Глинка Михаил Иванович

Ptichkanaprovode
VIP
Ptichkanaprovode
moderator
2/11/2018, 3:47:01 PM

Если русская наука началась с Ломоносова, поэзия – с Пушкина, то русская музыка – с Глинки.Его творчество стало отправной точкой и примером для всех последующих русских композиторов.

image
1804 -1857

Краткая биография

Ранним утром 20 мая 1804 года по семейному преданию под трели соловья появился на свет Михаил Иванович Глинка. Малой его родиной стало родительское имение в селе Новоспасское на смоленщине. Там он получил и свои первые музыкальные впечатления, и начальное образование – петербургская гувернантка учила его игре на фортепиано, скрипке и итальянским песням. В 1817 году юный Миша поступает в столичный Благородный пансион, где его наставником становится В. Кюхельбекер. Именно там он познакомился с А.С. Пушкиным, часто навещавшим своего младшего брата. Они поддерживали добрые отношения вплоть до кончины поэта. В Санкт-Петербурге Михаил Иванович стал с еще большим усердием заниматься музыкой. Однако по настоянию отца, окончив пансион, он поступил на государственную службу.

С 1828 года Глинка всецело посвятил себя композиторской деятельности. В 1830-33 годах во время путешествия по Европе он знакомится со своими великими современниками - Беллини, Доницетти и Мендельсоном, изучает в Берлине теорию музыки, значительно расширяя композиторскую деятельность. В 1835 году Глинка в церкви Инженерного замка венчается с юной Марией Петровной Ивановой. Это был стремительный роман, случайное знакомство молодых произошло всего полугодом ранее в доме родственников. А уже на следующий год состоялась премьера его дебютной оперы «Жизнь за царя», после которой ему была предложена должность в Императорской придворной капелле.

В творчестве его стали сопровождать успех и признание, но семейная жизнь не удалась. Всего через несколько лет после женитьбы в его жизни появилась другая женщина – Екатерина Керн. По иронии судьбы дочь пушкинской музы Анны Керн стала музой композитора. Глинка покинул жену, а несколько лет спустя начал бракоразводный процесс. М.П. Глинка также не испытывала сердечной привязанности к супругу и, будучи еще замужем, тайно обвенчалась с другим. Развод затянулся на несколько лет, в течение которых закончились и отношения с Керн. Больше Михаил Иванович в брак не вступал, детей у него также не было.

После провала «Руслана и Людмилы» музыкант отдалился от российской общественной жизни и стал много путешествовать, живя в Испании, Франции, Польше, Германии. В свои редкие наезды в Санкт-Петербург – преподавал вокал оперным певцам. На закате жизни написал автобиографические «Записки». Умер он скоропостижно 15 февраля 1857 года от воспаления легких через несколько дней после берлинского исполнения отрывков «Жизни за царя». Три месяца спустя стараниями сестры его прах был перевезен в Санкт-Петербург.(с)
Ptichkanaprovode
VIP
Ptichkanaprovode
moderator
2/11/2018, 3:49:58 PM




Глинка - Биографический фильм о жизни и творчестве великого композитора


Биографический фильм о жизни и творчестве великого композитора, основоположника русской музыкальной культуры Михаила Ивановича Глинки (1806-1857).
В основе сюжета - история создания одного из шедевров Глинки, оперы «Иван Сусанин» и рассказ о романтической дружбе композитора с Анной Керн, которой посвящен самый знаменитый романс Глинки - «Я помню чудное мгновенье», - созданный на стихи Пушкина
Agleam
Agleam
Грандмастер
2/11/2018, 8:18:56 PM
image

Михаил Иванович Глинка

image
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.


Нам предстоит задача серьезная! Выработать собственный свой стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу.
М. Глинка

Глинка... в такой степени соответствовал потребностям времени и коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продолжение всех столетий его исторической жизни.
В. Стасов

В лице М. Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, достижения и опыт европейского искусства, Глинка завершил процесс формирования национальной композиторской школы, завоевавшей в XIX в. одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором-классиком. В своем творчестве Глинка выразил передовые идейные устремления времени. Его произведения проникнуты идеями патриотизма, верой в народ. Подобно А. Пушкину, Глинка воспел красоту жизни, торжество разума, добра, справедливости. Он создал искусство, настолько гармоничное и прекрасное, что им не устаешь восхищаться, открывая в нем все новые и новые совершенства.

скрытый текст
Что же формировало личность композитора? Об этом Глинка пишет в своих «Записках» — замечательном образце мемуарной литературы. Главными впечатлениями детства он называет русские песни (они были «первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку»), а также крепостной оркестр дяди, который он «любил более всего». Мальчиком Глинка играл в нем на флейте и скрипке, став старше, дирижировал. «Живейшим поэтическим восторгом» наполняли его душу колокольные звоны и церковное пение. Юный Глинка неплохо рисовал, страстно мечтал о путешествиях, отличался живостью ума и богатой фантазией. Два великих исторических события явились для будущего композитора важнейшими фактами его биографии: Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов в 1825 г. Они определили основную идею творчества («Отчизне посвятим души прекрасные порывы»), а также политические убеждения. По словам друга юности Н. Маркевича, «Михаило Глинка... не сочувствовал никаким Бурбонам».

Благотворное влияние на Глинку оказало пребывание в Петербургском Благородном пансионе (1817-22), славившемся прогрессивно мыслящими преподавателями. Его воспитателем в пансионе был В. Кюхельбекер, будущий декабрист. Юность протекала в атмосфере пылких политических и литературных споров с друзьями, причем кое-кто из близких Глинке людей после разгрома восстания декабристов оказался среди сосланных в Сибирь. Недаром Глинка был подвержен допросу относительно связей с «бунтовщиками».

В идейно-художественном формировании будущего композитора немалую роль сыграла русская литература с ее интересом к истории, творчеству, жизни народа; непосредственное общение с А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Дельвигом, А. Грибоедовым, В. Одоевским, А. Мицкевичем. Разнообразными были и музыкальные впечатления. Глинка брал уроки фортепианной игры (у Дж. Филда, а затем у Ш. Майера), учился пению, игре на скрипке. Часто бывал в театрах, посещал музыкальные вечера, музицировал в 4 руки с братьями Виельгорскими, А. Варламовым, начал сочинять романсы, инструментальные пьесы. В 1825 г. появился один из шедевров русской вокальной лирики — романс «Не искушай» на стихи Е. Баратынского.

Немало ярких художественных импульсов дали Глинке путешествия: поездка на Кавказ (1823), пребывание в Италии, Австрии, Германии (1830-34). Общительный, пылкий, увлекающийся юноша, доброту и прямодушие сочетавший с поэтической чувствительностью, он легко обзаводился друзьями. В Италии Глинка сблизился с В. Беллини, Г. Доницетти, встречался с Ф. Мендельсоном, позже среди его друзей появятся Г. Берлиоз, Дж. Мейербер, С. Монюшко. Жадно впитывая разнообразные впечатления, Глинка серьезно и пытливо учился, завершив музыкальное образование в Берлине у известного теоретика З. Дена.

Именно здесь, вдали от родины, Глинка в полной мере осознал свое истинное предназначение. «Мысль о национальной музыке... более и более прояснялась, возникло намерение создать русскую оперу». Этот замысел осуществился по возвращении в Петербург: в 1836 г. была завершена опера «Иван Сусанин». Ее сюжет, подсказанный Жуковским, давал возможность воплотить чрезвычайно увлекавшую Глинку идею подвига во имя спасения родины. Это было новым: во всей европейской и русской музыке не появлялось героя-патриота, подобного Сусанину, образ которого обобщает лучшие типические черты национального характера.

Героическая идея воплощается Глинкой в формах, характерных для национального искусства, на основе богатейших традиций русской песенности, русского профессионального хорового искусства, которые органично соединились с закономерностями европейской оперной музыки, с принципами симфонического развития.

Премьера оперы 27 ноября 1836 г. была воспринята передовыми деятелями русской культуры как событие большого значения. «С оперой Глинки является... новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки», — писал Одоевский. Высоко оценили оперу русские, позже зарубежные, писатели и критики. Пушкин, присутствовавший на премьере, написал четверостишие:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

Успех окрылил композитора. Сразу же после премьеры «Сусанина» началась работа над оперой «Руслан и Людмила» (на сюжет поэмы Пушкина). Однако всевозможные обстоятельства: неудачная женитьба, завершившаяся разводом; высочайшая милость — служба в Придворной певческой капелле, отнимавшая много сил; трагическая гибель Пушкина на дуэли, разрушившая планы совместной работы над произведением, — все это не благоприятствовало творческому процессу. Мешала бытовая неустроенность. Некоторое время Глинка жил у драматурга Н. Кукольника в шумном и веселом окружении кукольниковской «братии» — художников, поэтов, изрядно отвлекавших от творчества. Несмотря на это, работа продвигалась, а параллельно появлялись и другие произведения — романсы на стихи Пушкина, вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (на ст. Кукольника), первый вариант «Вальса-фантазии», музыка к драме Кукольника «Князь Холмский».

К этому же времени относится деятельность Глинки в качестве певца и вокального педагога. Он пишет «Этюды для голоса», «Упражнения для усовершенствования голоса», «Школу пения». Среди его учеников С. Гулак-Артемовский, Д. Леонова и др.

Премьера «Руслана и Людмилы» 27 ноября 1842 г. принесла Глинке немало тяжелых переживаний. Враждебно встретила оперу аристократическая публика во главе с императорской фамилией. Да и среди сторонников Глинки мнения резко разделились. Причины сложного отношения к опере заключаются в глубоко новаторской сущности произведения, с которое начался неведомый ранее Европе сказочно-эпический оперный театр, где в причудливом переплетении предстали разнообразные музыкально-образные сферы — эпическая, лирическая, восточная, фантастическая. Глинка «на былинный лад распел пушкинскую поэму» (Б. Асафьев), причем неторопливое развертывание событий, основанное на смене красочных картин, было подсказано пушкинскими словами: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Как развитие самых сокровенных идей Пушкина предстали в опере и другие ее черты. Солнечная музыка, воспевающая любовь к жизни, веру в торжество добра над злом, перекликается со знаменитым «Да здравствует солнце, да скроется тьма!», а яркий национальный стиль оперы как бы вырастает из строк пролога; «Там русский дух, там Русью пахнет». Несколько последующих лет Глинка провел за границей в Париже (1844-45) и в Испании (1845-47), специально изучив перед поездкой испанский язык. В Париже с большим успехом прошел концерт из произведений Глинки, по поводу которого он писал: «...Я первый русский композитор, который познакомил парижскую публику со своим именем и своими произведениями, написанными в России и для России». Испанские впечатления вдохновили Глинку на создание двух симфонических пьес: «Арагонская хота» (1845) и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1848-51). Одновременно с ними в 1848 г. появилась знаменитая «Камаринская» — фантазия на темы двух русских песен. С этих произведений, равно «докладных знатокам и простой публике», ведет свое начало русская симфоническая музыка.

Последнее десятилетие жизни Глинка жил попеременно в России (Новоспасское, Петербург, Смоленск) и за рубежом (Варшава), Париж, Берлин). Атмосфера все сгущавшегося глухого недоброжелательства угнетающе действовала на него. Лишь небольшой круг истинных и горячих почитателей поддерживал его в эти годы. Среди них А. Даргомыжский, дружба с которым началась еще в период постановки оперы «Иван Сусанин»; В. Стасов, А. Серов, молодой М. Балакирев. Творческая активность у Глинки заметно снижается, однако новые веяния в русском искусстве, связанные с расцветом «натуральной школы», не прошли мимо его внимания к определили направление дальнейших художественных поисков. Он начинает работу над программной симфонией «Тарас Бульба» и оперой-драмой «Двумужница» (по А. Шаховскому, незаконч.). Одновременно возник интерес к полифоническому искусству эпохи Возрождения, мысль о возможности связать «Фугу западную с условиями нашей музыки узами законного брака». Это вновь привело Глинку в 1856 г. в Берлин к З. Дену. Начался новый этап творческой биографии, которому не суждено было завершиться... Глинка не успел осуществить многое из того, что было задумано. Однако его идеи получили развитие в творчестве русских композиторов последующих поколений, начертавших на своем художественном знамени имя основоположника русской музыки.


О. Аверьянова
Ptichkanaprovode
VIP
Ptichkanaprovode
moderator
2/11/2018, 9:09:50 PM



Без музыки невозможно представить этого замечательного, русского композитора.

Глинка - Вальс-фантазия
Ptichkanaprovode
VIP
Ptichkanaprovode
moderator
2/11/2018, 9:16:27 PM




Зарождение русской классической музыкальной школы.

Выдающиеся достижения музыкальной культуры первой по­ловины XIX в. были связаны с именем Михаила Ивановича Глинки (1804—1857), являющегося основоположником русской классической музыки. В творчестве композитора нашли ярчай­шее отражение передовые устремления своего времени, дух ис­торической эпохи. Обобщив опыт русской музыкальной тради­ции в её разнообразных жанрах и органично связав его с лучши­ми достижениями зарубежной музыкальной культуры, Глинка ввёл русскую музыку в контекст вершинных достижений ми­рового искусства. Подобно Пушкину в литературе, класси­ческий период в истории русской музыки начинается именно с творчества Глинки, а впоследствии оно во многом определит дальнейшие пути развития русской музыкальной культуры. Композитор Г. В. Свиридов (1915—1998) справедливо отмечал, что Глинка положил начало всему, чем живёт наше музыкальное ис­кусство. К какому явлению русской музыки ни обратись — все нити поведут к Глинке... У истока любого значительного явления русской музыки будет сиять имя Глинки».(с)
Семёныч
Семёныч
Грандмастер
2/12/2018, 5:34:48 AM
Нисколько не пытаясь умалить вклад в музыку М.И.Глинки, хочу внести некоторую справедливость в историю Русской музыки.
"Основоположник Русской классической музыки". Вроде всё верно, а с чего началось? Ну вобщем и это понятно. "Жизнь за Царя" поставлена в 1836 году. Гениальная опера, тут не обсуждаем даже но… "Аскольдова Могила" Верстовского уже больше года шла на сцене. Будем считать, что она слабее, собственно, так и есть, а как же быть с Виельгорским и его его оперой "Цыгане"? А оперы Алябьева, их семь штук было, да и не только операми он ценен. "Вечерний Звон"знает каждый.
"Соловей" написан в 1825 году, это ли не Русская классика в чистом виде? Ну форма мелкая, драматизма не хватает, а Давыдов? Его "Жертвоприношение" поставленное в 1802 году весьма даматично. Между прочим, "Среди долины ровныя" не народная песня, а именно Давыдовская.
Опять же Гурилёв, тот, который Лев Степанович. Именно он работает в крупной форме включая в свои сонаты Русские напевы, вот уж у кого и масштаб и драматизм. Рекомендую послушать его ре минорную сонату для ф-но написанную в 1794-ом. Обязательно послушать его цикл из 24-ёх прелюдий (во всех тональностях!) и заключающую цикл фугу из четырёх голосов, да он собственно и был Русским Бахом, это ли не ХТК? Так не он один! Бортнянский практически ноздря в ноздрю с Гурилёвым работал над сонатной формой, да как работал. Гурилёв, что любопытно и крайне редко, до 1831 года являлся крепостным у Орлова. Кстати Гурилёв, тот который Александр, тот самый, который "Однозвучно гремит колокольчик", "Разлука", "Раскинулось море широко", ну это народная уже, а изначально "После Битвы", Да и Варламовские романсы "Горные Вершины", "Вдоль по Улице метелица", "На заре ты её не буди" написаны задолго до 36-го года. Ну так мы пойдём ещё дальше. Дегтярёв Степан Аникиевич композитор Шереметьевского театра написал больше 60 концертов, а так же ораторий, перевёп с Итальянского несколько книг по композиции. Пашкевич Василий Алексеевич премьера его оперы "Несчастье от Кареты" поставленной в эрмитаже в 1779 году, вызвал довольно большой резонанс в мировой музыкальной среде! Остальные его оперы, точно знаю, что их было не менее четырёх, врать не буду, не слышал. Весьма интересен Осип Козловский, особенно его героическая опера "Взятие Измаила" на слова Потёмкина! К сожалению до нас не дошли ноты его остальных опер, но со слов его современников, они были очень хороши. Ну иностранцев типа Сора и Арайи, трогать не буду, да и Огинского с его полонезом тоже, Хотя польша тогда была частью России, да и многих Русских композиторов и весьма достойных я пропустил.
Так нахрена ты это тут написал? Предвидя такой вопрос отвечаю. Считаю не совсем справедливым писать "Основоположник Русской классической музыки". Правильнее будет так.
Один из основоположников, или… Ярчайший из основоположников! Справедливо?
Прошу учитывать, это только мною выстаданое мнение и не в коей мере я не призываю разделять его со мной. Но готов конструктивно подискутировать с теми, кто захочет доказать мою ошибку.
Ptichkanaprovode
VIP
Ptichkanaprovode
moderator
2/13/2018, 8:18:37 AM
(Семёныч @ 12-02-2018 - 06:04)
Нисколько не пытаясь умалить вклад в музыку М.И.Глинки, хочу внести некоторую справедливость в историю Русской музыки.
"Основоположник Русской классической музыки". Вроде всё верно, а с чего началось? Ну вобщем и это понятно. "Жизнь за Царя" поставлена в 1836 году. Гениальная опера, тут не обсуждаем даже но… "Аскольдова Могила" Верстовского уже больше года шла на сцене. Будем считать, что она слабее, собственно, так и есть, а как же быть с Виельгорским и его его оперой "Цыгане"? А оперы Алябьева, их семь штук было, да и не только операми он ценен. "Вечерний Звон"знает каждый.
"Соловей" написан в 1825 году, это ли не Русская классика в чистом виде? Ну форма мелкая, драматизма не хватает, а Давыдов? Его "Жертвоприношение" поставленное в 1802 году весьма даматично. Между прочим, "Среди долины ровныя" не народная песня, а именно Давыдовская........................................ Предвидя такой вопрос отвечаю. Считаю не совсем справедливым писать "Основоположник Русской классической музыки". Правильнее будет так.
Один из основоположников, или… Ярчайший из основоположников! Справедливо?
Прошу учитывать, это только мною выстаданое мнение и не в коей мере я не призываю разделять его со мной. Но готов конструктивно подискутировать с теми, кто захочет доказать мою ошибку.

Да, верно все, что вами написано, но как говорит источник, и это факт- именно Глинку с его музыкальными импровизациями на тему русской песни, высшее общество стало признавать первым из всех )
Семёныч
Семёныч
Грандмастер
2/13/2018, 2:32:08 PM
Высшее общество в то время хорошо приняло Глинку. Сначала вышла опера, а потом уже стали говорить о Русских лейтмотивах в его музыке. Вы слушали приведённых мною авторов? У них не меньше Русского в музыке. Вон "Вечерний звон" переведён Козловым с английского, но является Русской народной песней. Опять же, какой из первоисточников? Может пора пересмотреть взгляды. Нам частенько долбят, про неполноценность, да и мы любим поплакаться, вот мы, какие неполноценные, а вот просвящённая европа.… Музыка до Глинки была в России. Смею уверить, весьма приличная. Вобщем я за приемственность. И всёже мне кажется пора сломать эту традицию.
Ptichkanaprovode
VIP
Ptichkanaprovode
moderator
2/13/2018, 5:55:34 PM
(Семёныч @ 13-02-2018 - 15:02)
Высшее общество в то время хорошо приняло Глинку. Сначала вышла опера, а потом уже стали говорить о Русских лейтмотивах в его музыке. Вы слушали приведённых мною авторов? У них не меньше Русского в музыке. Вон "Вечерний звон" переведён Козловым с английского, но является Русской народной песней. Опять же, какой из первоисточников? Может пора пересмотреть взгляды. Нам частенько долбят, про неполноценность, да и мы любим поплакаться, вот мы, какие неполноценные, а вот просвящённая европа.… Музыка до Глинки была в России. Смею уверить, весьма приличная. Вобщем я за приемственность. И всёже мне кажется пора сломать эту традицию.
Согласна полностью, две руки поднимаю вверх-я за!
Если уж вдаваться подробно в историю музыки -искать корни всех начал -это отдельная тема получится с обсуждением. Вот хотя бы вспомнить -народные инструменты, а разве они не заслуживают особого внимания? Их звук гармоничен и созвучен с природой. Иногда я слушаю струнные народные инструменты и осознаю - это действительно уникальное явление. Да и сам человек музыкален, если у него есть голос. Где, в чем он черпал вдохновение и идеи для исполнительского творчества? В какие времена родилась народная песня? Об этом можно только догадываться, а как хотелось бы узнать правду.
Семёныч
Семёныч
Грандмастер
2/13/2018, 9:13:14 PM
Ну… Вообще то у нас, в восьмидесятые конечно, в Москвской Консерватории велись довольно интересные исследования на эту тему. Особенно сильные работы были в "Иполитовке". Там каждый год экспедиции за фольклором ездили, даже в африку! Сколько народу на эту тему защитилось. Можно конечно всё это разыскать и выложить тут. Вернее на фольклорной доске… (?)
Ptichkanaprovode
VIP
Ptichkanaprovode
moderator
2/13/2018, 10:02:28 PM
(Семёныч @ 13-02-2018 - 21:43)
Ну… Вообще то у нас, в восьмидесятые конечно, в Москвской Консерватории велись довольно интересные исследования на эту тему. Особенно сильные работы были в "Иполитовке". Там каждый год экспедиции за фольклором ездили, даже в африку! Сколько народу на эту тему защитилось. Можно конечно всё это разыскать и выложить тут. Вернее на фольклорной доске… (?)

Конечно интересно, я тоже добавлю кое-чего) Только я доску не нашла эту)Где она находится?