Витраж
alternatiwa
Удален 11/14/2013, 11:04:57 PM
Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.©Википедия
Раньше как-то не слишком интересовалась техникой создания витражей, вседа считала, что это нечто только для огромных готических храмов, а дома в быту совершенно не применимо, да и утих интерес к нему в советское и постсоветсекое время.
Но в последнее время витражи снова становятся актульны, люди стали более зажиточны и могут позволять себе роскошествовать.
Действительно, витраж это роскошь, доступная не многим, ведь прочесс создания очень не прост и работа долгая и кропотливая.
Раньше как-то не слишком интересовалась техникой создания витражей, вседа считала, что это нечто только для огромных готических храмов, а дома в быту совершенно не применимо, да и утих интерес к нему в советское и постсоветсекое время.
Но в последнее время витражи снова становятся актульны, люди стали более зажиточны и могут позволять себе роскошествовать.
Действительно, витраж это роскошь, доступная не многим, ведь прочесс создания очень не прост и работа долгая и кропотливая.
alternatiwa
Удален 11/14/2013, 11:27:05 PM
Оказывается история создания витражей намного старше чем мы могли бы подумать, и уходи в давнюю эпоху открытия бронзы...
История витража так тесно связана с историей христианства. Метафоричность и условность пятен цветного стекла идеально подходили для церковной тематики, икона должна быть условной ровно настолько, чтобы человек предстоял перед ней, чтобы она сама смотрела на него… Цветное стекло отвечало этой задаче в полной мере, что доказывается широчайшим распространением и расцветом витража в Средние века.
В эпоху готики эта новая форма искусства преобразовала статичность античных фресок в образность энергии света. Ни одно изобразительное средство до этого не могло столь полно воплотить в конкретный образ или легенду всепроникающий небесный свет.
Переход к эпохе Возрождения тоже не обошелся без витражей. Первым шагом к этому стало изобретение известным интеллектуалом своего времени – аббатом Сугерием – историзованного оконного медальона, которое дало возможность проникать светским сюжетам в область церковного искусства, тем самым приблизив искусство и его символику к исторической повседневности.
скрытый текст
помимо открытия бронзы, те же ранние культуры, смешав несколько компонентов, нашли способ получать совершенно новую субстанцию – стекло. Расплавленный кремний (основной компонент стекла – по сути это песок) с точки зрения физики является «переохлаждённой жидкостью» и поэтому после выхода из плавильной печи не кристаллизуется, оставаясь абсолютно однородным по консистенции. Именно это качество позволяет всем видам стекла преломлять свет, приобретая блеск драгоценного камня.
Шумеры применяли стекловидную глазурь для расцвечивания черепицы храмов и кирпичей (знаменитые «Ворота богиги Иштар» целиком облицованы глазурованными кирпичами с изображениями львов с человеческой головой и орнаментов), а ко второму тысячелетию до н.э. древние египтяне Нового царства научились изготавливать сосуды из намотанного спиралью цветного стекла. Древние греки и римляне разработали не менее оригинальную технологию изделий из цветного катанного стекла – например, ваз «миллефьоре» (см. иллюстрации) и затейливых резных цилиндрических кубков. Примерно в первом веке до нашей эры, предположительно в Сирии, была изобретена техника выдувания стекла. И стеклодувная трубка открыла в стекольном производстве новую эру…
Римляне вставляли пластинки прозрачного выдувного стекла в окна самых роскошных зданий (так называемые «рюмочные плитки», которые до сих пор периодически используются в дизайне: мастер выдувал шар стекла, потом прокалывал его и, вращая трубку, расправлял эту «тарелочку» при помощи центробежной силы - см. илл.), но то, что мы сейчас называем витражами, появилось только в эпоху христианства. Первые известные фрагменты витражей хранятся в Равенне и относятся к 6 веку нашей эры (см. илл.), а самый ранний фрагмент витража с использованием росписи (голова Христа – см. илл.) относится к 11 веку…©
Шумеры применяли стекловидную глазурь для расцвечивания черепицы храмов и кирпичей (знаменитые «Ворота богиги Иштар» целиком облицованы глазурованными кирпичами с изображениями львов с человеческой головой и орнаментов), а ко второму тысячелетию до н.э. древние египтяне Нового царства научились изготавливать сосуды из намотанного спиралью цветного стекла. Древние греки и римляне разработали не менее оригинальную технологию изделий из цветного катанного стекла – например, ваз «миллефьоре» (см. иллюстрации) и затейливых резных цилиндрических кубков. Примерно в первом веке до нашей эры, предположительно в Сирии, была изобретена техника выдувания стекла. И стеклодувная трубка открыла в стекольном производстве новую эру…
Римляне вставляли пластинки прозрачного выдувного стекла в окна самых роскошных зданий (так называемые «рюмочные плитки», которые до сих пор периодически используются в дизайне: мастер выдувал шар стекла, потом прокалывал его и, вращая трубку, расправлял эту «тарелочку» при помощи центробежной силы - см. илл.), но то, что мы сейчас называем витражами, появилось только в эпоху христианства. Первые известные фрагменты витражей хранятся в Равенне и относятся к 6 веку нашей эры (см. илл.), а самый ранний фрагмент витража с использованием росписи (голова Христа – см. илл.) относится к 11 веку…©
История витража так тесно связана с историей христианства. Метафоричность и условность пятен цветного стекла идеально подходили для церковной тематики, икона должна быть условной ровно настолько, чтобы человек предстоял перед ней, чтобы она сама смотрела на него… Цветное стекло отвечало этой задаче в полной мере, что доказывается широчайшим распространением и расцветом витража в Средние века.
В эпоху готики эта новая форма искусства преобразовала статичность античных фресок в образность энергии света. Ни одно изобразительное средство до этого не могло столь полно воплотить в конкретный образ или легенду всепроникающий небесный свет.
Переход к эпохе Возрождения тоже не обошелся без витражей. Первым шагом к этому стало изобретение известным интеллектуалом своего времени – аббатом Сугерием – историзованного оконного медальона, которое дало возможность проникать светским сюжетам в область церковного искусства, тем самым приблизив искусство и его символику к исторической повседневности.
Всего фото в этом сете: 3. Нажмите для просмотра.
alternatiwa
Удален 11/14/2013, 11:40:50 PM
Фактически Сугерий изобрел ориентированный на историю оконный медальон, и это оказало большое влияние на сюжетность и повествовательный характер витражного искусства следующей половины века. В сюжетах витражей стали описываться священные темы и современные события, как их логические продолжения. Это ознаменовало собой решительный поворот в способе изображения религиозных образов на цветном стекле. Теперь окна становятся в каком-то смысле эквивалентом рукописей, описывающих жития христианских святых.
В крытой галерее Сен-Дени свет и цвет смешиваются совершенно нетривиальным образом. Революционные новшества в конструкции здания позволили включить еще больше окон и витражей. Остроконечная аркада и ребристые своды (они выполняли функцию ребер жесткости) сделали ненужными стены между опорными колоннами, потому что теперь большую часть тяжести здания брали на себя как раз эти ребра. Теперь все освободившееся пространство было отдано под окна. У аббата Сугерия получилось слить воедино освещение и природный свет. Как он сам позднее говорил, внутреннее убранство аббатства переносило его в «положение где-то между славой небес и земным позором».
Эксперименты Сугерия в Сен-Дени оказались настолько удачными, что новшества были немедленно подхвачены другими. В течение одного поколения эта ранняя версия «дворцового стиля» вывела романскую архитектуру и изобразительное искусство на порог стиля, который позднее был назван готикой.
Считается, что переход к готическому стилю начался после того, как аббат Сугерий возвоел в 1144 году апсиду в королевской церкви аббатства Сен-Дени. По всей площади окна церкви были расположены вертикальные ряды витражных ронделей и медальонов. При этом в каждом медальоне был изображен какой-то один важный эпизод из истории, выполненный в ярком, можно сказать, бодром стиле, которого так недоставало более статичным персонажам романского стиля.
В панно были включены жизнеописания некоторых святых, Марии и Христа, их родословные и, возможно, первый крестовый поход и история Карла Великого.©
В крытой галерее Сен-Дени свет и цвет смешиваются совершенно нетривиальным образом. Революционные новшества в конструкции здания позволили включить еще больше окон и витражей. Остроконечная аркада и ребристые своды (они выполняли функцию ребер жесткости) сделали ненужными стены между опорными колоннами, потому что теперь большую часть тяжести здания брали на себя как раз эти ребра. Теперь все освободившееся пространство было отдано под окна. У аббата Сугерия получилось слить воедино освещение и природный свет. Как он сам позднее говорил, внутреннее убранство аббатства переносило его в «положение где-то между славой небес и земным позором».
Эксперименты Сугерия в Сен-Дени оказались настолько удачными, что новшества были немедленно подхвачены другими. В течение одного поколения эта ранняя версия «дворцового стиля» вывела романскую архитектуру и изобразительное искусство на порог стиля, который позднее был назван готикой.
Считается, что переход к готическому стилю начался после того, как аббат Сугерий возвоел в 1144 году апсиду в королевской церкви аббатства Сен-Дени. По всей площади окна церкви были расположены вертикальные ряды витражных ронделей и медальонов. При этом в каждом медальоне был изображен какой-то один важный эпизод из истории, выполненный в ярком, можно сказать, бодром стиле, которого так недоставало более статичным персонажам романского стиля.
В панно были включены жизнеописания некоторых святых, Марии и Христа, их родословные и, возможно, первый крестовый поход и история Карла Великого.©
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.
Avalzer-ka
Мастер
11/14/2013, 11:45:57 PM
Приветствую.
Александра,витражи и витражные конструкции десять лет назад были не в моде.Из-за дороговизны. Девочки-малярши раскрашивали каждое стёклышко, подбирали колор, а мой работник (ему 22 года!) с помощью пескоструя рисует орнаменты.
Для справки - стоимость дверного полотна,витраж превышает в четыре раза.
Александра,витражи и витражные конструкции десять лет назад были не в моде.Из-за дороговизны. Девочки-малярши раскрашивали каждое стёклышко, подбирали колор, а мой работник (ему 22 года!) с помощью пескоструя рисует орнаменты.
Для справки - стоимость дверного полотна,витраж превышает в четыре раза.
alternatiwa
Удален 11/14/2013, 11:50:35 PM
В начале XIII века впервые выделяется характерный для Франции подход к искусству как к насущной необходимости. В рамках вышеупомянутого французского «дворцового стиля» витражи получили утонченную красоту отделки и особую мягкую цветовую гармонию. Радикальные изменения в архитектурном контексте окон были вызваны стремлением зодчих достичь предельной пропорции застекленной поверхности помещений.
В 1230 году был заложен Амьенский собор, у которого уменьшили толщину контрфорсов на хорах. Это позволило максимально расширить и увеличить высоту окон. Тонкие каменные «ажурные» переплетения, окаймляющие верхний ряд окон, отличаются замысловатостью орнамента. В соборах этого периода в ансамблях нефов захватывает дух от того, как подчеркнуто отражена линейная система гармонических пропорций и вертикального акцентирования. Проникая сквозь разноцветные стекла, заключенные в каменный ажур, свет приобретает свойства некой всепроникающей субстанции.
Именно в этот период появился термин «лучистый» для обозначения возбуждающего воздействия света и цвета на монументальном. Еще в Шартрском соборе в витражах использовались плотные насыщенные красные и синие цвета. Теперь же они были заменены лучистыми окнами более легких и не таких контрастных тонов. Безусловно, основную лепту в осуществление этих перемен внесли создатели витражей, которые кардинальным образом переменили выразительный потенциал материала для его использования в новых типах оконных проемов. Позже была разработана новая форма остекления – гризайль. Гризайль состоял из тонально разграниченной палитры стекол светлых цветов и использовался в темных помещениях сложной конфигурации для обеспечения лучшей освещенности.
©
В 1230 году был заложен Амьенский собор, у которого уменьшили толщину контрфорсов на хорах. Это позволило максимально расширить и увеличить высоту окон. Тонкие каменные «ажурные» переплетения, окаймляющие верхний ряд окон, отличаются замысловатостью орнамента. В соборах этого периода в ансамблях нефов захватывает дух от того, как подчеркнуто отражена линейная система гармонических пропорций и вертикального акцентирования. Проникая сквозь разноцветные стекла, заключенные в каменный ажур, свет приобретает свойства некой всепроникающей субстанции.
Именно в этот период появился термин «лучистый» для обозначения возбуждающего воздействия света и цвета на монументальном. Еще в Шартрском соборе в витражах использовались плотные насыщенные красные и синие цвета. Теперь же они были заменены лучистыми окнами более легких и не таких контрастных тонов. Безусловно, основную лепту в осуществление этих перемен внесли создатели витражей, которые кардинальным образом переменили выразительный потенциал материала для его использования в новых типах оконных проемов. Позже была разработана новая форма остекления – гризайль. Гризайль состоял из тонально разграниченной палитры стекол светлых цветов и использовался в темных помещениях сложной конфигурации для обеспечения лучшей освещенности.
©
Всего фото в этом сете: 6. Нажмите для просмотра.
alternatiwa
Удален 11/14/2013, 11:52:21 PM
(Avalzer @ 14.11.2013 - время: 20:45)
И я приветствую тебя, Пчел.
Я в курсе стоимости витражей, на предприятии моего супруга их делают.
Приветствую.
Александра,витражи и витражные конструкции десять лет назад были не в моде.Из-за дороговизны. Девочки-малярши раскрашивали каждое стёклышко, подбирали колор, а мой работник (ему 22 года!) с помощью пескоструя рисует орнаменты.
Для справки - стоимость дверного полотна,витраж превышает в четыре раза.
И я приветствую тебя, Пчел.
Я в курсе стоимости витражей, на предприятии моего супруга их делают.
Вeтер
Удален 11/15/2013, 3:44:46 PM
Технология изготовления витражей Тиффани названа по имени ее родоначальника, художника и дизайнера Луиса Тиффани. В конце 19 века он впервые создал опаловое стекло, которое обладало необыкновенными эстетическими свойствами. Богатые оттенки и неповторимый внутренний свет стекла поражали воображение. Изысканные плавные рисунки, получавшиеся благодаря новой технике, были удивительны для эпохи, знавшей только строгую геометрию свинцовых витражей.
Изящество и тонкость витражей в технике тиффани делает их похожими на расписные стекла. В современных интерьерах они особенно популярны как раз благодаря своим широким декоративным возможностям.
Для изготовления таких витражей не применяют направляющий профиль, как для классических конструкций. Кусочкам цветного стекла вначале придают нужную форму. Затем плотно обтягивают их по краям медной лентой или фольгой. Из этих кусочков выкладывают рисунок, крепко скрепляя части между собой оловянным припоем с обеих сторон. Чтобы декорировать эстетически не очень привлекательные оловянные стыки, их покрывают медной или черной патиной. Готовое полотно витража заключают в профиль, что увеличивает прочность конструкции.
Данная технология позволяет создавать контуры рисунка незначительной толщины, всего в 1-2 мм. Поэтому ее широко применяют для создания миниатюрных, изящных витражных композиций. Для нанесения особенно тонких линий используют специальную краску, которая при дальнейшем обжиге прочно вплавляется в стекло.
Как правило, линии пайки имеют неоднородную толщину, что добавляет им выразительности и пластичности. Это подчеркивает рукотворность работы. Витражи в технике тиффани состоят из множества мелких деталей, которые в целом создают необыкновенный рисунок. Благодаря использованию фольги, элементы конструкции можно соединять под разными углами друг к другу. Техника Тиффани позволяет создавать объемные витражи, декоративный эффект которых усиливается за счет использования вогнутого или выпуклого стекла.
Сегодня, чтобы уменьшить вес изделия, наряду с силикатным стеклом используют акриловое. С помощью такого «облегченного» витража можно декорировать даже подвесные потолки.
Качественно изготовленный витраж имеет аккуратные линии пайки, без заусенцев, углублений от пятен кислоты. Изделия, изготовленные в Китае, могут отличаться плохим качеством пайки на оборотной стороне. Между кусочками стекол не должно быть трещин, зазоров и сколов. Выявить подобные дефекты можно, если просмотреть витраж на свет.
В витражах с латунной арматурой нужно обратить внимание на саму латунь - она не должна быть помятой. Угол спила рамки для стыка должен составлять ровно 45 градусов. В витраже хорошего качества лишний припой снят и отполирован, а места стыков гладкие.
Витражи в технике тиффани часто используют для изготовления стеклопакетов, наружных входных дверей. Обычно их защищают триплексом, противоударной или пуленепробивной пленкой. Это позволяет достичь желаемой степени прочности конструкции, и вместе с тем сохраняет ее высокие декоративные качества.(С)
Изящество и тонкость витражей в технике тиффани делает их похожими на расписные стекла. В современных интерьерах они особенно популярны как раз благодаря своим широким декоративным возможностям.
Для изготовления таких витражей не применяют направляющий профиль, как для классических конструкций. Кусочкам цветного стекла вначале придают нужную форму. Затем плотно обтягивают их по краям медной лентой или фольгой. Из этих кусочков выкладывают рисунок, крепко скрепляя части между собой оловянным припоем с обеих сторон. Чтобы декорировать эстетически не очень привлекательные оловянные стыки, их покрывают медной или черной патиной. Готовое полотно витража заключают в профиль, что увеличивает прочность конструкции.
Данная технология позволяет создавать контуры рисунка незначительной толщины, всего в 1-2 мм. Поэтому ее широко применяют для создания миниатюрных, изящных витражных композиций. Для нанесения особенно тонких линий используют специальную краску, которая при дальнейшем обжиге прочно вплавляется в стекло.
Как правило, линии пайки имеют неоднородную толщину, что добавляет им выразительности и пластичности. Это подчеркивает рукотворность работы. Витражи в технике тиффани состоят из множества мелких деталей, которые в целом создают необыкновенный рисунок. Благодаря использованию фольги, элементы конструкции можно соединять под разными углами друг к другу. Техника Тиффани позволяет создавать объемные витражи, декоративный эффект которых усиливается за счет использования вогнутого или выпуклого стекла.
Сегодня, чтобы уменьшить вес изделия, наряду с силикатным стеклом используют акриловое. С помощью такого «облегченного» витража можно декорировать даже подвесные потолки.
Качественно изготовленный витраж имеет аккуратные линии пайки, без заусенцев, углублений от пятен кислоты. Изделия, изготовленные в Китае, могут отличаться плохим качеством пайки на оборотной стороне. Между кусочками стекол не должно быть трещин, зазоров и сколов. Выявить подобные дефекты можно, если просмотреть витраж на свет.
В витражах с латунной арматурой нужно обратить внимание на саму латунь - она не должна быть помятой. Угол спила рамки для стыка должен составлять ровно 45 градусов. В витраже хорошего качества лишний припой снят и отполирован, а места стыков гладкие.
Витражи в технике тиффани часто используют для изготовления стеклопакетов, наружных входных дверей. Обычно их защищают триплексом, противоударной или пуленепробивной пленкой. Это позволяет достичь желаемой степени прочности конструкции, и вместе с тем сохраняет ее высокие декоративные качества.(С)
Всего фото в этом сете: 3. Нажмите для просмотра.
Вeтер
Удален 11/15/2013, 3:48:01 PM
Метод изготовления классического витража возник еще в средние века. Именно на его основе позже появились другие витражные технологии. Для изготовления классического витража используют кусочки цветных стекол. Между собой их скрепляют свинцовой, латунной, медной, алюминиевой арматурой. Самые первые классические витражи были изготовлены с помощью свинцовой протяжки. Материалы для их производства - простое листовое стекло, свинцовая профильная арматура или протяжка.
В изготовлении витража на свинцовой арматуре есть несколько обязательных этапов. Они включают подготовку рисунка, изготовление арматуры, нарезку и обработку стекол. И, конечно, собственно сборку витража, когда кусочки цветных стекол соединяют между собой свинцовой протяжкой. Специалисты компании Стеклосфера отмечают, что полученная таким образом конструкция не отличается достаточной для современных условий прочностью. Поэтому подобные витражи сейчас производятся крайне редко.
Свинцовый паяный витраж также изготавливают на основе свинцового профиля. Профиль образует рисунок, а кусочки цветного стекла запаиваются в него. Стеклянные кусочки нужной формы нарезают или отливают по шаблонам. Данная технология позволяет соединять крупные куски стекла, поэтому с ее помощью можно изготовить витражи больших размеров. Варьируя виды свинцового профиля, который может быть разной толщины, создают и миниатюрные, и масштабные витражные композиции.
Использование латуни вместо свинца при изготовлении витражей позволило значительно увеличить прочность изделий. Но, будучи более прочной, чем свинец, латунь уступает ему в пластичности. Изгибать латунный профиль тяжело. Поэтому латунные витражи имеют преимущественно крупный геометрический рисунок правильной формы. Его отличают прямые линии и дуги большого радиуса.(С)
В изготовлении витража на свинцовой арматуре есть несколько обязательных этапов. Они включают подготовку рисунка, изготовление арматуры, нарезку и обработку стекол. И, конечно, собственно сборку витража, когда кусочки цветных стекол соединяют между собой свинцовой протяжкой. Специалисты компании Стеклосфера отмечают, что полученная таким образом конструкция не отличается достаточной для современных условий прочностью. Поэтому подобные витражи сейчас производятся крайне редко.
Свинцовый паяный витраж также изготавливают на основе свинцового профиля. Профиль образует рисунок, а кусочки цветного стекла запаиваются в него. Стеклянные кусочки нужной формы нарезают или отливают по шаблонам. Данная технология позволяет соединять крупные куски стекла, поэтому с ее помощью можно изготовить витражи больших размеров. Варьируя виды свинцового профиля, который может быть разной толщины, создают и миниатюрные, и масштабные витражные композиции.
Использование латуни вместо свинца при изготовлении витражей позволило значительно увеличить прочность изделий. Но, будучи более прочной, чем свинец, латунь уступает ему в пластичности. Изгибать латунный профиль тяжело. Поэтому латунные витражи имеют преимущественно крупный геометрический рисунок правильной формы. Его отличают прямые линии и дуги большого радиуса.(С)
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.
Вeтер
Удален 11/15/2013, 3:51:41 PM
Классическая технология изготовления витражных стекол предполагает использование металлических деталей для соединения цветных кусочков стекла. Однако наряду с несомненными достоинствами она обладает некоторыми недостатками. Классический витраж отличается высокой ценой, сложным монтажом, ограниченной цветовой гаммой используемых стекол - до 260 цветов. Кроме того, его нельзя использовать на криволинейных поверхностях – люстрах, потолках, и т.д. Всех этих минусов лишено витражное стекло, изготовленное в технике фьюзинг.
В переводе с английского fusing – плавка, плавление, спекание. Подобная технология не требует использования металлических элементов для соединения частей витража. Части рисунка с помощью специального клея фиксируют на отдельном листе стекла. Это могут быть кусочки цветного стекла, стеклянные гранулы, даже проволока – всего 2-3 слоя. Затем всю конструкцию помещают в печь. Процесс спекания длится от 15 до 18 часов, в зависимости от нюансов технологического процесса. Температурный режим, который при этом устанавливается, определяется толщиной стекла и особенностями рисунка. После спекания лист представляет собой единый пласт, обладающий необыкновенной декоративностью.(С)
Различные технологические приемы позволяют получать специалистам компании Стеклосфера получать разнообразные эффекты. Так, добавление соды приводит к вздуванию поверхности стекла при спекании. Витраж покрывается пузырьками или полыми капельками, что делает его фактуру более выразительной. Кроме того, можно «поиграть» с цветом и степенью растекания слоев – от частичной до полной. В результате формируется интересный рельеф поверхности. Еще один прием – изменение ширины фаски. Чем она шире, тем выразительней игра света, проходящего через витраж. Лучи солнца проникают вглубь витража под разными углами, создавая дополнительный декоративный эффект. Однако нужно учитывать, что чем шире фаска, тем больше общий вес витражного стекла.
Технологии позволяют делать некоторые части рисунка объемными. Отдельные элементы могут только слегка выступать над остальной поверхностью витража, или же иметь значительную выпуклость. Одна из технологических новинок – роспись витражного стекла стеклянной пудрой, смешанной со специальным клеем. После обжига такое стекло приобретает сложную и объемную фактуру. Толщина готового изделия и его рельеф также зависят от особенностей технологического процесса. В целом фьюзинг – довольно трудоемкая технология. Но полученное в результате стекло обладает хорошей прочностью и высокими декоративными качествами.(С)
В переводе с английского fusing – плавка, плавление, спекание. Подобная технология не требует использования металлических элементов для соединения частей витража. Части рисунка с помощью специального клея фиксируют на отдельном листе стекла. Это могут быть кусочки цветного стекла, стеклянные гранулы, даже проволока – всего 2-3 слоя. Затем всю конструкцию помещают в печь. Процесс спекания длится от 15 до 18 часов, в зависимости от нюансов технологического процесса. Температурный режим, который при этом устанавливается, определяется толщиной стекла и особенностями рисунка. После спекания лист представляет собой единый пласт, обладающий необыкновенной декоративностью.(С)
Различные технологические приемы позволяют получать специалистам компании Стеклосфера получать разнообразные эффекты. Так, добавление соды приводит к вздуванию поверхности стекла при спекании. Витраж покрывается пузырьками или полыми капельками, что делает его фактуру более выразительной. Кроме того, можно «поиграть» с цветом и степенью растекания слоев – от частичной до полной. В результате формируется интересный рельеф поверхности. Еще один прием – изменение ширины фаски. Чем она шире, тем выразительней игра света, проходящего через витраж. Лучи солнца проникают вглубь витража под разными углами, создавая дополнительный декоративный эффект. Однако нужно учитывать, что чем шире фаска, тем больше общий вес витражного стекла.
Технологии позволяют делать некоторые части рисунка объемными. Отдельные элементы могут только слегка выступать над остальной поверхностью витража, или же иметь значительную выпуклость. Одна из технологических новинок – роспись витражного стекла стеклянной пудрой, смешанной со специальным клеем. После обжига такое стекло приобретает сложную и объемную фактуру. Толщина готового изделия и его рельеф также зависят от особенностей технологического процесса. В целом фьюзинг – довольно трудоемкая технология. Но полученное в результате стекло обладает хорошей прочностью и высокими декоративными качествами.(С)
Всего фото в этом сете: 3. Нажмите для просмотра.
Вeтер
Удален 11/19/2013, 3:30:52 PM
История витражного искусства.
Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного стекла.
Витраж - одно из самых замечательных явлений монументального искусства. Свое нынешнее название он получил от французского слова «vitrage» - стекло. Под этим термином до последнего времени понималась орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.
По данным ученых, простейшие витражи существовали уже в Древнем Египте со II тысячелетия до н.э. и в Древнем Риме - с I тысячелетия н.э. Интерес людей к светоцветовому эффекту и столь яркой символике стекол уже на самых ранних этапах обусловил включенность витража не только в обиход материальной культуры. Выйдя за ее пределы, он вскоре стал знаковым носителем определенных духовных ценностей. (С)
Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного стекла.
Витраж - одно из самых замечательных явлений монументального искусства. Свое нынешнее название он получил от французского слова «vitrage» - стекло. Под этим термином до последнего времени понималась орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.
По данным ученых, простейшие витражи существовали уже в Древнем Египте со II тысячелетия до н.э. и в Древнем Риме - с I тысячелетия н.э. Интерес людей к светоцветовому эффекту и столь яркой символике стекол уже на самых ранних этапах обусловил включенность витража не только в обиход материальной культуры. Выйдя за ее пределы, он вскоре стал знаковым носителем определенных духовных ценностей. (С)
скрытый текст
Почувствовав эту великую магию цветного стекла, духовные отцы ввели витражи в оборот церковной жизни, как элемент оформления интерьера соборов. По их представлению, витраж призван уберечь человека от искушения, разноцветное окно получило двойственное назначение: с одной стороны, это - «вход» в неземное царство Истины, Света и Духа. С другой - преграда, которая и защищает человека от Божественного ослепительного сияния, и не позволяет нарушить дистанцию между земным и небесным.
В отличие от Западной Европы витражное искусство в России, имеет сравнительно недолгую историю. Ученые связывают ее с первой четвертью XIX в., когда в 1820 г. отечественными фабрикантами были предприняты первые опыты в столь деликатной области стеклоделания. Уже к 1900-1910 гг. витражное искусство в России, как единодушно утверждают авторы серьезных исследований, достигло расцвета. Однако революция 1917 г. прервала развитие русского витража, история которого насчитывала к тому времени лишь около сотни лет.
С момента своего появления в России витражи сразу же стали весьма распространенным украшением в интерьерах богатых русских дворянских особняков. «Мода на разноцветные окна, отмечают исследователи, пришла в Россию из Западной Европы вместе с комплексом романтических идей и представлений».
За короткий период с 1820 по 1910 гг. техника витража заметно эволюционировала, изменялась также иконография, размещение витражей в жилом пространстве. Изменения коснулись и терминологии. Если в эпоху романтизма полихромное декоративное остекление называли в России «транспарантной (прозрачной) живописью», то в конце XIX в. - «узорным стеклом», а с 1900-х гг. - так же, как и ныне - термином «витраж». Возникает справедливый вопрос: если Древняя Русь, приняв от Византии Христианство, следовала установившемуся канону в устройстве храма и обстановке богослужения, то почему в отличие от той же Византии, где уже до XII в. витражи применялись в убранстве некоторых церквей, Россия так запоздала?
Как отмечают некоторые исследователи, отдельные опыты декоративного полихромного остекления в нашей стране носили скорее эпизодический характер, не найдя продолжения в практике древнерусского строительства. Здесь они не применялись в силу целого ряда причин: из-за природно-климатических условий, иной, чем в средневековой Европе, пространственной организации храма и т.д. Кроме того, первоначально православные традиции запрещали писать иконы на стекле из-за хрупкости и недолговечности самого материала, а значит, и образа, на нем изображенного, в котором по христианским понятиям таинственно присутствует тот, кто изображен на иконе.
В светских же постройках применение витражей зависело всецело от импорта цветного стекла, которое было тогда баснословно дорогим и редкостным. Даже в зажиточных домах окна закрывались рыбьим пузырем, промасленной бумагой и слюдой. Источники свидетельствуют о существовании расписных слюдяных «окончин» с изображением людей, зверей и птиц в геометрических орнаментах. Их и можно считать, по мнению ученых, аналогами живописных западноевропейских виражей.
В XVII в., даже с появлением и развитием первых русских стекольных заводов, цветное остекление домов оставалось уделом избранных. Полноценные наборные витражи нашли свое применение в домах князей Василия и Алексея Голицыных, в палатах боярина Кирилла Нарышкина и некоторых других именитых людей. Также в XVII в. расписные стекла встречались в окнах домов русской знати: например, в Коломенском дворце и «Крестовой палатке» патриарха Филарета.
Представим себе на минуту убранство этих хором: расписанные стены и потолки, блестящие изразцами печи, узорчатые ковры и резные ставни... В интерьерах богатых палат лишь окна могли оставаться бесцветными пятнами. Проблему помогли решить витражи - разноцветные стекла и собранные в узор пластины слюды, дополнившие обстановку роскошной жизни тогдашней аристократии. «Цветной свет, проникавший теперь сквозь стеклянные и слюдяные витражи, создавал особое, радостное настроение, делал интерьер уютным, дополнял красоту ярко-узорчатого убранства помещения».
Появившиеся в 30-е гг. XIX столетия двусторонние акварели на стекле, изображение на которых проявлялось только при направленном искусственном освещении, демонстрировались под звуки музыки, в таинственной атмосфере, как бы объединяя в одно целое различные виды искусств, чувств и эмоций.
Ученые сообщают, что первые русские витражи, в отличие от импортных аналогов, представляли собой «примитивную мозаику из цветных стекол, окрашенных в массе, вставленных в оконный переплет без дополнительного декорирования поверхности. К разряду экспериментов, говорят они, относятся роспись стекла холодным способом - масляными красками и имитация витражей с помощью изображения на бумаге, прикрепленной к оконному стеклу».
В эпоху оживления российских контактов с Западной Европой витражи в строительстве и убранстве дворцов получают наивысшее распространение. Этому способствовало увлечение знати псевдоготикой, когда витражи стали неким обязательным атрибутом. Цветные окна украсили тогда многие роскошные здания, в частности, коттедж и церковь св. Александра Невского в петергофской Александрии, башню-часовню Шапель в Царском Селе, павильон Ферма в Павловске и др.
В эпоху модерна широкое распространение получают пейзажный, сюжетный, орнаментальный виды витражей. Известны «витраж-шарада» архитектора Ф. Шехтеля в особняке Рябушинского на Малой Никитской в Москве; пейзажные панно с мотивом северной, скандинавской зимы, декорирующие лестничный пролет первого этажа доходного дома страхового общества «Россия» на Большой Морской в Санкт-Петербурге; витражи гостиницы «Метрополь» и «Националы» в Москве и т.д. Эпоха готики привлекла знаменитого М. Врубеля, создавшего витраж «Рыцарь» для дома Морозовой, где, по замечанию искусствоведов, ощущается влияние традиции итальянской эпохи Возрождения.
В период расцвета эклектики витражи получают в России традиционно широкое распространение, особенно в быту. Так было уже в середине XIX в. Как бы в противовес «раскрытым» окружающей среде анфиладам классицизма расцвеченное окно замыкало интерьер, отгораживало обитателей дома от внешнего мира. Цветы на подоконниках, специальные ширмочки из ткани, бумаги, художественные стекла преследовали общую цель: «не позволяли окружающей среде вторгаться во внутренний мир человека». В будуарах, курительных, ванных, оформленных, как правило, в одном из восточных стилей, цветное стекло стало почти обязательной принадлежностью.
К началу XX в. витражи можно было увидеть не только в соборных, монастырских, приходских, домовых церквах и иных храмах, но и в государственных, учебных заведениях и даже в зданиях ряда промышленных предприятий.
Как уже отмечалось выше, современные технологии с учетом художественного опыта предшествующих эпох, вывели мастерство создания художественных витражей на новый уровень.
Значительным шагом вперед стал разработанный одной американской компанией бесшовный способ изготовления витражей на любом листовом стекле путем применения двусторонней свинцовой протяжки, а также специальных витражных покрытий на основе органических красителей.
Применение листового стекла сегодня позволяет использовать витраж в стеклопакетах с соблюдением всех технологических норм, а витражи, выполненные на более мягком и безопасном акриловом стекле, можно вставлять в подвесной потолок.
Все большую популярность в современном мире приобретают методы художественного изготовления стекла без металлических протяжек, обозначающих границы цветов. Один из них - кастинг, или отливка материала, подобного известному в России «муранскому стеклу». Другой - фьюзинг, или спекание стекла. В отличие от типовых плиток, изготовленных в технике кастинг, витражи, выполненные в технике спекания, могут иметь любую форму, различную толщину и фактуру. Фрагменты такого стекла находят все более широкое применение в современных интерьерах. В частности, для создания перегородок, художественных вставок в стенах, стеклопакетов и т.д. Они могут создаваться также в виде стеклянных панно, картин, корпусов часов, светильников, столешниц, мебели и т.д.(С)
Журнал «Введенская сторона», Николай Минин
В отличие от Западной Европы витражное искусство в России, имеет сравнительно недолгую историю. Ученые связывают ее с первой четвертью XIX в., когда в 1820 г. отечественными фабрикантами были предприняты первые опыты в столь деликатной области стеклоделания. Уже к 1900-1910 гг. витражное искусство в России, как единодушно утверждают авторы серьезных исследований, достигло расцвета. Однако революция 1917 г. прервала развитие русского витража, история которого насчитывала к тому времени лишь около сотни лет.
С момента своего появления в России витражи сразу же стали весьма распространенным украшением в интерьерах богатых русских дворянских особняков. «Мода на разноцветные окна, отмечают исследователи, пришла в Россию из Западной Европы вместе с комплексом романтических идей и представлений».
За короткий период с 1820 по 1910 гг. техника витража заметно эволюционировала, изменялась также иконография, размещение витражей в жилом пространстве. Изменения коснулись и терминологии. Если в эпоху романтизма полихромное декоративное остекление называли в России «транспарантной (прозрачной) живописью», то в конце XIX в. - «узорным стеклом», а с 1900-х гг. - так же, как и ныне - термином «витраж». Возникает справедливый вопрос: если Древняя Русь, приняв от Византии Христианство, следовала установившемуся канону в устройстве храма и обстановке богослужения, то почему в отличие от той же Византии, где уже до XII в. витражи применялись в убранстве некоторых церквей, Россия так запоздала?
Как отмечают некоторые исследователи, отдельные опыты декоративного полихромного остекления в нашей стране носили скорее эпизодический характер, не найдя продолжения в практике древнерусского строительства. Здесь они не применялись в силу целого ряда причин: из-за природно-климатических условий, иной, чем в средневековой Европе, пространственной организации храма и т.д. Кроме того, первоначально православные традиции запрещали писать иконы на стекле из-за хрупкости и недолговечности самого материала, а значит, и образа, на нем изображенного, в котором по христианским понятиям таинственно присутствует тот, кто изображен на иконе.
В светских же постройках применение витражей зависело всецело от импорта цветного стекла, которое было тогда баснословно дорогим и редкостным. Даже в зажиточных домах окна закрывались рыбьим пузырем, промасленной бумагой и слюдой. Источники свидетельствуют о существовании расписных слюдяных «окончин» с изображением людей, зверей и птиц в геометрических орнаментах. Их и можно считать, по мнению ученых, аналогами живописных западноевропейских виражей.
В XVII в., даже с появлением и развитием первых русских стекольных заводов, цветное остекление домов оставалось уделом избранных. Полноценные наборные витражи нашли свое применение в домах князей Василия и Алексея Голицыных, в палатах боярина Кирилла Нарышкина и некоторых других именитых людей. Также в XVII в. расписные стекла встречались в окнах домов русской знати: например, в Коломенском дворце и «Крестовой палатке» патриарха Филарета.
Представим себе на минуту убранство этих хором: расписанные стены и потолки, блестящие изразцами печи, узорчатые ковры и резные ставни... В интерьерах богатых палат лишь окна могли оставаться бесцветными пятнами. Проблему помогли решить витражи - разноцветные стекла и собранные в узор пластины слюды, дополнившие обстановку роскошной жизни тогдашней аристократии. «Цветной свет, проникавший теперь сквозь стеклянные и слюдяные витражи, создавал особое, радостное настроение, делал интерьер уютным, дополнял красоту ярко-узорчатого убранства помещения».
Появившиеся в 30-е гг. XIX столетия двусторонние акварели на стекле, изображение на которых проявлялось только при направленном искусственном освещении, демонстрировались под звуки музыки, в таинственной атмосфере, как бы объединяя в одно целое различные виды искусств, чувств и эмоций.
Ученые сообщают, что первые русские витражи, в отличие от импортных аналогов, представляли собой «примитивную мозаику из цветных стекол, окрашенных в массе, вставленных в оконный переплет без дополнительного декорирования поверхности. К разряду экспериментов, говорят они, относятся роспись стекла холодным способом - масляными красками и имитация витражей с помощью изображения на бумаге, прикрепленной к оконному стеклу».
В эпоху оживления российских контактов с Западной Европой витражи в строительстве и убранстве дворцов получают наивысшее распространение. Этому способствовало увлечение знати псевдоготикой, когда витражи стали неким обязательным атрибутом. Цветные окна украсили тогда многие роскошные здания, в частности, коттедж и церковь св. Александра Невского в петергофской Александрии, башню-часовню Шапель в Царском Селе, павильон Ферма в Павловске и др.
В эпоху модерна широкое распространение получают пейзажный, сюжетный, орнаментальный виды витражей. Известны «витраж-шарада» архитектора Ф. Шехтеля в особняке Рябушинского на Малой Никитской в Москве; пейзажные панно с мотивом северной, скандинавской зимы, декорирующие лестничный пролет первого этажа доходного дома страхового общества «Россия» на Большой Морской в Санкт-Петербурге; витражи гостиницы «Метрополь» и «Националы» в Москве и т.д. Эпоха готики привлекла знаменитого М. Врубеля, создавшего витраж «Рыцарь» для дома Морозовой, где, по замечанию искусствоведов, ощущается влияние традиции итальянской эпохи Возрождения.
В период расцвета эклектики витражи получают в России традиционно широкое распространение, особенно в быту. Так было уже в середине XIX в. Как бы в противовес «раскрытым» окружающей среде анфиладам классицизма расцвеченное окно замыкало интерьер, отгораживало обитателей дома от внешнего мира. Цветы на подоконниках, специальные ширмочки из ткани, бумаги, художественные стекла преследовали общую цель: «не позволяли окружающей среде вторгаться во внутренний мир человека». В будуарах, курительных, ванных, оформленных, как правило, в одном из восточных стилей, цветное стекло стало почти обязательной принадлежностью.
К началу XX в. витражи можно было увидеть не только в соборных, монастырских, приходских, домовых церквах и иных храмах, но и в государственных, учебных заведениях и даже в зданиях ряда промышленных предприятий.
Как уже отмечалось выше, современные технологии с учетом художественного опыта предшествующих эпох, вывели мастерство создания художественных витражей на новый уровень.
Значительным шагом вперед стал разработанный одной американской компанией бесшовный способ изготовления витражей на любом листовом стекле путем применения двусторонней свинцовой протяжки, а также специальных витражных покрытий на основе органических красителей.
Применение листового стекла сегодня позволяет использовать витраж в стеклопакетах с соблюдением всех технологических норм, а витражи, выполненные на более мягком и безопасном акриловом стекле, можно вставлять в подвесной потолок.
Все большую популярность в современном мире приобретают методы художественного изготовления стекла без металлических протяжек, обозначающих границы цветов. Один из них - кастинг, или отливка материала, подобного известному в России «муранскому стеклу». Другой - фьюзинг, или спекание стекла. В отличие от типовых плиток, изготовленных в технике кастинг, витражи, выполненные в технике спекания, могут иметь любую форму, различную толщину и фактуру. Фрагменты такого стекла находят все более широкое применение в современных интерьерах. В частности, для создания перегородок, художественных вставок в стенах, стеклопакетов и т.д. Они могут создаваться также в виде стеклянных панно, картин, корпусов часов, светильников, столешниц, мебели и т.д.(С)
Журнал «Введенская сторона», Николай Минин
Раймонд
Акула пера
8/7/2017, 11:49:42 PM
Да,витражи действительно очень красивы!
Lesta
Грандмастер
11/18/2018, 8:32:08 PM
Витражи это конечно отдельное искусство, не спорю. Но порой мы даже и представить не можем , что хотел донести до нас автор создавая их. Пример - витражи Марка шагала в Цюрихе в готическом соборе Фраумюнстер. Без экскурсовода и ее текста минут на 15, я бы в жизни не разглядела бы там - 12 колен израилевых!
Вeтер
Удален 1/31/2019, 4:52:48 PM
(Lesta @ 18-11-2018 - 18:32)
Марка шагала в ларёк по асфальтовой дорожке, усыпанной трещинами в которых пробивалась свежая зелень. Дорогуша, нужно понимать, что Шагал -это фамилия.
Витражи это конечно отдельное искусство, не спорю. Но порой мы даже и представить не можем , что хотел донести до нас автор создавая их. Пример - витражи Марка шагала в Цюрихе в готическом соборе Фраумюнстер. Без экскурсовода и ее текста минут на 15, я бы в жизни не разглядела бы там - 12 колен израилевых!
Марка шагала в ларёк по асфальтовой дорожке, усыпанной трещинами в которых пробивалась свежая зелень. Дорогуша, нужно понимать, что Шагал -это фамилия.