Перо де Сада

ganjj
7/1/2009, 1:42:06 AM
В ролях: Джеффри Раш, Билли Уайтло, Кейт Уинслет, Хоакин Феникс, Майкл Кейн

Описание: Гений и злодейство две вещи очень даже совместные. И не надо делать никаких шагов от гения до безумства, поскольку частенько это вообще одно и то же. Кем был знаменитый маркиз де Сад? Преступником? Извращенцем? Безумцем? Философом? Эпатером, издевающимся над почтенной публикой? Гением? Певцом свободы? Воплощением зла? Мучеником? А почему бы не всем вместе?

Гений и злодейство две вещи очень даже совместные. И не надо делать никаких шагов от гения до безумства, поскольку частенько это вообще одно и то же. Кем был знаменитый маркиз де Сад? Преступником? Извращенцем? Безумцем? Философом? Эпатером, издевающимся над почтенной публикой? Гением? Певцом свободы? Воплощением зла? Мучеником? А почему бы не всем вместе? Он копался в человеческой душе, выкидывая на поверхность все самое темное, самое страшное, самое запретное, что находил там. Его книги до сих пор шокируют своим эксгибиционизмом. Его фантазия чудовищна, его философия свободы остра, его социальная сатира гениальна. Его сочинения убивают одних и спасают других. Он одновременно притягивает и отталкивает, как притягивает и отталкивает вид свежей крови. Он загадка, которая тем и интересна, что навсегда останется неразгаданной. А люди по-прежнему будут читать Жюстину , Жюльетту , Философию будуара и Преступления любви .

Перо маркиза де Сада - это не биография писателя. Это мысли о Маркизе. Это сон о нем. Это фантазия на тему его жизни и его произведений. Маркиз мог быть таким, каким его сыграл великолепный Джеффри Раш ( Блеск ) - жестоким и нежным, мучающим и страдающим, гениальным и безумным, смеющимся и плачущим и обнаженным, обнаженным до предела. Но он мог таким и не быть. Это просто образ, нарисованный талантливейшими людьми - драматургом Дагом Райтом и режиссером Филипом Кауфманом ( Подходящий материал , Невыносимая легкость бытия ).

Психиатрическая больница Шерантон. Маркиз де Сад строчит свои извращенные сочинения, юная невинная прачка Мадлен (Кейт Уинслет), считающая маркиза гением, тайно переправляет его рукописи на волю, а молодой врач аббат Кульмьер (Хоакин Феникс), считающий де Сада безумцем, надеется, что перья и бумага помогают лечению. Но хочет ли де Сад выздороветь? И можно ли вылечиться от гениальности? Вот в чем вопрос.

Поскольку мягкое лечение доброго аббата Кульмьера не дает желаемых результатов, более того, книги сумасшедшего маркиза продолжает читать вся Франция, Наполеон присылает в Шерантон злого и жестокого доктора Ройе-Коллара (Майкл Кейн). Тот требует немедленно прекратить безобразия и перестать уже, в конце концов, тайно печатать эти ужасные книжонки. Но маркиз безобразия не прекращает, а даже наоборот, продолжает веселиться на полную катушку, издеваясь и над плохим доктором и над хорошим аббатом. А новые рукописи по-прежнему превращаются в печатные издания.

Наполеон в гневе, Ройе-Коллар в гневе, Кульмьер тоже в гневе. У упрямого графомана отбирают перья, чернила и бумагу. Тогда маркиз пишет на простынях вином и куриной косточкой. У него отбирают простыни, вино и кости, а также, на всякий случай, мебель, книги и канделябры. Тогда маркиз пишет собственной кровью на своей одежде. У него забирают одежду и все, что осталось в комнате. Свое последнее произведение он написал в карцере своим собственным калом. И умер, проглотив крестик аббата.

Отчего создатели фильма постоянно говорят, что это комедия? Быть может, пьеса Дага Райта, которую он позднее превратил в киносценарий, и была искрящейся комедией , но над картиной Кауфмана может смеяться только такой извращенец, как сам маркиз де Сад. Триллер, драма, трагедия, костюмный фильм, все, что угодно, только не комедия. Да, конечно, Перо маркиза не лишено чувства юмора (очень черного юмора, кстати), но в картине намного больше страданий, боли, страсти и безумия, чем смеха. И признаться, фильм шокирует не меньше, чем сочинения его главного героя. Думаю, сцена, в которой аббат в церкви занимается сексом с трупом девушки достойна пера маркиза и его аплодисментов. Впрочем, фильм не о маркизе. Фильм о том, что не прав был Пушкин, когда говорил, что гений и злодейство две вещи несовместные.

Алла Демина
shpion
3/29/2014, 3:00:38 PM


Имя Донасьена Альфонса Франсуа де Сада не только вошло в историю французской литературы, но и стало нарицательным, обозначив понятие «садизм», характеризующее склонность к насилию и получение удовольствия от унижения и мучений других. Бурная интимная жизнь была присуща и героям его произведений, и самому автору. В биографии маркиза было много занятных эпизодов: обвинения в изнасиловании, в содомии, в отравлении женщин афродизиаками, в похищении и даже смертный приговор, которого ему все же удалось избежать.

Но события этого фильма рассказывают о последних годах жизни маркиза де Сада, о его заточении в Шарантоне, что не мешало ему продолжать творить. В первую очередь хочу отметить несоответствия в его биографии и сюжетной линии фильма. Маркиз не покончил жизнь самоубийством. Он умер от астматического приступа. А мадам Кенэ жила вместе с ним в Шарантоне. Я понимаю, что сценаристы имеют право пересказать историю на свой лад, чтобы придать больше драматизма. Но судьба де Сада и без того довольно интересная. Я лично ожидал от фильма большего.

Здесь все держится только на его громком имени. Джеффри Раш, кстати, очень хорошо вошел в образ похотливого искусителя. Вообще проблема именно в слабом сценарии, который меня не смог заинтриговать. Есть несколько запоминающихся деталей (озабоченный верзила Бушон, чувственная Мадлен, исписанные стены, забавная театральная постановка). Но это всего лишь яркие пятна на сером фоне. Отдельно похвалю Кейт Уинслет. За ее героинями всегда интересно наблюдать. Ну, еще парочка психов запомнилась. В общем, не самый интересный фильм и не самая интересная часть биографии Донасьена. Можно глянуть один раз. Все-таки это был человек с необычным мировоззрением.
Рабиновичъ
12/26/2014, 5:34:19 PM
...Фильм-умопомрачительный... Просто-бомба!!... Джеффри Раш-уникальный актер, талантище неимоверный, где бы он ни снимался-везде 100%-ное попадание! Гений, однако...