста кантат, а для оркестра — 18 концертов под общим названием «Большие концерты».
После 1752 г. у Генделя сильно ухудшилось зрение, в конце жизни он вообще ослеп. Тем не менее композитор продолжал творить. Последний концерт под его управлением, в котором исполнялась оратория «Мессия», прошёл за восемь дней до смерти Генделя.
Умер 14 апреля 1759 г. в Лондоне

https://citaty.su/kratkaya-biografiya-gendelya
Agleam
11/16/2017, 12:00:25 AM
image

Одно из лучших произведений Генделя

Гендель Г.Ф. - Пассакалия

Ольга Л.




image

Гендель. Клавирная сюита No. 7 (g-moll), HWV 432

Среди клавирных сюит первого сборника, выпущенного в 1720 году, выделяется широтой композиционного замысла, великолепной чеканкой музыкальных образов, непривычной для клавесинных миниатюр монументальностью стиля сюита № 7, соль минор. Широта концепции этой сюиты сочетается с удивительной стройностью архитектоники, где подчинение всех частей целому обусловлено закономерностями и логикой развития музыкальной идеи. Гендель компонует эту сюиту, применяя с одинаковым мастерством принцип образного контраста и принцип объединения отдельных пьес путем варьирования общих мелодических или ритмических оборотов. Как в зрелой циклической сонате, в соль-минорной сюите композиционную опору составляют крайние части цикла, то есть увертюра и пассакалия. Их роднит высокая патетика, массивность фактуры, маршевость пунктирных ритмических оборотов.
Гендель — лучшее в интернет-магазине OZON.ru →
Название первой части — увертюра — отвечает своему назначению. Это как бы завязка «действия». От увертюры берут движение последующие части, которые через контрастные сопоставления устремляются к финалу — пассакалии.
Увертюра изложена с «театральной» пышностью и торжественностью, в манере и форме оперных увертюр Люлли (сама она представляет собой клавирный вариант увертюры к опере Генделя «Альмира»).
Трехчастная структура увертюры позволяет довести контраст образов до сильнейшего драматического обострения. Крайним медленным разделам с их величественной поступью и богатой орнаментикой противопоставлен средний раздел в быстром темпе:

скрытый текст
В основе его — одна фанфарообразная ритмическая фигура; ее развитие напоминает в некоторых деталях приемы оркестрового письма (перекличка разных групп оркестра — здесь регистров, выделение солирующих голосов, эхо). В целом средний раздел можно представить как некое отражение батальных картин или оперной героики.
Светлый, слегка подернутый печальной дымкой колорит двух последующих пьес — Andante и Allegro — заставляет еще острее ощутить пафос увертюры, ее особую значительность. Несмотря на различия в размере и характере движения, эмоциональный строй обеих пьес однороден. Вариантное развитие одного образа в Andante и Allegro подтверждается общей, интонационной основой:

Как и в сюитах Баха, сарабанда в соль-минорной сюите Генделя является средоточием лирических эмоций, «лирическим центром». Мягкая лирика, которая была рассеяна в предшествующих двух пьесах и скрывалась под изящным покровом близкого к танцевальности движения, концентрируется в сарабанде в образ возвышенно-величавой скорби:

Сосредоточенность чувства, таящаяся в его глубинах патетика раскрываются здесь с большой сдержанностью, в выражениях лаконичных и строгих. Простота гомофонного трех-четырехголосного изложения, диатоничность мелодии, почти освобожденной от присущих жанру мелизматики и флейтовых «переливов», размеренность и периодичность структуры, где каждое построение отделено от другого полной совершенной каденцией, собирающей все голоса в один долгий аккорд, — все это вызывает ассоциации с произведениями хорального склада.
Архитектоника сюиты в сарабанде, составляющей ее центр, получает как бы дополнительную точку опоры, которой «касается» арка, перекинутая от увертюры к пассакалии. Помпезные образы увертюры, насыщаясь углубленным лиризмом сарабанды, приобретают новую, драматическую окраску в пассакалии.
Сарабанда в качестве лирической кульминации как бы подводит черту предшествующему развитию, черту, за которой наступает резкое увеличение контрастности. Драматический эффект от сопоставления сарабанды и жиги ярче, сильнее, чем от сопоставления сарабанды с Allegro и Andante. Дальнейшее обострение контрастности происходит уже от «соприкосновения» жиги с пассакалией, от смены стремительной динамики зажигательного танца суровой патетикой маршеобразной пассакалии:

Если увертюру можно представить как своеобразную завязку драмы, а сарабанду в виде «лирического центра», то пассакалия является общей кульминацией, в которой акцентируются героические и патетические мотивы. Вариационная форма, свойственная пассакалии (Пассакалия, чакона, сарабанда — группа старинных танцев, на основе которых возник своеобразный вид вариаций на выдержанный, постоянный бас (basso ostinato). В таких произведениях преобладают приемы фигурационного, мелодического варьирования, причем свободное мелодическое развитие в разных голосах опирается на неизменно повторяющуюся в басу тему. В отличие от сарабанды, в пассакалии и чаконе тема из баса часто перемещается в другие голоса (чаще в верхний) и сама может служить материалом мелодического развития. Самые великие памятники этого замечательного искусства оставил И. С. Бах. Достаточно вспомнить органную пассакалию до минор или чакону из сюиты для скрипки ре минор.), имеет здесь особое значение. Многократный показ темы в различных ракурсах, возможность слить в едином процессе контрастность сопоставлений с постепенным нарастанием динамики способствуют не только всестороннему раскрытию образа, но и росту его драматических элементов.
Если первая вариация раздвигает диапазон, усиливает монументальность и величественность темы, то следующие две — спокойствием плавного движения, мягкостью мелодико-ритмических линий — разрежают густое звучание и плотную фактуру первой вариации.
Четвертая вариация, как бы суммируя обе предшествующие, завершает первый этап вариационного развития. Начиная с пятой вариации, развитие вступает в новую фазу. Ритмическое дробление, «подталкивая» движение, неуклонно влечет его вперед. Разнообразные виды фигураций обогащают фактуру, и от вариации к вариации она становится все более насыщенной и полнозвучной. Отточенная веками техника варьирования доведена в этой небольшой клавирной пьесе до классического совершенства. Пассакалия Генделя вплотную примыкает к лучшим образцам «строгих» вариаций в клавирном творчестве Моцарта.

В. Галацкая
https://www.belcanto.ru/handel_suite7.html
Agleam
11/16/2017, 12:24:13 AM
image

Г.Ф.ГЕНДЕЛЬ - Sarabanda

Ольга Л.




image

Сарабанда

Старинный танец, известный с 16 в. Этимология названия не установлена; вероятно, С. происходит от.одного из видов андалусского танца урожая. Лит. форма традиц. танц.-песенных текстов, известных под назв. С, близка заджал - строфич. форме с рефреном (Refrainform) арабско-романского происхождения, распространённой в Андалусии с 11 в. Ранние испан. документы свидетельствуют также о связи С. с лат.-амер. (в частности, мексиканским) танц. фольклором.
Ранние формы С., очевидно, различались по образному строю, характеру; так, напр., в классич. испан. лит-ре (М. де Сервантес, Лопе де Вега, Ф. Ортиц, Э. Наварро) она определяется как резвый, озорной, темпераментный танец, исполнявшийся под удары барабана и кастаньет, а в "Ramo de la Inquisition" содержится указание, что С., созданная П. де Фреджо в 1569, пелась во время погребальной церемонии (за это её автор был привлечён инквизицией к ответственности); в 1583 пение С. в Испании было запрещено.
В источниках С. нередко фигурирует наряду с чаконой и сегидильей. Первый печатный образец С. содержится в "Nuova inventione d'intavolatura" Дж. Монтесардо (Флоренция, 1606). В 1612 М. Преториус опубл. большое число С. в сб. инстр. пьес "Терпсихора".

В 1618 в Испании С. стала, несмотря на запрет, придв. танцем и приобрела торжеств., величеств. характер; позднее её танцевали при дворах др. европ. королей (с 1625 - во Франции). Изменение её характера особенно заметно на примере франц. С. (зaravanda francesa, в отличие от зaravanda espaсola), к-рая первоначально была подвижным танцем, а в дальнейшем (с сер. 17 в.) танцевалась подобно придворному менуэту.
Постепенное распространение С. как инстр. пьесы (клавирной, ансамблевой), а также как номера в опере и балете способствовало кристаллизации её жанровых признаков, однако быстрый и медленный виды танца сосуществовали долгое время (напр., в творчестве А. Вивальди). В Англии С. появилась в начале 17 в., причём здесь бытовал преимущественно быстрый тип танца; в нем. источниках того же периода содержатся обе её разновидности, однако распространение подвижной С. относится к более раннему времени.
С сер. 17 в. С. становится постоянной частью инстр. танц. сюиты, в к-рой она занимает место перед заключит, жигой. Важнейшие признаки жанра - медленный темп, характер шествия, трёхдольный метр (3/4 или 3/2) и акцент на второй доле такта. Наивысшими достижениями в этом жанре являются С. из инстр. сюит Г. Ф. Генделя и И. С. Баха:

В 20 в. образцы С. встречаются в инстр. произв. ряда композиторов, в творчестве к-рых заметны неоклассич. тенденции (сюита "Pour le piano", 1901, "Образы", 1905, Дебюсси; балет "Агон" Стравинского, 1957).

Т. Л. Ляхова
King Candy
6/8/2018, 5:34:27 AM
Дуэт двух Сирен из "Ринальдо"







Вообще, считаю, его самая богатая на хиты опера )))
Agleam
6/9/2018, 12:45:33 PM
Солидарен с King Candy и в качестве доказательства, опера Ринальдо, в полной версии.

image

Г.Ф.ГЕНДЕЛЬ - Риналдо Регия Пьер Луиджи Пицци

Roberto Salani



Записано в театре Данте Алигьери Равенны и сезона оперы и танца 2011_2012

image

Опера Генделя «Ринальдо»

image

Опера Г. Ф. Генделя (1711, Лондон), в трех действиях.
Либретто Д. Росси по мотивам поэмы Тассо "Освобождённый Иерусалим".

Главные персонажи:
Ринальдо (меццо-сопрано/контратенор),
Гоффредо/Готфрид Бульонский (тенор),
Альмирена (сопрано), Армида (сопрано), Аргант (бас),
Эвстазий (контральто/контратенор).

Сюжет
Иерусалим времен 1-го крестового похода. Крестоносцы, возглавляемые Готфридом Бульонским, ведут осаду города. У Готфрида есть дочь, Альмирена, к-рую он обещал выдать замуж за храброго рыцаря Ринальдо, отличившегося в боях с сарацинами. Царю Иерусалима Арганту помогает в его борьбе с крестоносцами дамасская волшебница Армида, решившая похитить Альмирену, чтобы отвлечь Ринальдо от осады города. Готфрид и Ринальдо отправляются на поиски девушки. Тем временем в нее влюбляется Аргант, а Армида увлечена Ринальдо, к-рый пренебрегает ею. Готфрид с рыцарем Эвстазием пытаются проникнуть в заколдованный замок Армиды, охраняемый драконами. Армида, к-рая не смогла соблазнить Ринальдо, собирается убить его возлюбленную, но тот спасает ее. Готфрид и Эвстазий с помощью волшебника разрушают чудесный сад Армиды, а затем побеждают и армию Арганта. Царь с Армадой становятся пленниками крестоносцев. Великодушный Готфрид отпускает пленников, принимающих христианскую веру. Ринальдо женится на Альмирене.

Первая опера Генделя, написанная для лондонской сцены. Премьера сочинения, созданного за 2 недели, прошла с большим успехом. Из современных постановок отметим спектакль в Хьюстоне (1975) с Хорн в заглавной партии.

Дискография: CD — Nuova Era. Дир. Фишер, Ринальдо (Хорн), Гоффредо (Паласио), Альмирена (Газдиа), Армида (Вейдингер).

Е. Цодоков
https://www.belcanto.ru/rinaldo.html
King Candy
6/11/2018, 6:37:05 AM
Буквально позавчера в КЗЧ (Москва) давали Ринальдо в концертной версии


Хорошие голоса, эстонцы пели, особенно мне понравилась невеста Ринальдо... Оркестр наш (дирижер и клавесинист - тоже эстонцы)

Sorques
6/11/2018, 9:54:49 AM
(King Candy @ 11-06-2018 - 04:37)
Буквально позавчера в КЗЧ (Москва) давали Ринальдо в концертной версии


Хорошие голоса, эстонцы пели, особенно мне понравилась невеста Ринальдо... Оркестр наш (дирижер и клавесинист - тоже эстонцы)

Вы ходили на концерт?
Я в тему зашел, так как заметил что вы ее создали..в общем давно вас знаю по Серьезному, и почему то не удивился что вам нравится Гендель.. 00003.gif
Он наверное один из первых, стал применять оратории для политики..Оратория" На случай "написана вовремя стюартовского мятежа..
King Candy
6/11/2018, 2:49:37 PM
(Sorques @ 11-06-2018 - 08:54)
(King Candy @ 11-06-2018 - 04:37)
Буквально позавчера в КЗЧ (Москва) давали Ринальдо в концертной версии


Хорошие голоса, эстонцы пели, особенно мне понравилась невеста Ринальдо... Оркестр наш (дирижер и клавесинист - тоже эстонцы)
Вы ходили на концерт?
Я в тему зашел, так как заметил что вы ее создали..в общем давно вас знаю по Серьезному, и почему то не удивился что вам нравится Гендель.. 00003.gif

Да, ходил с дочкой... Приобщаю ребеночка )))

image


Он наверное один из первых, стал применять оратории для политики..Оратория" На случай "написана вовремя стюартовского мятежа..


Я абсолютно ничего не знаю насчет политических взглядов Генделя (да и знать не желаю)... Мне просто нравится музыка Барокко )
King Candy
6/11/2018, 5:08:15 PM
(Sorques @ 11-06-2018 - 08:54)
(King Candy @ 11-06-2018 - 04:37)
Буквально позавчера в КЗЧ (Москва) давали Ринальдо в концертной версии


Хорошие голоса, эстонцы пели, особенно мне понравилась невеста Ринальдо... Оркестр наш (дирижер и клавесинист - тоже эстонцы)
Вы ходили на концерт?
Я в тему зашел, так как заметил что вы ее создали..в общем давно вас знаю по Серьезному, и почему то не удивился что вам нравится Гендель..
Мне больше Бах нравится, на самом деле


В прошлом году зимой ходил на концерт немецкого баритона Маттиаса Герне в тот же КЗЧ - вот просто великолепно (особенно понравилась перекличка гобоя с женским голосом - как перетекало одно в другое)

Там были кантаты Баха с барочным оркестром и органом...


Бах мне нравится своей лаконичностью и прямотой... Я ставлю его выше всех композиторов,, в т.ч. Генделя