Барокко

иголка
иголка
Профессионал
7/10/2008, 5:20:22 PM
БАРОККО (итал . barocco, букв. - странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 - сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров.

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных.
Характерные черты архитектуры Барокко "Боязнь пустоты":
- многочисленные скульптурные украшения;
- бесконечное повторение, дублирование одних и тех же элементов;
- "перетекания" формы из одной ее части в другую: исчезают границы архитектурной конструкции, скульптурного, рельефного и живописного декора;
- появление спиралевидных деталей - волют.
Всё должно создавать впечатление, какого- то движения, непрерывного бега линий и потока форм.
Принцип формообразования - монументализация декора.
Создание ансамблей.

Преобладающие и модные цвета: Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.
Линии: Причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.
Форма: Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры
Характерные элементы интерьера: Стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.
Конструкции: Контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.
Окна: Полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.
Двери: Арочные проемы с колоннами; растительный декор.


Ярким примером архитектуры барокко является Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634-1667 гг.) архитектора Франческо Борромини.
image image image

Для церкви был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц. Возможно, поэтому Борромини сделал храм очень небольшим, что необычно для построек барокко. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Овальное в плане здание перекрыто куполом. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибается, то слегка выступает вперед, её движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется, что плотная, тяжелая масса камня постоянно меняется прямо на глазах — это любимый мастерами барокко мотив преображения материи.
image image

В интерьере храма чистый белый цвет делает все детали светоносными и легкими. Здесь всё располагает к сокровенному общению человека с Богом.
иголка
иголка
Профессионал
7/10/2008, 5:32:37 PM
Первым образцом стиля Барокко считается церковь Иль-Джезу (1575г.) архитекторов Джакомо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта для монашеского ордена иезуитов.

image image
Интерьер храма очень торжественен: он оформлен мощными колоннами и пилястрами, многочисленными скульптурными украшениями. Обилие деталей притягивает к себе внимание вошедшего в церковь, как бы намеренно затрудняя движение к области купола, где его ждёт пространственный прорыв вверх.
image
Фасад церкви разделен на два горизонтальных яруса, каждый из которых оформлен орденом. Более узкий верхний ярус обрамлён по краям спиралевидными деталями — волютами (итал.volute—"завиток") и словно перетекает вниз. Такое оформление в дальнейшем стало типичным для церквей в стиле барокко.
image
иголка
иголка
Профессионал
7/10/2008, 5:38:32 PM
Образцом дворцового ансамбля Барокко является палаццо Барберини (1625-1663гг.) (архитекторы: Мадерна, Борромини и Бернини).
image image
Со стороны входа здесь впервые появился парадный двор, форму которого определил фасад с сильно выступающими боковыми крыльями. Двор объединял здание с городским ансамблем. С противоположной стороны раскинулся парк. Таким образом, дворец связан с городом и в то же время образует в нем некий особый мир, сочетающий в себе архитектуру и живую природу.
Фонтан у палаццо Барберини
image
иголка
иголка
Профессионал
7/10/2008, 5:44:10 PM
Площадь Святого Петра в Ватикане архитектора Лоренцо Бернини.
image
Площадь нередко становилась местом папских богослужений. Именно здесь, перед главным собором католического мира, огромное число паломников, говорящих на разных языках, должны были почувствовать своё духовное единство.
imageimageimage
Для воплощения этих идей Бернини нашёл замечательное решение. Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена галереями, отходящими от собора; вторая имеет форму овала, обращена к городу и оформлена двумя колоннадами. В симметричных точках этого овала расположены фонтаны, а между ними - обелиск, который позволяет ориентироваться на огромной площади. Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращенных к апостолу Петру: "И дам тебе ключи Царства Небесного". Характерный для барокко эффект "затягивания" в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью.
иголка
иголка
Профессионал
7/10/2008, 5:52:59 PM
Микелянжело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент - пластику стены.
image
Венец его творчества - Собор Святого Петра в Риме причисляют уже к стилю Барокко.
image image
Последователи "последнего из титанов", двигаясь по пути усложнения, вообще отказываются от симметрии в композиции, открывая совершенно новые возможности стены. Она как бы лишается самой главной своей черты - надежности и монументальности, зато приобретает небывалую прежде пластику и динамику. Возникают здания с выпуклым, вогнутым или даже криволинейным фасадом.
image

иголка
иголка
Профессионал
7/10/2008, 8:21:07 PM
В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг.) , который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение — римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.).
image
иголка
иголка
Профессионал
7/10/2008, 8:31:17 PM
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии(тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Испанское барокко, или по местному чурригереско(в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — собор в Сантьяго де Компостела , является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании.
image image
В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант называемый «Ультра Барокко»

Вершиной романской пластики в Испании стал «Портик Славы» в соборе Сантьяго де Компостела, созданный мастером Матео. Матео усвоил уроки бургундской пластики, известны ему были и особенности скульптурных порталов Иль-де-Франса. «Портик славы», внушительное трехпролетное сооружение, богато украшен скульптурой. Здесь царит патетика драматических контрастов: низкие колонны удерживают огромный тимпан, плотные фигуры соседствуют с буйными растительными орнаментами, священная репрезентативность поз.
собора в Сантьяго-де-Компостела. 1168—88
image
иголка
иголка
Профессионал
7/11/2008, 5:54:12 PM
Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин "барочный классицизм" применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже.

Версальский дворец — парадный дворец французских королей в пригороде Парижа
image image image image

Парковый ансамбль
image image image
иголка
иголка
Профессионал
7/11/2008, 6:30:07 PM
Французская Академия в Париже
image image
иголка
иголка
Профессионал
7/11/2008, 7:08:35 PM
В Англии, к стилю Барокко относят работы архитектора Иниго Джонса и др. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве.
Дворец Бленхейм
image
иголка
иголка
Профессионал
7/11/2008, 7:56:19 PM
В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе.
image image image
иголка
иголка
Профессионал
7/11/2008, 8:13:13 PM
Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене

image
построенный по собственному проекту художника.

image
Вид с внутреннего дворика

image
Портик за домом Рубенса

image


42-Й
42-Й
Грандмастер
4/2/2016, 3:56:48 AM
Стиль барокко в русской архитектуре

В русской архитектуре стиль барокко появился в XVII столетии. Этот стиль, который тяготел к созданию героизированных образов, более ярко проявился в России в середине XVIII столетия в сооружениях Ф. Б. Растрелли.
Основными чертами данного стиля являются динамичность, торжественность, парадность. Он соединяет в едином ансамбле различные искусства. Ему свойственны смелые сочетания света, цвета, масштаба и тени, совмещение фантазии и реальности.

image
Всего фото в этом сете: 4. Нажмите для просмотра.
42-Й
42-Й
Грандмастер
4/2/2016, 4:04:49 AM
Необычайная пышность и богатство декоративного убранства, грандиозные масштабы сооружений, многоцветная раскраска фасадов с использованием золота – стиль барокко просто поражает воображение людей, вызывая восхищение.

Благодаря этому стилю, в России появились просторные сооружения с выдержанной симметрией в стиле. На них присутствует много лепнины, сложных архитектурных элементов, декоративных барельефов, золочение декора. При этом фасад здания выполняется в приглушенных пастельных тонах. Украшаются здания причудливыми выпукло-вогнутыми ассиметричными рисунками, преобладают узоры в форме овалов, прямоугольников, полуокружностей, также нередко используются вертикальные линии, выражено горизонтальное членение. В орнаментах нередко встречаются ренессанские элементы – маскароны, гирлянды, листья аканта, раковины.

Элементы на сооружения (то есть окна, дверные проемы и т.д.) выполняются в прямоугольной, куполообразной и сводчатой форме. По периметру окон проходит растительный декор, пышно украшенные наличники. Арочные дверные проемы. Также строения, выполненные в данном стиле, зачастую имеют эркеры, балконы, башни. Конструкции в основном динамичные, напряженные и контрастные.

В русскую архитектуру стиль барокко внес некую праздничность. До сих пор здания, построенные по этому стилю, радуют глаз и вызывают восхищение. Нередко можно увидеть массивные парадные лестницы, пилястры, колонны, барельефы, наличники на двери и окна, роскошно украшенные лепниной, резные орнаменты, росписи и лепнину – что свойственно для этого стиля. Кроме того, несмотря на множество украшений, все элементы оформления взаимосвязаны друг с другом и создают единую картину.

Стиль барокко выражает идеи многообразия и безграничности мира. Он «высказывает» стремление к пышности и величию.
image
Всего фото в этом сете: 6. Нажмите для просмотра.

Строгановский дворец(1752-1754), арх.Ф.Растрелли.
Зимний дворец (1754-1762), арх.Ф.Растрелли
Большой Петергофский дворец, арх.Ф.Растрелли.
Екатерининский дворец в Царском селе, арх.Ф.Растрелли.
СмоНикольский (Морской) собор, (1753-1762), арх. Чевакинский.льный (Воскресенский Новодевичий) монастырь (1748-1764),арх. Ф.Растрелли.