И ВЗГЛЯД ЕЕ, ЗАГАДОЧНЫЙ И ЗЫБКИЙ…

ПОКЛОННИК ПРЕКРАСНОГО
5/26/2005, 12:54:19 PM
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
/Б. Пастернак/


Из века в век женщины неизменно воодушевляли поэтов, музыкантов, художников на создание величайших произведений искусства. Прелестные вдохновительницы различны и по возрасту, и по характеру, но есть нечто, объединяющее их, – в каждой из этих женщин живет загадка. Загадка их красоты, женственности, обаяния. Константин Бальмонт писал в своем стихотворении: «Я женщин, как высшую тайну, люблю».


Предлагаю вниманию уважаемых форумчан интереснейшую и безусловно интеллектуальную тему – «Образ женщины в произведениях великих классических живописцев различных эпох, школ, течений и направлений и современных художников». Какой идеал женской красоты воплощали они в своих живописных полотнах?


Как «модератор» и поклонник, прежде всего классического искусства, хотелось бы для начального развития темы создать фундамент – небольшой экскурс в «базовые» произведения портретной живописи, созданные нашими русскими живописцами 18-19 веков. Именно этот жанр играл ведущую роль в русской живописи и русские художники практически достигли в этом направлении уровня европейской живописи.

Знакомство с галерей своих любимейших женских образов в живописи позвольте начать с творчества моего самого любимого художника – В.А. Тропинина. Ему, как никому другому ни до, ни после него, удалось выразить новое отношение к женщине не только как к изящному украшению, но и как к матери, жене, хозяйке, подруге. Женских портретов Тропинин написал достаточно много. Обычно на них изображены молодые женщины за рукоделием – золотошвейка («Золотошвейка» 1826, Государственная Третьяковская галерея), вышивальщица («За прошивками», 1830, Собрание Пржевальских, Москва), пряха («Пряха», 1820, Государственная Третьяковская галерея). В их лицах ясно просматриваются черты женского идеала художника – нежный овал, темные миндалевидные глаза, приветливая улыбка, кокетливый взгляд.

Самые мои любимые портреты, созданные В.А. Тропининым – «Девушка с горшком роз» (1850, Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени) (безумно люблю этот портрет) и «Кружевница.Девушка, плетущая кружева» (1823 год. Государственная Третьяковская галерея). На обоих произведениях миловидные девушки, изображенные с огромной душевной теплотой, взглядом к зрителю, как бы вовлекают его в пространство картины. Ощущение покоя и уюта, созданное Тропининым, убеждает в ценности каждого мгновения повседневного человеческого бытия.

Портретом кружевницы В.А. Тропинин показал, что и крестьянка может быть красива, изящна и кокетлива, не менее, чем знатная дворянка. Художник открывает нам красоту девушки-крепостной, жизнь которой проходит в тяжком труде. В набросках остались скрытыми от зрителей истинные кружевницы, полуслепые, согбенные, некрасивые, убитые работой. А в картине главным является другое - желание показать, что и простая девушка может быть прекрасна и внешне и душой. Так же в свое время воскликнул Карамзин: «И простая девушка любить умеет!» - и для всех это явилось открытием.

В журнальных статьях критики торопились выразить свое восхищение тропининским пониманием образа крестьянки и современник его П. Свиньин отмечал: «...и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, - и все это изображено с такой правдой и простотой» …
ПОКЛОННИК ПРЕКРАСНОГО
5/26/2005, 12:59:39 PM

… Продолжить рассказ о любимых женских образах мне хотелось бы творчеством талантливейшего живописца конца XVIII – начала XIX века Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825).

Последний значительный портретист XVIII века В.Л. Боровиковский лучшие лирические образы создал под влиянием пришедшего тогда в искусство нового направления – сентиментализма. Передать тихую мечтательность, тонкие переживания и модную в то время чувствительность особенно удавалось художнику в замечательных женских портретах.

Боровиковский создает свой тип женского портрета. Художник не стремится к разнообразию композиционных приемов: как правило, это полуфигуры женщин, опирающихся на постамент, изображенных на фоне паркового ландшафта. Варьируя с теми или иными отклонениями это решение, художник сосредотачивает внимание на лицах своих моделей и создает одухотворенные и поэтические образы. Таковы портреты Е.А. Нарышкиной (1799г, Государственная Третьяковская галерея) , О.К. Филипповой, сестер Гагариных... Среди этих прекрасных полотен мне хотелось бы выделить портрет пленительно-загадочной и мечтательно-печальной Марии Ивановны Лопухиной (1797г,
Государственная Третьяковская галерея), который пленяет своим особым лиризмом и красотой живописи.
В этом портрете художник воплотил представление своего времени о женской прелести. Прелести почти неземной и, как оказалось, недолговечной (Лопухина скончалась в возрасте двадцати двух лет). Но пока ничто не омрачает ее прекрасных черт – это подлинно гармоничный человек в расцвете красоты. Цветовое решение полотна продиктовано замыслом. Голубые, сиреневые, жемчужно-белые, золотистые тона – нет ни единого резкого акцента. Словно намекая на незримые нити, связывающие человека и природу, Боровиковский прибегает к перекличке цветов в передаче одежды и пейзажа: голубой пояс – голубые васильки, сиреневая шаль – сиреневая роза. Художник избегает угловатых форм, предпочитая плавные, круглящиеся линии. Ритмы спокойны – контурам фигуры вторят изгибы крон деревьев, колосьев, васильков; роза наклонена так же, как голова девушки. Живописный ландшафт полностью соответствует настроению мечтательной Лопухиной. Мягкая воздушная дымка заполняет пространство. Глубокий лиризм портрета Лопухиной свидетельствует о стремлении художника к передаче эмоциональной жизни человека.


Яков Полонский написал проникнутое теплотой стихотворение «К портрету Лопухиной»:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать…

ПОКЛОННИК ПРЕКРАСНОГО
5/26/2005, 1:04:58 PM

… Следующим большим блоком в моей галерее женских портретов является творчество К. Брюллова, которого называли Карлом Великим. Его любили Пушкин, Гоголь, Белинский, Герцен. Человек в картинах Брюллова горд и прекрасен. «У Брюллова является человек для того, – писал Гоголь, – чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы». Герои портретов Брюллова почти всегда привлекательны. Объясняется это тем, что чаще всего это люди незаурядные, яркие личности, и тем, что Брюллов избегал писать портреты тех, кто не вызывал в нем душевной симпатии.

Автор, увлеченный моделью, рассказывает о своих героях в приподнятой интонации, порой словно декламирует, отказываясь от языка прозы в пользу поэзии. Своим расположением к модели он жаждет увлечь и зрителя.

К.Брюллов создал множество женских портретов, самые значительные и любимые мной – «Портрет М.А. Бек» (1840. Национальная галерея Армении, Ереван), «Портрет кн. Елизаветы Павловны Салтыковой» (1841.Государственный Русский музей), теплый и поэтичный «Портрет У.М. Смирновой» ( 1837-1840, Государственный Русский музей), полное невыразимого очарования и грации блистательное полотно «Всадница» (1832, Государственная Третьяковская галерея). Однако мне хотелось бы все-таки выделить в творчестве К.Брюллова одно произведение – «Портрет Ю.П Самойловой с приёмной дочерью Амалией» (не позже 1942 г., Государственный Русский музей).

« … Гордая, ослепительно красивая женщина в роскошном бальном туалете, удаляясь с празднества, остановилась на мгновение, сняла маску и, прижав к себе девочку-подростка, свою приемную дочь, как бы защищая ее собою, бросает преисполненный достоинства взгляд на толпу великосветских ряженых. Минуту назад она была другой, свои истинные чувства, сокровенные глубины своей души и своего сердца она открыла лишь человеку, перед гением которого безгранично преклонялась и которого беспредельно любила всю свою жизнь.

Парадный портрет Самойловой, по замыслу Брюллова, должен был быть раскрыт как сцена на маскараде. Своему изображению художник придавал расширительный смысл. В изображение своего верного друга Юлии Павловны Самойловой, женщины, к которой он искренне был привязан на протяжении всей жизни, Брюллов вложил весь свой вдохновенный талант. Тридцатисемилетняя Самойлова показана в пору расцвета своей зрелой красоты. Брюллов восхищается открытой и смелой натурой женщины, способной бросить вызов официальной общественности. Горд поворот ее головы, торжествующе победно выражение сияющих глаз, царственно величава осанка.

Горячему, порывистому облику графини противостоит тихая задумчивость Амацилии Пачини, нежно прижавшейся к своей воспитательнице.

Портрет Самойловой был задуман как многофигурная композиция с сюжетной завязкой. Блистательно решил Брюллов поставленную сложную задачу. Скульптурно вылеплена величественная фигура графини. Выделенная в картине крупным планом, oна господствует над всем окружением. Присутствующие на маскараде рисуются силуэтом. создавая для нее эффектный фон. Повышенно мажорному звучанию портрета Самойловой отвечает и его живописный строй. Яркими вспышками горят краски на маскарадном платье Самойловой, пламенем полыхает взвившийся позади нее красный занавес. Все богатство живописных средств использовал Брюллов в своем творении.

По интенсивности звучания колорит портрета Самойловой близок к колориту полотна "Последний день Помпеи". Однако цветовые оттенки в нем согласованы с большей гармонией, нежели в картине.

Особенно насыщен любимый Брюлловым красный цвет. Художник передал тончайшие его модуляции—от яркого пламени декоративного занавеса до глубокого бархатистого тона шахматных квадратов на маскарадном платье графини. Тем же богатством оттенков отличается в портрете белый цвет, передающий то холодный блеск атласа, то теплое, золотистое излучение горностаевого меха.

Большой портрет Самойловой - одно из совершенных созданий Брюллова. Портрет подкупает взволнованностью и искренностью душевного порыва художника. Начатый в 1839 году, в пору семейных неурядиц Брюллова, портрет Самойловой приоткрывает страницу биографии художника.
Развод Брюллова, состоявшийся в том же году, не только вверг его в тягостное душевное состояние, но вызвал также опалу со стороны придворных кругов. Светские почитатели искусства мастера решительно от него отвернулись. Император, состоявший шефом Академии художеств, выразил монаршее неудовольствие поведением Брюллова.

В эту тяжелую для художника минуту в Петербург явилась блистательная Самойлова в окружении свиты своих поклонников. Приезд графини был вызван смертью гр. Ю.П.Литта, сделавшего ее наследницей своего огромного состояния. Появление графини пришлось вовремя для страждущего Брюллова. Смело и открыто выражала Самойлова свое сочувствие опальному художнику. Глубоко тронутый поддержкой своего друга, покоренный ее независимой натурой. Брюллов приступил к написанию большого портрета.
Лишь отъезд Самойловой, проводящей свою жизнь в постоянных путешествиях, да последовавшая вскоре напряженная работа в Исаакиевском соборе помешали завершить начатое с таким воодушевлением произведение.

Несмотря на неоднократные просьбы Самойловой, Брюллов не смог окончить портрет.
"...мой неоконченный портрет... я сохраню тщательно" — писала графиня после смерти мастера его брату А.П.Брюллову,— "как реликвию от моего дорогого и оплакиваемого Бришки, которого я так любила и которым я так восхищалась, как одним из величайших когда-либо существовавших гениев". Портрет Самойловой был последним большим полотном Брюллова.» (Э.Ацаркина) …
ПОКЛОННИК ПРЕКРАСНОГО
5/26/2005, 1:09:27 PM

… Закончить свой первый рассказ о любимых женских образах в живописи хотелось бы пленительной и наверное самой моей любимой картиной М.Башкирцевой «Дождевой зонтик» (1883 г., Государственный Русский музей), решенной в духе символизма, где простой мотив девочки под зонтом выглядит как будничная тайна. Башкирцева в своем произведении создала идеал красоты внешней и внутренней. К сожалению, ее талант не успел развиться: помешала ранняя смерть.

Тема женских образов в живописи неисчерпаема. . Особая прелесть и непосредственность отличает женщин в молодости, красота и грация – в зрелости, одухотворенность – в старости.

/в комментарии использованы материалы из следующих источников:
- Манин В.С. «Шедевры русской живописи»
-Ю.И. Волгина «Василий Тропинин» , «Карл Брюллов»
- альбомы «Государственная Третьяковская галерея», «Государственный Русский музей»
- информация с сайта rin.ru . /
……………………………………………………………………………………..
Форумчане, расскажите о своих любимых живописных произведениях, классических и современных, разных школ и направлений, в которых художники приблизились к созданию вашего идеала женской красоты. Желательно приложить отсканированную репродукцию или указать ссылку на нее. Напишите свои комментарии или процитируйте художественных критиков по представленным вами картинам.

ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРЮ ВСЕХ, КТО ПОМОЖЕТ МНЕ В РАЗВИТИИ ЭТОЙ ТЕМЫ.

/продолжение следует/