Валдай.
DELETED
Акула пера
7/28/2006, 3:35:10 PM
Валдай
Валдайская земля прекрасна своими живописными пейзажами, чистым воздухом, прозрачностью озер. Она влечет своей красотой, таинственной неизведанностью старины. О древности здешних мест говорят археологические памятники и многочисленные легенды о происхождении Валдая.
Одна из них говорит о том, что жил на берегу озера юноша удивительной красоты - кузнец по имени Валда. Каждый день вставал он с восходом солнца и шел к озеру умываться. И только наклонится к воде, чтобы набрать в ладони прозрачной влаги, как лицо его начинает отражаться в воде. И любо воде отражать лицо это, и просыпается вода, спавшая всю ночь, начинает волноваться, выплескивая, волны на берег и повторяя: "Валда, Валда, Валда...". Так и стали люди звать воду эту Валдою. Поселение, где кузнец жил, тоже Валдою называли, потом Валдаями, Валдаем...
Первожителями здешних мест были финно-угорские племена. Они и дали имя Валдаю, которое на одном из финно-угорских говоров означает "живая вода", "животворящая вода".
Первое письменное упоминание о Валдае относится к 1495 г. Под этим годом в писцовой книге Деревской пятины Новгородской земли было впервые указано Валдайское селище в два двора: двор Якушки Демехова, двор сына его Климки. В XVI в. Валдай известен как дворцовое село, принадлежащее государю, а в нем 94 двора.
В 1653 г. на Сельвицком острове Валдайского озера началось строительство Иверского монастыря, основателем которого был патриарх Никон. Монастырю суждено было занять особое место в истории русского православия и отечественной истории в целом, а также в истории русской культуры, как уникального памятника зодчества, центра изразцового производства, кузнечного и литейного мастерства, резьбы по дереву и камню, книгопечатания.
Для того чтобы придать больший авторитет патриаршей стройке, царь Алексей Михайлович приказал переименовать свое дворцовое село Валдай в Богородицыно, Валдайское озеро - в Святое, подарив их монастырю вместе с другими деревнями, полями, лесами, болотами, реками и озерами. Во владении Иверского монастыря с. Богородицыно находилось до 1764 года. Отписывая село от монастыря, Екатерина II одновременно официально вернула ему и первоначальное название - Валдай, а 28 мая 1770 года последавал ее именной указ о возведении Валдая в ранг прочих российских городов.
Спустя два года последовал еще один императорский указ, даровавший герб г. Валдаю, означающий милость Екатерины II к сему селению и гористое его местонахождение.
Указ конкретизировал систему градоустройства Валдая и определял преимущества, получаемые местными жителями в связи с этим, стимулировал развитие торговли, ремесел, строительства.
Из Петербурга был выписан план застройки Валдая. В первую очередь отстраивались казенные каменные дома: магистрат, народное училище, путевой дворец императрицы и ее дворцовая церковь во имя великомученицы святой Екатерины, возведенная по проекту Н.А.Львова.
В Валдае появляются заводы - мыловаренные, свечесальные, кожевенные, колокольные. Продукция последних прославила Валдай ямскими и церковными колоколами.
Особую славу Валдаю, стоящему на середине Московско-Петербургского тракта и сосредотачивающему все свои силы, таланты, предприимчивость на обслуживании проезжающих через город путешественников, принес бараночный промысел. Удивительные на вкус баранки продавались самыми лучшими красавицами Валдая с непременными поцелуями.
Строительство Николаевской железной дороги привело к резкому сокращению количества путешественников, следующих через Валдай, и способствовало упадку знаменитых ремесел и торговли. Однако и во второй половине XIX - начале XX вв. Валдай не переставал привлекать к себе внимание россиян.
Общерусским актом благотворительности стало сооружение Короцкого женского монастыря на родине святителя Тихона Задонского. В это время увеличивается число не праздноедущих или спешащих по делам путешественников, а паломников, следующих к святым местам. Все более валдайская земля осознается как особое место покоя, святости, уединения. Люди едут к валдайским обителям, к часовням на святых ручьях, к местам, отмеченным подвижничеством святых старцев.
Целительное воздействие валдайской природы было известно с давних пор. В 1915 г. был открыт Варницкий курорт близ Валдая с грязе и водолечением.
В этот же период на Валдай поехали дачники, желавшие получить отдохновение, покой, заряд творческих сил.
В городе появилась усадьба писателя Всеволода Соловьева, публициста Михаила Меньшикова, педагога и общественного деятеля Виктора Острогорского и др.
Уникальность валдайской природы всегда составляла главную суть этой земли. Природоохранной, научно-исследовательской деятельностью на Валдае занимается Валдайский филиал Государственного гидрологического института и Национальный парк "Валдайский", созданный в 1990 году.
Валдай и сегодня остается излюбленным местом отдыха. В Валдай и сегодня спешат паломники, чтобы увидеть возрожденный Иверский монастырь. И так же как в древности, среди прочих святынь Валдай чтит имя свое и озеро, помня, что Валдай - и есть вода; живая, животворящая вода.
Валдайская земля прекрасна своими живописными пейзажами, чистым воздухом, прозрачностью озер. Она влечет своей красотой, таинственной неизведанностью старины. О древности здешних мест говорят археологические памятники и многочисленные легенды о происхождении Валдая.
Одна из них говорит о том, что жил на берегу озера юноша удивительной красоты - кузнец по имени Валда. Каждый день вставал он с восходом солнца и шел к озеру умываться. И только наклонится к воде, чтобы набрать в ладони прозрачной влаги, как лицо его начинает отражаться в воде. И любо воде отражать лицо это, и просыпается вода, спавшая всю ночь, начинает волноваться, выплескивая, волны на берег и повторяя: "Валда, Валда, Валда...". Так и стали люди звать воду эту Валдою. Поселение, где кузнец жил, тоже Валдою называли, потом Валдаями, Валдаем...
Первожителями здешних мест были финно-угорские племена. Они и дали имя Валдаю, которое на одном из финно-угорских говоров означает "живая вода", "животворящая вода".
Первое письменное упоминание о Валдае относится к 1495 г. Под этим годом в писцовой книге Деревской пятины Новгородской земли было впервые указано Валдайское селище в два двора: двор Якушки Демехова, двор сына его Климки. В XVI в. Валдай известен как дворцовое село, принадлежащее государю, а в нем 94 двора.
В 1653 г. на Сельвицком острове Валдайского озера началось строительство Иверского монастыря, основателем которого был патриарх Никон. Монастырю суждено было занять особое место в истории русского православия и отечественной истории в целом, а также в истории русской культуры, как уникального памятника зодчества, центра изразцового производства, кузнечного и литейного мастерства, резьбы по дереву и камню, книгопечатания.
Для того чтобы придать больший авторитет патриаршей стройке, царь Алексей Михайлович приказал переименовать свое дворцовое село Валдай в Богородицыно, Валдайское озеро - в Святое, подарив их монастырю вместе с другими деревнями, полями, лесами, болотами, реками и озерами. Во владении Иверского монастыря с. Богородицыно находилось до 1764 года. Отписывая село от монастыря, Екатерина II одновременно официально вернула ему и первоначальное название - Валдай, а 28 мая 1770 года последавал ее именной указ о возведении Валдая в ранг прочих российских городов.
Спустя два года последовал еще один императорский указ, даровавший герб г. Валдаю, означающий милость Екатерины II к сему селению и гористое его местонахождение.
Указ конкретизировал систему градоустройства Валдая и определял преимущества, получаемые местными жителями в связи с этим, стимулировал развитие торговли, ремесел, строительства.
Из Петербурга был выписан план застройки Валдая. В первую очередь отстраивались казенные каменные дома: магистрат, народное училище, путевой дворец императрицы и ее дворцовая церковь во имя великомученицы святой Екатерины, возведенная по проекту Н.А.Львова.
В Валдае появляются заводы - мыловаренные, свечесальные, кожевенные, колокольные. Продукция последних прославила Валдай ямскими и церковными колоколами.
Особую славу Валдаю, стоящему на середине Московско-Петербургского тракта и сосредотачивающему все свои силы, таланты, предприимчивость на обслуживании проезжающих через город путешественников, принес бараночный промысел. Удивительные на вкус баранки продавались самыми лучшими красавицами Валдая с непременными поцелуями.
Строительство Николаевской железной дороги привело к резкому сокращению количества путешественников, следующих через Валдай, и способствовало упадку знаменитых ремесел и торговли. Однако и во второй половине XIX - начале XX вв. Валдай не переставал привлекать к себе внимание россиян.
Общерусским актом благотворительности стало сооружение Короцкого женского монастыря на родине святителя Тихона Задонского. В это время увеличивается число не праздноедущих или спешащих по делам путешественников, а паломников, следующих к святым местам. Все более валдайская земля осознается как особое место покоя, святости, уединения. Люди едут к валдайским обителям, к часовням на святых ручьях, к местам, отмеченным подвижничеством святых старцев.
Целительное воздействие валдайской природы было известно с давних пор. В 1915 г. был открыт Варницкий курорт близ Валдая с грязе и водолечением.
В этот же период на Валдай поехали дачники, желавшие получить отдохновение, покой, заряд творческих сил.
В городе появилась усадьба писателя Всеволода Соловьева, публициста Михаила Меньшикова, педагога и общественного деятеля Виктора Острогорского и др.
Уникальность валдайской природы всегда составляла главную суть этой земли. Природоохранной, научно-исследовательской деятельностью на Валдае занимается Валдайский филиал Государственного гидрологического института и Национальный парк "Валдайский", созданный в 1990 году.
Валдай и сегодня остается излюбленным местом отдыха. В Валдай и сегодня спешат паломники, чтобы увидеть возрожденный Иверский монастырь. И так же как в древности, среди прочих святынь Валдай чтит имя свое и озеро, помня, что Валдай - и есть вода; живая, животворящая вода.
DELETED
Акула пера
7/28/2006, 3:36:26 PM
Валдайский Иверский
Святоозерский Богородицкий
мужской монастырь
На живописном Селевецком острове Валдайского озера расположен Иверский мужской монастырь.
Он был основан патриархом Никоном в 1653 году и стал первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Первой каменной постройкой стал Успенский собор, освященный в 1656 году. Обитель была задумана как крепость. В начале она была окружена бревенчатыми стенами и башнями, а кирпичные, сохранившиеся до наших дней, возведены в XVIII веке. Тогда они имели уже скорее декоративное значение.
Иверский монастырь сыграл значительную роль в развитии отечественной культуры. Патриарх Никон разместил здесь первую в русской провинции типографию. В монастыре занимались резьбой по дереву, вышиванием, писали иконы.
Святоозерский Богородицкий
мужской монастырь
На живописном Селевецком острове Валдайского озера расположен Иверский мужской монастырь.
Он был основан патриархом Никоном в 1653 году и стал первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Первой каменной постройкой стал Успенский собор, освященный в 1656 году. Обитель была задумана как крепость. В начале она была окружена бревенчатыми стенами и башнями, а кирпичные, сохранившиеся до наших дней, возведены в XVIII веке. Тогда они имели уже скорее декоративное значение.
Иверский монастырь сыграл значительную роль в развитии отечественной культуры. Патриарх Никон разместил здесь первую в русской провинции типографию. В монастыре занимались резьбой по дереву, вышиванием, писали иконы.
DELETED
Акула пера
7/28/2006, 3:37:23 PM
Музей колоколов
Колокола... Низкие и высокие, густые и тяжелые, легкие, серебристые, грустные и веселые, их голоса всеми народами мира во все времена воспринимались как дар неба - исцеляющий, возвышающий, защищающий человека, его род, его дом. На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время общей молитвы, труда и отдыха, скорби и радости. Они оповещали о грозящих стихийных бедствиях и о приближении врага, они встречали торжественным звоном дорогих гостей и народных героев, звали к единению и соборности.
Откуда пошли, когда появились колокола? Как они рождаются и сколько живут? Желание узнать это и многое другое о колоколах и приводит людей в колокольный музей. Когда имеешь возможность видеть рядом древнекитайский колокольчик XVI в. до н. э. и русский колокол XVI в. н. э., итальянский кампан XII в. и корабельную рынду XX в., буддийский ветров ой колокольчик XVII в. и валдайский ямской начала XIX в., то невольно задумываешься над тем, что на протяжении многих тысячелетий колокола были тем нем ногим, но стабильно необходимым, что связывало людей разных стран, верований и культур. И при этом как все вечное и совершенное, кажется, совсем не претерпевали никаких внешних изменений. Пастуший колокольчик XVI в. до н. э. из Древнего Китая ничем особым не отличается от коровьего ботала, сделанного в кузнице Ромкиных в с. Едрово в 1930 г. Также как и китайский, едровский колокольчик, сделанный XXXVI столетий спустя, скован из железа, склепан, а не отлит, имеет глухой, неяркий голос. Но внешняя непритязательность обоих колокольчиков компенсируется четко выверенной внутренней сутью предмета-оберега, отпугивающего все злое. И если Восток считал главной функцией колокола способность отгонять зло, то Запад - умение привлекать добро красотой колокольной формы и голоса.
Предания утверждают, что христианские колокола родились в Италии в провинции Кампана (оттого и в России они долгое время назывались не колоколами, а кампанами) и сделаны были св. Павлинием по образу и подобию полевых цветков, явившихся ему в видении как голос неба. Металлические «цветки» стали вешать на крышах храмов и звонили они сами собой, при дуновении ветерка.
С появлением церковных колоколов в Европе сложилась и манера звона в очапные, качающиеся колокола, которая вместе с самими колоколами пришла на Русь и удерживалась до XVII в., пока не появился особый, русский, звон в языки.
Впрочем, Византия, давая Руси православие, завещала не пользоваться колоколами, а звонить в било. Какое оно, византийское било, большое новгородское монастырское било и било гражданское, в чем его принципиальное отличие от колокола и в чем схожесть с ним можно узнать в колокольном музее. Так же как и увидеть самый первый русской работы колокол псковских мастеров Т. Андреева и П. Григорьева 1536 г. Немецкие колокола 1636 и 1648 гг., шведские трофейные колокола 1680 и 1692 гг., колокола русского царя Алексея Михайловича и шведского короля Карла XI, колокола, отлитые в XIX в. в Ярославле, Петербурге, Устюжне, Вятке, Валдае, отливки XX в. для церквей, железных дорог, кораблей, ямские, настольные, подарочные, ботала на шею скоту и дверные колокольчики-звонки - все это экспонаты музея колоколов. Особенность его состоит в том, что эти экспонаты можно не только смотреть, но и слушать. Размещенные на трех звонницах колокола дают возможность не только услышать колокольный звон в исполнении музейных сотрудников, увидеть его технику и звонарные приемы, но и попробовать позвонить самому посетителю. И оживут легенды, и пронзят ваше тело и душу ни с чем не сравнимые звуки, незримо связывающие Небо и землю, Господа и человека: вы поймете, что колокол - голос Неба. Почему европейские колокола поют, а русские говорят, что такое малиновый звон и кто он - мастер малинового звона Йо Хаазен, что общего между баньчжуном, «ямской гармонью» и карильоном, как звучала русская дорога полтора века назад и жив ли новгородский вечевой колокол - обо всем этом вы узнаете в Музее колоколов. В музее представлены материалы по истории колоколоведения, сегодняшнему состоянию колокольного ремесла и звонарного искусства. Здесь можно узнать о крупнейших исследователях и коллекционерах, заводах-производителях колоколов и мастерах, делающих колокольные сувениры для музея.
Экспозиция музея колоколов открыта в июне 1995 г. и размещается в архитектурном памятнике XVIII столетия путевой дворцовой церкви во имя Великомученицы Святой Екатерины, построенной по проекту Н.А. Львова для императрицы Екатерины II (ул. Труда, д. 2а).
Колокола... Низкие и высокие, густые и тяжелые, легкие, серебристые, грустные и веселые, их голоса всеми народами мира во все времена воспринимались как дар неба - исцеляющий, возвышающий, защищающий человека, его род, его дом. На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время общей молитвы, труда и отдыха, скорби и радости. Они оповещали о грозящих стихийных бедствиях и о приближении врага, они встречали торжественным звоном дорогих гостей и народных героев, звали к единению и соборности.
Откуда пошли, когда появились колокола? Как они рождаются и сколько живут? Желание узнать это и многое другое о колоколах и приводит людей в колокольный музей. Когда имеешь возможность видеть рядом древнекитайский колокольчик XVI в. до н. э. и русский колокол XVI в. н. э., итальянский кампан XII в. и корабельную рынду XX в., буддийский ветров ой колокольчик XVII в. и валдайский ямской начала XIX в., то невольно задумываешься над тем, что на протяжении многих тысячелетий колокола были тем нем ногим, но стабильно необходимым, что связывало людей разных стран, верований и культур. И при этом как все вечное и совершенное, кажется, совсем не претерпевали никаких внешних изменений. Пастуший колокольчик XVI в. до н. э. из Древнего Китая ничем особым не отличается от коровьего ботала, сделанного в кузнице Ромкиных в с. Едрово в 1930 г. Также как и китайский, едровский колокольчик, сделанный XXXVI столетий спустя, скован из железа, склепан, а не отлит, имеет глухой, неяркий голос. Но внешняя непритязательность обоих колокольчиков компенсируется четко выверенной внутренней сутью предмета-оберега, отпугивающего все злое. И если Восток считал главной функцией колокола способность отгонять зло, то Запад - умение привлекать добро красотой колокольной формы и голоса.
Предания утверждают, что христианские колокола родились в Италии в провинции Кампана (оттого и в России они долгое время назывались не колоколами, а кампанами) и сделаны были св. Павлинием по образу и подобию полевых цветков, явившихся ему в видении как голос неба. Металлические «цветки» стали вешать на крышах храмов и звонили они сами собой, при дуновении ветерка.
С появлением церковных колоколов в Европе сложилась и манера звона в очапные, качающиеся колокола, которая вместе с самими колоколами пришла на Русь и удерживалась до XVII в., пока не появился особый, русский, звон в языки.
Впрочем, Византия, давая Руси православие, завещала не пользоваться колоколами, а звонить в било. Какое оно, византийское било, большое новгородское монастырское било и било гражданское, в чем его принципиальное отличие от колокола и в чем схожесть с ним можно узнать в колокольном музее. Так же как и увидеть самый первый русской работы колокол псковских мастеров Т. Андреева и П. Григорьева 1536 г. Немецкие колокола 1636 и 1648 гг., шведские трофейные колокола 1680 и 1692 гг., колокола русского царя Алексея Михайловича и шведского короля Карла XI, колокола, отлитые в XIX в. в Ярославле, Петербурге, Устюжне, Вятке, Валдае, отливки XX в. для церквей, железных дорог, кораблей, ямские, настольные, подарочные, ботала на шею скоту и дверные колокольчики-звонки - все это экспонаты музея колоколов. Особенность его состоит в том, что эти экспонаты можно не только смотреть, но и слушать. Размещенные на трех звонницах колокола дают возможность не только услышать колокольный звон в исполнении музейных сотрудников, увидеть его технику и звонарные приемы, но и попробовать позвонить самому посетителю. И оживут легенды, и пронзят ваше тело и душу ни с чем не сравнимые звуки, незримо связывающие Небо и землю, Господа и человека: вы поймете, что колокол - голос Неба. Почему европейские колокола поют, а русские говорят, что такое малиновый звон и кто он - мастер малинового звона Йо Хаазен, что общего между баньчжуном, «ямской гармонью» и карильоном, как звучала русская дорога полтора века назад и жив ли новгородский вечевой колокол - обо всем этом вы узнаете в Музее колоколов. В музее представлены материалы по истории колоколоведения, сегодняшнему состоянию колокольного ремесла и звонарного искусства. Здесь можно узнать о крупнейших исследователях и коллекционерах, заводах-производителях колоколов и мастерах, делающих колокольные сувениры для музея.
Экспозиция музея колоколов открыта в июне 1995 г. и размещается в архитектурном памятнике XVIII столетия путевой дворцовой церкви во имя Великомученицы Святой Екатерины, построенной по проекту Н.А. Львова для императрицы Екатерины II (ул. Труда, д. 2а).
DELETED
Акула пера
7/28/2006, 3:38:11 PM
Музей уездного города
Открыт в 1998 г. Расположен в двухэтажном особняке XIX в. в самом центре г. Валдая. Здание принадлежало валдайской дворянке К.О. Михайловой. В начале ХХ в. дом сдавался различным общественным структурам под казённые нужды. Здесь находилась Дворянская опека и кабинет Предводителя уездного дворянства, Уездный съезд мировых судей, Общество попечения об учащихся и учителях Валдайского уезда, Общество попечения о тюремных заключённых, Воинское присутствие и пр.
В этих стенах была сосредоточена общественная жизнь Валдая и поэтому было вполне логично именно здесь разместить музей, вовлекающий посетителя в особый мир русской провинциальной жизни - типичные для всей России и особенный, характерный лишь для Валдая.
Этот музей - своеобразный семейный альбом Валдая. В котором очень большое значение отводится конкретным людям, жившим в этом городе и создававшим его историю. Самоценность каждого человека - отличительная черта русской провинциальной жизни. Именно поэтому в музее много портретов - одиночных, парных, групповых, наполнявших когда-то интерьеры валдайских домов. Здесь же бытовые вещи, домашние безделушки, письма, открытки…
Время отобрало и сберегло всё самое важное, дорогое, сердечное, бережно хранимое на память о близких людях.
В музее представлены трогательные мемориальные вещи из обычных валдайских семей П. Ротса, М. Богдановой, М. Никольского, Р. Рорбека, В. Быстровой, а также комплексы материалов знаменитых дачников В. Соловьёва, М. Меньшикова, С. Нилуса, Н. Рериха, В. Косаговского, Панаевых, Дягелевых, Фроловских…
На всех музейных часах время остановилось в Прошлом, где нет суеты и спешки. Каждый, входящий в музей, оказывается в том давнем времени, в уездном Валдае, в традиционной России, которая и есть провинция.
Открыт в 1998 г. Расположен в двухэтажном особняке XIX в. в самом центре г. Валдая. Здание принадлежало валдайской дворянке К.О. Михайловой. В начале ХХ в. дом сдавался различным общественным структурам под казённые нужды. Здесь находилась Дворянская опека и кабинет Предводителя уездного дворянства, Уездный съезд мировых судей, Общество попечения об учащихся и учителях Валдайского уезда, Общество попечения о тюремных заключённых, Воинское присутствие и пр.
В этих стенах была сосредоточена общественная жизнь Валдая и поэтому было вполне логично именно здесь разместить музей, вовлекающий посетителя в особый мир русской провинциальной жизни - типичные для всей России и особенный, характерный лишь для Валдая.
Этот музей - своеобразный семейный альбом Валдая. В котором очень большое значение отводится конкретным людям, жившим в этом городе и создававшим его историю. Самоценность каждого человека - отличительная черта русской провинциальной жизни. Именно поэтому в музее много портретов - одиночных, парных, групповых, наполнявших когда-то интерьеры валдайских домов. Здесь же бытовые вещи, домашние безделушки, письма, открытки…
Время отобрало и сберегло всё самое важное, дорогое, сердечное, бережно хранимое на память о близких людях.
В музее представлены трогательные мемориальные вещи из обычных валдайских семей П. Ротса, М. Богдановой, М. Никольского, Р. Рорбека, В. Быстровой, а также комплексы материалов знаменитых дачников В. Соловьёва, М. Меньшикова, С. Нилуса, Н. Рериха, В. Косаговского, Панаевых, Дягелевых, Фроловских…
На всех музейных часах время остановилось в Прошлом, где нет суеты и спешки. Каждый, входящий в музей, оказывается в том давнем времени, в уездном Валдае, в традиционной России, которая и есть провинция.