Ювелирное искусство и всё об украшениях, изделиях

Предлагаю отдельную для обсуждения и познания тему.
Размещаем фото понравившихся и значимых изделий, делимся впечатлениями, познаниями, информацией о мастерах, практическим опытом использования и т.п.
Ювели́рное иску́сство, изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, оружия и др.) преимущественно из драгоценных металлов (золото, серебро, платина), часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, стеклом, перламутром, костью и т. д.
В ювелирном искусстве применяются ковка, литьё, художественная чеканка, тиснение (басма), резьба или гравирование, скань (филигрань), зернь, чернь, эмали (финифть), инкрустация, травление и др.; механические приёмы обработки – штамповка, вальцовка, огранка и др.
Ювелирное искусство – один из древнейших и наиболее широко распространённых видов декоративно-прикладного, в том числе народного, творчества. Изделия ювелирного искусства играли магическую роль как амулеты, обозначали социальный статус их владельца, служили наградными знаками и т. д. Как часть костюма, повседневной и праздничной одежды они связаны со стилем эпохи и модой.
Древний мир и Средние века
Ювелирные украшения (из золота, лазурита, бирюзы, яшмы, обсидиана, т. н. холодной эмали – кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками, и др.) Древнего Египта отличает полихромия, также свойственная произведениям из Двуречья. Большая диадема из «Клада А». Троя. 2400–2200 до н. э.Изделия из Микен и Трои украшены сканью и зернью, золотые сосуды покрыты рельефами. Особое мастерство обработки и сложность замысла отличают произведения ювелирного искусства эпохи эллинизма. В странах ислама средневековый опыт работы с драгоценными металлами и камнями (в технике филиграни, инкрустации, черни и т. д.) продолжился в народном творчестве Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. Особая пышность ювелирных украшений характерна начиная со Средних веков для декоративно-прикладного искусства Индии. Мастера средневекового Китая стремились подчеркнуть в драгоценных металлах, коралле, нефрите, янтаре и других материалах природные свойства.
Высокого уровня развития достигло ювелирное искусство доколумбовой Америки (литые и чеканные золотые украшения с мозаичными орнаментами из бирюзы, кварца, агата и др.), скифов и сарматов (сосуды и другие предметы из погребений Причерноморья, Прикубанья, Нижнего Поволжья), средневековых Грузии и Армении.
Типичные черты раннесредневекового европейского ювелирного искусства – применение холодной эмали, крупных кабошонов (округлых неогранённых драгоценных камней), контрастирующих с золотом, мотивы звериного стиля в орнаменте. Для византийского ювелирного искусства характерны распятия, чеканные литургические сосуды, оклады и другие предметы культа, часто украшенные тончайшей перегородчатой эмалью. В произведениях романского и готического ювелирного искусства (где применялись также редкие породы дерева, горный хрусталь) пышные цветовые созвучия сочетались со строгой архитектоникой композиций.
Возрождение. Новое и Новейшее время
Мастера Возрождения и маньеризма (итальянские скульпторы П. Леони, Б. Челлини и др.) создали изделия (серебряные сосуды с многофигурными рельефными сценами, подвески с эмалью, резные камни и др.), в которых главную роль играла тонкость обработки. Среди шедевров европейского ювелирного искусства 15–18 вв. – немецкое (мастера семейства Ямницер и др.) и английское художественное серебро, немецкие эмали (И. М. Динглингер). Во Франции в начале 19 в. в стиле ампир создавали чеканные изделия Ж.-Б. Одио и М.-Г. Бьенне, придворные мастера Наполеона I.
В середине 19 в. производство массовых ювелирных изделий механизировалось, стали широко использоваться менее ценные материалы: накладное серебро, горный хрусталь, аквамарин, малахит, цветное стекло, стразы. Ключевое положение заняли семьи ювелиров Картье (во Франции), Тиффани (в США). Ведущим ювелиром движения «Искусства и ремёсла» был Ч. Р. Эшби (Ашби), модерна – Р. Лалик, Ф. Колер и Г. Йенсен, также в сфере ювелирного искусства работали Й. Хофман, К. Мозер и др. Ювелирные изделия в стиле ар деко использовали восточные и ацтекские мотивы или же тяготели к абстрактным геометрическим формам (Жорж и Жан Фуке, Р. Тамплие, дом Bulgari и др.).
С середины 20 в. ювелирное искусство включает в себя экспериментальные произведения, в том числе выполненные известными живописцами и скульпторами (С. Дали, А. Колдером, Ж. Браком, М. Эрнстом и др.); современная художественная культура определяет творчество и профессию ювелиров (Д. Томас, Дж. Доналд, Г. Флокингер, Э. Грима в Великобритании, Б. Векстрём в Финляндии, Р. Райлинг в Германии и многие другие). В начале 21 в. в ювелирном искусстве используются как традиционные формы, в том числе отсылки к стилям и техникам прошлых веков, так и новые подходы, материалы и техники (например, сочетание драгоценных камней с пластиком).
Ювелирное искусство в России
Для ювелирного искусства Древнерусского государства в 11–12 вв. характерны золотые изделия с перегородчатой эмалью, серебряные литургические сосуды и чеканные оклады икон, для владимиро-суздальской школы 12–13 вв. – изделия с чередованием золотых и серебряных частей, для Москвы и Суздаля 14–15 вв. – оклады икон и Евангелий, складни и т. д. со сканью, чеканкой, басмой, эмалью и литыми изображениями. В 16 в. особое развитие получили чернь и эмаль, в 17 в. – эмаль (И. Попов), чеканка (Г. Овдокимов), резьба по металлу (В. Андреев, А. Трухменский), чернь (М. Агеев, П. Иванов); в 17 в. также процветали сольвычегодская (мастерские Строгановых; усольская эмаль), ярославская и другие школы.
В 18 в. русское ювелирное искусство с центром в Санкт-Петербурге развивалось в русле общеевропейских тенденций; также сложилось великоустюжское чернение по серебру. В 19 в. возникли крупные фабричные предприятия серебряного и золотого дела: П. Ф. Сазикова (серебряная скульптура), П. А. Овчинникова (эмали в древнерусском стиле), И. П. Хлебникова (эмали, чеканные изделия), а в начале 20 в. – фирма Оловянишниковых (изделия для культа в различных техниках). Высококачественные ювелирные изделия производили фирма К. Г. Фаберже и работавшие по её заказам мастерские (М. Е. Перхина и др.).
В начале 21 в. российские изделия ювелирного искусства производятся на ювелирных фабриках (в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Москве и др.), на предприятиях художественных промыслов: Кубачинский художественный комбинат в Дагестане (см. Кубачинская обработка металла), фабрика «Ростовская финифть», Красносельская ювелирная фабрика в Костромской области и др.
https://bigenc.ru/c/iuvelirnoe-iskusstvo-c90083

«Полудрагоценных камней нет»: Тульский ювелир развеял миф, что изделия в магазине дешевле
31 января 2023, 05:57
...
Где обучаются ювелиры
Мы спросили у Александра, как он повышает уровень своего мастерства и, нужно ли это вообще работающему мастеру. По словам ювелира, лучше перенимать опыт у старших, более опытных специалистов.
«Понятия полудрагоценных камней нет, есть либо природные драгоценные камни, либо поделочные недрагоценные, но этот термин используют магазины, чтобы привлечь клиентов. Когда я говорю о некачественных украшениях, имею ввиду пустотелые цепочки и кольца, которые снаружи выглядят объемно, дорого и богато, но стоит один раз дернуть, золото вытянется – восстановлению такое не подлежит», — заключил специалист.
Кроме того, сейчас много информации по ювелирному ремеслу в свободном доступе в Интернете, можно смело открывать ролики, смотреть их и повторять.
«Больше всего я горжусь кулоном из серебра в виде слона. Там очень много черных камней и черненых участков», — делится мастер.
...
Как определить некачественное украшение
Ювелир обратил внимание, что определить качество изделия сложно, для простого обывателя практически невозможно. По словам специалиста, массмаркет сейчас активно и очень умело маскирует некачественные изделия, делая их бухтированными, то есть не полностью пустыми (если посмотреть на кольцо в разрезе, оно будет в форме лодочки).
Нюансы интервью молодого ювелира из Тулы по ссылке:
https://www.tsn24.ru/2023/01/31/275361-poludragotsennykh-kamney-net-tulskiy-yuvelir-razveyal-mif-chto-izdeliya-v-magazine-deshevle/

Интересно - зачем вы слушаете молодого ювелира? Вам мало пожилых?

(KWAzari88 - 01.02.2025, 09:29:21)Интересно - зачем вы слушаете молодого ювелира? Вам мало пожилых?
А за тем, что он начинающий и перспективный и приводит сравнения как кто-то в подвальчиках "на коленке" делает ширпотреб на старом оборудовании... А кто-то учится. В Туле от силы 5 - 6 мастерских, отвечающих всем требованиям, в том числе по честности.
Если вас не устраивает мнение молодого специалиста, то приведите другие мнения.
"— Нормальных мастерских в Туле пять-шесть. Все остальное — это ларьки с окошечками, в которых старики на коленке делают, — подытожил Александр. — А геммолог (специалист в области определения, оценки и сертификации драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней. — Прим. ред.) на всю Тулу так вообще один. Так что, как говорится, хочешь сделать хорошо — сделай это сам."
https://myslo.ru/city/people/znaj_nashih/tul-skij-yuvelir-o-mass-markete-trendah-i-sobstvennyh-ukrasheniyah/gallery/

В этой теме невозможно не упомянуть и такого знаменитого мастера как Карл Фаберже.
Русский король ювелиров. Русский ювелир королей
Ювелир по рождению — менеджер по призванию. Карл Густович Фаберже родился в Санкт-Петербурге в 1846 году среди благородных металлов и драгоценных камней. Унаследовал ювелирное производство отца и поднял семейный бизнес до небывалых высот.
Обрусевшие французы Фаберже. Карл получил ювелирное образование в Германии, а экономическое — во Франции и отправился по свету. Изучал искусство работы с драгоценными металлами венецианцев, мастерство саксонских камнерезов и французских эмальеров. На родине Фаберже бесплатно работал реставратором в Императорском Эрмитаже. Воспитывал вкус на произведениях старых мастеров.
https://www.culture.ru/materials/112146/russkii-korol-yuvelirov-russkii-yuvelir-korolei
Не зря его именовали Ювелиром Его Императорского Величества

Ну если уточнять - Фаберже не мастер, а успешный менеджер.. И молодому ювелиру не стоит оценивать работы других , особенно пожилых ювелиров. Тула довольно большой город - думаю там есть и хорошие ювелиры. По поводу того - как ювелиры разбираются в драгоценных камнях - у меня был спор с одним старым ювелиром огранщиком. Я утверждал, что 90% ювелиров не разбираются в драг. камнях - он сказал 99%. Как вы считаете - кто из нас прав?

(KWAzari88 - 01.02.2025, 10:08:53)Ну если уточнять - Фаберже не мастер, а успешный менеджер.. И молодому ювелиру не стоит оценивать работы других , особенно пожилых ювелиров. Тула довольно большой город - думаю там есть и хорошие ювелиры. По поводу того - как ювелиры разбираются в драгоценных камнях - у меня был спор с одним старым ювелиром огранщиком. Я утверждал, что 90% ювелиров не разбираются в драг. камнях - он сказал 99%. Как вы считаете - кто из нас прав?
Я в таком споре не смогу участвовать из-за недостаточности знаний. Если вы разбираетесь, то надо спорить с равными. Ювелирные изделия скорее прикладное и далеко не основное занятие для Тулы. Делитесь своими мнениями, впечатлениями и практикой. Все пользователи и читатели сайта будут наверняка рады.

Хорошо - можно попробовать. Я не буду про себя говорить . Но некое уважаемое сообщество присвоило мне звание эксперта антикварного ювелирного дела - вот им я верю.

(KWAzari88 - 01.02.2025, 10:17:16)Хорошо - можно попробовать. Я не буду про себя говорить . Но некое уважаемое сообщество присвоило мне звание эксперта антикварного ювелирного дела - вот им я верю.
Принимается ваше желание и предложение. Будет интересно, как мне представляется.
Но помните, что подряд разрешено размещать не более 2-х постов ( Основные правила сайта). Третий , четвёртый - через сутки, если не было других. Вы, как я вижу, недавно на сайте и напоминаю как модератор.
Милости просим к участию в обсуждении.
Для небольшого примера могу рассказать о качестве изделий, в частности, о своём обручальном кольце. Оно серебряное 925 пробы ( там самого серебра 92, 5 процента, а остальное добавки. Так вот оно при нагрузке, а именно, при переносе тяжестей, деформируется. И исправлять я носил его в ювелирную мастерскую . Больше не экспериментирую. Фото не показываю, всё равно обычное довольно, не широкое кольцо.

Не совсем понял, что значит подряд? То есть я всего могу писать 2 поста в сутки? По поводу вашего кольца из серебра. Чем вызвано ваше желание носить кольцо из серебра?

(KWAzari88 - 01.02.2025, 12:16:29)Не совсем понял, что значит подряд? То есть я всего могу писать 2 поста в сутки? По поводу вашего кольца из серебра. Чем вызвано ваше желание носить кольцо из серебра?
Желание иметь обручальные из серебра обусловлено обоюдным желанием с супругой. У нас вторая женитьба между самими же. И золотые кольца уже были. Больше никаких пристрастий и предпочтений. У меня есть запасное, так оно вообще стальное. :)
РS: согласно правил в одном топике два поста подряд не разрешается . Я просто напомнил, что если вдруг дискуссия или там чего. Есть исключения. Обширные копируемые тексты для удобства чтения можно разбить на несколько постов . В Новостном блоке тоже можно несколько постов подряд. В правилах всё оговорено, и в правилах этого раздела тоже. Не воспринимайте на личный счёт. Новички часто делают ошибки...

Но у меня же нет двух постов подряд?

(KWAzari88 - 01.02.2025, 13:25:44)Но у меня же нет двух постов подряд?
Нет у вас и нет в этом топике. Я ведь сказал, что просто напомнил правила, предполагая дискуссии. Может и не будет активности. Обычная забота модератора. Бывает жаль, что информативные посты, но отличающиеся тематикой , иногда приходится куда-то девать ради Правил. Надеюсь, что понятно объясняю.
Было бы интересным ваши впечатления и мнения прочесть.
Сейчас в ювелирных магазинах огромный выбор различных украшений и изделий. Но не всегда мы разбираемся в качестве, в заводах-изготовителях. Много нареканий слышал о "турецком" золоте, что там сплошь подделки... Но это уже давно было.
А сам покупал украшения жене (кулоны, цепочки... по паре). Ещё приобретал ложки серебряные внукам "на зубок" и подписывал их в гравёрной мастерской, делая их именными. Вот и весь мой опыт.
.

Попробуем.. Изделия Фаберже - наиболее часто подделываемые антикварные ювелирные изделия. Не буду утверждать точно - слышал вот такой рассказ - несколько экспертов из Санкт Петербурга были приглашены оценить коллекцию одного арабского шейха. После месяца работы 20% изделий Фаберже были признаны подделками. Фото одной подделки попробую выставить. К сожалению - не получилось. (((

(KWAzari88 - 01.02.2025, 13:57:53)... Фото одной подделки попробую выставить. К сожалению - не получилось. (((
В порядке помощи о размещении картинок посмотрите здесь:
https://sxn.io/sex/forum-dlya-novichkov/instruktsii-po-ustanovke-kartinok-i-muziki#
В той теме и другие варианты рассматривают, но я и сам не всё пробовал.

(KWAzari88 - 01.02.2025, 13:57:53)Попробуем.. Изделия Фаберже - наиболее часто подделываемые антикварные ювелирные изделия. Не буду утверждать точно - слышал вот такой рассказ - несколько экспертов из Санкт Петербурга были приглашены оценить коллекцию одного арабского шейха. После месяца работы 20% изделий Фаберже были признаны подделками.
Думаю, что работы мастеров мировой значимости подделывают наиболее часто. И совершенно другое дело, когда ставят не ту пробу или вообще выдают один драг.металл за другой, как и камни. Мошенникам есть где развернуться.

Кастеллан Виктуар де / Victoire de Castellane
Франция
Родилась в Нейи-сюр-Сен во французской аристократии «Дом Кастеллан» , восходящий к 10 веку.
Де Кастеллан прокомментировала, что ее любовь к изготовлению ювелирных изделий была вызвана тем, что ее бабушка по отцовской линии, Сильвия Родригес де Ривас, графиня де Кастильеха де Гусман, «несколько раз в день меняла свои безделушки, чтобы они подходили к ее разным нарядам».
Она начала свою карьеру вместе с Карлом Лагерфельдом в Chanel , руководя дизайном бижутерии дома в течение 14 лет. С 1998 года она работала креативным директором отдела изысканных украшений Christian Dior .

Маркин Владимир
Россия
Московский художник и ювелир со своеобразным авторским стилем.
С 1999 года работал ювелиром в Carrera и других крупных ювелирных компаниях. Сегодня Владимир Маркин — Лауреат Молодёжной Премии «Триумф», конкурса ювелирного искусства «Россия. XXI век» Гохрана России, член Московского Союза Художников, Международного Художественного Фонда, а также создатель ювелирной лаборатории «M-A-R-K-I-N».
В конце 2016 года Владимир Маркин покинул одноименную компанию и начал работу над самостоятельным проектом.
Коллекция «Сухое, нижнее» – иронический набор предметов интимного гардероба, как мужского, так и женского: бюстгальтеры, трусики и плавки, выполненные из драгоценных металлов, а коллекция «Канцелярия» напоминает о детских украшениях 80-х.

Бичакчи Севан / Sevan Bicakci
Турция
В своих творениях Севан использует множество различных техник ювелирного искусства: инкрустация, чернение, филигрань, матирование, эмалирование, микромозаика, каллиграфия, метод обратной гравировки, а также уникальную разновидность техники - инталия, которая представляет собой нечто подобное гравировке, благодаря которой, создается эффект объемной картинки внутри драгоценного камня.

Багат Вирен / Viren Bhagat
Индия
Талантливого ювелира прозвали «индийским JAR» за яркость украшений. Каждое из них Вирен сначала скрупулёзно прорабатывает на бумаге, и лишь после этого показывает своей команде опытных мастеров.
Ювелирный дом Bhagat выпускает около 60 ювелирных изделий каждый год.