Захар Прилепин

Pasechnick93
8/28/2006, 1:58:45 AM
Имя молодого прозаика Захара Прилепина широкой публике стало известно совсем недавно, когда его дебютный роман «Патологии» вошел в шорт - лист престижной литературной премии «Национальный бестселлер».
Чуть раньше «Патологии» получили премию Бориса Соколова.
Многие критики назвали роман лучшим на сегодняшний день произведением о чеченской войне. Молодому писателю удалось показать Россию и Чечню через восприятие молодых, ежедневно рискующих жизнью людей.

Прилепин З. Патологии: Роман . - М.: Андреевский флаг, 2005.-320с.
Финалист премии «Национальный бестселлер-2005».

Отряд спецназа работает в Чечне…

Эта книга не боевик, а предельно откровенный рассказ о реальной военной работе, суть которой составляет взаимоуничтожение людей. Еще до выхода романа его рукопись читали ветераны, воевавшие в Чечне в разных родах войск и в разных должностях. Прочитав, они повторяли почти слово в слово: «Будто снова попадаешь туда. Все оживает в памяти: конкретные события, образы, звуки, запахи, вкусы…». И удивительно органично в это повествование вплетается такая же откровенная повесть о неистовой, сумасшедшей любви. Как же так получается, что ни яростный выпад юного героя против Бога, ни жестокие военные эпизоды, ни безумные поступки влюбленного ревнивца не превращают эту книгу в сгусток надоевшей чернухи? Роман, безусловно, – крупнейшее литературное, да и политическое событие. В России еще не было столь талантливой и открытой прозы о Чеченской войне, написанной непосредственным соучастником.

«Чтобы переплюнуть прилепинские «Патологии», нужны мемуары Буданова или Басаева, обладай те литературным талантом».- Э. Лимонов.

Кто же он, этот молодой нижегородский литератор, скрывающийся под псевдонимом Захар Прилепин ?

Захар Прилепин - под этим именем решил публиковаться известный в Нижнем Новгороде журналист Евгений Лавлинский. Прилепин поломал сложившуюся печальную традицию: в последние лет 15 нижегородские литераторы крайне редко публикуются в столице.

Евгений Николаевич Лавлинский родился в 1975 году в деревне Ильинка Рязанской области, в семье учителя и медсестры. Работать начал с 16 лет – трудился грузчиком в хлебном магазине. Окончил филологический факультет Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Служил в ОМОНЕ, в качестве командира отделения участвовал в боевых действиях в Чечне (1996, 1999 гг.). Публиковаться начал как поэт в 2003 году, в газете «День литературы». Печатался в газетах «Генеральная линия», «Консерватор», «Спецназ России», «Литературная газета», в журналах «Север», «Пигмалион», «Искусство кино», «Роман-Газета», «Дружба народов», «Новый мир».

Участник семинара молодых писателей Москва – Переделкино ( февраль 2004 г.) и IV Форума молодых писателей России в Москве.

Член Нижегородского отделения национал - большевистской партии, участвовал в нескольких десятках политических акций леворадикальной оппозиции.

В настоящее время – главный редактор регионального аналитического портала «Агентство политических новостей – Нижний Новгород»

Лауреат премии Бориса Соколова (2004) и премии газеты «Литературная Россия»(2004).

Захар Прилепин ( Е.Лавлинский) о себе:

Цитата:

Я сын учителя и медсестры. Родился в рязанской деревне Ильинка. Работал в ОМОНЕ. Весной 1996 года меня отправили в командировку в Грозный. Тогда как раз происходил очередной захват города боевиками. Второй раз я попал туда осенью 1999 года во время вторжения в Дагестан. Счастливо женат, имею двух сыновей…

Из интервью газете «Россія»:

Цитата:

- Как ты стал участником войны в Чечне? Было ли участие в «антитеррористической» операции отражением твоей гражданской позиции или ты был вовлечен в эти события не по своей воле?

- Поехал по своей воле - в полном согласии со своей гражданской позицией. В те годы я был настроен куда более агрессивно. Имперски, если можно так сказать. И по сей день я воспринимаю Россию как безусловную империю. Но … появилось острое чувство горечи оттого, что война ведется глупо и является не продолжением российской (и благой!) политики, а полным противоречием ей. Выражалась эта политика, … в том, что прирост земель происходил полюбовно. Если приходилось применять силу, то применялась она быстро и жестко, но в итоге куда с меньшей кровью и с меньшим позором, чем сейчас. У современной России нет ни сил, ни ума, ни такта для решения проблемы Чечни. Если мы будем воевать там теми же методами и пытаться замирить пассионарный народ бессистемными зачистками, мы будем воевать там вечно.

Главное ( на настоящий момент ) прозаическое произведение Захара При-лепина - роман «Патологии» в журнальном варианте опубликован трижды : в журналах «Север», «Искусство кино» и «Роман – газета». Отдельные главы романа публиковались в газетах «Генеральная линия», «Консерватор», «Спецназ России», издаваемой Ассоциацией ветеранов подразделения антитеррора «Альфа».

Полностью роман вышел в апреле 2005 года в издательстве «Андреевский флаг» и получил высокую оценку критики и читательской аудитории.

Отзывы :

Владимир Маканин, писатель:

- Премия Бориса Соколова в России вручалась впервые. Отбор был довольно большой, и это было очень интересно. Слава Богу, стали награждать молодых писателей. Премию получил Захар Прилепин. Это было правильно, это «в десятку» и по качеству, и по возрасту. Жюри довольно быстро пришло к консенсусу.

Орхан Джемаль, редактор отдела политики газеты «Версия»:

- Повесть Захара Прилепина «Патологии» про «Вторую чеченскую» написана исключительно с позиции «взгляд отсюда», но написана честно, не про то, что хочется видеть в этой войне всевозможным Леонтьевым или Политковской, а так, как бывает, или почти так. Особенно хорошо читать «Патологии», если из памяти не истерлись еще некрасовские «В окопах Сталинграда». Невольно сравниваешь самоощущение войны тогда и теперь. Читаются «Патологии» легко, от первой до последней страницы. Язык сочный, настоящий.

Юрий Козлов, писатель :

- Этот роман, пожалуй, на сегодняшний день лучшее произведение о новейшей Кавказской войне. Причем лучшее не в плане изображения тайных пружин этой войны…. Но в плане проникновения в «чернорабочую» плоть и душу войны. Захару Прилепину удалось сделать почти невозможное : показать Россию и Чечню через мировосприятие молодых, ежедневно рискующих жизнью людей. В принципе, любое классическое произведение о войне, будь то «Прощай, оружие», или «В окопах Сталинграда» одухотворено идеей, как бы облагораживающей и сглаживающей практику повседневного убийства . «Правда жизни» романа Захара Прилепина в том, что это роман о войне без идеи войны. Испытание войной по Прилепину – это испытание адом (без смягчающих обстоятельств), и каждый тут определяет собственной место сообразно своим человеческим (или нечеловеческим) качествам. А достоинство романа в том, что даже в таких кроваво-скотских условиях многие его герои не превращаются в кровавых скотов. Хотя и ходят по практически невидимой грани.

В.Пустовая :

-Героем своего романа Прилепин выбирает солдата с сознанием «гражданского», не подготовленного к войне человека. Егор Ташевский не воин, не герой. Он человек хрупкой психики, ломкой смелости, не сумевший вписать в войну свои представление о нормальном. Егор постоянно признается самому себе в нежелании выполнять задание, рисковать, проявлять инициативу в бою. Противоборству жизни и смерти посвящен весь роман. С него он и начинается. Напряжение в романе создается за счет ощущения прерывистого – от задания к заданию – движения к гибели. Эпизоды войны не чередуются бездумно, а подчинены логике сюжета о постепенно надвигающейся смерти и наивно самонадеянности жизни, не сумевшей предотвратить свое поражение. Композиционная выстроенность – одно из главных достижений Прилепина. Ибо композиция – ахиллесова пята «военной прозы».

…Роман «Патологии» - первое и пока единственное произведение о войне, в котором собственно военные эпизоды меня захватили. Объясняется это особенностями авторского стиля и нетривиальностью композиции.

Писатель Захар Прилепин вырывается из войны, когда-то «благословившей» его на литературу. Его роман позволяет говорить не только о пережитой автором конкретной войне в Чечне, но и о войне вообще, о жизни и смерти, а также о композиции, особенностях авторского языка, символах и метафорах – в общем, обо всем о том, что делает военную прозу не продуктом войны, а произведением искусства.»

Л.Юзефович:

- Проза нижегородца Захара Прилепина говорит сама за себя и ни в каких предварениях и напутствиях не нуждается. Его роман «Патологии» посвящен чеченской войне, но сказать о нем только это – это не сказать ничего. Это прежде всего замечательная проза, а потом уже о контртеррористической операции» в Чечне. Это тот редкий в современной литературе случай, когда талант, интеллект и обжигающий душу военный опыт не разведены по разным судьбам, а слиты в одном человеке.

Из интервью З. Прилепина:

Цитата:

- Ваш роман «Патологии» рассказывает о чеченской войне. Это дает критикам право причислять вас к авторам современной военной прозы. Считаете ли вы сами эту тему центральной в своем творчестве? Будете ли развивать ее дальше ?

- Нет, не считаю военную тему центральной и в ближайшие годы писать о войне не буду. Просто чтобы сразу стереть этот ярлык.

А вообще, роман писался о любви, и военные сцены задумывались как фон. Получилось, видимо, наоборот…

- После шорт-листа премии «Национальный бестселлер» можете ли вы сказать, что принимаете активное участие в литературном процессе?

- Признаюсь, для того, чтобы попасть в короткий список «Нацбеста» ( и для того, чтобы годом раньше попасть в число лауреатов премии Бориса Соколова), я вообще ничего не сделал. В Сети появился короткий список этой премии, после чего, собственно, я и узнал, что за меня проголосовали несколько известных людей. Если публикация собственных текстов является участием в литературном процессе – значит, я в нем участвую. Наверное, нужно прежде всего хорошо писать. И литпроцесс сам тебя найдет.

Литературные влияния :

Из интервью газете «Культура»

Цитата:

…Работая над книжкой, я перечитал «Кавказские повести» Л.Толстого. Они великолепны. Но сейчас, спустя сто пятьдесят лет, все уже происходит иначе. Люди стали другими. Я попытался отразить самоощущение современного человека в кризисной ситуации. Я очень люблю произведения Л.Леонова, Гайто Газданова и

Э. Лимонова. Они написали книги, чтение которых вызывает у меня истинное удовольствие. Помня о своих пристрастиях, я старательно избегал каких-либо влияний. У меня сформировалось свое видение жизни, есть свой опыт, из которого я сделал определенные выводы.

О политике :

Цитата:

- Почему после возвращения со второй чеченской войны ты решил вступить в НБП ?

- Я пришел в НБП не как романтик, но как логик, убедившись в том, что иные силы не в состоянии ничего изменить в стране. Элементарный анализ современной политической жизни в стране показывает, что российским партиям вообще не нужны люди с какими-то идеологическими установками и убеждениями. Большинство наших партий – обычные чиновничьи конторы, их можно легко менять местами.

- Сегодня все партии используют патриотическую риторику, но только национал- большевики готовы жертвовать за свои убеждения карьерой, здоровьем, свободой, а если понадобится, – жизнью.

Е.Лавлинский участвовал в выборах в Городскую Думу Нижнего Новгорода по 7-му округу (Ленинский район). Кандидатуру Е.Лавлинского выдвинуло НРО КПРФ. Как пояснил Е.Лавлинский, союз НБП и КПРФ выгоден и национал - большевикам, и коммунистам.

Объясняя свое решение баллотироваться на выборах в Гордуму, Лавлинский сказал, что ему уже «давно интересен опыт реальной административной работы, не журналистской и не, скажем так, уличной, политической работы. Как журналист, как писатель, я считаю и возможным, и необходимым принимать участие в судьбе моего города».

Из интервью журналу «Самокат»:

Цитата :

- Чем ты сейчас занимаешься?

- Пишу роман.

- Про любовь?

- Про все. …Хочу, чтобы там отразилась наша эпоха – дурные мужчины и прекрасные женщины. Время современное, герой – мальчик Саша… Это сложная задача – писать роман о современности…. Я хочу написать трагичный жесткий роман без фельетонности. …

В августе 2005 года З.Прилепин стал членом Союза писателей РФ.

Источник: https://sormlib.nnov.ru/?Prilepin