Нико Пиросмани
alternatiwa
Удален 8/28/2013, 4:28:00 PM
ПИРОСМАНАШВИЛИ Николай (1862–1918)
Один из лучших представителей «наивизма или наивного искусства». Самый известный грузинский художник 20 века, вошедший в число мастеров мирового искусства. Многие факты его жизни не подтверждены, они собраны либо с его слов или же восстановлены уже после смерти. Художник говорил о себе: «Бывают в жизни минуты светлые и горькие, мне больше досталось горьких». Жизнь самого известного грузинского художника окутана легендами и тайнами. Самая известная легенда о его любви к актрисе — француженке Маргарите де Севр, для которой он пожертвовал все, чтобы купить «миллион алых роз». Была ли эта история на самом деле? Ответа никто не даст.
Николай Асланович Пиросманашвили родился в грузинском селе Шулавери в бедной семье крестьян. Он рано осиротел, из близких осталась только сестра Пепуция. В 1870 году умер отец, затем мать и старший брат, вскоре сестру забрали родственники, а мальчика оставили. После смерти своих близких родственников маленького Нико забрали в свою семью зажиточные тифлисские армяне Калонтаровы. Отец его работал, когда-то в этой семье садовником и мальчик хорошо общался с детьми Калонтаровыми. У Эпросине было шесть своих детей, вдова решила, что для седьмого тоже хватит места. В этой семье мальчик прожил целых пятнадцать лет. «Душа у него тонкая и сердце большое, только вот странный он» — говорила Эпросине знакомым. Когда ему исполнилось 25 лет, он решил жениться и написал письмо своей приемной сестре, которая была старше его на десять лет. Она ответила отказом. Нико, считая, что его оскорбили, покидает ставший родным дом.
В середине 1870-х вместе с Георгием Калантаровым, сыном Эпросине, он переехал в Тифлис. Здесь он научился читать, а также несколько месяцев обучался типографскому мастерству. Ему удается получить настоящую работу кондуктора, но работник из него нерадивый и эта служба его не радует. Вскоре он увольняется. И на полученное выходное пособие вместе с Димитрой Алугишвили они открывают молочную лавочку, но торговля не является его призванием, вывеску для нее, конечно, рисует Нико. На вывеске для своей лавочки художник изобразил корову. И вроде неплохо идут дела. Он даже собирается жениться. Невесту нашла для него сестра. Но торговля противна для него. Пользуясь любым удобным случаем, он покидает лавку, даже не закрывая ее. Женитьба, как и торговля, заканчивается для Нико неудачей. И он посвящает свою жизнь только живописи. В начале 20 века все стены духанов (столовых), винных погребов, трактиров, булочных и лавочек были расписаны рукой Нико. Он рисует на жестяных вывесках натюрморты с шашлыками, кувшинами и грузинским хлебом, иногда он пишет на них надписи. Также он пишет картины на черной и белой клеенке. Его картины о жизни людей «Пастух со стадом баранов», «На гумне». Но денег это не приносит. Самая большая сумма, за которую художник продал картину, была 30 руб., но чаще с ним расплачивались вином и хлебом. Много раз предлагали ему постоянную работу, но он говорил «не хочу надевать кандалы снова» и отказывался. Его друзья говорили «Ему не нужен карман». Полотна художника вызывают тайную радость и удивление, такие же удивительные его образы, у животных в картинах Пиросмани человеческие глаза. Его образы внутренне драматичны, а внешне спокойны. Живопись его построена на световых контрастах, его образы как бы выходят из глубины или из бездны, но черный фон в его картинах не выглядит зловеще, скорее, наоборот, колорит его картин строг и сдержан.
Братья Зданевичи давно не были в родном Тифлисе и приехали сюда вновь в поисках экзотики и кавказского колорита. Проходя по Вокзальной улице, братьев удивила вывеска духана «Варяг», так талантливо была написана сцена битвы. Во многих местах братья встречали образы, принадлежавшие кисти того же художника. Братья решили найти автора и вскоре нашли. Это был человек высокого роста, с седеющими волосами и противоречивым характером, с лицом как на иконах. У художника было множество картин, выполненных на заказ, большая часть это конечно вывески. Работал он быстро и никогда не исправлял свои картины. Композиции в его картинах всегда статичные. Любимым сюжетом художника, наверное, является изображение пиров и праздников. Для своих работ он брал сюжеты из жизни. Наиболее известные из работ: «Кутеж трех князей», «Маргарита (1909)», «Гумно», «Жираф», «Лань», «Рыбак среди скал», «Медведь в лунную ночь», «Продавец дров», «Дворник». 10 февраля 1913 года была опубликована статья о художнике-самородке. В этом же году на выставке неопримитивистов «Мишень» среди работ М. Шагала, Н. Гончаровой, М.Ларионова были работы Пиросмани.
Последние полтора года художник все время болел, все духаны разорялись, в городе началась революционная смута, и он остался без средств к существованию. Общество грузинских художников решило помочь Пиросмани, но найти его следы не удалось. Он от голода и болезни потерял силы и три дня пролежал в подвале, где и нашли его друзья. Скончался Нико Пиросмани 5 мая 1918. Документов у него не было, и в больничной книге его записали как неизвестный бедняк, он не был похоронен на кладбище. Где находится могила Пиросмани неизвестно. Открывшие миру художника Пиросмани, Братья Зданевичи по крупицам собрали и написали биографию и книги, посвященные Пиросмани, их имена внесены во все энциклопедии. Они собрали почти все работы Пиросмани, сделанные на клеенках и жестяных вывесках. В музее Тбилиси хранится большинство произведений художника.©
Один из лучших представителей «наивизма или наивного искусства». Самый известный грузинский художник 20 века, вошедший в число мастеров мирового искусства. Многие факты его жизни не подтверждены, они собраны либо с его слов или же восстановлены уже после смерти. Художник говорил о себе: «Бывают в жизни минуты светлые и горькие, мне больше досталось горьких». Жизнь самого известного грузинского художника окутана легендами и тайнами. Самая известная легенда о его любви к актрисе — француженке Маргарите де Севр, для которой он пожертвовал все, чтобы купить «миллион алых роз». Была ли эта история на самом деле? Ответа никто не даст.
Николай Асланович Пиросманашвили родился в грузинском селе Шулавери в бедной семье крестьян. Он рано осиротел, из близких осталась только сестра Пепуция. В 1870 году умер отец, затем мать и старший брат, вскоре сестру забрали родственники, а мальчика оставили. После смерти своих близких родственников маленького Нико забрали в свою семью зажиточные тифлисские армяне Калонтаровы. Отец его работал, когда-то в этой семье садовником и мальчик хорошо общался с детьми Калонтаровыми. У Эпросине было шесть своих детей, вдова решила, что для седьмого тоже хватит места. В этой семье мальчик прожил целых пятнадцать лет. «Душа у него тонкая и сердце большое, только вот странный он» — говорила Эпросине знакомым. Когда ему исполнилось 25 лет, он решил жениться и написал письмо своей приемной сестре, которая была старше его на десять лет. Она ответила отказом. Нико, считая, что его оскорбили, покидает ставший родным дом.
В середине 1870-х вместе с Георгием Калантаровым, сыном Эпросине, он переехал в Тифлис. Здесь он научился читать, а также несколько месяцев обучался типографскому мастерству. Ему удается получить настоящую работу кондуктора, но работник из него нерадивый и эта служба его не радует. Вскоре он увольняется. И на полученное выходное пособие вместе с Димитрой Алугишвили они открывают молочную лавочку, но торговля не является его призванием, вывеску для нее, конечно, рисует Нико. На вывеске для своей лавочки художник изобразил корову. И вроде неплохо идут дела. Он даже собирается жениться. Невесту нашла для него сестра. Но торговля противна для него. Пользуясь любым удобным случаем, он покидает лавку, даже не закрывая ее. Женитьба, как и торговля, заканчивается для Нико неудачей. И он посвящает свою жизнь только живописи. В начале 20 века все стены духанов (столовых), винных погребов, трактиров, булочных и лавочек были расписаны рукой Нико. Он рисует на жестяных вывесках натюрморты с шашлыками, кувшинами и грузинским хлебом, иногда он пишет на них надписи. Также он пишет картины на черной и белой клеенке. Его картины о жизни людей «Пастух со стадом баранов», «На гумне». Но денег это не приносит. Самая большая сумма, за которую художник продал картину, была 30 руб., но чаще с ним расплачивались вином и хлебом. Много раз предлагали ему постоянную работу, но он говорил «не хочу надевать кандалы снова» и отказывался. Его друзья говорили «Ему не нужен карман». Полотна художника вызывают тайную радость и удивление, такие же удивительные его образы, у животных в картинах Пиросмани человеческие глаза. Его образы внутренне драматичны, а внешне спокойны. Живопись его построена на световых контрастах, его образы как бы выходят из глубины или из бездны, но черный фон в его картинах не выглядит зловеще, скорее, наоборот, колорит его картин строг и сдержан.
Братья Зданевичи давно не были в родном Тифлисе и приехали сюда вновь в поисках экзотики и кавказского колорита. Проходя по Вокзальной улице, братьев удивила вывеска духана «Варяг», так талантливо была написана сцена битвы. Во многих местах братья встречали образы, принадлежавшие кисти того же художника. Братья решили найти автора и вскоре нашли. Это был человек высокого роста, с седеющими волосами и противоречивым характером, с лицом как на иконах. У художника было множество картин, выполненных на заказ, большая часть это конечно вывески. Работал он быстро и никогда не исправлял свои картины. Композиции в его картинах всегда статичные. Любимым сюжетом художника, наверное, является изображение пиров и праздников. Для своих работ он брал сюжеты из жизни. Наиболее известные из работ: «Кутеж трех князей», «Маргарита (1909)», «Гумно», «Жираф», «Лань», «Рыбак среди скал», «Медведь в лунную ночь», «Продавец дров», «Дворник». 10 февраля 1913 года была опубликована статья о художнике-самородке. В этом же году на выставке неопримитивистов «Мишень» среди работ М. Шагала, Н. Гончаровой, М.Ларионова были работы Пиросмани.
Последние полтора года художник все время болел, все духаны разорялись, в городе началась революционная смута, и он остался без средств к существованию. Общество грузинских художников решило помочь Пиросмани, но найти его следы не удалось. Он от голода и болезни потерял силы и три дня пролежал в подвале, где и нашли его друзья. Скончался Нико Пиросмани 5 мая 1918. Документов у него не было, и в больничной книге его записали как неизвестный бедняк, он не был похоронен на кладбище. Где находится могила Пиросмани неизвестно. Открывшие миру художника Пиросмани, Братья Зданевичи по крупицам собрали и написали биографию и книги, посвященные Пиросмани, их имена внесены во все энциклопедии. Они собрали почти все работы Пиросмани, сделанные на клеенках и жестяных вывесках. В музее Тбилиси хранится большинство произведений художника.©
alternatiwa
Удален 8/28/2013, 4:38:59 PM
alternatiwa
Удален 8/28/2013, 4:40:23 PM
Тайны биографии
"Нико Пиросмани до того растворился в народе, что нашему поколению трудно уловить черты его индивидуальной жизни. Его будни так таинственны, что, пожалуй, ему придется остаться без обычной биографии".
Эта слова были написаны в 1926 году. И десятилетия не прошло со дня смерти художника, на стенах некоторых духанов еще не были замазаны его росписи, были побиты еще не все стекла, разукрашенные им, а в самых заброшенных винных погребах еще можно было купить его картину, ускользнувшую от собирателей; живы еще были его друзья, приятели, собутыльники и заказчики, а среди них попадались и люди, знававшие его в молодости и даже в детстве.
Что же должны сказать мы сейчас, когда почти не осталось людей, не то чтобы хорошо знавших, но хотя бы видевших его в самые последние годы жизни? В представлениях о Пиросмани господствуют легенды и стереотипы. Стереотипы услужливо подвертываются на каждом шагу: стереотип сироты, отданного в услужение, стереотип нищего художника, не имеющего денег на краски, стереотип страдальца, загубленного недругами. Легенды возникали уже при его жизни, появляются они и сейчас. В, казалось бы, бесхитростном и простом существовании Пиросманашвили слишком много было необъяснимого и непонятного, да и его удивительное искусство отбрасывает на него причудливый свет. Необычностью судьбы, своеобразием личности, таинственностью будней он был словно создан для легенды. По-своему загадочным он казался каждому из обоих миров, знавших его: миру духанов, винных погребов и шарманки - и миру художников, писателей, журналистов. И оба эти мира - каждый на свой лад - творили о нем легенды и чистосердечно соединяли вымысел с фактами.
Очевидно, часть того, что мы знаем о художнике, - легенда. Бывают легенды откровенные - их обнаруживает сопоставление с известным точно. Другие - неотторжимы от фактов, по-своему осмысливают, дополняют и развивают их; эти легенды распознать невозможно или почти невозможно. Третьи - правдивы поэтически. Надо примириться с тем, что все написанное о Пиросманашвили в прошлом, настоящем и будущем неизбежно будет содержать в себе хоть частицу вымысла и каждый вновь пишущий о Пиросманашвили будет создавать новую легенду - в лучшем случае только более убедительную, чем существовавшие до сих пор.
Легенды рождаются избытком фантазии, стереотипы - недостатком. Но они не противоположны. Легенда легко становится стереотипом, а из стереотипов, как из кирпичиков, складывается легенда.
Мы действительно знаем о Пиросманашвили очень мало, однако гораздо больше, чем принято считать. Еще в конце 1910-х годов энтузиасты - поэты, художники, журналисты - стали отыскивать людей, знакомых с Пиросманашвили, и записывать их рассказы. Многие записи были опубликованы тогда же или несколько позже. Собирание не прекратилось до сих пор, и время от времени рядом с несомненными апокрифами, неуклюжими подделками, беззастенчивыми компиляциями отыскивается нечто новое и интересное, хоть и доходящее до нас чаще всего из вторых или даже третьих рук.
Правда, материалы эти очень уж специфические. Запись устного рассказа вообще не самый надежный источник, а тем более рассказов тех пряных людей, которые окружали Пиросманашвили. Рассказы их временами чрезвычайно увлекательны сами по себе, немало любопытного они сообщают и о художнике. Но они страдают неполнотой и бессвязностью: многое из того, что интересует нас, вовсе не волновало рассказчиков, многое искажено их собственным восприятием; события, отделенные друг от друга годами, оказываются соединенными, о событиях, тесно взаимосвязанных, говорится так, словно они не имеют друг к другу отношения. Нитка порвалась, большая часть бусинок-фактов потерялась, а оставшаяся перепутана - такой предстает перед нами его биография.
Обезоруживает масса противоречий. Не раз те или иные обстоятельства описываются одним рассказчиком так, а другим - иначе. Сплошь и рядом решительно невозможно отдать предпочтение ни одной из версий, и не всегда можно догадаться о том, что же произошло на самом деле. Иные свидетельства просто фантастичны. Что, например, может стоять за рассказом родной сестры Пиросманашвили о том, будто он долго жил в чужих странах, или о том, как он, угрожая револьвером, требовал отдать ему хранящийся у нее паспорт? Нелепая выдумка или искаженная до неузнаваемости реальность?
Но как ни обрывочны наши знания о внешней стороне жизни Пиросманашвили, еще меньше нам известно о его внутренней жизни - о его мыслях, привязанностях, убеждениях.
Пиросманашвили ничего не сообщил нам о себе сам. Он переписывался с сестрой, жившей в деревне; письмам этим не было бы цепы, но они погибли нелепым образом - их уничтожила сама сестра, внезапно испугавшись чего-то, может быть, все учащающихся расспросов о брате. Он носил с собой толстую тетрадь и часто делал в ней какие-то записи; тетрадь пропала еще при его жизни. А спутникам его будней были малоинтересны, да и недоступны его внутренние побуждения, и из их воспоминаний можно извлечь только разрозненные намеки, с трудом поддающиеся истолкованию. Лишь к концу жизни Пиросманашвили стал встречаться с людьми образованными, но и они, как будто понимавшие значение его творчества, или, по крайней мере, проявлявшие к нему интерес, оказывались на редкость невнимательны: не записывали, не запоминали.
Известны, правда, и часто цитируются несколько его суждений - о своей работе и об искусстве вообще, о жизни. Но в большинстве своем они не могут быть признаны вполне достоверными, документально точными. В лучшем случае они содержат очень приблизительное воспроизведение того, что сказал художник, сделанное по памяти, спустя много времени. Счастливое исключение - дневники Ильи Зданевича, который в течение нескольких дпей записывал свои впечатления от встреч с ним.
Существование Пиросмани было настолько неофициально, что не оставило после себя почти никаких следов в архивах (кроме четырех лет службы на железной дороге. После него не сохранилось тех бумаг, которые сопровождают жизнь каждого, вполне ординарного человека и отмечают ее основные вехи.
Мы не знаем простого - года рождения.
"Нико Пиросмани до того растворился в народе, что нашему поколению трудно уловить черты его индивидуальной жизни. Его будни так таинственны, что, пожалуй, ему придется остаться без обычной биографии".
Эта слова были написаны в 1926 году. И десятилетия не прошло со дня смерти художника, на стенах некоторых духанов еще не были замазаны его росписи, были побиты еще не все стекла, разукрашенные им, а в самых заброшенных винных погребах еще можно было купить его картину, ускользнувшую от собирателей; живы еще были его друзья, приятели, собутыльники и заказчики, а среди них попадались и люди, знававшие его в молодости и даже в детстве.
Что же должны сказать мы сейчас, когда почти не осталось людей, не то чтобы хорошо знавших, но хотя бы видевших его в самые последние годы жизни? В представлениях о Пиросмани господствуют легенды и стереотипы. Стереотипы услужливо подвертываются на каждом шагу: стереотип сироты, отданного в услужение, стереотип нищего художника, не имеющего денег на краски, стереотип страдальца, загубленного недругами. Легенды возникали уже при его жизни, появляются они и сейчас. В, казалось бы, бесхитростном и простом существовании Пиросманашвили слишком много было необъяснимого и непонятного, да и его удивительное искусство отбрасывает на него причудливый свет. Необычностью судьбы, своеобразием личности, таинственностью будней он был словно создан для легенды. По-своему загадочным он казался каждому из обоих миров, знавших его: миру духанов, винных погребов и шарманки - и миру художников, писателей, журналистов. И оба эти мира - каждый на свой лад - творили о нем легенды и чистосердечно соединяли вымысел с фактами.
Очевидно, часть того, что мы знаем о художнике, - легенда. Бывают легенды откровенные - их обнаруживает сопоставление с известным точно. Другие - неотторжимы от фактов, по-своему осмысливают, дополняют и развивают их; эти легенды распознать невозможно или почти невозможно. Третьи - правдивы поэтически. Надо примириться с тем, что все написанное о Пиросманашвили в прошлом, настоящем и будущем неизбежно будет содержать в себе хоть частицу вымысла и каждый вновь пишущий о Пиросманашвили будет создавать новую легенду - в лучшем случае только более убедительную, чем существовавшие до сих пор.
Легенды рождаются избытком фантазии, стереотипы - недостатком. Но они не противоположны. Легенда легко становится стереотипом, а из стереотипов, как из кирпичиков, складывается легенда.
Мы действительно знаем о Пиросманашвили очень мало, однако гораздо больше, чем принято считать. Еще в конце 1910-х годов энтузиасты - поэты, художники, журналисты - стали отыскивать людей, знакомых с Пиросманашвили, и записывать их рассказы. Многие записи были опубликованы тогда же или несколько позже. Собирание не прекратилось до сих пор, и время от времени рядом с несомненными апокрифами, неуклюжими подделками, беззастенчивыми компиляциями отыскивается нечто новое и интересное, хоть и доходящее до нас чаще всего из вторых или даже третьих рук.
Правда, материалы эти очень уж специфические. Запись устного рассказа вообще не самый надежный источник, а тем более рассказов тех пряных людей, которые окружали Пиросманашвили. Рассказы их временами чрезвычайно увлекательны сами по себе, немало любопытного они сообщают и о художнике. Но они страдают неполнотой и бессвязностью: многое из того, что интересует нас, вовсе не волновало рассказчиков, многое искажено их собственным восприятием; события, отделенные друг от друга годами, оказываются соединенными, о событиях, тесно взаимосвязанных, говорится так, словно они не имеют друг к другу отношения. Нитка порвалась, большая часть бусинок-фактов потерялась, а оставшаяся перепутана - такой предстает перед нами его биография.
Обезоруживает масса противоречий. Не раз те или иные обстоятельства описываются одним рассказчиком так, а другим - иначе. Сплошь и рядом решительно невозможно отдать предпочтение ни одной из версий, и не всегда можно догадаться о том, что же произошло на самом деле. Иные свидетельства просто фантастичны. Что, например, может стоять за рассказом родной сестры Пиросманашвили о том, будто он долго жил в чужих странах, или о том, как он, угрожая револьвером, требовал отдать ему хранящийся у нее паспорт? Нелепая выдумка или искаженная до неузнаваемости реальность?
Но как ни обрывочны наши знания о внешней стороне жизни Пиросманашвили, еще меньше нам известно о его внутренней жизни - о его мыслях, привязанностях, убеждениях.
Пиросманашвили ничего не сообщил нам о себе сам. Он переписывался с сестрой, жившей в деревне; письмам этим не было бы цепы, но они погибли нелепым образом - их уничтожила сама сестра, внезапно испугавшись чего-то, может быть, все учащающихся расспросов о брате. Он носил с собой толстую тетрадь и часто делал в ней какие-то записи; тетрадь пропала еще при его жизни. А спутникам его будней были малоинтересны, да и недоступны его внутренние побуждения, и из их воспоминаний можно извлечь только разрозненные намеки, с трудом поддающиеся истолкованию. Лишь к концу жизни Пиросманашвили стал встречаться с людьми образованными, но и они, как будто понимавшие значение его творчества, или, по крайней мере, проявлявшие к нему интерес, оказывались на редкость невнимательны: не записывали, не запоминали.
Известны, правда, и часто цитируются несколько его суждений - о своей работе и об искусстве вообще, о жизни. Но в большинстве своем они не могут быть признаны вполне достоверными, документально точными. В лучшем случае они содержат очень приблизительное воспроизведение того, что сказал художник, сделанное по памяти, спустя много времени. Счастливое исключение - дневники Ильи Зданевича, который в течение нескольких дпей записывал свои впечатления от встреч с ним.
Существование Пиросмани было настолько неофициально, что не оставило после себя почти никаких следов в архивах (кроме четырех лет службы на железной дороге. После него не сохранилось тех бумаг, которые сопровождают жизнь каждого, вполне ординарного человека и отмечают ее основные вехи.
Мы не знаем простого - года рождения.
42-Й
moderator
9/9/2013, 10:28:17 PM
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.
1.Дворник
2.Мальчик рыбак
3.Медведь в лунном свете
4.Сбор винограда
5.Холодное пиво
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
10/3/2013, 1:48:18 AM
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
10/3/2013, 1:50:17 AM
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
10/3/2013, 1:52:48 AM
Всего фото в этом сете: 3. Нажмите для просмотра.
1. Мальчик на осле.
2. Мальчик продавец дров.
3. Мать и дитя.
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
alternatiwa
Удален 11/16/2013, 7:26:17 PM
alternatiwa
Удален 11/16/2013, 7:32:53 PM
alternatiwa
Удален 11/16/2013, 7:35:07 PM
alternatiwa
Удален 11/16/2013, 7:37:44 PM
alternatiwa
Удален 11/16/2013, 7:40:00 PM
alternatiwa
Удален 11/16/2013, 7:44:09 PM
alternatiwa
Удален 11/16/2013, 7:49:27 PM
alternatiwa
Удален 11/16/2013, 7:55:11 PM
Рабиновичъ
Мастер
10/31/2014, 6:30:33 PM
Ни одного отзыва...Странно-тут ведь есть о чем подумать... При почти полном отсутствии какой-нибудь техники живописи и композиции-"цепляет" твою душу... Несмотря на черный фон и минимум цвета(Маэсто был фактически нищим-работал за еду) Я всегда улыбаюсь(по-доброму т.е. от души) когда смотрю на его работы... Ребята-это ГЕНИЙ...