Искусство слова

Ж@нн@
3/23/2013, 5:18:38 PM
Мастера разговорного жанра, ораторы, докладчики, дикторы - все они должны искусно владеть языком, грамотной, красивой и внятной речью. Вроде как, ерунда это всё. Большая часть населения может красиво излагать не только свои, но и тем более, чужие мысли. Тем не менее, людей, публично выступающих в этих направлениях не так уж и много.
Можно ли считать риторику искусством- искусством слова?

Да и вообще хотелось бы поговорить здесь об устной речи.
Звёнка
3/23/2013, 5:38:41 PM
Да, способность чётко, грамотно и красиво излагать свои (или чужие) мысли я считаю искусством, и в этом деле не обойтись без таланта.
Часто бывает так: человек очень грамотен, специалист своего дела, но когда он говорит - его не слушают. Его речь, почему-то, неинтересна. Либо скучна, либо ещё что-то, но этого человека слушать не хотят.
А другой оратор иногда допускает ошибки, он не очень громкоголосый, но захватывает аудиторию слушателей так, что все сидят, раскрыв рты. Его речь похожа на какое-то замысловатое плетение или вязание... Он как будто не говорит, а гладит нас. Иногда - по шёрстке, иногда - против. Но он интересен. У него - талант. 00058.gif
dogfred
3/23/2013, 5:52:14 PM
Тема обширная, хотя вопроса нет. Конечно, уметь излагать свои мысли так, чтобы собеседникам или слушателям было интересно - это дар, сродни искусству. Этот не доклад, прочитанный по бумажке, когда аудитория дремлет в ожидании его завершения, чтобы похлопать и выразить безусловное согласие с докладчиком.
Правда, гладкая речь без стилистических ошибок - это еще не все. Наш премьер тоже умеет говорить, и неплохо. Слов-паразитов не употребляет, матом вслух не ругается. Но от речи политика ждем другого - соотношения слов и дела.. Увы.
О разговорном жанре на эстраде говорить не интересно. Юмор сегодняшней эстрады туповат, шутки на уровне "мимо тещиного дома я без шуток не хожу..."
Собственно, многие ли из нас и наших знакомых могут грамотно и доходчиво излагать свои соображения? Грешим вульгарностью, оскорблениями собеседника, малограмотной речью. Хотя талантливых в отношении литературы людей и здесь, на форуме СН, много, что подтверждают многочисленные конкурсы.
Avalzer-ka
3/23/2013, 8:00:07 PM
Не стану цитировать речь предыдущих ораторов)

Расскажу вкратце об себе и о своих ... нее, не ораторских способностях,не о дикции - о том как провожу утреннюю планёрку (пятиминутная летучка которая может продлится до полу-чАса)
Некое заведение которым я руковожу, работает с восьми утра (я в пять просыпаюсь и в 7:10 я на работе). В Не зависимо от погодных условий, в не зависимо от "мне чЁйта плохо с утра", в не зависимо от бла-бла и т.т. В эти краткие писят минут до восьми - просматриваю дела на день, планирую (я давным-давно проснувшийся) курю,пью кофе, и наблюдаю в окно как мои мальчики и девочки крадучись вползают на работу))) В восемь нуль-нуль выхожу в цех и *не нормативная лексика* ... все сюда! (сонное царство начинает просыпаться после этих слов)
Иногда приходится самолично ходить в "женскую раздевалку", и там наводить шухер среди тех кто чЁт со мной не хочУт с утра пообщаться.
Самые ранние работники отделываются лёгким испугом, внятно кивают и разбегаются по своим рабочим местам. Опоздавшие на мою утреннюю планёрку,лепечущие что-то о своих прабликах - "заряжаются энтузазизмом" на целый день! бо умею разговаривать на русском, немного на французском и на матерно-русском в совершенстве)
Пардон, если это не искусство)


Ж@нн@
3/23/2013, 8:29:26 PM
Юра, вопрос был в следующем: можно ли ритоиику считать искусством? Ведь такого вида искусства нет как такового.
alternatiwa
3/23/2013, 9:46:26 PM
Почитала вас, господа...
Очень занятная тема, ведь действительно умение излагать свои мысли так чтобы тебя не только понимали, но и с удовольствием слушали - это настоящее искусство.
Вот я например сразу устаю слушать людей, которые говоря злоупотребляют сложными оборотами речи и сыплют терминами и словами иностранного происхождения.
Ж@нн@
3/23/2013, 11:45:06 PM
(alternatiwa @ 23.03.2013 - время: 17:46)
Почитала вас, господа...
Очень занятная тема, ведь действительно умение излагать свои мысли так чтобы тебя не только понимали, но и с удовольствием слушали - это настоящее искусство.
Вот я например сразу устаю слушать людей, которые говоря злоупотребляют сложными оборотами речи и сыплют терминами и словами иностранного происхождения.

Например врачи)
А вообще, мне кажется, подобное свойственно людям заносчивым и высокомерным.
alternatiwa
3/24/2013, 12:01:34 AM
(Ж@нн@ @ 23.03.2013 - время: 19:45)
Например врачи)
А вообще, мне кажется, подобное свойственно людям заносчивым и высокомерным.

))) как вариант)))
Я склонна считать, что это люди, которым не чего сказать по существу.
Когда тебе есть что сказать, не заморачиваешься над терминами и высокопарностью.
DELETED
3/24/2013, 2:47:30 AM
даже красиво и к месту материться считаю искусством:-)
biker34
3/24/2013, 3:42:15 AM
Кстати друзья, в Белгороде можно попась на тренинг по лингвистике это очень сильная вешь! А так же возможно пройти голосовой тренинг Леры Кряневой, ведущего специалиста в России в области голоса. Я с одовольствием пойду, только надо собрать группу, человек 20. Стоит это не дорого, а ко всему прочему тренинг "Лингвистика" самоокупаемый.
Ж@нн@
3/24/2013, 11:13:56 AM
(biker34 @ 23.03.2013 - время: 23:42)
Кстати друзья, в Белгороде можно попась на тренинг по лингвистике это очень сильная вешь! А так же возможно пройти голосовой тренинг Леры Кряневой, ведущего специалиста в России в области голоса. Я с одовольствием пойду, только надо собрать группу, человек 20. Стоит это не дорого, а ко всему прочему тренинг "Лингвистика" самоокупаемый.

На меня можете рассчитывать. Спасибо за информацию.
Хотя, 7 лет изучения сценической речи, 14 лет её преподавания и лет 25 на сцене, по~моему, научили меня всему, чему можно) Всё равно надеюсь что~нибудь новое почерпнуть. Жду предложения в личку.
alternatiwa
3/24/2013, 6:05:27 PM
(timerk @ 23.03.2013 - время: 22:47)
даже красиво и к месту материться считаю искусством:-)

Между прочим, у многих мастеров слова, таких как Пушкин, есть целые сборники матершинных стихов.
Талантливый человек - талантлив во всем. Даже ругаться матом можно со вкусом.
DELETED
3/24/2013, 7:44:47 PM
(alternatiwa @ 24.03.2013 - время: 14:05)
Между прочим, у многих мастеров слова, таких как Пушкин, есть целые сборники матершинных стихов.
Талантливый человек - талантлив во всем. Даже ругаться матом можно со вкусом.

так я о том же:-) тыкать слова паразиты через слово верх безвкусия.
Можно не иметь верхнего образования и быть интересным окружающим и соответственно обладать двумя вышками и быть скучным собеседником.
alternatiwa
3/24/2013, 11:14:28 PM
(timerk @ 24.03.2013 - время: 15:44)
так я о том же:-) тыкать слова паразиты через слово верх безвкусия.
Можно не иметь верхнего образования и быть интересным окружающим и соответственно обладать двумя вышками и быть скучным собеседником.

Оно конечно так, наличие образования не гарантирует умение изъясняться, даже наоборот. Часто люди с множеством ученых степеней не могут связать и двух слов, или же наоборот, изъясняются настолько витиевато, что в процессе и сами теряют нить разговора, не говоря уже особеседниках.
Но с человеком малограматным и ограниченным, тем более поговорить не получится, ну разве что анкдот или про выпивку. Это, безусловно, тоже нужно, но иногда тянет поговорить о смысле бытия)))

Выходит, что искусство речи действительно мастерство подвластное далеко не всем.
alternatiwa
3/25/2013, 12:31:13 AM
На одном из сайтов нашла статью в тему.
Вот что говорит об этом оди из настоящих мастеров разговорного жанра Радислав Гандапас

image

скрытый текст
— Многие ли могут стать хорошими ораторами?

— Да, главное, чтобы человек научился получать удовольствие от выступления перед публикой.

Но такое умение достигается лишь практикой — никакая книга не научит выступать публично.

Это похоже на обучение ребенка плаванию — бесполезно объяснять, как двигать руками-ногами. Нужно поддержать его в воде, а потом он сам поплывет.

— Почему «выход на сцену» у многих вызывает волнение и страх?

— В ходе какого-то исследования у американцев спрашивали, чего они боятся больше всего. На первом месте оказалось физическое уничтожение, а на втором (с очень небольшим отставанием) — страх публичного выступления. Я думаю, что это атавизм. Любое животное, изгнанное из стаи, неизбежно погибает. Человек, выступая перед аудиторией, почему-то включается в эту модель: «Вот моя стая, и если я сейчас плохо выступлю, меня отвергнут, и я погибну».



— Как же побороть волнение?

— Волнение — это всего лишь избыточный выброс адреналина в кровь. Если постоянно практиковаться, то волнение уменьшается. Кроме того, лишний адреналин можно сбросить с помощью физических упражнений — помахать руками. Поприседать, сделать 20 глубоких вдохов и выдохов (только не перед самим выходом, а то собьется дыхание). Также есть специальные упражнения на расслабление мышечных зажимов. Скажем, если нам страшно, мы поджимаем плечи. А стоит представить на себе тяжелую генеральскую шинель с погонами — и плечи распрямляются. Потом, когда человек начинает выступать, волнение снижается. Когда вы видите, что ничего страшного не случилось, становится легче.

— Каков, по Вашему мнению, главный секрет успешного публичного выступления?

— Прежде всего, нужно четко поставить цель — чего вы хотите добиться от слушателей. То есть что они должны сделать после вашего выступления — пойти записаться в вашу партию, купить ваши товары и т.п.

— Многие сначала пишут текст своей речи, а потом его учат. Это правильно?

— Готовиться письменно бесполезно. Ведь письменная речь и публичное выступление — принципиально разные способы коммуникации. Даже если выучить текст наизусть, все равно будет понятно, что вы говорите по написанному. А хороший оратор выступает, как дышит. Я, например, всегда готовлюсь устно, выступая перед воображаемой аудиторией. Делаю это несколько раз, и постепенно у меня выкристаллизовывается структура выступления.

— А если сначала набросать короткий план?

— Это лучше делать уже после того, как вы придумали речь. Ведь в школе многие сначала писали сочинение, а потом составляли план. Так почему же мы вбиваем людям в голову противоестественную для них вещь? Откуда я знаю, где и в каком месте меня осенит?

— Чем можно произвести впечатление на людей?

— Самое главное — это то, что люди видят (60% воздействия). Потом для них важно, как мы говорим (30%). И только на 10% — что именно мы говорим. То есть общий смысл выступления оказывает минимальное влияние на публику. Это легко проверить. Скажите по-разному одну и ту же фразу, даже «я тебя люблю», и вы увидите, что ее воздействие — разное.

— И как же понравиться аудитории?

— Незнакомого человека аудитория обычно воспринимает настороженно, поэтому стоит обратить внимание на прием, который я называю «свой-чужой». В войсках ПВО есть прибор, посылающий сигнал самолету. И если тот отвечает «я свой», его не трогают, а чужака сбивают. Похожий «прибор» есть у каждого из нас голове. «Свой» — это человек, который на меня похож.

— То есть нужно, например, одеваться так же, как слушатели?

— До известных пределов. Если премьер придет на встречу со студентами в драных джинсах, все решат, что он подмазывается. Но он может одеться более демократично, чем обычно.

— А темп речи, голос, разные словечки — они тоже имеют значение?

— Если это примерно соответствует тому, как говорит аудитория, высока вероятность, что вас воспримут как «своего». Использование сленга аудитории тоже повышает вероятность того, что вас воспримут благосклонно.

— Как выстраивать свое выступление?

— Любое произведение — музыкальное, художественное, поэтическое — строится по законам композиции. Это вступление; основная часть, заканчивающаяся кульминацией; заключение. Мы все делаем по этой композиции, болеем, например. Почему же публичное выступление должно развиваться как-то иначе?

— То есть не стоит выкладывать главную мысль с самого начала?

— Совершенно верно. На первом этапе ни слова по делу, главное — создать нужный эмоциональный фон. Некоторые ораторы сдают соль своего выступления по-быстренькому. Они не тратят время на то, чтобы сказать собравшимся несколько приятных слов, расположить их к себе и к своему сообщению. А публика готова воспринимать, что говорит оратор, не сразу, поэтому сначала лучше сделать комплимент. Скажем, такой: «Для меня большая честь выступать перед людьми, которых по праву можно назвать лучшими в своей области» и т.д.

— Как еще можно начать выступление?

— Есть прекрасная возможность — рассказать о том, что вы чувствуете в данный момент. «Я поднимаюсь на эту трибуну не без трепета. Хоть я и достиг многого в жизни, но по сравнению с вами просто школьник и чувствую себя как на экзамене». И у людей возникают какие-то ответные чувства. Сравните: «Сейчас я вам коротенько доложу о тех результатах, к которым мы пришли». Есть прием, который я называю «когда я ехал к вам на встречу». Например: «Когда я ехал сегодня на эту встречу, я увидел на остановке плачущую девочку и подумал, что прав был Достоевский — счастье человечества не стоит слезинки этого ребенка». Словом, во вступлении нужно говорить то, что рождает ответные чувства. Годится и анекдот, рассказанный к месту. Аудитория засмеялась — и на этот позитивный фон можно уже выкладывать информацию.

— О чем нужно говорить в основной части?

— Основная часть обычно занимает 60% выступления (на вступление и заключение отводится по 20%; а кульминация — дело нескольких секунд). Принято считать, что нужно ограждать публику от негативных переживаний и говорить о хорошем. Ничего подобного. Как это ни парадоксально, но в основной части стоит говорить о плохом. О проблемах. А потом предложите решение тех проблем, которыми вы только что публику «накачали». Здесь срабатывает эффект маятника — сначала вы довели аудиторию до негативного состояния, а потом подсказали ей выход, и овации обеспечены.

— Если речь поздравительная, тоже говорить о проблемах?

— Один мой ученик поздравлял сотрудниц своей компании с 8 марта. Сначала, как полагается, выступал шеф. Он высказался примерно так: «Благодаря вам наша компания…». И далее по шаблону. Люди между тем позвякивали вилочками. Потом выступили еще несколько ключевых фигур, а затем мой ученик — должность у него не бог весть какая. Он встал с бокалом вина, выдержал паузу и сказал: «Сегодня 8 марта. Вы, наверное, думаете, что я буду говорить сейчас о женщинах, произносить тост в их честь. То есть вы считаете, что они достойны того, чтобы за них выпить…». Позвякивание вилок прекратилось. Люди обернулись, шеф замер с открытым ртом. Запахло скандалом. И когда напряжение достигло пика, оратор произнес: «Конечно же, достойны! Конечно, за них! А за кого же, как не за милых дам?!». И у всех отлегло от сердца — овации, вопли… А ведь человек произнес банальнейший тост. Просто сначала оттянул «маятник» в минус. И сразу стал заметной фигурой.

—Что делать, если посреди выступления запнешься или забудешь, о чем нужно говорить?

— Говорите то, что помните. Никто в зале не сверяет вашу речь с текстом. А вот если замолчите, это обязательно заметят. Кстати, если вы с первой мысли сразу перейдете на третью, то, возможно, вспомните и вторую. Другой вариант — вернуться к началу того блока, который только что рассказали, и то же самое изложить другими словами. Публика этого не просечет и подумает, что повторенье мать ученья. Еще один способ поймать нить выступления называется «порожняк». Возвращаетесь к последней фразе, на которой запнулись, и начинаете развивать эту тему. Такой прием помогает выбраться из любой безвыходной ситуации.

— А как быть с кульминацией?

— В принципе, публика может обойтись без кульминации — получили удовольствие от хорошего выступления, похлопали и разошлись. Но у вас-то определенная цель, вы же чего-то хотите от этих людей. Поэтому кульминация должна быть. Это то предложение, которое вы делаете аудитории: «Голосуйте за нашу партию!», «Покупайте наши товары!», «Приходите в наш супермаркет!» и т.п. Это должно прозвучать четко и недвусмысленно, в виде призыва к действию. Разумеется, формулировка может быть не такой прямолинейной, а облеченной в более мягкую форму.

— На какой ноте стоит завершить выступление?

— Заключение, как и вступление, нужно для создания эмоционального фона — например, для последующих встреч с аудиторией. Вас уже заранее будут принимать благосклонно. Кроме того, хорошее заключение может подтолкнуть людей принять нужное вам решение. Ведь чаще всего аудитория принимает решение не в процессе выступления, а после него, поэтому положительный эмоциональный фон очень важен. Закончить речь можно комплиментом или приемом «свой-чужой»: «Я рад, что мы с вами пришли к общему мнению». Оратор не знает, к какому мнению пришла аудитория. Он так фантазирует. Но фантазирует удачно. Или описать свои чувства: «Когда я шел на эту встречу, я боялся, что мы не сможем понять друг друга».

— Есть ли специальные способы привлечения внимания аудитории?

— Есть прием, которым успешно пользуются школьные учителя. Когда учитель входит в класс, дети продолжают заниматься своими делами. Он стоит, смотрит в пространство и молчит. Постепенно устанавливается тишина. Нужно выждать еще несколько секунд — и можно начинать урок. Если вы упустили внимание аудитории во время доклада, остановитесь на том слове, где вы это почувствовали, сделайте паузу и дождитесь тишины. А потом продолжайте с того места, где остановились.

— Нужны крепкие нервы, чтобы держать такие паузы.

— Когда я впервые решился использовать этот прием, мне казалось, что прошло минут двадцать, хотя прошло всего две. В первый раз паузу надо держать долго, но во второй и в третий раз публика уже привыкает. При этом не нужно стучать по столу и требовать внимания.

— Что делать оратору, если у него слабый голос?

— Если его работа связана с постоянными выступлениями перед аудиторией, то голос нужно ставить. Эта проблема решается при помощи упражнений. На них уходит 10–15 минут в день, но за три месяца можно достичь серьезного прогресса.

— Тренироваться, как Демосфен, с камушками во рту?

— Думаю, это миф. Когда я открываю очередное пособие по публичным выступлениям и вижу этот совет, мне хочется сказать автору: «Засунь камни в рот и прочитай мне хоть одно четверостишие». Разве можно от этого стать хорошим оратором? Да и что будет с зубной эмалью?..

— Некоторые люди, волнуясь, используют много слов-паразитов — «типа», «как бы» и другие. Можно как-то с ними справиться?

— Можно, причем за три дня. Если вы решили бороться со словом-паразитом, то сами с собой заключите договор: как только поймали себя на использовании этого «паразита», тут же должны мяукнуть или сказать вслух неприличное слово. И неважно, где вы в этот момент находитесь (в ресторане, в трамвае) или что делаете (разговариваете по телефону). Пару раз мяукните в общественном транспорте — и быстро отучитесь.

— А куда бы вы посоветовали смотреть во время выступления? Иногда рекомендуют выбрать одного человека в зале и обращаться только к нему.

— Всякий раз, когда я дохожу до такой рекомендации, я совершаю ее «ритуальное сожжение». Да, такая фиксация взгляда отчасти снижает волнение оратора, потому что переводит коммуникацию из публичной в индивидуальную. А толку-то? Представьте себя на месте этого гражданина. Да и что делать остальным слушателям? Они не чувствуют зрительного контакта, начинают скучать, пропускают информацию.

— Так как же сохранить контакт со всем залом?

— Некоторые взглядом как бы проводят по залу широкую дугу, имитируя зрительный контакт, но при этом не видят никого. А важно увидеть каждого. Есть и другая ошибка. У обычного человека сектор обзора — от 35° до 40°, у опытных операторов — от 40° до 45°. Если мы выхватываем эту часть аудитории, напрочь забывая о других секторах, они лишаются зрительного контакта. Когда я проводил пресс-конференции, то, например, замечал, что самые каверзные вопросы журналистов идут как раз из этих боковых секторов: не имея зрительного контакта с оратором, журналисты начинают чувствовать по отношению к нему враждебность, обиду и т.д. Но это очень просто исправить. У радара тоже маленький сектор обзора, однако на экране картинка видна полностью, потому что радар вертится. Так поступает и хороший оратор — он поворачивается и направляет свое внимание по очереди к разным секторам, потом к галерке, указывая рукой, что именно к ним обращается.

— Кстати, о жестикуляции. Она мешает или помогает? Как вообще надо жестикулировать на трибуне?

— Жестикуляция важна — движущиеся объекты привлекают в семь раз больше внимания, чем статичные. Но ее нужно ставить. Когда человек общается с другими людьми, он обычно жестикулирует в маленьком диапазоне, но для сцены такая амплитуда очень мала и публикой совершенно не фиксируется, то есть практически не помогает выступлению. Я рекомендую делать на сцене жесты, сравнимые с ростом выступающего, причем разворачивать их до максимума — все суставы, включая фаланги пальцев. Жесты надо использовать постоянно, но при этом они должны быть органичны — любые неестественные жесты могут превратить человека в Буратино.(с)
dogfred
3/26/2013, 3:46:55 AM
(Ж@нн@ @ 23.03.2013 - время: 16:29)
Юра, вопрос был в следующем: можно ли ритоиику считать искусством? Ведь такого вида искусства нет как такового.

Вот так говорили о риторике специалисты:
"Итак, риторика была триедина. Она была искусством убеждать с помощью слов, наукой об искусстве убеждать с помощью слов и процессом убеждения, основанным на моральных принципах. "

Я думаю, что риторика - это искусство прежде всего. Художник передает свое видение мира карандашом или красками, балерина - танцем, архитектор - рисунком в панораме. почему же нельзя считать искусством передачу мысли, впечатления словами? Причем, так передать, чтобы собеседники поняли, уяснили мысль и выразили словами свое отношение к услышанному.
Сможет ли донести до собеседника слова человек неграмотный, с невнятной речью, не умеющий построить предложения так, чтобы родилась Мысль?
JAZZ-LADY
4/6/2013, 1:41:05 AM
(alternatiwa @ 24.03.2013 - время: 20:31)
На одном из сайтов нашла статью в тему.
Вот что говорит об этом оди из настоящих мастеров разговорного жанра Радислав Гандапас


скрытый текст
— Многие ли могут стать хорошими ораторами?

— Да, главное, чтобы человек научился получать удовольствие от выступления перед публикой.

Но такое умение достигается лишь практикой — никакая книга не научит выступать публично.

Это похоже на обучение ребенка плаванию — бесполезно объяснять, как двигать руками-ногами. Нужно поддержать его в воде, а потом он сам поплывет.

— Почему «выход на сцену» у многих вызывает волнение и страх?

— В ходе какого-то исследования у американцев спрашивали, чего они боятся больше всего. На первом месте оказалось физическое уничтожение, а на втором (с очень небольшим отставанием) — страх публичного выступления. Я думаю, что это атавизм. Любое животное, изгнанное из стаи, неизбежно погибает. Человек, выступая перед аудиторией, почему-то включается в эту модель: «Вот моя стая, и если я сейчас плохо выступлю, меня отвергнут, и я погибну».



— Как же побороть волнение?

— Волнение — это всего лишь избыточный выброс адреналина в кровь. Если постоянно практиковаться, то волнение уменьшается. Кроме того, лишний адреналин можно сбросить с помощью физических упражнений — помахать руками. Поприседать, сделать 20 глубоких вдохов и выдохов (только не перед самим выходом, а то собьется дыхание). Также есть специальные упражнения на расслабление мышечных зажимов. Скажем, если нам страшно, мы поджимаем плечи. А стоит представить на себе тяжелую генеральскую шинель с погонами — и плечи распрямляются. Потом, когда человек начинает выступать, волнение снижается. Когда вы видите, что ничего страшного не случилось, становится легче.

— Каков, по Вашему мнению, главный секрет успешного публичного выступления?

— Прежде всего, нужно четко поставить цель — чего вы хотите добиться от слушателей. То есть что они должны сделать после вашего выступления — пойти записаться в вашу партию, купить ваши товары и т.п.

— Многие сначала пишут текст своей речи, а потом его учат. Это правильно?

— Готовиться письменно бесполезно. Ведь письменная речь и публичное выступление — принципиально разные способы коммуникации. Даже если выучить текст наизусть, все равно будет понятно, что вы говорите по написанному. А хороший оратор выступает, как дышит. Я, например, всегда готовлюсь устно, выступая перед воображаемой аудиторией. Делаю это несколько раз, и постепенно у меня выкристаллизовывается структура выступления.

— А если сначала набросать короткий план?

— Это лучше делать уже после того, как вы придумали речь. Ведь в школе многие сначала писали сочинение, а потом составляли план. Так почему же мы вбиваем людям в голову противоестественную для них вещь? Откуда я знаю, где и в каком месте меня осенит?

— Чем можно произвести впечатление на людей?

— Самое главное — это то, что люди видят (60% воздействия). Потом для них важно, как мы говорим (30%). И только на 10% — что именно мы говорим. То есть общий смысл выступления оказывает минимальное влияние на публику. Это легко проверить. Скажите по-разному одну и ту же фразу, даже «я тебя люблю», и вы увидите, что ее воздействие — разное.

— И как же понравиться аудитории?

— Незнакомого человека аудитория обычно воспринимает настороженно, поэтому стоит обратить внимание на прием, который я называю «свой-чужой». В войсках ПВО есть прибор, посылающий сигнал самолету. И если тот отвечает «я свой», его не трогают, а чужака сбивают. Похожий «прибор» есть у каждого из нас голове. «Свой» — это человек, который на меня похож.

— То есть нужно, например, одеваться так же, как слушатели?

— До известных пределов. Если премьер придет на встречу со студентами в драных джинсах, все решат, что он подмазывается. Но он может одеться более демократично, чем обычно.

— А темп речи, голос, разные словечки — они тоже имеют значение?

— Если это примерно соответствует тому, как говорит аудитория, высока вероятность, что вас воспримут как «своего». Использование сленга аудитории тоже повышает вероятность того, что вас воспримут благосклонно.

— Как выстраивать свое выступление?

— Любое произведение — музыкальное, художественное, поэтическое — строится по законам композиции. Это вступление; основная часть, заканчивающаяся кульминацией; заключение. Мы все делаем по этой композиции, болеем, например. Почему же публичное выступление должно развиваться как-то иначе?

— То есть не стоит выкладывать главную мысль с самого начала?

— Совершенно верно. На первом этапе ни слова по делу, главное — создать нужный эмоциональный фон. Некоторые ораторы сдают соль своего выступления по-быстренькому. Они не тратят время на то, чтобы сказать собравшимся несколько приятных слов, расположить их к себе и к своему сообщению. А публика готова воспринимать, что говорит оратор, не сразу, поэтому сначала лучше сделать комплимент. Скажем, такой: «Для меня большая честь выступать перед людьми, которых по праву можно назвать лучшими в своей области» и т.д.

— Как еще можно начать выступление?

— Есть прекрасная возможность — рассказать о том, что вы чувствуете в данный момент. «Я поднимаюсь на эту трибуну не без трепета. Хоть я и достиг многого в жизни, но по сравнению с вами просто школьник и чувствую себя как на экзамене». И у людей возникают какие-то ответные чувства. Сравните: «Сейчас я вам коротенько доложу о тех результатах, к которым мы пришли». Есть прием, который я называю «когда я ехал к вам на встречу». Например: «Когда я ехал сегодня на эту встречу, я увидел на остановке плачущую девочку и подумал, что прав был Достоевский — счастье человечества не стоит слезинки этого ребенка». Словом, во вступлении нужно говорить то, что рождает ответные чувства. Годится и анекдот, рассказанный к месту. Аудитория засмеялась — и на этот позитивный фон можно уже выкладывать информацию.

— О чем нужно говорить в основной части?

— Основная часть обычно занимает 60% выступления (на вступление и заключение отводится по 20%; а кульминация — дело нескольких секунд). Принято считать, что нужно ограждать публику от негативных переживаний и говорить о хорошем. Ничего подобного. Как это ни парадоксально, но в основной части стоит говорить о плохом. О проблемах. А потом предложите решение тех проблем, которыми вы только что публику «накачали». Здесь срабатывает эффект маятника — сначала вы довели аудиторию до негативного состояния, а потом подсказали ей выход, и овации обеспечены.

— Если речь поздравительная, тоже говорить о проблемах?

— Один мой ученик поздравлял сотрудниц своей компании с 8 марта. Сначала, как полагается, выступал шеф. Он высказался примерно так: «Благодаря вам наша компания…». И далее по шаблону. Люди между тем позвякивали вилочками. Потом выступили еще несколько ключевых фигур, а затем мой ученик — должность у него не бог весть какая. Он встал с бокалом вина, выдержал паузу и сказал: «Сегодня 8 марта. Вы, наверное, думаете, что я буду говорить сейчас о женщинах, произносить тост в их честь. То есть вы считаете, что они достойны того, чтобы за них выпить…». Позвякивание вилок прекратилось. Люди обернулись, шеф замер с открытым ртом. Запахло скандалом. И когда напряжение достигло пика, оратор произнес: «Конечно же, достойны! Конечно, за них! А за кого же, как не за милых дам?!». И у всех отлегло от сердца — овации, вопли… А ведь человек произнес банальнейший тост. Просто сначала оттянул «маятник» в минус. И сразу стал заметной фигурой.

—Что делать, если посреди выступления запнешься или забудешь, о чем нужно говорить?

— Говорите то, что помните. Никто в зале не сверяет вашу речь с текстом. А вот если замолчите, это обязательно заметят. Кстати, если вы с первой мысли сразу перейдете на третью, то, возможно, вспомните и вторую. Другой вариант — вернуться к началу того блока, который только что рассказали, и то же самое изложить другими словами. Публика этого не просечет и подумает, что повторенье мать ученья. Еще один способ поймать нить выступления называется «порожняк». Возвращаетесь к последней фразе, на которой запнулись, и начинаете развивать эту тему. Такой прием помогает выбраться из любой безвыходной ситуации.

— А как быть с кульминацией?

— В принципе, публика может обойтись без кульминации — получили удовольствие от хорошего выступления, похлопали и разошлись. Но у вас-то определенная цель, вы же чего-то хотите от этих людей. Поэтому кульминация должна быть. Это то предложение, которое вы делаете аудитории: «Голосуйте за нашу партию!», «Покупайте наши товары!», «Приходите в наш супермаркет!» и т.п. Это должно прозвучать четко и недвусмысленно, в виде призыва к действию. Разумеется, формулировка может быть не такой прямолинейной, а облеченной в более мягкую форму.

— На какой ноте стоит завершить выступление?

— Заключение, как и вступление, нужно для создания эмоционального фона — например, для последующих встреч с аудиторией. Вас уже заранее будут принимать благосклонно. Кроме того, хорошее заключение может подтолкнуть людей принять нужное вам решение. Ведь чаще всего аудитория принимает решение не в процессе выступления, а после него, поэтому положительный эмоциональный фон очень важен. Закончить речь можно комплиментом или приемом «свой-чужой»: «Я рад, что мы с вами пришли к общему мнению». Оратор не знает, к какому мнению пришла аудитория. Он так фантазирует. Но фантазирует удачно. Или описать свои чувства: «Когда я шел на эту встречу, я боялся, что мы не сможем понять друг друга».

— Есть ли специальные способы привлечения внимания аудитории?

— Есть прием, которым успешно пользуются школьные учителя. Когда учитель входит в класс, дети продолжают заниматься своими делами. Он стоит, смотрит в пространство и молчит. Постепенно устанавливается тишина. Нужно выждать еще несколько секунд — и можно начинать урок. Если вы упустили внимание аудитории во время доклада, остановитесь на том слове, где вы это почувствовали, сделайте паузу и дождитесь тишины. А потом продолжайте с того места, где остановились.

— Нужны крепкие нервы, чтобы держать такие паузы.

— Когда я впервые решился использовать этот прием, мне казалось, что прошло минут двадцать, хотя прошло всего две. В первый раз паузу надо держать долго, но во второй и в третий раз публика уже привыкает. При этом не нужно стучать по столу и требовать внимания.

— Что делать оратору, если у него слабый голос?

— Если его работа связана с постоянными выступлениями перед аудиторией, то голос нужно ставить. Эта проблема решается при помощи упражнений. На них уходит 10–15 минут в день, но за три месяца можно достичь серьезного прогресса.

— Тренироваться, как Демосфен, с камушками во рту?

— Думаю, это миф. Когда я открываю очередное пособие по публичным выступлениям и вижу этот совет, мне хочется сказать автору: «Засунь камни в рот и прочитай мне хоть одно четверостишие». Разве можно от этого стать хорошим оратором? Да и что будет с зубной эмалью?..

— Некоторые люди, волнуясь, используют много слов-паразитов — «типа», «как бы» и другие. Можно как-то с ними справиться?

— Можно, причем за три дня. Если вы решили бороться со словом-паразитом, то сами с собой заключите договор: как только поймали себя на использовании этого «паразита», тут же должны мяукнуть или сказать вслух неприличное слово. И неважно, где вы в этот момент находитесь (в ресторане, в трамвае) или что делаете (разговариваете по телефону). Пару раз мяукните в общественном транспорте — и быстро отучитесь.

— А куда бы вы посоветовали смотреть во время выступления? Иногда рекомендуют выбрать одного человека в зале и обращаться только к нему.

— Всякий раз, когда я дохожу до такой рекомендации, я совершаю ее «ритуальное сожжение». Да, такая фиксация взгляда отчасти снижает волнение оратора, потому что переводит коммуникацию из публичной в индивидуальную. А толку-то? Представьте себя на месте этого гражданина. Да и что делать остальным слушателям? Они не чувствуют зрительного контакта, начинают скучать, пропускают информацию.

— Так как же сохранить контакт со всем залом?

— Некоторые взглядом как бы проводят по залу широкую дугу, имитируя зрительный контакт, но при этом не видят никого. А важно увидеть каждого. Есть и другая ошибка. У обычного человека сектор обзора — от 35° до 40°, у опытных операторов — от 40° до 45°. Если мы выхватываем эту часть аудитории, напрочь забывая о других секторах, они лишаются зрительного контакта. Когда я проводил пресс-конференции, то, например, замечал, что самые каверзные вопросы журналистов идут как раз из этих боковых секторов: не имея зрительного контакта с оратором, журналисты начинают чувствовать по отношению к нему враждебность, обиду и т.д. Но это очень просто исправить. У радара тоже маленький сектор обзора, однако на экране картинка видна полностью, потому что радар вертится. Так поступает и хороший оратор — он поворачивается и направляет свое внимание по очереди к разным секторам, потом к галерке, указывая рукой, что именно к ним обращается.

— Кстати, о жестикуляции. Она мешает или помогает? Как вообще надо жестикулировать на трибуне?

— Жестикуляция важна — движущиеся объекты привлекают в семь раз больше внимания, чем статичные. Но ее нужно ставить. Когда человек общается с другими людьми, он обычно жестикулирует в маленьком диапазоне, но для сцены такая амплитуда очень мала и публикой совершенно не фиксируется, то есть практически не помогает выступлению. Я рекомендую делать на сцене жесты, сравнимые с ростом выступающего, причем разворачивать их до максимума — все суставы, включая фаланги пальцев. Жесты надо использовать постоянно, но при этом они должны быть органичны — любые неестественные жесты могут превратить человека в Буратино.(с)

О,мой любимчик!)

Кстати,безумно интересный и обаяшка мужчина,очень рекомендую его сайт-много нужного,дельного,для тех ,кто работает языком и не только.
И моё любимое упражнение для хорошей артикуляции:"кутала кукушка кукушонка в капюшон,как в капюшоне он смешон!")
lana-svet
4/6/2013, 12:52:33 PM
Действительно интересно... Ораторского искусство - это гармоничное сочетание риторики, приемов авторского мастерства (подачи) и психологических техник. А риторика - это наука, изучающая ораторское искусство и свойства ораторского речи. Всё просто! Не так ли?
dogfred
4/6/2013, 3:04:20 PM
(Ж@нн@ @ 23.03.2013 - время: 16:29)
Юра, вопрос был в следующем: можно ли риторику считать искусством? Ведь такого вида искусства нет как такового.

Давай пойдем от терминологии. Что такое риторика?

"Риторика (греч. rhetorike – «ораторское искусство») – научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста (Ведение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. СПб., 2003. С. 149—160)."

То есть риторика - это теория ораторского искусства. Ремесло, без которого правильно говорить перед аудиторией не научишься. Знание, такое же как , морфология. синтаксис для грамотного письма. В любом деле, в том числе и ораторском, для успеха нужно обладать знаниями и умением, знать хорошо ремесло своего дела.

Является ли умение грамотно и убедительно вещать на аудиторию искусством? Наверное, да!
sashok666
6/7/2013, 1:51:02 AM
(Ж@нн@ @ 23.03.2013 - время: 16:29)
Юра, вопрос был в следующем: можно ли ритоиику считать искусством? Ведь такого вида искусства нет как такового.

В древности, в момент своего возникновения(появления) риторику воспринимали только в прямом значении термина, т. е. как искусство оратора, искусство устного публичного выступления.