Ци

megrez
2/14/2007, 4:37:29 AM
Выдержки из Википедии:

"Ци, иногда чи, в японском варианте — ки (кит. трад. 氣, упрощ. 气, пиньинь qì; яп. 気; англ. qi или ch'i) — основная концепция в традиционной китайской культуре, чаще всего определяемый, как «воздух» или «дыхание», или, в более широком смысле — «психическая энергия», пронизывающая все мироздание.

Ци — это энергия, присутствующая на небесах, на земле и в каждом живом существе. Эти три типа энергии взаимодействуют между собой, проникая и превращаясь друг в друга."

А вопрос немного затрагивает соседнюю тему об изначальных ошибках в науке.
Так вот, каким образом концепция наличия такой вот непривычной нам энергии вписывается в современное понимание не только устройства человека, но и вообще в картину мира в общем? Разумеется, с учетом того, что данная энергия - далеко не философская категория, а данность, реальность. И эта реальность заставляет, мягко говоря, пересмотреть свое отношение ко многим привычным закономерностям. В частности, на физические (как минимум) способности человека.

Почему многие, на мой взгляд, феноменальные явления удостаиваются полного невнимания со стороны ученых, мыслителей?
Flaer
2/16/2007, 3:08:37 AM
(megrez @ 14.02.2007 - время: 01:37) Почему многие, на мой взгляд, феноменальные явления удостаиваются полного невнимания со стороны ученых, мыслителей?
Приведите пример
megrez
2/16/2007, 3:25:20 AM
Человек, например, вставал на одну ногу, вытягивал руку и предлагал упереться в нее и толкать. Вывести из равновесия было нереально. Выстраивал несколько человек "паровозиком" и этот "паровозик" не мог даже сдвинуть его с места. Играл собственным весом (то нормальный, то оторвать от земли нереально). Это примеры, скорее из показушной области. Но даже они заставляют понять, что человеческое тело - это далеко не только мясо, кости и связки. Иначе я просто не знаю, как объяснить такие вещи.
Flaer
2/16/2007, 1:38:38 PM
(megrez @ 16.02.2007 - время: 00:25) Человек, например, вставал на одну ногу, вытягивал руку и предлагал упереться в нее и толкать. Вывести из равновесия было нереально. Выстраивал несколько человек "паровозиком" и этот "паровозик" не мог даже сдвинуть его с места. Играл собственным весом (то нормальный, то оторвать от земли нереально). Это примеры, скорее из показушной области. Но даже они заставляют понять, что человеческое тело - это далеко не только мясо, кости и связки. Иначе я просто не знаю, как объяснить такие вещи.
Насчет одной ноги, не знаю, не видел, но есть прием когда человека не могут сдвинуть с места. Обязательное условие, выстраивание структуры позвоночника особым образом (это трудно объяснить, гораздо легче показать) в результате Ваш оппонент борется с Вашей пяткой, а не с Вами no_1.gif. В действительности все эти трюки имеют свое физиологическое объяснение, я занимался цигун и тайцзицюань достаточно долго и пытался понять, как выполняются феномены цигун такие как: укоренение (приведенный Вами пример), разрубание карандаша денежной купюрой (это вообще наглый фокус), хождение по стеклам (там же лежание на гвоздях), облизывание горящих предметов и многие другие...и с полной ответственностью могу сказать, что все это фокусы не имеющие к цигун (и к энергии ци) никакого отношения. Ув.megrez зажгите спичку и высуньте язык, быстрым движением поднесите спичку к центру языка и затушите ее об язык, при этом не в коем случае нельзя зацепить кончик языка, а только серединку. И с Вами ничего не случится потому-что рецепторы языка в центре нечувствительны к боли, можете потом заявить кому угодно что Вы использовали ци wink.gif . Так что Вы подразумеваете под энергией ци, Вы ее чувствуете? Опишите свои ощущения.
megrez
2/16/2007, 9:24:55 PM
(Flaer @ 16.02.2007 - время: 10:38) Насчет одной ноги, не знаю, не видел, но есть прием когда человека не могут сдвинуть с места. Обязательное условие, выстраивание структуры позвоночника особым образом (это трудно объяснить, гораздо легче показать) в результате Ваш оппонент борется с Вашей пяткой, а не с Вами no_1.gif. В действительности все эти трюки имеют свое физиологическое объяснение, я занимался цигун и тайцзицюань достаточно долго и пытался понять, как выполняются феномены цигун такие как: укоренение (приведенный Вами пример), разрубание карандаша денежной купюрой (это вообще наглый фокус), хождение по стеклам (там же лежание на гвоздях), облизывание горящих предметов и многие другие...и с полной ответственностью могу сказать, что все это фокусы не имеющие к цигун (и к энергии ци) никакого отношения. Ув.megrez зажгите спичку и высуньте язык, быстрым движением поднесите спичку к центру языка и затушите ее об язык, при этом не в коем случае нельзя зацепить кончик языка, а только серединку. И с Вами ничего не случится потому-что рецепторы языка в центре нечувствительны к боли, можете потом заявить кому угодно что Вы использовали ци wink.gif . Так что Вы подразумеваете под энергией ци, Вы ее чувствуете? Опишите свои ощущения.
Понимаете ли в чем фишка...
Да, есть всякие хитрости вроде укоренения путем выстраивания структуры тела, сам пробовал. Также многие, думаю, видели показушную лажу навроде китайской оперы (ну не лажа, но просто ТРЮКИ). Но это ТРЮКИ.
Но тут действительно я столкнулся с тем, что, на мой все же достаточно искушенный взгляд, нельзя объяснить особым положением костей, мышц и внутренних органов. Нельзя и все тут. Тут не только укоренение, тут и скорость движений, мощь и многое другое.
Понятно, что мне легко возразить "не верю", "докажите" (хотя имена я могу назвать). Я не ставлю своей целью что-то доказать. Я просто знаю, что некоторые вещи имеют место быть, и мне интересно "как это", просто потому, что это несколько не вписывается в мою картину мира (я-то материалистъ, видите ли :))
Я энергию "ци" не чувствую, так как не практикую цигун и тому подобное. Как понимаю? Если бы я ее понимал, я бы не задавался вопросами :)
Но это скорее не "фэншуйное" понимание ци (то есть "все есть ци, ци во всех вещах, ци течет с гор в долины и так далее"), а понимание "ци" как жизненной энергии ("прана" в индуизме).
Мирабель
2/17/2007, 1:50:48 AM
Рассказывает профессор Торчинов Е.А.

Древнекитайский философ-скептик Ван Чун (I в. н. э.), рассуждая о природе ци , привел такой пример, который можно считать классическим: подобно тому, как лед при нагревании превращается в воду, а вода – в пар , так и ци сгущаясь, становится веществом, а истончаясь – духом. Таким образом, между духом и веществом, материей и сознанием нет и не может быть непреодолимой грани, это не более чем разные состояния, модусы единой субстанции. Все, что есть в мире – это ци и кроме ци и его состояний ничего нет. Утонченное, разряженное ци – дух, сгустившееся – вещество. Ци в своей первозданной тончайшей природе, еще не знающей полярности отрицательного (темного, женского) – инь и положительного (светлого, мужского) – ян, есть не что иное как Изначальный Дух (юань шэнь). Но и самый неотесанный и бездушный камень как бы чреват одухотворенностью, подобно тому, как и в безднах Изначального Духа притаилась грубая вещественность. Вещество – «замороженный» дух и дух – «оттаявшее» вещество. Поэтому если правда то, что природа в своей основе одухотворена, то также справедливо и то, что дух природен, натуралистичен. Материя и дух единосущны и взаимосводимы, здесь нет места для трансцендентного мира вечных идей или дуализма духа и вещества, духа и плоти. Более того, дух и вещество находятся в состоянии постоянного взаимоперехода, взаимопереплавки. Мир – гигантский горн, в котором все сущее, представляющее собой лишь различные формы и состояния ци , постоянно переплавляется, меняя свои очертания.

Итак, ци динамично, по своей сути это жизненная энергия, жизненная сила, пронизывающая собой весь мир, все вещи и все существа этого мира. Мир даоса – не спиритуален и не материален, он энергиен.

«Человек живет в ци , подобно тому, как рыба живет в воде», часто говорят даосы. Но ци не только вокруг человека. Самое главное, что оно и в самом человеке (я имею в виду ци в узком смысле этого слова как жизненную энергию, витальную силу): по энергетическим каналам (цзин) нашего тела ци циркулирует по всему организму, наполняя жизнью каждую клетку, каждый орган, каждую кость или мышцу. В основе любой болезни – нарушения циркуляции ци , «засоры» и «заторы» на его пути. И мудрый врач лечит не больной орган и тем более не симптомы болезни, а восстанавливает свободную циркуляцию ци в теле, разрушая воздвигнутые на его пути барьеры и дамбы. Это одна из основ традиционной китайской медицины, тесно связанной в своем развитии с даосизмом. Да и сами меридианы знаменитой китайской акупунктуры (иглотерапии) есть не что иное, как каналы, по которым текут потоки Единой Силы – животворящего ци . Но об этом подробнее немного позже.

А в некоторых текстах ци сближается с кровью и тогда мы имеем достаточно широко распространенное в мире представление о крови как носителе жизненности и одушевленности (Библия, стоики). О таком сближении свидетельствует даже современный китайский язык, в котором слово «кровь» представлено биномом сюэ- ци («кровь- ци »).

Все это имеет самое непосредственное отношение к даосским практикам, ибо именно умение концентрировать, накапливать ци в теле, обеспечивая его беспрепятственную циркуляцию (иногда отличающуюся от циркуляции в теле «профана») образует самую суть даосских методов обретения бессмертия и совершенства. « Ци для жизни», вот кредо практикующего даоса.

Flaer
2/17/2007, 2:54:41 AM
(megrez @ 14.02.2007 - время: 01:37) Почему многие, на мой взгляд, феноменальные явления удостаиваются полного невнимания со стороны ученых, мыслителей?
Потому – что, как бы красиво философ - скептик Ван Чун (хотя после его рассуждений, я бы его скептиком не назвал) ни судил, для ученного этого не достаточно, и у них уже давно существует свое объяснение этим феноменам. (хотя я с ними не совсем согласен) Если бы Вы megrez занимались цигун, можно было бы об этом поговорить.
megrez
2/17/2007, 10:23:07 PM
(Flaer @ 16.02.2007 - время: 23:54) для ученного этого не достаточно, и у них уже давно существует свое объяснение этим феноменам.
То, что написал Ван Чун, можно отнести, например, к попытке донаучного объяснения окружающего мира. Навроде того, как некий грек (запяматовал) "предсказал" строение материи из атомов. Но это предположение, наукой тут и не пахнет. Конечно, ученым такого предположения недостаточно, и это нормально. Но взгляды грека впоследствии подтвердились. И слова Ван Чуна тоже имеют, судя по всему, некое основание! Иначе практики с энергетикой были бы просто шарлатанством или трюкачеством.
Так что, честно скажу, мне было бы очень интересно узнать, какое "свое объяснение этим феноменам" есть у ученых. Это не к вам лично претензия, это так, к общественности :) Да и не претензия, так, пожелание :)
megrez
2/17/2007, 10:28:51 PM
(Flaer @ 16.02.2007 - время: 23:54) Если бы Вы megrez занимались цигун, можно было бы об этом поговорить.
Ну еще не поздно :) Ближе к старости, возможно, и займусь.
А пока молодость охота грубой "ли" работать. На то она и молодость.
Flaer
2/17/2007, 10:56:06 PM
(megrez @ 17.02.2007 - время: 19:23) Да и не претензия, так, пожелание :)
И я Вам желаю поскорее повзрослеть read.gif
М.Вульф
3/4/2007, 9:16:58 PM
Несколько добавлений к высказыванию Мирабель.
В китайской практике подразделение идет на врожденную "чи" (дается в момент рождения) и приобретенную (которую получаем в результате жизнедеятельности). Приобретенная "чи" подразделяется на чистую (которую мы получаем прежде всего в результате правильного дыхания) и грязную (отработанную, которая должна быть выведена из организма). Практикум "цигун" позволяет управлять "энергией"- своевременно накапливать "чистую чи" и перераспределять ее по организму, а так же выводить "грязную чи", которая моржет быть причиной заболевания. Смысл заключается в том, что при недостаточности "чистой чи" и при избытке "грязной чи" начинает использоваться "врожденная чи", что приводит к ослаблению организма, и его быстрому старению. Выделяют так же "патогенную чи", которая проникает в организм из вне, и вызывает заболевание.
В китайской медицине выделяют такое направление, как "чжэнь-цзю-терапию (в простонародье- иглоукалывание). Все биологически активные точки организма человека объединены в меридианы:
1. Основные- их 14: 2 срединные (передний и задний); 12 по органам (7- органы ян (полые), 7- органы инь (полные)). У каждого меридиана есть время наибольшей активности, и время наибольшего спада каждые 12 часов.
2. Чудесные меридианы- их 8, включаются в момент заболевания.
3. Мышечно- сухожильные меридианы- используют в практике точечного массажа, соответствуют меридианам органов.
Изучение явления начилось недавно с так называемой японской системы "риодораку". В последнее время все больше получается данных о так называемой интегральной регулирующей системе организма человека, которая в принципе соответсвует меридианной системе.