О Логике, об Этике и о Диалектике
Владимир Васильевич
Новичок
5/15/2010, 4:46:25 PM
Давайте рассмотрим хорошо известное положение из учебника по Этике: - "Добро и зло - это категории этики, в которых выражается нравственная оценка социальных явлений и поведения людей". Это определение говорит о том, что категории добра и зла с научной точки зрения предназначены в применении только для людей и должны характеризовать только качества, присущие исключительно Человеку Разумному.
Именно для людей! И гомосапиенс (если он действительно Homo Sapiens) должен научиться понимать и различать добро и зло на глубоком уровне своего сознания, включая уровень подсознания. А что мы имеем в совремённой действительности? А ныне в человеческом обществе встречаются поступки, когда для личной пользы, для пользы своей родни, либо соплеменников человек, как зверь, убивает или угнетает другого человека и при этом находит оправдание для такого поступка.
Это зло! Но такое зло пытаются оправдать с помощью формальной логики, привлекая аналогию из животного мира. Например, говорят: “Если львица убила зебру, чтобы накормить львят, то это добро, а поэтому и я так поступаю.”
Логика, неся в себе формальный характер и используя абстрактное мышление, одинаково способна служить и добру и злу. Нельзя поведение зверей и законы джунглей отождествлять с поведением и с законами для людей. Логика по своей сути – это формальная, абстрактная наука и применяться она должна с осмотрительностью, дабы не вредить сути человеческой.
Нельзя Логику противопоставлять Этике! Ведь, прибегая к аналогиям из животного мира, оппонент при этом игнорирует этику. Логика, если она применяется в этике, должна “дружить” с этикой, т.е., выполняя свои логические построения, должна при этом учитывать и основные требования Этики.
Значит логичными в этике надо признавать только те суждения, которые несут в себе содержание, соответствующее взаимоотношениям людей (исключая вредоносные аналогии людей с другими объектами) и повышающее духовный уровень человека, но не сводить этот уровень до внечеловеческих сопоставимостей.
Но, к сожалению, приёмы подтасовок очень распространены. Например, кукловоды, передёргивая факты, зачастую используют логику (ведь формальный подход позволяет иногда игнорировать внутреннюю суть рассматриваемого) и, создавая мнение выгодное заказчику, делают те искажения, которые позволяют “ловить рыбку в мутной воде”.
Поэтому, подраздел философии, называемый наукой Этикой (и по своему призванию служащий только для пользы Человека) нуждается в логической очистке от искажённых трактовок и должен безоговорочно (разоблачая словесную эквилибристику) служить на пользу всему обществу людей.
Рассматривая те или иные философские категории, необходимо тщательно вникать во внутреннюю суть применяемых понятий и понимать то, что якобы красивая формализация в виде дуальных схем, законов симметрии, тех или иных неопределённостей, выведенных статистически без учёта внутренней сути, ведут в абстракцию, оторванную от жизни, ведут в тупик. Красивая формализация и антигуманная логичность (когда с помощью абстрактной логики смешивают духовное и не духовное, животное) - это приёмы давать товарную упаковку и сверкающую оболочку. Но оболочки и упаковки не должны ставиться выше самой сути понятий и явлений.
В то же время необходимо отметить то, что строгая, последовательная логика (помимо отмеченных выше случаев, когда формализация выводит на негатив) даёт неоспоримые преимущества и несёт с собою решающие доказательства для тех суждений, которые подвергаются рассмотрению.
В этой связи, необходимо обратить внимание на Диалектику, как на науку о развитии. Истинная диалектика предполагает подходы к любым рассматривыаемым объектам-суждениям только в развитии. Это требование полностью относится и к самому понятию “диалектика”. То есть Диалектика не может по своей сути превратиться в догму (иначе это будет софистика) и поэтому должна допускать в свои основные положения любые поправки и добавки, если они проходят проверку логикой и объективно соответствуют повышению Сознания Человека. Последнее замечание введено по причине того, что некоторые оппоненты встретили в штыки поправки автора, мотивируя тем, что недопустимо изменять то, что создано такими великими философами, как Гегель, Маркс и др. Но, отдавая дань уважения тому, что создано для своего времени Великими, необходимо всё же признавать приоритет за диалектикой, которая требует развитие для любых своих положений, если они достаточно логически обоснованы.
Теперь, опираясь на сказанное выше, давайте детально рассмотрим один из основных принципов диалектики, а именно принцип “Единство и борьба противоположностей”. Рассмотрим, как применено и логически правильно ли применено каждое из этих трёх слов в совместной связке.
Сначала рассмотрим слово “единство”. Это слово в контексте рассматриваемого принципа философии употребляется с целью показать, что все физические закономерности и все явления как в Материальном Мире, так и в Мире Духовном имеют статус единства. Материальный Мир и Духовный Мир, хотя бесконечно и разнообразны во всех своих проявлениях, но в то же время единны и это их общее состояние единства подвергается развитию, “подвергается диалектике”.
Перейдём к следующим двум словам, как бы задавая вопрос: “Единство чего?” В рассматриваемом принципе даются два слова “борьба” и “противоположности”. Но, если логически быть последовательным к отысканию полного, исчерпывающего перечня противоположностей для любых понятий, то тогда надо для самих слов “борьба” и “противоположность” тоже применить их антиподы. Для слова “борьба” – это “не борьба”, а для слова “противоположность” – это “не противоположность.”
То есть логика диктует, что в Материальном и Духовном Мире существует более общий принцип диалектики, который схематично выглядит как ''Единство борьбы и не борьбы, противоположностей и не противоположностей''. А если подобрать к этим антиподам соответствующие слова, то этот принцип будет выглядеть (например так, как у автора): “Единство борьбы и содействий, противоположностей и благоприятностей” или “Единство борьбы и содействий, противоположностей и благоприятных факторов”.
Необходимо отметить, что полученный более общий принцип развития (принцип диалектики) распадается на четыре варианта (соответствующие четырём математическим сочетаниям) конкретных воплощений своей сути. Коротко рассмотрим их с приведением примеров из действительности:
1) “борьба” - “противоположностей”. Это то, что действительно имеет место и хорошо рассмотрено совремённой философией.
2) “борьба” - “благоприятные факторы”. В принципе такое возможно, когда объект, воспринимающий благоприятные факторы, не может воспринять сразу несколько (и между благоприяными факторами как-бы происходит борьба) и для лучшего развития необходимо установить очерёдность воздействий благоприятных факторов.
3) “содействие” – “противоположностей”. Такое бывает, например, в природе гипопотам и птички на спине у него. Птички противоположны гипопотаму, но, выклёвывая у него из кожи паразитов, содействуют как своему развитию, так и развитию гипопотама.
4) “содействие” - “благоприятные факторы”. Это сочетание (наряду с борьбою противоположностей) играет очень существенную роль в развитии (в диалектике) многих объектов как материального, так и духовного мира.
Например, рассмотрим вопрос развития ребёнка. Вот пара – мать и ребёнок. При взаимоотношениях матери и ребёнка имеет место явное развитие как ребёнка, так и матери. Где здесь противоречия? Да если бы здесь возник антагонизм, то погиб бы сначала ребёнок, а затем от горя погибла бы мать. Да, бывают мелкие противоречия, когда ребёнок капризничает, но эти противоречия для данной пары не являются решающими для развития в целом. А решающими для развития матери и ребёнка (и вообще, для всего возникающего, нового) являются многочисленные, разнообразные содействия благоприятных факторов.
Ещё: - Давайте рассмотрим конкретный пример борьбы противоположностей: например, биологическую клетку и микроб, атакующий клетку. Да, здесь развитие идёт в борьбе между клеткой и микробом. Если клетка побеждает, то развитие для неё продолжается, а для микроба развитие прекращается. Если микроб побеждает, то клетка погибает (для неё развитие прекращается), а микроб продолжает развитие. То есть для каждого из организмов развитие осуществляется при “положительном” результате борьбы, но при “отрицательном” результате борьбы развитие объекта прекращается, объект уничтожается.
Но, извините, надо признать и другой факт, что развитие клетки определяют не только её борьба с противоположностью, но в более значительной степени положительные воздействия, т. е. содействие благоприятных факторов , например, питание клетки. И зачастую, питание, т.е. положительное, а не отрицательное воздействие, определяет развитие клетки (или объекта) в геометрической прогрессии по отношению к тому, что даёт борьба противоположностей. Если не подпитывать клетку питанием, то борьба противоположностей, хотя и увенчается успехом для клетки, но истощит клетку и успех может окончиться неуспехом.
Приведенные выше доводы логически доказывают то, что применяемый ныне в философии принцип “единства и борьбы противоположностей” должен быть заменён на более широко-развивающий диалектику принцип в редакции: “Единство борьбы и содействий, противоположностей и благоприятных факторов”.
Такая замена трактуется не только необходимостью уточнения сути рассматриваемых понятий, но и необходимостью развенчивания скрытого зла в борьбе Добра со злом. Ведь, например, в сфере человеческих отношений культивируются такие оценки, по которым развитие общества определяется только борьбою противоположностей, а содействию благоприятных факторов не придаётся никакого значения. Более того, это содействие игнорируется и отрицается в принципе. Это усиливает позиции зла, так как поощряет “раздрай” в обществе, “играет на руку” тем, кто проталкивает в человеческие отношения “грызню” и принцип “человек человеку волк”. Зла в совремённом обществе развелось очень много. Зло превалирует и это ведёт к деградации духовности. Предание принципу “содействия благоприятных факторов” (принципу Добра) решающих положительных оценок при рассмотрении тех или иных фактов развития человеческих отношений может существенно улучшить условия для развития прогресса жителей Земли.
Именно для людей! И гомосапиенс (если он действительно Homo Sapiens) должен научиться понимать и различать добро и зло на глубоком уровне своего сознания, включая уровень подсознания. А что мы имеем в совремённой действительности? А ныне в человеческом обществе встречаются поступки, когда для личной пользы, для пользы своей родни, либо соплеменников человек, как зверь, убивает или угнетает другого человека и при этом находит оправдание для такого поступка.
Это зло! Но такое зло пытаются оправдать с помощью формальной логики, привлекая аналогию из животного мира. Например, говорят: “Если львица убила зебру, чтобы накормить львят, то это добро, а поэтому и я так поступаю.”
Логика, неся в себе формальный характер и используя абстрактное мышление, одинаково способна служить и добру и злу. Нельзя поведение зверей и законы джунглей отождествлять с поведением и с законами для людей. Логика по своей сути – это формальная, абстрактная наука и применяться она должна с осмотрительностью, дабы не вредить сути человеческой.
Нельзя Логику противопоставлять Этике! Ведь, прибегая к аналогиям из животного мира, оппонент при этом игнорирует этику. Логика, если она применяется в этике, должна “дружить” с этикой, т.е., выполняя свои логические построения, должна при этом учитывать и основные требования Этики.
Значит логичными в этике надо признавать только те суждения, которые несут в себе содержание, соответствующее взаимоотношениям людей (исключая вредоносные аналогии людей с другими объектами) и повышающее духовный уровень человека, но не сводить этот уровень до внечеловеческих сопоставимостей.
Но, к сожалению, приёмы подтасовок очень распространены. Например, кукловоды, передёргивая факты, зачастую используют логику (ведь формальный подход позволяет иногда игнорировать внутреннюю суть рассматриваемого) и, создавая мнение выгодное заказчику, делают те искажения, которые позволяют “ловить рыбку в мутной воде”.
Поэтому, подраздел философии, называемый наукой Этикой (и по своему призванию служащий только для пользы Человека) нуждается в логической очистке от искажённых трактовок и должен безоговорочно (разоблачая словесную эквилибристику) служить на пользу всему обществу людей.
Рассматривая те или иные философские категории, необходимо тщательно вникать во внутреннюю суть применяемых понятий и понимать то, что якобы красивая формализация в виде дуальных схем, законов симметрии, тех или иных неопределённостей, выведенных статистически без учёта внутренней сути, ведут в абстракцию, оторванную от жизни, ведут в тупик. Красивая формализация и антигуманная логичность (когда с помощью абстрактной логики смешивают духовное и не духовное, животное) - это приёмы давать товарную упаковку и сверкающую оболочку. Но оболочки и упаковки не должны ставиться выше самой сути понятий и явлений.
В то же время необходимо отметить то, что строгая, последовательная логика (помимо отмеченных выше случаев, когда формализация выводит на негатив) даёт неоспоримые преимущества и несёт с собою решающие доказательства для тех суждений, которые подвергаются рассмотрению.
В этой связи, необходимо обратить внимание на Диалектику, как на науку о развитии. Истинная диалектика предполагает подходы к любым рассматривыаемым объектам-суждениям только в развитии. Это требование полностью относится и к самому понятию “диалектика”. То есть Диалектика не может по своей сути превратиться в догму (иначе это будет софистика) и поэтому должна допускать в свои основные положения любые поправки и добавки, если они проходят проверку логикой и объективно соответствуют повышению Сознания Человека. Последнее замечание введено по причине того, что некоторые оппоненты встретили в штыки поправки автора, мотивируя тем, что недопустимо изменять то, что создано такими великими философами, как Гегель, Маркс и др. Но, отдавая дань уважения тому, что создано для своего времени Великими, необходимо всё же признавать приоритет за диалектикой, которая требует развитие для любых своих положений, если они достаточно логически обоснованы.
Теперь, опираясь на сказанное выше, давайте детально рассмотрим один из основных принципов диалектики, а именно принцип “Единство и борьба противоположностей”. Рассмотрим, как применено и логически правильно ли применено каждое из этих трёх слов в совместной связке.
Сначала рассмотрим слово “единство”. Это слово в контексте рассматриваемого принципа философии употребляется с целью показать, что все физические закономерности и все явления как в Материальном Мире, так и в Мире Духовном имеют статус единства. Материальный Мир и Духовный Мир, хотя бесконечно и разнообразны во всех своих проявлениях, но в то же время единны и это их общее состояние единства подвергается развитию, “подвергается диалектике”.
Перейдём к следующим двум словам, как бы задавая вопрос: “Единство чего?” В рассматриваемом принципе даются два слова “борьба” и “противоположности”. Но, если логически быть последовательным к отысканию полного, исчерпывающего перечня противоположностей для любых понятий, то тогда надо для самих слов “борьба” и “противоположность” тоже применить их антиподы. Для слова “борьба” – это “не борьба”, а для слова “противоположность” – это “не противоположность.”
То есть логика диктует, что в Материальном и Духовном Мире существует более общий принцип диалектики, который схематично выглядит как ''Единство борьбы и не борьбы, противоположностей и не противоположностей''. А если подобрать к этим антиподам соответствующие слова, то этот принцип будет выглядеть (например так, как у автора): “Единство борьбы и содействий, противоположностей и благоприятностей” или “Единство борьбы и содействий, противоположностей и благоприятных факторов”.
Необходимо отметить, что полученный более общий принцип развития (принцип диалектики) распадается на четыре варианта (соответствующие четырём математическим сочетаниям) конкретных воплощений своей сути. Коротко рассмотрим их с приведением примеров из действительности:
1) “борьба” - “противоположностей”. Это то, что действительно имеет место и хорошо рассмотрено совремённой философией.
2) “борьба” - “благоприятные факторы”. В принципе такое возможно, когда объект, воспринимающий благоприятные факторы, не может воспринять сразу несколько (и между благоприяными факторами как-бы происходит борьба) и для лучшего развития необходимо установить очерёдность воздействий благоприятных факторов.
3) “содействие” – “противоположностей”. Такое бывает, например, в природе гипопотам и птички на спине у него. Птички противоположны гипопотаму, но, выклёвывая у него из кожи паразитов, содействуют как своему развитию, так и развитию гипопотама.
4) “содействие” - “благоприятные факторы”. Это сочетание (наряду с борьбою противоположностей) играет очень существенную роль в развитии (в диалектике) многих объектов как материального, так и духовного мира.
Например, рассмотрим вопрос развития ребёнка. Вот пара – мать и ребёнок. При взаимоотношениях матери и ребёнка имеет место явное развитие как ребёнка, так и матери. Где здесь противоречия? Да если бы здесь возник антагонизм, то погиб бы сначала ребёнок, а затем от горя погибла бы мать. Да, бывают мелкие противоречия, когда ребёнок капризничает, но эти противоречия для данной пары не являются решающими для развития в целом. А решающими для развития матери и ребёнка (и вообще, для всего возникающего, нового) являются многочисленные, разнообразные содействия благоприятных факторов.
Ещё: - Давайте рассмотрим конкретный пример борьбы противоположностей: например, биологическую клетку и микроб, атакующий клетку. Да, здесь развитие идёт в борьбе между клеткой и микробом. Если клетка побеждает, то развитие для неё продолжается, а для микроба развитие прекращается. Если микроб побеждает, то клетка погибает (для неё развитие прекращается), а микроб продолжает развитие. То есть для каждого из организмов развитие осуществляется при “положительном” результате борьбы, но при “отрицательном” результате борьбы развитие объекта прекращается, объект уничтожается.
Но, извините, надо признать и другой факт, что развитие клетки определяют не только её борьба с противоположностью, но в более значительной степени положительные воздействия, т. е. содействие благоприятных факторов , например, питание клетки. И зачастую, питание, т.е. положительное, а не отрицательное воздействие, определяет развитие клетки (или объекта) в геометрической прогрессии по отношению к тому, что даёт борьба противоположностей. Если не подпитывать клетку питанием, то борьба противоположностей, хотя и увенчается успехом для клетки, но истощит клетку и успех может окончиться неуспехом.
Приведенные выше доводы логически доказывают то, что применяемый ныне в философии принцип “единства и борьбы противоположностей” должен быть заменён на более широко-развивающий диалектику принцип в редакции: “Единство борьбы и содействий, противоположностей и благоприятных факторов”.
Такая замена трактуется не только необходимостью уточнения сути рассматриваемых понятий, но и необходимостью развенчивания скрытого зла в борьбе Добра со злом. Ведь, например, в сфере человеческих отношений культивируются такие оценки, по которым развитие общества определяется только борьбою противоположностей, а содействию благоприятных факторов не придаётся никакого значения. Более того, это содействие игнорируется и отрицается в принципе. Это усиливает позиции зла, так как поощряет “раздрай” в обществе, “играет на руку” тем, кто проталкивает в человеческие отношения “грызню” и принцип “человек человеку волк”. Зла в совремённом обществе развелось очень много. Зло превалирует и это ведёт к деградации духовности. Предание принципу “содействия благоприятных факторов” (принципу Добра) решающих положительных оценок при рассмотрении тех или иных фактов развития человеческих отношений может существенно улучшить условия для развития прогресса жителей Земли.
Lee-May
Мастер
5/17/2010, 1:27:04 PM