Гиперреализм и фотореализм

НЭПmen
6/3/2019, 10:12:25 AM
Гиперреализм – это направление живописи, в котором картины напоминают фотографии.
Порой нужно действительно очень хорошо присмотреться к работам, чтобы определить: перед вами находится фото или произведение живописи?
Гиперреализм и фотореализм: есть ли разница?
Гиперреализм развился из фотореализма в конце XX столетия и перешел на новую ветвь развития в начале XXI века. А само понятие «гиперреализм» было придумано французским критиком по имени Иса Брахот (Isy Brachot) – оно стало французским аналогом слову «фотореализм». С тех пор гиперреализмом обозначали творчество художников, подвергшихся влиянию фотореализма.
Фотореализм возник как реакция на художественное движение абстракционизм. Появился фотореализм в США в 60-е годы прошлого века, а в Европе распространился в 70-е. Художники-фотореалисты создают картины, которые выглядят настолько правдоподобно, что, как и предполагается из названия этого направления, напоминают фотографии высокого разрешения.
Задачей фотореалистичной работы является получение технически точного и четкого результата. Художники, пишущие картины в стиле фотореализм, могут нарочно лишать свою работу каких-то эмоциональных деталей, если это нарушает целостность повествования. Темой фотореализма, как и в произведениях поп-арта, является повседневная жизнь человека и ее объекты.
Гиперреализм же, в отличие от фотореализма, наоборот, не дистанцирует себя от эмоциональной составляющей изображений, а добавляет картинам повествовательный характер и новые чувства. Он влечет за собой нечто большее, чем просто точная техника. Такие картины могут быть супер-реалистичными и детализированными настолько, что в итоге картина представляет собой какую-то другую реальность, а не ту, что была на фотографии или в действительности.
Объем объекта, свет и тень, текстура материалов – все это изображается таким способом, чтобы выглядеть еще более ясно и подробно, даже преувеличенно в сравнении с оригиналом. Однако при этом картины не уходят в сюрреализм – изображение в гиперреализме должно оставаться убедительным, просто настоящая реальность подменяется на ложную, иллюзорную.(С)

image
Всего фото в этом сете: 3. Нажмите для просмотра.
Scorpio
6/3/2019, 1:31:46 PM
Интересная тема.
Есть поджанр реалистичных рисунков простым или цветными карандашами.
image
Scorpio
6/3/2019, 1:32:37 PM
image _
Scorpio
6/3/2019, 1:33:33 PM
image _
Scorpio
6/3/2019, 1:38:51 PM
Тулиус Хойер (Tullius Heuer) работает в интересном комбинированном жанре.

image
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.
Tapochka
6/3/2019, 2:47:37 PM
(Scorpio @ 03-06-2019 - 10:38)
Тулиус Хойер (Tullius Heuer) работает в интересном комбинированном жанре.

Я в живописи не разбираюсь, но это не гиперреализм, имхо.
Tullius Heuer - фотохудожник и коллажист.
Работы выполнены на компьютерном планшете в каком-нить Photopaint'e, а не на холсте. В качестве исходников использованы фотографии реальных людей.
Гиперреалистом - первым и последним для меня - был в ранние 90-е Борис Вальехо. До сих пор его альбом дома есть.
НЭПmen
6/3/2019, 3:37:32 PM
Художников работающих в стиле гиперреализм довольно таки много, кто-то из них работает с пейзажами, кто-то с портретами, а кто-то, как например Джейсон де Грааф с натюрмортами.
image
Всего фото в этом сете: 3. Нажмите для просмотра.
НЭПmen
6/3/2019, 3:47:26 PM
Джейсон де Грааф (Jason de Graaf) — известный современный канадский художник-гиперреалист.
Популярный в Северной Америке художник Jason de Graaf родился 26 октября 1971 года в Монреале, Канада. В настоящее время живет и работает в красивом городишке Ока, который расположенный на берегу живописной реки Оттава, Квебек. Увлечение гиперреализмом у Джейсона началось еще с ранних лет, когда будучи студентом он изучал иллюстрацию в Dawson College.

«Когда я увидел рисунки, принесенные нашим преподавателем иллюстрации Шарифом Тарабаем, я не поверил, что так можно рисовать. В тот момент, я понял, что не хочу заниматься ничем больше, кроме как познать все тонкости гиперреалистической живописи. И я до сих пор учусь этому», — вспоминает Джейсон де Грааф. О своих последних работах Джейсон говорит так: «Мое основное желание — не удивить зрителя, а создать иллюзию глубины и присутствия, которую очень сложно получить на фотографии».(С)
image
НЭПmen
6/5/2019, 3:27:47 PM
Марко Грасси (Marco Grassi) - итальянский художник, появившийся на свет в 1976 году. Какое-то время он работал бухгалтером, но подлинным его увлечением всегда оставалась живопись. Марко начал выставляться только в 90-х, но быстро завоевал симпатии публики, благодаря чему имеет возможность постоянно организовывать собственные выставки. В основном на его полотнах изображаются люди с яркой индивидуальностью, чаще всего - женщины. Чувственные, дерзкие, колоритные. Если же говорить терминами, то его произведения называют "гиперреалистичными портретами с сюрреалистическими элементами", поскольку полотна действительно потрясают своей фотореалистичностью: каждая деталь имеет значение...(С)
image
НЭПmen
6/5/2019, 3:30:29 PM
Марко Грасси (Marco Grassi)
image
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.
42-Й
6/6/2019, 5:01:43 PM
(Scorpio @ 03-06-2019 - 11:38)
Тулиус Хойер (Tullius Heuer) работает в интересном комбинированном жанре.

Этот жанр в живописи имеет определение - 3D рисунок.
К 3D-искусству относят разновидность граффити, трёхмерную компьютерную графику, реалистичные рисунки, основным вектором направления которых являются так называемые оптические иллюзии т.е. визуальный объёмный образ желаемого объекта.

Этому направлению у нас посвящена отдельная тема: ЗДЕСЬ

Так же , там же представлен бразильский цифровой художник-иллюстратор Tullius Heuer.
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
НЭПmen
6/6/2019, 5:43:42 PM
Вентроне Лучиано (Luciano Ventrone)
Для Лучиано Вентроне (Luciano Ventrone) живопись – не просто работа или даже способ выразить своё отношение к жизни. Для него это целая наука, и пишет он так, чтобы все законы, живописи подчинялись.
скрытый текст
Он до сих пор помнит ту женщину, что вложила в его руки первые цветные карандаши. Магия возникновения изображения на листе бумаги навсегда заворожила Лучиано и, несмотря на всевозможные финансовые сложности в семье, он всё же получает достойное художественное образование.
Долгое время он творил только по душевному порыву, отражая на холстах свои переживания, эмоции, увиденное в путешествиях. Но постепенно он проникается твёрдым убеждением, что мало просто нарисовать эмоцию или объект. Важно сделать это так, чтобы и философия картины чувствовалась в содержании, но в форме был идеальный порядок. Так теория живописи захватывает его, он приходит к реализму, постепенно оттачивая технику до уровня художника-гиперреалиста мирового уровня.
Заметно тяготение Лучиано Вентроне к двум направлениям в жанрах живописи: натюрморт и пейзажи. Если первое создаётся внутри студии и не требует никаких перемещений, то для того, чтобы сделать изображения морских или пустынных пейзажей, Вентроне охотно путешествует. При этом он не ищёт экзотической натуры, более прельщаясь тихими спокойными пейзажами, лишёнными ярких красок и необычных объектов.
«Вы можете делать снимки при помощи красок и картины при помощи фотоаппарата» Лучиано Вентроне. Теория живописи от Лучиано Вентроне лаконична: при создании полотна не нужно увлекаться переживаниями, поскольку они только отвлекают от сути изображения. Все эмоции нужно оставить на стадии подготовки к живописи. Для него такой подготовкой становится фотосессия. Вот в неё он и вкладывает весь свой художественно-эмоциональный потенциал.
Далее, согласно теории живописи Лучиано, наступает момент абстрагирования от эмоциональной составляющей и погружение в работу над безупречным сочетанием света и тени, позволяющих выделить на пространстве полотна ощутимый и практически реальный объект.
Опираясь на ставшую классической технику фламандских мастеров 17 века, Лучиано Вентроне, творит в своей мастерской совершенно потрясающие реализмом полотна. Он настолько мастерски владеет кистью, что плоские тончайшие мазки на его картинах можно разглядеть только при тщательном всматривании. Он избегает грубых мазков, растушёвывая оттенки, вплетая их нежнейшие нюансы один в другой так, что создаётся иллюзия принта хорошего качества.
Работы Лучиано Вентроне выставлялись и в России несколько лет назад, оставив незабываемые впечатления у тех счастливчиков, которым довелось посетить эту выставку.
(С)


image
Всего фото в этом сете: 3. Нажмите для просмотра.
НЭПmen
6/7/2019, 9:39:17 AM
Сергей Гета
Сергей – современный график и живописец. Учился в Киевском художественном институте, живет и работает в Москве. К гиперреализму пришел, вдохновившись искусством фотографии. ©
image
НЭПmen
6/7/2019, 9:44:29 AM
Сергей Гета
image
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.
НЭПmen
6/8/2019, 5:30:45 PM
Патрик Крамер
Художник родился в Америке, штате Юта. Картины рисует с фотографий. Сначала он придумывает, что хочет нарисовать, фотографирует это, из нескольких фото выбирает лучшее, немного обрабатывает в фотошопе – и приступает к рисованию.
У многих возникает вопрос – зачем рисовать точно так же, как выглядит фото. Патрик поясняет это так: если зритель в галерее видит фотографию, пускай даже очень красивую, он смотрит несколько секунд и идет дальше. Но когда вместо фотографии – картина, и зритель понимает это – он восхищен, он подходит ближе, пытается рассмотреть картину внимательнее, увидеть, где краска на полотне... (С)


image
Всего фото в этом сете: 3. Нажмите для просмотра.
НЭПmen
6/10/2019, 5:25:38 PM
Гарриет Уайт
Гарриет Уайт – британская художница. Рисует в основном портреты. Ее стиль называется макро-гиперреализм. То есть лица, нарисованные на картине, как будто «сфотографированы» с очень близкого расстояния. Здесь, как и на любой фотографии, есть «фокус». Четкими мы видим ресницы, а все, что за ними – размытое. (С)

image
Всего фото в этом сете: 3. Нажмите для просмотра.
НЭПmen
8/29/2019, 11:41:23 AM
Галина Севостьянова - художник-самоучка из российского города Кемерово. Серьезно увлеклась рисованием с 2010 года и с тех пор добилась невероятного успеха в технике и искусстве гиперреализма.(С)
image
НЭПmen
8/29/2019, 11:51:19 AM
Хуан Карлос Маньяарес. родился в 1970 году в городе Гвадалахара, Мексика. Будучи художником-самоучкой, он представил свою первую экспозицию в возрасте 24 лет в галерее «La Escalera». Спустя время его имя и прекрасные картины стали хорошо известны в США и за ее пределами(С)
image
НЭПmen
9/6/2019, 9:51:02 AM
Сюзанна Стоянович – сербская художница, которая увлекалась живописью с самого детства. В 11 лет начала рисовать маслом. Позже овладела всеми возможными техниками, пробовала себя в акварели, мозаике, пастели, графике, иконописи, гравюре и даже скульптуре. На этой картине особенно заметно, что художница увлекалась скульптурой. Фигуры лошадей – «скульптурные». Здесь мы видим застывший момент.

image

Кроме того, художница занималась литературным творчеством и музыкой – участвовала во многих музыкальных конкурсах. Первую музыкальную композицию написала, когда ей было 15 лет. Но, несмотря на такую широту интересов, призванием Сюзанны остается живопись. Многие из ее картин находятся в частных и государственных коллекциях в США, Швейцарии, Италии, Дании, Сербии, Хорватии, Черногории, Словении и Македонии. Размытый фон дает почувствовать скорость, с которой несется лошадь:

Художница рисует лошадей, тщательно изучает их анатомию. Самая популярная серия картин художницы называется «Волшебный мир лошадей». Интересное решение – стилизация картины под старинное фото:

Сейчас художница работает над новой живописной серией и пишет короткие рассказы. Мечта художницы – попробовать себя в съемках анимационных фильмов.

(С)

Всего фото в этом сете: 3. Нажмите для просмотра.
НЭПmen
10/10/2019, 9:18:05 AM
В чём идея и смысл таких направлений живописи, как фотореализм и гиперреализм?
Нет, не в том, чтобы изображать реальность.

Слово "реализм" вообще использутеся в двух смыслах.

Первый — это историческое течение во Франции второй половины XIX века. Первым каноническим реалистом был Гюстав Курбе, автор известной картины о происхождении мира, как бы намекающей, что реализм — это пипец. Второй — это то, что правильнее было бы назвать натурализмом: рассеянная в истории попытка изображать всё так, как именно оно есть, как будто кто-нибудь знает, как именно оно есть.(С)
скрытый текст
Так вот, фотореализм и гиперреализм — не просто не преследуют реалистических идеалов, а наоборот — подвергают их некоторому сомнению.Так вот, фотореализм и гиперреализм — не просто не преследуют реалистических идеалов, а наоборот — подвергают их некоторому сомнению.
Фотореализм возник в 60-х годах под влиянием двух независимых друг от друга давлений: массового распространения дешевых "моментальных" камер, и реакции художников на поп-арт.

Первые полароиды обладали невероятной популярностью, и за несколько лет своего существования непреднамеренно сформировали узнаваемый вид "снимков на выброс" – случайных, неудачных, мало что означающих и совершенно нехудожественных снимков, которые сейчас можно найти на развалах старьевщиков. Именно из них возникла эстетика фотореализма — из практики запечатления совершенно неважных, бытовых, лишенных какой-либо иерархии композиций. Это скорее попытки фотографии, чем фотография.

Таким образом, фотореализм занимался не исследованием реальности как таковой, но исследованием изображений реальности. Это давало двойное опосредование, вытесняло реальный объект изображения за пределы контекста. Было уже не важно, что когда-то такой-то Бьюик стоял на углу Main st. и Лексингтон — важно только то, что тень его падает слева.

Поп-арт тоже занимался исследованием изображений – но поп-арт создавал собственную иконографику, пародировал массовую культуру на уровне метода, смешивал дискурс медийного с религиозным, и его образы были совершенно иерархичны. Так что фотореализм соревновался с поп-артом не с целью вернуть живопись к реальности, а только предложить другой способ работы с изображениями — тоже массовый, тоже опосредованный, но лишенный центрального, связующего, очевидно самого главного.Занятно, кстати, что Уильям Эгглстон и другие первые художественные фотографы, работавшие в цвете, позаимствовали свою эстетику именно у фотореалистов, которые делали всё то же самое десятью годами ранее на холсте. То есть, художники, вдохновлявшиеся фотографией как способом отстраниться от реальности, дали фотографам новый способ начать с ней работать. Но это уже отдельная тема.

Фотореализм не смог победить поп-арт. Уорхоловские штудии оказались слишком хорошо заточены под наступление царства массового излишества, в результате чего произошло событие, наглядно иллюстрирующее, как сопротивление двух идей выглядит на визуальном уровне: поп-арт, фигурально выражаясь, проник в фотореализм.Гиперреализм — это воплощение поп-арта, выросшее из методов фотореализма. Его фотографичность — это скорее путь, чем смысл. Смысл — это своего рода умалённый поп-арт, лишенный саркастической фабричности, которая так выдавала Уорхоловскую обманку. Под поп-артом всё-таки скрывались образы искаженного историей наследия Ренессанса. Гиперреализм, как дитя во многих отношениях внебрачное, делает ещё один шаг назад. Если фотореализм и поп-арт исследовали изображения, то гиперреализм уже живёт в области изображения изображений.

Это Бодрийяровская тема, да – "the simulation of something which never really existed." Именно поэтому в нём делается такой акцент на зеркалах, линзах, отражающих и преломляющих поверхностях: ни о какой реальности здесь можно не говорить. Это не здания, и не машины, это даже не игра света. Это подмена, за которой нет ничего, кроме другой подмены, за которой нет ничего, кроме другой подмены. Оно никогда не приходит к первоначальному источнику, потому что первоначального источника не существует.Конечно, гиперреализм, как это всегда бывает, в первую очередь отражает время, в котором он появился. Фотографии к тому моменту было уже сто лет, никто не мешал начать писать по ней ранее, но для настоящего направления в искусстве мало создать подходящие условия — им требуется соответствующее мироощущение, свой комплекс проблем и вопросов. Так что гиперреализм просто пересказывает взгляд на мир как на зеркальный коридор — и это в свою очередь синонимично тому, что происходило в то время в философии, кино и литературе.

Взгляд гиперреализма довольно пессимистичен, но и его акцент на внешнем, броском — выдаёт его намеренную поверхностность. Не случайно поздние гиперреалистичные практики часто обращались к изображению политического насилия в деспотичных режимах: если что-то вроде "Третье мая" Гойи имеет свою героическую подложку, гиперреализм изображает то же самое как голое зверство без идеологии, и вместе с тем как репрезентацию без доступа к эмпирике – что-то происходящее далеко, и знакомое зрителю только в виде изображений.
И последнее. Если гиперреализм основывается на довольно холодной техничности, то фотореализм был в первую очередь чертовски сентиментален. Проводя аналогии с живописью прошлых веков, фотореализм ближе к Вермееру, а гиперреализм — к художникам-иллюзионистам разных веков, которым зачем-то очень хотелось, чтобы на их нарисованный виноград слетались реальные птицы.

В принципе, в этом и есть главная разница между ними: фотореализм это изображения, которые пытаются приблизиться к миру, тогда как гиперреализм пытается от него отстраниться.(С)

image