Дуэли и дуэлянты

Ci ne Mato-graff
3/9/2011, 4:37:58 PM
Меня всегда увлекала тема дуэли в литературных произведениях

Порой у дуэлей счастливый конец
Ф. М. Достоевский "Идиот"
скрытый текст
Генерал приостановился как бы от грустного воспоминания.
– Да и она тоже полгода спустя потом умерла от простуды, – сказал князь.
– Не от простуды. Не от простуды, поверьте старику, Я тут был, я и ее хоронил. С горя по своем князе, а не от простуды. Да с, памятна мне и княгиня! Молодость! Из за нее мы с князем, друзья с детства, чуть не стали взаимными убийцами.
Князь начинал слушать с некоторою недоверчивостью.
– Я страстно влюблен был в вашу родительницу, еще когда она в невестах была, – невестой друга моего. Князь заметил и был фрапирован. Приходит ко мне утром в седьмом часу, будит. Одеваюсь с изумлением; молчание с обеих сторон; я всё понял. Вынимает из кармана два пистолета. Через платок. Без свидетелей. К чему свидетели, когда чрез пять минут отсылаем друг друга в вечность? Зарядили, растянул, платок, стали, приложили пистолеты взаимно к сердцам и глядим друг другу в лицо. Вдруг слезы градом у обоих из глаз, дрогнули руки. У обоих, у обоих, разом! Ну, тут, натурально, объятия и взаимная борьба великодушия. Князь кричит: твоя, я кричу: твоя! Одним словом… одним словом… вы к нам… жить?


Порой дуэль только шутка
А.П. Чехов "Медведь"
скрытый текст
Попова. Хорошо... В комнатах стреляться неудобно, пойдемте в сад.
Смирнов. Пойдемте. Только предупреждаю, что я выстрелю в воздух.
Попова. Этого еще недоставало! Почему?
Смирнов. Потому что... потому что... Это мое дело, почему!
Попова. Вы струсили? Да? А-а-а-а! Нет, сударь, вы не виляйте! Извольте идти за мною! Я не успокоюсь, пока не пробью вашего лба... вот этого лба, который я так ненавижу! Струсили?
Смирнов. Да, струсил.
Попова. Лжете! Почему вы не хотите драться?
Смирнов. Потому что... потому что вы... мне нравитесь.
Попова (злой смех). Я ему нравлюсь! Он смеет говорить, что я ему нравлюсь! (Указывает на дверь.) Можете!
...
Смирнов (подходя к ней). Как я на себя зол! Влюбился, как гимназист, стоял на коленях... Даже мороз по коже дерет... (Грубо.) Я люблю вас! Очень мне нужно было влюбляться в вас! Завтра проценты платить, сенокос начался, а тут вы... (Берет ее за талию.) Никогда этого не прощу себе...
Попова. Отойдите прочь! Прочь руки! Я вас... ненавижу! К ба-барьеру!
Продолжительный поцелуй.


Ну, а если верьезно
Куда как справедливей представляется стрельба с определенного, фиксированного расстояния или когда дуэлянты сходятся
Смысла поединка когда дуэлянты стреляют друг в друга по очереди, я до сих пор не постиг в полной мере

Проспер Мериме "Этрусская ваза"
Ссора
скрытый текст
аллея была узка; две лошади едва-едва могли двигаться рядом; ничего, следовательно, нет удивительного, если Темин, при всем своем умении держаться в седле, задел ногу Сен-Клера, проезжая мимо него. Но досада уже накипела в сердце Сен-Клера; он не в силах был ее сдерживать: привстав на стременах, он ударил хлыстом по морде лошадь Темина.

— Черт подери! Огюст! Что с вами? — воскликнул Темин. — За что вы бьете мою лошадь?

— Зачем вы за мной едете? — диким голосом закричал Сен-Клер.

— Вы с ума сошли, Сен-Клер! Вы забываете, с кем говорите!

— Отлично помню, что говорю с наглецом.

— Сен-Клер!.. Вы, должно быть, рехнулись… Завтра вы или извинитесь передо мной, или ответите мне за вашу дерзость.

— Итак, до завтра, милостивый государь!

Темин остановил лошадь; Сен-Клер проехал вперед и вскоре исчез в лесу.

С этой минуты он почувствовал себя спокойнее. У него была слабость верить в предчувствия. Ему представилось, что завтра он будет убит и что в этом простейший выход из положения, в которое он попал. Прожить еще один день — и больше никаких забот, никаких терзаний. Вернувшись домой, он послал человека с запиской к полковнику Боже, написал несколько писем, пообедал с аппетитом и ровно в половине девятого был у калитки парка.

Развязка
скрытый текст
— Ну что? — спросил Рокантен, встретив полковника Боже вечером в кофейной Тортони. — Неужели это правда?

— К сожалению, да, — отвечал с грустным видом полковник.

— Расскажите же, как все произошло.

— Придраться не к чему. Сен-Клер сразу сказал мне, что он не прав, но хочет принести свои извинения только после того, как Темин сделает первый выстрел. Я не мог не одобрить его. Темин предложил бросить жребий, кому первому стрелять. Но Сен-Клер потребовал, чтобы первым стрелял Темин. Темин выстрелил. Я увидел, как Сен-Клер повернулся и тут же упал мертвым. Мне часто приходилось наблюдать, как солдаты, раненные насмерть, так же странно поворачивались, перед тем как испустить последний вздох.

— Это удивительно! — заметил Рокантен. — Что же сделал Темин?

— То, что делают в подобных случаях. Он с видом глубокого сожаления бросил на землю пистолет. Бросил с такой силой, что собачка сломалась. Пистолет английской фабрики Ментона. Не думаю, чтобы нашелся в Париже оружейник, способный его исправить.


Предлагаю в этой теме вспомнить, а заодно и обсудить литературные дуэли
Дионео
3/9/2011, 11:31:12 PM
Есть у меня любимая дуэль... если её можно так назвать. Впрочем, решать читателям. Вот она:
скрытый текст
- Лорд Корвин Амберский! - Он ждал меня, когда я завернул в ложбину -
рослый, трупного цвета парень, с рыжими волосами и на коне под масть. На
нем были медные доспехи с зеленоватыми узорами и он сидел лицом ко мне,
неподвижный, как статуя. Он сказал:
- Я увидел тебя на вершине холма. Ты ведь без кольчуги, не так ли?
Я хлопнул себя по груди. Он резко кивнул, затем поднял руку, сперва к
левому плечу, затем к правому, отстегивая застежки панциря и давая ему
упасть на землю. затем он сделал то же самое с наколенниками.
- Я давно хотел встретиться с тобой. Я Борель. Я не хочу, чтобы
говорили, что я нечестно воспользовался преимуществом над тобой.
Борель... Имя было знакомое. Затем я вспомнил. Он завоевал уважение и
приязнь Дары. Он был ее учителем фехтования, мастером клинка. Глупым,
однако, понял я. Он лишился моего уважения, сняв доспехи. Битва - не игра,
и я не желал делать себя доступным для всякого самонадеянного осла, когда
я чувствовал себя раздавленным. Если и ничего другого, он, вероятно, мог
измотать меня.
- Теперь мы разрешим давно мучающий меня вопрос, - сказал он.
Я ответил причудливым ругательством, развернул своего коня и поскакал
назад, откуда явился. Он немедленно бросился в погоню.
Когда я проскакал обратно вдоль дренажной канавы, то сообразил, что у
меня недостаточная фора. Он настигнет меня с полностью открытой спиной и
зарубит меня или заставит драться. Однако, хоть и ограничен был мой выбор,
он включал немного побольше, чем это.
- Трус! - крикнул он. - Ты избегаешь боя. Это ли великолепный воин, о
котором я так много слышал?
Я поднял руку и расстегнул свой плащ. По другую сторону канавы край
ее был на уровне моих плеч, потом талии. Я скатился с седла налево,
споткнулся разок и встал. Черный поскакал дальше. Я двинулся направо,
лицом к этому приставале. Схватив плащ обеими руками, я помахал им секунду
другую, прежде чем голова и плечи Бореля появились рядом со мной.
Плащ накрыл его, закутав клинок и все прочее, замотав голову и
замедлив его руки.
Затем я с силой дал пинка. Я целил ему в голову, но попал в плечо. Он
вывалился из седла, а его конь поскакал дальше.
Выхватив Грейсвандир, я прыгнул за ним следом. Я поймал его как раз
тогда, когда он отбросил мой плащ и пытался подняться. Я проткнул его там,
где он сидел, и увидел искаженное выражение его лица, когда его рана стала
заниматься пламенем.
- О, низменно сделано! - воскликнул он. - Я надеялся на лучшее с
твоей стороны!
- Это не совсем Олимпийские Игры, - ответил я, стряхивая со своего
плаща несколько искр.
Format C
3/9/2011, 11:53:19 PM
Ага, точно, была недавно попытка создать дуэль - по графомански недоделанная... 00032.gif
--

А вообще, у Дюма на эту тему было многочисленно и романо-фельетонно - как Арамис ронял носовые платки, и т.д.

+

Mylène Farmer - "Libertine" - сценарий к клипу написал некий Лоран Бутонна
Ci ne Mato-graff
3/10/2011, 12:53:50 AM
(Дионео @ 09.03.2011 - время: 20:31)Есть у меня любимая дуэль... если её можно так назвать. Впрочем, решать читателям. Вот она:
До поры, до времени, мне представлялось, что дуэли на шпагах совершаются строго только так- в одной руке клинок, другая рука на поясе или изогнута над плечом
В "Графиня де Монсоро", в одной из последних глав выясняется, что для победы все средства хороши
(Format C @ 09.03.2011 - время: 20:53)А вообще, у Дюма на эту тему было многочисленно и романо-фельетонно - как Арамис ронял носовые платки, и т.д.
И как Портос, затеял ссору с пьяным, перечислил тысячи способов какими он собирается заколоть соперника. А когда друзья его не дождались, Атос изрек: "Видимо став в позицию пьяница протрезвился"
Kirill Леонов
3/10/2011, 1:46:44 AM
Мне нравятся дуэли во всех романах Дюма. Особенно две в "Граф Монте-Кристо ". И еще очень обожаю одну дуэль в книге " Наследник из Калькутты". Между графом Эльсвиком и его бывшим секундантом.
Ci ne Mato-graff
3/10/2011, 12:26:44 PM
(Kirill Леонов @ 09.03.2011 - время: 22:46)Мне нравятся дуэли во всех романах Дюма.
Временное противостояние мушкетеров, сначала во время погони за герцогом де Бофор и потом на Королевской площади, чуть не до слез прошибало
____

Необычная дуэль имела место в фильме (но не книге) "Земля Санникова"
Герой, которого играл Дворжецкий, сказал какую дерзость герою, которого играл Даль
На что Даль предложил Дворжецкому: "Я попробую взобраться на колокольню, если мне это удается, Вы пускаете себе пулю в лоб, если не удается, я разбиваюсь у Ваших ног"
Дворжецкий взял револьвер из рук Даля и хладнокровно заколотил торчащий из столешницы гвоздь
Оба остались живы
Почти под самой крышей сорвалась решетка окна, на которой повис Даль, положение безвыходное. Дворжецкий взбежав по внутренней лестнице предложил свою помощь и мировую
Kirill Леонов
3/10/2011, 1:21:31 PM
Ci ne Mato-graff, Вы называете дуэли весьма нестандартного содержания.
Искусственное дыхание
3/10/2011, 7:31:29 PM
Моя любимая сцена дуэли - у Лермонтова, в "Герое нашего времени" - дуэль Печорина и Грушницкого...
Ci ne Mato-graff
3/10/2011, 8:32:46 PM
(Kirill Леонов @ 10.03.2011 - время: 10:21)Ci ne Mato-graff, Вы называете дуэли весьма нестандартного содержания.
Так этим они и интересны

Вот эта дуэль
(Искусственное дыхание @ 10.03.2011 - время: 16:31)Моя любимая сцена дуэли - у Лермонтова, в "Герое нашего времени" - дуэль Печорина и Грушницкого...
нестандартная и гораздо интересней дуэли Онегин - Ленский
Ramse$
3/10/2011, 9:59:17 PM
(Ci ne Mato-graff @ 09.03.2011 - время: 13:37)
Смысла поединка когда дуэлянты стреляют друг в друга по очереди, я до сих пор не постиг в полной мере


А это вроде «русской рулетки» или «орла-решки», т.е. кому повезло, тот и прав.
Ci ne Mato-graff
3/11/2011, 3:29:33 PM
(Ramses IV @ 10.03.2011 - время: 18:59) (Ci ne Mato-graff @ 09.03.2011 - время: 13:37)Смысла поединка когда дуэлянты стреляют друг в друга по очереди, я до сих пор не постиг в полной мере
А это вроде «русской рулетки» или «орла-решки», т.е. кому повезло, тот и прав.
Нет, везение не гарантирует благоприятный исход

Рассмотрим возможные комбинации:
1. А и Б не хотят убивать друг друга - никто не будет убит
2. А и Б во что бы то ни стало хотят убить друг друга - будет убит обидчик- если право выстрела за пострадавшим, или тот кому не повезло- если розыгрыш первого выстрела в орлянку
3. А и Б хотят убить друг друга только потому, что не знают о намерениях соперника - будет убит обидчик- если право выстрела за пострадавшим, или тот кому не повезло- если имел место розыгрыш первого выстрела в орлянку
4. Только А(Б) хочет убить Б(А) - один будет убит независимо от очередности выстрела
5. А(Б) выстрелит в воздух только если Б(А) стреляя первым пальнет в воздух, Б(А) об этом не знает и скорее всего будет действовать наверняка - А(Б) будет убит
Ramse$
3/11/2011, 10:18:27 PM
Ну я и говорю: рулетка.
Право первого выстрела тоже не даёт гарантии, что соперник будет подстрелен.
Вон, я в конКВИЗтадор играю постоянно (интеллектуальная игра-викторина онлайн),
и иногда делаю глупейшие ошибки ))
В общем, всё в руках Фатума :)
Ci ne Mato-graff
3/18/2011, 9:58:03 PM
Д.С.Данин "Нильс Бор"
скрытый текст
Дирак: Он был глубоким мыслителем и действительно
размышлял обо всем на свете... Нет, он не занимался метафизическими
проблемами. Но его интересовали проблемы, не имевшие отношения к науке вообще. Ну вот, например: когда двое гангстеров вытаскивают револьверы и
хотят друг друга убить, но ни один из них не осмеливается выстрелить - как найти
этому объяснение? Бор искал его и нашел... Это психологический вопрос: если вы сначала принимаете решение стрелять и затем стреляете, это более медленный
процесс, чем выстрел в ответ на внешний стимул. И пока вы решаете нажать
курок, другой увидит это и выстрелит первым.
Томас Кун: А не навела ли Бора на эту проблему его любовь к киновестернам?
Дирак: Не знаю... Но говорят, что гангстерам это правило знакомо. И, сойдясь
лицом к лицу, ни один из них не осмеливается на первый выстрел.
В институте провели экспериментальную проверку боровской гипотезы: купили
детские пистолеты и устраивали внезапные "гангстерские встречи" с Бором.
Он доказал, что при прямой угрозе неизменно успевал выстрелить раньше
нападавших.
Format C
3/18/2011, 10:08:47 PM
(Ci ne Mato-graff @ 09.03.2011 - время: 13:37)
Смысла поединка когда дуэлянты стреляют друг в друга по очереди, я до сих пор не постиг в полной мере

Смысл этой рискованной штуки (не отличающейся от "подождать пока провиник пальнет первым") в том,
что в случае промаха противника
у тебя есть возможность сколь угодно долго направлять на него револьвер и давить психологически!
Пример - реальная дуэль Пушкина с Зубовым и "виртуальная" в повести "Выстрел"
Некоторые считают, что дуэль с Дантесом Пушкин планировал сделать по такому же сценарию.
Ci ne Mato-graff
3/19/2011, 11:45:32 PM
(Format C @ 18.03.2011 - время: 19:08)Смысл этой рискованной штуки (не отличающейся от "подождать пока провиник пальнет первым") в том,
что в случае промаха противника
у тебя есть возможность сколь угодно долго направлять на него револьвер и давить психологически!
Пример - реальная дуэль Пушкина с Зубовым
Что то я не заметил психологического давления в данном случае
Поправьте если найденная мною информация не достоверна
"В 1823 году Пушкин уличил в мошенничестве при игре в карты прапорщика генерального штаба Александра Зубова. На дуэль Пушкин явился с фуражкой, полной черешни, и, как один из героев повести «Выстрел», ел ягоды и выплевывал косточки, пока в него целились. Зубов промахнулся, а от своего выстрела Александр Сергеевич отказался."

(Format C @ 18.03.2011 - время: 19:08)и "виртуальная" в повести "Выстрел"
Весь вопрос в том, на кого оказывалось большее давление и кого Сильвио наказал сильнее чем самого себя?
Минутное торжество- лицезрение страха и смятения врага, ценой- прекращения карьеры, отставки, нескольких лет томительного ожидания, лишения себя возможности участия в других дуэлях

Этот момент рассказа вызывает благоговейный трепет и восхищение!
"Мне должно было стрелять первому: но волнение злобы во мне было столь сильно, что я не понадеялся на верность руки и, чтобы дать себе время остыть, уступал ему первый выстрел;"

К слову- отказ Сильвио от выстрела по беззаботному графу, перекликается с решением Гамлета не убивать Клавдия в то время когда тот молился и тем самым отправить его душу прямиком в Рай
@Тётя@Мотя@
3/22/2011, 9:41:11 PM
В июне 1829 года в Орловской губернии состоялась дуэль на саблях, закончившаяся смертью противников. Казалось бы, что в этом особенного, Россию дуэлями не удивишь. Но в тот раз оружие скрестили не мужчины, а женщины, помещицы Ольга Петровна Заварова и Екатерина Васильевна Полесова, избравшие такой способ для разрешения банальной ссоры. История имела продолжение. Через 5 лет состоялась дуэль между их повзрослевшими дочерьми, закончившаяся смертью Анны Полесовой.    Не каждый мужчина мог выдержать женский натиск      Как ни странно, женские дуэли и в России, и в Европе не были редкостью. Экзотикой для России считалась дуэль между женщиной и мужчиной, хотя в просвещенной Европе такие поединки были в порядке вещей.    На Руси женские поединки существовали издревле. Еще в конце XIV века Псковская судебная грамота определяла, что в случае судебного поединка между женщиной и мужчиной, возможно от лица поединщицы выставление родственника или наймита. Но между собой женщины должны биться самостоятельно.    В XVIII веке Петр I ввел запрет на поединки, который затем подтверждался почти всеми императорами. Но дуэлей от этого меньше не становилось.    Любопытно, что в поединке успела поучаствовать даже будущая императрица Екатерина II, которая в бытность принцессой в июне 1744 года дралась на шпагах с троюродной сестрой принцессой Анной Людвигой Анхальт. Дуэлянткам было всего по 15 лет, и поединок, к счастью, завершился бескровно.    Женская дуэль      Возможно, в память об этом событии императрица смотрела на женские дуэли сквозь пальцы, лишь бы они не заканчивались серьезным ранением или смертью. Считается, что в период правления императрицы только три женские дуэли завершились смертельным исходом. Многие русские дамы хорошо владели оружием и были не прочь при его помощи выяснить отношения. В публикациях неоднократно встречал упоминания, что только в 1765 году среди придворных дам произошло 20 дуэлей, в 8 из которых в качестве секундантки участвовала императрица. В последнее (участие Екатерины), честно говоря, верится с трудом.    Самой известной дуэлью того времени с участием россиянок стал поединок, произошедший в 1770 году между княгиней Екатериной Дашковой и герцогиней Фоксон. Произошел он, правда, не в России, а в Лондоне. В доме графини Пушкиной две образованнейшие женщины Европы мирно беседовали. Постепенно беседа переросла в дискуссию, а затем в жаркий спор, закончившийся взаимными пощечинами и вызовом на дуэль. Примирить дам не удалось, и поединок на шпагах, произошедший тут же в саду, закончился ранением Дашковой в плечо.    Если мужчины традиционно дрались на природе, предпочитая пистолеты, то россиянки сводили счеты на шпагах не выходя из дома. Существовали даже светские салоны, которые славились именно дамскими поединками. Так, в салоне госпожи Востроуховой, если верить сплетням, только в 1823 году произошло 17 женских дуэлей.    Хосе де Ривера. Женская дуэль    Любопытные записки о поединках россиянок оставила французская маркиза де Мортене: «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы». Возможно, со стороны виднее, тем более, что в её родной Франции в этот период женщины дрались обнаженными до пояса, что выглядело, наверное, действительно изящнее. А про «слепую ярость» оставим на её совести, ведь смертельные исходы в российских женских дуэлях были крайне редки.    Любопытно, что русская литература и живопись обходят женские дуэли молчанием, тогда как в Европе им посвящали романы и картины. Наибольшую известность получило полотно «Женская дуэль», созданное испанцем Хосе де Риверой в 1636 году. Бывающие в Испании могут увидеть его в мадридской галерее «Прадо».    Мадемуазель де Мопен    Сама дуэль произошла задолго до создания картины. В 1552 году неаполитанки Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла, претендовавшие на любовь молодого повесы Фабио де Зересола, решили выяснить отношения путем поединка на мечах. Неаполитанские мечи были ненамного тяжелее шпаг, и многие дамы искусно ими владели. В то время дамский поединок был экзотикой, поэтому молва о нем сохранилась надолго, подсказав художнику сюжет картины.    К моменту написания картины европейки уже вовсю выясняли отношения с оружием в руках. Живи художник во Франции, он бы, наверное, избрал другой сюжет – дуэль маркизы де Несль и графини де Полиньяк, произошедшую осенью 1624 года. Особенностью этой дуэли было то, что дрались женщины из-за кардинала Ришелье, только что получившего пост первого министра короля. Наверное, святостью кардинал себя особо не утруждал, так как дуэль стала результатом явно не теологических споров. Хотя женщины и выбрали для выяснения отношений пистолеты, дуэль завершилась малой кровью – графиня несильно ранила соперницу в плечо. Но, видимо, этот поединок потешил тщеславие кардинала, что он даже упомянул его в своих записках. А подробности этой пикантной истории еще долго смаковались в аристократических кругах Парижа.    Жан Беро. Женский портрет    Дамы столь привыкали к оружию, что даже позировали художникам со шпагами в руках. На картинах Жана Беро элегантные француженки держат шпаги так непринужденно, как будто оружие является обычным аксессуаром дамского наряда, как, например, веер или зонтик.    Некоторые дамы до такой степени осваивали искусство фехтования, что начинали вызывать на поединки мужчин. Наибольшую известность получила мадемуазель де Мопен, проведшая несколько успешных дуэлей с мужчинами. Её реальные похождения положил в основу своего романа «Мадемуазель де Мопен» писатель Теофиль Готье. Роман написан увлекательно и стоит того, чтобы его прочитать.    В наши дни описания женских поединков в СМИ не редкость, но в подавляющем большинстве это обычные бытовые драки и поножовщины, не имеющие ничего общего с дуэлями
Вот никогда бы не подумала что наши милые дамы способны на такое!
Format C
3/22/2011, 10:32:59 PM
(Ci ne Mato-graff @ 19.03.2011 - время: 12:45) (Format C @ 18.03.2011 - время: 19:08)Смысл этой рискованной штуки (не отличающейся от "подождать пока провиник пальнет первым") в том,
что в случае промаха противника
у тебя есть возможность сколь угодно долго направлять на него револьвер и давить психологически!
Пример - реальная дуэль Пушкина с Зубовым
Что то я не заметил психологического давления в данном случае
Поправьте если найденная мною информация не достоверна
"В 1823 году Пушкин уличил в мошенничестве при игре в карты прапорщика генерального штаба Александра Зубова. На дуэль Пушкин явился с фуражкой, полной черешни, и, как один из героев повести «Выстрел», ел ягоды и выплевывал косточки, пока в него целились. Зубов промахнулся, а от своего выстрела Александр Сергеевич отказался."

да, реальная дуэль с З. прошла в другой вариации - мне в школьные годы другая трактовка попалась и найти уже не могу
но все-равнo
глядя на то что сейчас в инете:
посмеялся и выставил Зубова дураком, не примерившись (т.е. не подав руки) и не использовав хотя бы символически свой выстрел -
это ж и есть и есть психологическое давление!
-----
П. И. Бартенев. О Пушкине.
«Понятно, — сказал Пушкин, подходя к 3., — мы стреляемся. Я вызов ваш принимаю. Попадете ли вы в меня или не попадете — это для меня равно ничего не значит, но для того, чтобы в вас было больше смелости, предупреждаю: стрелять я в вас совершенно не намерен... Согласны?..»
...Выстрел раздался... пуля пролетела мимо (Пушкина, который не стрелял). Противник уставил глаза на Пушкина, который не переменил своего положения.
«Что? — спросил Пушкин, — довольны вы?»
3., вместо ответа и не требуя выстрела, бросился к Пушкину с намерением обнять его, но Пушкин, уклоняясь от объятий, сказал: «К чему, это лишнее» — и после этих слов удалился...
Kirill Леонов
3/22/2011, 11:45:00 PM
(Искусственное дыхание @ 10.03.2011 - время: 16:31)Моя любимая сцена дуэли - у Лермонтова, в "Герое нашего времени" - дуэль Печорина и Грушницкого...
Временное противостояние мушкетеров, сначала во время погони за герцогом де Бофор и потом на Королевской площади, чуть не до слез прошибало Да, хорошие поединки ! Еще бы выделил дуэль Безухова и Долохова, в известной книге Льва Толстого.
Ci ne Mato-graff
3/23/2011, 2:08:30 PM
Вот еще мне очень нравится
Не поединок, в нем нет ничего такого особенного, а то что случилось после
Помню, использовал эту ситуацию для вопроса в какой-то викторине

Проспер Мериме "Кармен", примечание 40
скрытый текст
"Король дон Педро, которого мы зовем Жестоким и которого королева Изабелла Католичка называла не иначе как Справедливым, любил прогуливаться вечером по улицам Севильи в поисках приключений, подобно халифу Харун аль Рашиду. Однажды ночью на глухой улице он затеял ссору с мужчиной, певшим своей даме серенаду. Они дрались, и король убил влюбленного кавалера. При звуке шпаг в окно высунулась старуха и осветила эту сцену маленьким светильником, candilejo, бывшим у нее в руке. А надо знать, что король дон Педро, в общем ловкий и сильный, обладал странным недостатком в телосложении. Когда он шагал, его коленные чашки издавали громкий хруст. По этому хрусту старуха сразу его узнала. На следующий день дежурный вейнтикуатро явился к королю с докладом: "Ваше величество, сегодня ночью на такой-то улице был поединок. Один из дравшихся убит". - "Нашли вы убийцу?" - "Да, ваше величество". - "Почему же он еще не наказан?" - "Ваше величество, я ожидаю ваших приказаний". - "Исполните закон". А как раз незадолго перед тем король издал указ, гласивший, что всякий поединщик будет обезглавлен и что голова его будет выставлена на месте поединка. Вейнтикуатро нашел остроумный выход. Он велел отпилить голову у одной из королевских статуй и выставил ее в нише посреди улицы, на которой произошло убийство. Королю и всем севильянцам это очень понравилось. Улица была названа по светильнику старухи, единственной очевидицы этого случая. Таково народное предание. Суньига рассказывает об этом несколько иначе (см. Anales de Sevilla, т. II, стр. 136). Как бы там ни было, в Севилье все еще существует улица Кандилехо, а на этой улице - каменный бюст, который считается портретом дона Педро. К сожалению, бюст этот новый. Прежний очень обветшал в XVII веке, и тогдашний муниципалитет заменил его тем, который можно видеть сейчас"
Хлоя (в аранжировке Эллингтона)
3/23/2011, 4:56:11 PM
Моя любимая дуэль, даже не дуэль в общем-то, а попытка оной, описана Стругатскими
скрытый текст
-- Г-голубчики, -- сказал Федор Симеонович озадаченно, разобравшись
в почерках. -- Это же п-проблема Бен Б-бецалеля. К-калиостро же доказал,
что она н-не имеет р-решения.
-- Мы сами знаем, что она не имеет решения, -- сказал Хунта,
немедленно ощетиниваясь. -- Мы хотим знать, как ее решать.
-- К-как-то ты странно рассуждаешь, К-кристо... К-как же искать
решение, к-когда его нет? Б-бессмыслица какая-то...
-- Извини, Теодор, но это ты очень странно рассуждаешь. Бессмыслица
-- искать решение, если оно и так есть. Речь идет о том, как поступать с
задачей, которая решения не имеет. Это глубоко принципиальный вопрос,
который, как я вижу, тебе, прикладнику, к сожалению, не доступен.
По-видимому, я напрасно начал с тобой беседовать на эту тему.
Тон Кристобаля Хозевича был необычайно оскорбителен, и Федор
Симеонович рассердился.
-- В-вот что, г-голубчик, -- сказал он. -- Я не-не могу
дискутировать с т-тобой в этом тоне п-при молодом человеке. Т-ты меня
удивляешь. Это н-неп-педагогично. Если тебе угодно п-продолжать, изволь
выйти со мной в к-коридор.
-- Изволь, -- отвечал Хунта, распрямляясь как пружина и судорожно
хватая у бедра несуществующий эфес.
Они церемонно вышли, гордо задрав головы и не глядя друг на друга.
Девочки захихикали. Я тоже не особенно испугался. Я сел, обхватив руками
голову, над оставленным листком и некоторое время краем уха слушал, как
в коридоре могуче рокочет бас Федора Симеоновича, прорезаемый сухими
гневными вскриками Кристобаля Хозевича. Потом Федор Симеонович взревел:
"Извольте пройти в мой кабинет!" -- "Извольте!" -- проскрежетал Хунта.
Они уже были на "вы". И голоса удалились. "Дуэль! Дуэль!" -- защебетали
девочки. О Хунте ходила лихая слава бретера и забияки. Говорили, что он
приводит противника в свою лабораторию, предлагает на выбор рапиры,
шпаги или алебарды, а затем принимается а-ля Жан Маре скакать по столам
и опрокидывать шкафы. Но за Федора Симеоновича можно было быть
спокойным. Было ясно, что в кабинете они в течение получаса будут мрачно
молчать через стол, потом Федор Симеонович тяжело вздохнет, откроет
погребец и наполнит две рюмки эликсиром Блаженства. Хунта пошевелит
ноздрями, закрутит ус и выпьет. Федор Симеонович незамедлительно
наполнит рюмки вновь и крикнет в лабораторию: "Свежих огурчиков!"