Михаил Врубель
marmudon
Удален 8/4/2007, 1:44:57 PM
Будущий художник родился в 1856 году — в год коронации Александра II Освободителя; последние его произведения созданы в 1906 году, то есть во время первой русской революции. Следовано, период творческой активности Врубеля
сравнительно невелик — чуть более 20 лет.
Для нас «популярный» Врубель начинается с 1890 года, когда в Москве написан «Демон (сидящий)» и созданы иллюстрации к произведениям Лермонтова в юбилейном издании к 50-летию со дня смерти поэта.
Демон сидящий. 1890.
Холст, масло. 115х212,5.
В 1896 году перед этой «широкой публикой» предстал уже крепкий, сложившийся художник и выдающийся мастер.
Демон сидящий. 1890.
marmudon
Удален 8/4/2007, 1:58:39 PM
Врубель как-то сказал: «Я — фаталист». Печатью фатума отмечены не только персонажи, сюжеты и темы врубелевских произведений.
Поз-река. 1890-е гг. Д., м. 26,8х35.
Врубель оказывается в Киеве, и первая его крупная монументальная работа — фреска «Сошествие Святого Духа на апостолов» на хорах Кирилловской церкви. В 1902 году, уже в начале болезни, приехав в Киев и посетив церковь, Врубель заметил: «Вот, в сущности, то, к чему я должен был бы вернуться», имея в виду монументальный стиль своих росписей.
церковь уже тогда, когда Врубель в 1885 году выполнял свою роспись, находилась на территории лечебницы для душевнобольных. Само изображение апостолов в «Сошествии Св. Духа» посвящено мистической ситуации, и Врубель трактует это событие как почти натуралистическую сцену заседания некоей мистической секты, которая проникается иррациональными токами: это люди в ситуации выпадения из обычного жизнеощущения, иначе говоря — сумасшедшие. Продолжением этого совпадения является то, что тогда же в Киеве, то есть там, где начинался Врубель, умирает его маленький сын.
Пророк. 1898.
Холст, масло. 145х131. ГТГ.
Поз-река. 1890-е гг. Д., м. 26,8х35.
Врубель оказывается в Киеве, и первая его крупная монументальная работа — фреска «Сошествие Святого Духа на апостолов» на хорах Кирилловской церкви. В 1902 году, уже в начале болезни, приехав в Киев и посетив церковь, Врубель заметил: «Вот, в сущности, то, к чему я должен был бы вернуться», имея в виду монументальный стиль своих росписей.
церковь уже тогда, когда Врубель в 1885 году выполнял свою роспись, находилась на территории лечебницы для душевнобольных. Само изображение апостолов в «Сошествии Св. Духа» посвящено мистической ситуации, и Врубель трактует это событие как почти натуралистическую сцену заседания некоей мистической секты, которая проникается иррациональными токами: это люди в ситуации выпадения из обычного жизнеощущения, иначе говоря — сумасшедшие. Продолжением этого совпадения является то, что тогда же в Киеве, то есть там, где начинался Врубель, умирает его маленький сын.
Пророк. 1898.
Холст, масло. 145х131. ГТГ.
marmudon
Удален 8/4/2007, 2:02:29 PM
женившись на Н.И. Забеле, он оказался в родстве с семейством Ге. И Врубель, опять-таки волею судьбы, летом несколько раз работал в мастерской Ге, на хуторе близ Чернигова, где написан ряд значительных и знаменитых произведений. Примечательно, что пребывание в мастерской покойного художника заставило Врубеля вспомнить ночной колорит поздних произведений Ге, и это инспирировало обращение Врубеля к ночным сценам, ночному колориту — так возникают в конце 90-х годов его живописные «ноктюрны» — «Сирень», «К ночи», «Пан», «Царевна-Лебедь».
Сирень. Этюд. 1900.
Дерево, масло. 16х27.
К ночи. 1900.
Холст, масло. 129х180.
Сирень. Этюд. 1900.
Дерево, масло. 16х27.
К ночи. 1900.
Холст, масло. 129х180.
marmudon
Удален 8/4/2007, 2:08:46 PM
marmudon
Удален 8/4/2007, 2:13:21 PM
Врубель весь состоял из парадоксов. Легкомысленное богемное существование — и чрезвычайно серьезное отношение к ремеслу. При серьезности мастера, ревниво относящегося к выходящему из-под его руки, — беспечное отношение к судьбе готовых произведений: то, что уже было сделано и выпущено из рук, для него не имело цены. Это был человек умный и глубокий, хорошо знавший классическое искусство и литературу, говоривший на нескольких языках, открывший для среды, в которой он обитал например, Г. Ибсена. Он был открыт и легок в общении, но при всем том от него исходила гипнотическая сила, как если бы ог обладал каким-то тайным знанием, которое не считал возможные развивать перед своими коллегами.
Дама в лиловом. Портрет Н.И. Забелы-Врубель.
1904-1905. Холст, масло. 160х130. ГРМ.
Тридцать три богатыря. 1901.
Холст, масло. 180,5х230. ГРМ.
Дама в лиловом. Портрет Н.И. Забелы-Врубель.
1904-1905. Холст, масло. 160х130. ГРМ.
Тридцать три богатыря. 1901.
Холст, масло. 180,5х230. ГРМ.
marmudon
Удален 8/4/2007, 2:15:43 PM
Иллюстрации
Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача.
Конец 1883- начало 1884.
Бумага, угольн. кар. 25,5х34.
Илл. к трагедии Пушкина
Моцарт и Сальери. ГРМ.
Сальери всыпает яд в бокал Моцарта
(Сцена II). Конец 1883-начало 1884.
Бумага, угольн. кар. 25,7х33,9.
Илл. к трагедии Пушкина
Моцарт и Сальери. ГРМ
Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача.
Конец 1883- начало 1884.
Бумага, угольн. кар. 25,5х34.
Илл. к трагедии Пушкина
Моцарт и Сальери. ГРМ.
Сальери всыпает яд в бокал Моцарта
(Сцена II). Конец 1883-начало 1884.
Бумага, угольн. кар. 25,7х33,9.
Илл. к трагедии Пушкина
Моцарт и Сальери. ГРМ
DELETED
Акула пера
5/28/2013, 4:25:24 PM
Графика II
Христос в Гефсиманском саду. 1880-е.
Бумага, уголь. 140,5x52,5. ГТГ.
Портрет студента. 1882.
Бумага, акварель. 21,5х14,8. ГРМ.
Пряха. 1882-1883.
Бумага, акварель. 20,9х13,3. ГРМ
Христос в Гефсиманском саду. 1880-е.
Бумага, уголь. 140,5x52,5. ГТГ.
Портрет студента. 1882.
Бумага, акварель. 21,5х14,8. ГРМ.
Пряха. 1882-1883.
Бумага, акварель. 20,9х13,3. ГРМ
DELETED
Акула пера
6/15/2013, 12:02:46 AM
Мужской портрет. 1883.
Бумага, акварель, угольный карандаш.
36,3х26,7. ГРМ.
Натурщик в корельском костюме. 1883.
Бумага, акварель. 11х5,4. ГРМ
Натурщик. 1883.
Бумага, угольный карандаш.
60,7х49. ГРМ
Натурщица в обстановке Ренессанса.
1883. Бумага, наклеенная на картон,
акварель, белила, лак. 35,8х24,4
Гамлет и Офелия.
Конец 1883- начало 1884.
Бумага на картоне, акварель.
24,4х16,7. ГРМ
Бумага, акварель, угольный карандаш.
36,3х26,7. ГРМ.
Натурщик в корельском костюме. 1883.
Бумага, акварель. 11х5,4. ГРМ
Натурщик. 1883.
Бумага, угольный карандаш.
60,7х49. ГРМ
Натурщица в обстановке Ренессанса.
1883. Бумага, наклеенная на картон,
акварель, белила, лак. 35,8х24,4
Гамлет и Офелия.
Конец 1883- начало 1884.
Бумага на картоне, акварель.
24,4х16,7. ГРМ
DELETED
Акула пера
6/28/2013, 3:35:06 PM
Мужчина в костюме XVI века
со статуэткой в руке. 1884.
Бумага, акварель.
18,3х11,2. ГРМ
Христос в Гефсиманском саду. 1880-е.
Бумага, уголь. 140,5x52,5. ГТГ.
Натурщик в венке, с тирсом (Вакх).
1884. Бумага на картоне, акварель.
20х16,8. ГРМ
Портрет юноши. 1884.
Бумага, угольный карандаш.
17,2х12,2. ГРМ
Женская голова
(Эмилия Львовна Прахова).
1884-1885. Бумага,
графитный карандаш, масло.
43x32,3
со статуэткой в руке. 1884.
Бумага, акварель.
18,3х11,2. ГРМ
Христос в Гефсиманском саду. 1880-е.
Бумага, уголь. 140,5x52,5. ГТГ.
Натурщик в венке, с тирсом (Вакх).
1884. Бумага на картоне, акварель.
20х16,8. ГРМ
Портрет юноши. 1884.
Бумага, угольный карандаш.
17,2х12,2. ГРМ
Женская голова
(Эмилия Львовна Прахова).
1884-1885. Бумага,
графитный карандаш, масло.
43x32,3
DELETED
Акула пера
8/2/2013, 7:09:53 PM
Итальянский рыбак. 1885.
Бумага, акварель. 16,8х10,3. ГРМ.
Лаццарони (Старик-венецианец). 1885.
Бумага, акварель. 34,9х18,3. ГРМ
Натурщик в белой драпировке.
Этюд для иконы
Святой Кирилл Александрийский.
1885. Картон, акварель, лак.
24х19,6. ГРМ
Священник в лиловой рясе.
1885. Бумага, акварель.
10х6,8. ГРМ
Бумага, акварель. 16,8х10,3. ГРМ.
Лаццарони (Старик-венецианец). 1885.
Бумага, акварель. 34,9х18,3. ГРМ
Натурщик в белой драпировке.
Этюд для иконы
Святой Кирилл Александрийский.
1885. Картон, акварель, лак.
24х19,6. ГРМ
Священник в лиловой рясе.
1885. Бумага, акварель.
10х6,8. ГРМ
DELETED
Акула пера
8/2/2013, 7:13:06 PM
Портрет мужчины в старинном костюме.
1886. Бумага, акварель, белила, карандаш, лак.
27,8х27. Киевский музей русского искусства.
Белая азалия с листьями. 1886-1887.
Бумага, черный карандаш. 24х16.
Киевский музей русского искусства
1886. Бумага, акварель, белила, карандаш, лак.
27,8х27. Киевский музей русского искусства.
Белая азалия с листьями. 1886-1887.
Бумага, черный карандаш. 24х16.
Киевский музей русского искусства
42-Й
moderator
10/19/2017, 1:39:43 AM
Рисунки и наброски.
Дворик зимой. 1903-1904гг
Врубель говорил, что «краски вовсе не нужны для передачи цвета предмета - все дело в точности передачи рисунка тех мельчайших планов, из которых создается в нашем воображении форма, объем предмета и цвет».
Сохранить
Так, пелена снега оживляется лишь узкой проталинкой и темными ветками деревьев. Этот простой мотив на рисунке передается прихотливыми отрывистыми штрихами, образующими фантастический узор. На расстоянии штрихи сливаются и создают полное ощущение снежной фактуры. Будто видны тени на сугробе, но снег изображен поверхностью листа, совершенно не тронутой карандашом.©
Дворик зимой. 1903-1904гг
Врубель говорил, что «краски вовсе не нужны для передачи цвета предмета - все дело в точности передачи рисунка тех мельчайших планов, из которых создается в нашем воображении форма, объем предмета и цвет».
Сохранить
Так, пелена снега оживляется лишь узкой проталинкой и темными ветками деревьев. Этот простой мотив на рисунке передается прихотливыми отрывистыми штрихами, образующими фантастический узор. На расстоянии штрихи сливаются и создают полное ощущение снежной фактуры. Будто видны тени на сугробе, но снег изображен поверхностью листа, совершенно не тронутой карандашом.©
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
10/19/2017, 1:42:42 AM
Рисунки и наброски.
Дерево у забора. 1903-1904гг
Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Игра пятен различной светонасышенности создавала иллюзию красочного ковра. На рисунках с натуры, более простых по сюжету, подобный прием вытекал из созерцания реальных предметов. Врубель начинал с прокладки основных пятен - от темных к светлым. В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховые арабески, которые строили форму и несли в себе неповторимое очарование врубелевского почерка. Врубелевская «демоническая пристальность» (выражение Сергея Маковского), как бы перевернутое зрение - род слепоты к посюстороннему, третируемому как «мелочи будничного». В поздних рисунках это зрение обернулось вовне, к тому миру, который отображен на омываемой и осветляемой слезами внешней поверхности глаза. На короткий миг наступило прозрение. Вывод, к которому подвигают Блока его умозрения в речи Памяти Врубеля, поразительно совпадает с тем, что в действительности произошло в развязке врубелевской творческой судьбы уже в стенах лечебницы. ©
Дерево у забора. 1903-1904гг
Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Игра пятен различной светонасышенности создавала иллюзию красочного ковра. На рисунках с натуры, более простых по сюжету, подобный прием вытекал из созерцания реальных предметов. Врубель начинал с прокладки основных пятен - от темных к светлым. В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховые арабески, которые строили форму и несли в себе неповторимое очарование врубелевского почерка. Врубелевская «демоническая пристальность» (выражение Сергея Маковского), как бы перевернутое зрение - род слепоты к посюстороннему, третируемому как «мелочи будничного». В поздних рисунках это зрение обернулось вовне, к тому миру, который отображен на омываемой и осветляемой слезами внешней поверхности глаза. На короткий миг наступило прозрение. Вывод, к которому подвигают Блока его умозрения в речи Памяти Врубеля, поразительно совпадает с тем, что в действительности произошло в развязке врубелевской творческой судьбы уже в стенах лечебницы. ©
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
10/19/2017, 1:51:16 AM
Рисунки и наброски.
Портрет Н. И. Забелы-Врубель. Жена художника Врубеля. 1905г.
Портрет В. С. Мамонтова. 1890-1891гг
Натюрморт. Подсвечник, графин и стакан. 1905г.
Голова пророка. 1904-1905г.
Тамара и Демон. 1890-1891гг
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.
Портрет Н. И. Забелы-Врубель. Жена художника Врубеля. 1905г.
Портрет В. С. Мамонтова. 1890-1891гг
Натюрморт. Подсвечник, графин и стакан. 1905г.
Голова пророка. 1904-1905г.
Тамара и Демон. 1890-1891гг
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
10/19/2017, 1:58:37 AM
Рисунки и наброски.
Портрет врача-психиатра Федора Арсеньевича Усольцева (на фоне иконы). 1903-1904гг
Портрет доктора Ф. А. Усольцева. 1904г
Автопортрет. 1905г.
Автопортрет. 1904г.
Свидание Анны Карениной с сыном. 1878г.
Роза в стакане. 1904г.
Вывод этот таков:
«Путь к подвигу, которого требует наше служение, есть - прежде всего - ученичество, самоуглубление, пристальность взгляда и духовная диета. Должно учиться вновь у мира и у того младенца, который живет еще в сожженной душе».
©
Всего фото в этом сете: 6. Нажмите для просмотра.
Портрет врача-психиатра Федора Арсеньевича Усольцева (на фоне иконы). 1903-1904гг
Портрет доктора Ф. А. Усольцева. 1904г
Автопортрет. 1905г.
Автопортрет. 1904г.
Свидание Анны Карениной с сыном. 1878г.
Роза в стакане. 1904г.
Вывод этот таков:
«Путь к подвигу, которого требует наше служение, есть - прежде всего - ученичество, самоуглубление, пристальность взгляда и духовная диета. Должно учиться вновь у мира и у того младенца, который живет еще в сожженной душе».
©
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе