Архип Иванович Куинджи
Ник 35
Акула пера
5/15/2013, 8:35:06 PM
Основные даты жизни:
"Ок. 1842 Родился в Мариуполе в семье бедного грека-сапожника.
1845 Умирает отец Куинджи, чуть позже - мать.
Ок. 1855 Живет в Феодосии, беря уроки живописи у А. Фесслера.
1868 Получает звание "свободного художника" за один из крымских пейзажей.
1870 Впервые посещает Валаам. Картина "Ладожское озеро" открывает его "северную" серию.
1873 Совершает заграничное путешествие (Германия, Англия, Франция). Пишет "На острове Валааме" - первую картину, приобретенную П. Третьяковым.
1874 Женится на Вере Елевфериевне Кетчерджи.
1875 Вновь едет за границу. Становится членом Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).
1876 Пишет новаторскую "Украинскую ночь".
1878 Картины Куинджи встречают теплый прием на Всемирной выставке в Париже.
1880 Официально выходит из ТПХВ. Устраивает выставку одной картины ("Лунная ночь на Днепре") - в Петербурге она воспринята как сенсация.
1882 Прекращает выставочную деятельность.
1890 Входит в Комиссию по подготовке нового академического устава.
1892 Утверждается в звании профессора Академии художеств.
1894 Возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств.
1897 Уходит с должности руководителя пейзажной мастерской.
1901 После двадцатилетнего перерыва показывает свои новые работы. Выделяет 100 тысяч рублей в премиальный фонд академических выставок.
1910 Умирает 11 июля (24 июля по новому стилю) в Петербурге. Похоронен на Смоленском кладбище.
1952 Прах художника перенесен в Некрополь мастеров искусств Александра-Невской лавры"(с)
vodokrut13
Интересующийся
5/24/2013, 3:04:03 AM
Недавно был в Русском музее.
Я в зал Куинджи заходил 3 раза.
Похожу по залам и возвращаюсь.
Это какое-то гипнотическое искусство, не могу оторваться.
Ни одна репродукция не может передать реальных картин.
Я в зал Куинджи заходил 3 раза.
Похожу по залам и возвращаюсь.
Это какое-то гипнотическое искусство, не могу оторваться.
Ни одна репродукция не может передать реальных картин.
papik64
Интересующийся
5/26/2013, 8:51:39 PM
Был очень давно на выставке Куинджи в Третьяковке на Крымском валу. До сих пор остался вкус его неповторимых красок. Очень люблю его, но все же Ге больше )
Книгочей
Удален 6/5/2018, 6:34:34 AM
(Ник 35 @ 15-05-2013 - 16:39)
Эту историю я узнал ещё тогда, когда не было "Интернета" и "Википедии", поэтому, со спокойной совестью прицитирую "Вики" и с удовольствием дополню текст видео, которое, кстати, уже тогда было, но недоступное для большинства простых советских граждан. Итак, "картина «Лунная ночь на Днепре» была выставлена в 1880 году в Санкт-Петербурге, причём она была единственной картиной, составившей выставку.
Не будучи полностью уверенным в успехе, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и корреспондентов для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Еще до окончания работы мастерскую посещали такие известные люди, как Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев. ( какие люди ! )
Чтобы увидеть полотно, люди выстраивались в очередь, многие посещали выставку не по одному разу. Посетителей привлекала необычная реалистичность света на картине, многие высказывали предположения о необычных красках, использованных художником, некоторые даже заглядывали за картину, пытаясь выяснить, нет ли там лампы.
На картине изображён берег Днепра. Линия горизонта сильно опущена вниз, за счёт чего бо́льшую площадь картины занимает небо. Свечение луны отражается в реке.
Еще до публичного показа картина была продана Великому князю Константину Константиновичу.
Куинджи был вдохновлён успехом картины и создал еще две копии «Лунной ночи»: вторая картина хранится в Государственной Третьяковской галерее 1882 г., другая находится в Симферопольском художественном музее.
В художественной коллекции Уралвагонзавода (Нижний Тагил) хранится работа выдающегося пейзажиста Архипа Куинджи "Лунная ночь на Днепре" – один из многочисленных авторских вариантов."(с). Интересно, что позже ни одна из этих картин больше не "светилась" ! В чём же дело ? Попробуем разобраться в этом : К сему : Архип Куинджи - "Лунная ночь на Днепре".
Лунная ночь на Днепре
Эту историю я узнал ещё тогда, когда не было "Интернета" и "Википедии", поэтому, со спокойной совестью прицитирую "Вики" и с удовольствием дополню текст видео, которое, кстати, уже тогда было, но недоступное для большинства простых советских граждан. Итак, "картина «Лунная ночь на Днепре» была выставлена в 1880 году в Санкт-Петербурге, причём она была единственной картиной, составившей выставку.
Не будучи полностью уверенным в успехе, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и корреспондентов для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Еще до окончания работы мастерскую посещали такие известные люди, как Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев. ( какие люди ! )
Чтобы увидеть полотно, люди выстраивались в очередь, многие посещали выставку не по одному разу. Посетителей привлекала необычная реалистичность света на картине, многие высказывали предположения о необычных красках, использованных художником, некоторые даже заглядывали за картину, пытаясь выяснить, нет ли там лампы.
На картине изображён берег Днепра. Линия горизонта сильно опущена вниз, за счёт чего бо́льшую площадь картины занимает небо. Свечение луны отражается в реке.
Еще до публичного показа картина была продана Великому князю Константину Константиновичу.
Куинджи был вдохновлён успехом картины и создал еще две копии «Лунной ночи»: вторая картина хранится в Государственной Третьяковской галерее 1882 г., другая находится в Симферопольском художественном музее.
В художественной коллекции Уралвагонзавода (Нижний Тагил) хранится работа выдающегося пейзажиста Архипа Куинджи "Лунная ночь на Днепре" – один из многочисленных авторских вариантов."(с). Интересно, что позже ни одна из этих картин больше не "светилась" ! В чём же дело ? Попробуем разобраться в этом : К сему : Архип Куинджи - "Лунная ночь на Днепре".
Книгочей
Удален 6/5/2018, 6:42:21 AM
В чём же дело ? Попробуем разобраться в этом : "Лунная ночь на Днепре" Архипа Куинджи. Слава и трагедия картины :
скрытый текст
Имя Архипа Ивановича Куинджи сделалось известным сразу же, как только публика увидела его картины «После дождя» и «Березовая роща». Но на Восьмой выставке художников-передвижников произведения А.И.Куинджи отсутствовали, и это было сразу же замечено зрителями. П.М.Третьяков писал И.Крамскому из Москвы, что по этому поводу горюют даже те немногие, кто раньше не очень тепло относился к произведениям художника.
Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения.
Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделеев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.
А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем. Но А.И.Куинджи умел побеждать. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Длинные очереди выстраивались на Большой Морской улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.
А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света.
Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.
Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.
Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И.Куинджи пел о природе только великий Н.В.Гоголь. Число искренних почитателей таланта А.И.Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством.
Небесную сферу А.И.Куинджи изображает величественной и вечной, поражая зрителей мощью Вселенной, ее необъятностью и торжественностью. Многочисленные атрибуты пейзажа - стелющиеся по косогору хатки, кустистые деревья, корявые стебли татарника - поглощены тьмой, цвет их растворен бурым тоном.
Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Своим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется в поэтически-взволнованный восторг. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И.Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.
Может быть, это происходило потому, что А.И.Куинджи сосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности. И с этими задачами он справился блестяще. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д.И.Менделеевым и др.).
Создавая это полотно, А.И.Куинджи применил сложный живописный прием. Например, теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам и тем самым углубил пространство, а мелкие темные мазки в освещенных местах создали ощущение вибрирующего света.
На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Поэт Я.Полонский, Друг А.И.Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?» Поэт К.Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.
Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И.Е.Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А.И.Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».
Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С.Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В.Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина... вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж. И.С.Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось.
Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И.Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного..." - https://kuinje.ru/moonnight.php
Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения.
Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделеев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.
А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем. Но А.И.Куинджи умел побеждать. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Длинные очереди выстраивались на Большой Морской улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.
А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света.
Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.
Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.
Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И.Куинджи пел о природе только великий Н.В.Гоголь. Число искренних почитателей таланта А.И.Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством.
Небесную сферу А.И.Куинджи изображает величественной и вечной, поражая зрителей мощью Вселенной, ее необъятностью и торжественностью. Многочисленные атрибуты пейзажа - стелющиеся по косогору хатки, кустистые деревья, корявые стебли татарника - поглощены тьмой, цвет их растворен бурым тоном.
Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Своим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется в поэтически-взволнованный восторг. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И.Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.
Может быть, это происходило потому, что А.И.Куинджи сосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности. И с этими задачами он справился блестяще. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д.И.Менделеевым и др.).
Создавая это полотно, А.И.Куинджи применил сложный живописный прием. Например, теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам и тем самым углубил пространство, а мелкие темные мазки в освещенных местах создали ощущение вибрирующего света.
На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Поэт Я.Полонский, Друг А.И.Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?» Поэт К.Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.
Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И.Е.Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А.И.Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».
Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С.Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В.Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина... вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж. И.С.Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось.
Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И.Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного..." - https://kuinje.ru/moonnight.php
Книгочей
Удален 6/5/2018, 7:40:17 AM
"..Многие высказывали предположения о необычных красках, использованных художником, некоторые даже заглядывали за картину, пытаясь выяснить, нет ли там лампы.
На картине изображён берег Днепра. Линия горизонта сильно опущена вниз, за счёт чего бо́льшую площадь картины занимает небо. Свечение луны отражается в реке..."(с). Кстати, если следовать правилу, что "всё познаётся в сравнении", то стоит поискать аналогии нечто подобного в работах современных художников. При этом, надо помнить, что софременная химия даёт возможность создавать всевозможные красители, которые по своим параметрам превосходят даже наше воображение ! Однако, настоящий художник не будет бездумно эксперементировать с красками, а постарается решить задачу "светящихся" красок иными способами. И такой пример мне удалось отыскать. Это картина Евгении Кашиной "Ностальгия"... Источник : https://kashina.ru/publik/nostalgy_ardena_2010.html
Книгочей
Удален 6/6/2018, 7:19:54 PM
А теперь надо сказать и самом авторе удивительной картины. Впрочем, все его картины были удивительными, т.к. хранили тайны и загадки, которые потрясали современников и до сих пор восхищают искусствоведов и поклонников его творчества. Но, о них позже. А сейчас о самом Архипе Куинджи : "Архип Иванович Куинджи – фигура в истории русского искусства XIX века легендарная. Биография его хранит много тайн. С рождения до смерти за Куинджи тянулась цепь загадок. Каким он был человеком? Кто-то утверждал, что Куинджи – прежде всего философ и гуманист; другие доказывали: художник – затворник и общественный деятель; третьи негодовали: в жилах его течет бунтарская кровь, а хитрее дипломата, чем Архип Иванович, не найти. Также про него говорили: Куинджи – защитник художников и художественного образования, кумир молодежи и ненавистник чиновников, человек с чистым детским сердцем и при этом осторожный политик. Какие противоречивые характеристики!
А еще он похож на сказочного богатыря. Если этот богатырь кому помогает, то от чистого сердца, если едет на бой, то за победой.
И все же какой национальности был Куинджи? Почему, едва вступив в Товарищество передвижных художественных выставок, он вышел из него? По какой причине, достигнув огромной популярности у публики своими знаменитыми произведениями, «замолчал» на двадцать с лишним лет? Откуда у художника возникло богатство, которое он пожертвовал молодым дарованиям и на организацию общества художников его имени? Конечно, в одной статье невозможно "объять необъятное", как говаривал Козьма Прутков, ведь речь идёт об одном из титанов Серебряного века в искусстве* ! Поэтому, предлагаю список книги издательства "Белый город", посвященные жизни и творчеству А.И. Куинджи :
И.А. Голицына. «Куинджи» (серия «Мастера живописи. Русские художники»)
А.С. Романовский. «Пейзаж в русской живописи» (серия «Энциклопедия мирового искусства»)
«Пейзаж. Русская живопись» (Астахов А. Ю.,сост., серия «Большая коллекция»)
Н.Г. Юрина. «Русский лес» (серия «Русская традиция»)
Ю.А. Астахов. «50 великих русских художников» (серия 50)
А.А. Сергеев. «Русские живописцы» (серия «История Росии»)
Астахова Н.В., Ветрова Г.Е., Винокурова С.В. и другие «Очарованье русского пейзажа. Сказки о художниках» (серия «Русская семья»)
«Архип Куинджи» (набор репродукций серии «Галерея русской живописи»)
«Пейзаж» (набор репродукций, серия «Галерея русской живописи»)
Архип Куинджи (набор репродукций серии «Всемирный музей»). Источник : сайт издательства "Белый город" - https://vsdn.ru/authorcolumn/571.htm *Серебряный век - это период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна. К сему : Куинджи пишет картину «Березовая роща», держа лампу в руках. Карикатура Лебедева («Стрекоза», 1879 г., № 11).
А еще он похож на сказочного богатыря. Если этот богатырь кому помогает, то от чистого сердца, если едет на бой, то за победой.
И все же какой национальности был Куинджи? Почему, едва вступив в Товарищество передвижных художественных выставок, он вышел из него? По какой причине, достигнув огромной популярности у публики своими знаменитыми произведениями, «замолчал» на двадцать с лишним лет? Откуда у художника возникло богатство, которое он пожертвовал молодым дарованиям и на организацию общества художников его имени?
скрытый текст
Получив от Бога редкий живописный дар, Куинджи выработал свою систему творчества; осознать ее целиком до сих не могут последователи художника. И снова вопросы… Каким образом за короткий срок ему удалось заслужить уважение и любовь к себе учеников Академии художеств? Быть может, Куинджи знал магические слова или, как сегодня говорят, был харизматической личностью? Так или иначе, ученики Академии едва ли не обожествляли своего учителя.
Куинджи обожал живопись. Об этом еще при жизни художника ходили легенды. Такие же легенды ходили и о нежной любви мастера к птицам. Сохранились замечательные рисунки известного сатирика П.В. Щербова: Куинджи врачует птиц на крыше своей мастерской. Обычно их прилетало так много, что за тьмой пернатых гостей художника порой не было видно.
До обидного мало свидетельств о жизни Куинджи. Это ли не одна из загадок? Столько любящих людей вокруг, а воспоминаний – всего ничего…
В воспоминаниях И.Е. Репина, друга Куинджи, есть яркий портрет художника: «Коренастая фигура, с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка, он был красив, как Ассур, дух ассирийцев».
Вот еще одна из загадок. Куинджи умел писать замечательные полотна и чуть ли не с трудом – буквы. Сохранилась одна подпись художника – она по-детски крупная, неловко исполненная, очевидно, Архип Иванович был не очень-то в ладах с грамотой. Современники говорили о Куинджи, что он – художник света. И свет подвластен ему, как соловью – майская песня.
Куинджи-педагог
В истории русского искусства есть одна яркая страница – преподавательская деятельность Архипа Ивановича Куинджи. В мастерской маэстро зажигались такие «звезды» живописи, как Богаевский, Вроблевский, Зарубин, Химона, Калмыкова, Рушиц, Пурвит, Краузе, Рерих, Рылов, Борисов, Вагнер, Чумаков и другие.
У каждого из этих творцов была своя дорога в мастерскую Куинджи. Латри привел его дед, И.К. Айвазовский. Бровар и Кандиуров пришли к Куинджи после окончания Академии художеств. «Неспособный» Богаевский был принят Архипом Ивановичем в пейзажную мастерскую вольнослушателем.
Куинджи был педагогом от Бога, обладал врожденными способностями к преподаванию. Его обучение не представляло из себя стройной системы, но в педагогическом процессе были продуманность и определенность. В конце концов, важен результат: сонм прекрасных живописцев, которых выпестовал Куинджи, потрясает. По пятницам с 10 утра до 14 часов дня Архип Иванович открывал двери мастерской для всех желающих консультироваться по вопросам пейзажной живописи. Часто в стенах помещения оказывалось трудно дышать: набивалось более 200 человек, которым Куинджи читал лекции.
Мастерскую – в широком смысле слова – Куинджи представлял себе как единую семью, объединенную общим интересом к искусству. Во главе такой семьи должен стоять наставник, старший товарищ, мудрый друг, а не строгий профессор. Учеников своих Архип Иванович уважал и любил. Во время студенческих волнений 1899 года ему пришлось оставить официальное педагогическое поприще. И хотя он уже не числился наставником от Академии художеств, все равно группу самых верных своих «детей» не бросал до конца жизни: за свой счет возил за границу, продолжал заниматься с ними, вникал во все их жизненные ситуации.
Вот ряд педагогических рекомендаций Куинджи: «Картину следует писать от себя, наизусть, на основании знаний, приобретенных на этюде. В картине должно быть ‘‘внутреннее’’, то есть мысль, художественное содержание». Об этюдах: «Это… то же самое, что записная книжка писателя, где отдельные фразы и заметки».
Общество имени А.И. Куинджи
Почти всю свою жизнь Архип Иванович Куинджи мечтал создать свободный творческий союз художников. Наконец в 1908 году его желание исполнилось, часть его учеников и ряд студентов, преподавателей-академистов образовали Общество имени А.И. Куинджи.
Главной целью новой организации было оказывание материальной и нравственной поддержки художественным объединениям, кружкам и отдельным художникам. К 1910 году общество насчитывало 101 человек. В него входили Опекушин, Поленов, Мате, Серин, Бродский и другие известные творцы. Материальной основой общества стал миллионный капитал Архипа Ивановича Куинджи.
Имение художника в Алупке состояло из двух земельных наделов, на мысе Сарыч и в нынешнем центре города. В общей сложности они составляли 547 779 сажень. Пожертвование было учинено с условием: «Имение не должно быть продано, ни заложено, ни иным образом отчуждено… В случае за крытия Общества по постановлению Общего собрания членов Общества или иным способом, пожертвованное недвижимое имущество поступает в распоряжение Императорской Академии художеств». Подобный дар – уникальный случай в истории.
Общество имени А.И. Куинджи просуществовало до 1931 года. Все это время его члены с благодарностью сохраняли память о своем основателе. Согласно документу, одна из частей имения при закрытии общества перешла в распоряжение Академии художеств. Долгие годы здесь расположена база для художественной практики студентов этого старейшего учебного заведения России. Только, к сожалению, о том, что нынешняя база художников – бывшее владение Куинджи, знают далеко не многие…
Куинджи жил в южнобережных имениях ежегодно, подолгу, до самой своей смерти. Он надеялся, что крымский климат приостановит начавшую активно развиваться болезнь сердца. Весной 1910 года, как всегда, Архип Иванович отправился в Крым. До Севастополя Куинджи доехал поездом, затем до Ялты на маршрутном автомобиле. Дорога его утомила. Восьмого апреля он остановился в гостинице «Ореанда». Сюда был приглашен врач Б.П. Ножиков, обнаруживший у художника воспаление легких. О приезде учителя узнал один из его учеников, Николай Химона, и поселился в соседнем номере, чтобы ухаживать за больным. Из Ялты в Петербург Куинджи увезли седьмого мая. Архипу Ивановичу оставалось жить два месяца…
По материалам книги И. Голицыной. «Куинджи».
Куинджи обожал живопись. Об этом еще при жизни художника ходили легенды. Такие же легенды ходили и о нежной любви мастера к птицам. Сохранились замечательные рисунки известного сатирика П.В. Щербова: Куинджи врачует птиц на крыше своей мастерской. Обычно их прилетало так много, что за тьмой пернатых гостей художника порой не было видно.
До обидного мало свидетельств о жизни Куинджи. Это ли не одна из загадок? Столько любящих людей вокруг, а воспоминаний – всего ничего…
В воспоминаниях И.Е. Репина, друга Куинджи, есть яркий портрет художника: «Коренастая фигура, с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка, он был красив, как Ассур, дух ассирийцев».
Вот еще одна из загадок. Куинджи умел писать замечательные полотна и чуть ли не с трудом – буквы. Сохранилась одна подпись художника – она по-детски крупная, неловко исполненная, очевидно, Архип Иванович был не очень-то в ладах с грамотой. Современники говорили о Куинджи, что он – художник света. И свет подвластен ему, как соловью – майская песня.
Куинджи-педагог
В истории русского искусства есть одна яркая страница – преподавательская деятельность Архипа Ивановича Куинджи. В мастерской маэстро зажигались такие «звезды» живописи, как Богаевский, Вроблевский, Зарубин, Химона, Калмыкова, Рушиц, Пурвит, Краузе, Рерих, Рылов, Борисов, Вагнер, Чумаков и другие.
У каждого из этих творцов была своя дорога в мастерскую Куинджи. Латри привел его дед, И.К. Айвазовский. Бровар и Кандиуров пришли к Куинджи после окончания Академии художеств. «Неспособный» Богаевский был принят Архипом Ивановичем в пейзажную мастерскую вольнослушателем.
Куинджи был педагогом от Бога, обладал врожденными способностями к преподаванию. Его обучение не представляло из себя стройной системы, но в педагогическом процессе были продуманность и определенность. В конце концов, важен результат: сонм прекрасных живописцев, которых выпестовал Куинджи, потрясает. По пятницам с 10 утра до 14 часов дня Архип Иванович открывал двери мастерской для всех желающих консультироваться по вопросам пейзажной живописи. Часто в стенах помещения оказывалось трудно дышать: набивалось более 200 человек, которым Куинджи читал лекции.
Мастерскую – в широком смысле слова – Куинджи представлял себе как единую семью, объединенную общим интересом к искусству. Во главе такой семьи должен стоять наставник, старший товарищ, мудрый друг, а не строгий профессор. Учеников своих Архип Иванович уважал и любил. Во время студенческих волнений 1899 года ему пришлось оставить официальное педагогическое поприще. И хотя он уже не числился наставником от Академии художеств, все равно группу самых верных своих «детей» не бросал до конца жизни: за свой счет возил за границу, продолжал заниматься с ними, вникал во все их жизненные ситуации.
Вот ряд педагогических рекомендаций Куинджи: «Картину следует писать от себя, наизусть, на основании знаний, приобретенных на этюде. В картине должно быть ‘‘внутреннее’’, то есть мысль, художественное содержание». Об этюдах: «Это… то же самое, что записная книжка писателя, где отдельные фразы и заметки».
Общество имени А.И. Куинджи
Почти всю свою жизнь Архип Иванович Куинджи мечтал создать свободный творческий союз художников. Наконец в 1908 году его желание исполнилось, часть его учеников и ряд студентов, преподавателей-академистов образовали Общество имени А.И. Куинджи.
Главной целью новой организации было оказывание материальной и нравственной поддержки художественным объединениям, кружкам и отдельным художникам. К 1910 году общество насчитывало 101 человек. В него входили Опекушин, Поленов, Мате, Серин, Бродский и другие известные творцы. Материальной основой общества стал миллионный капитал Архипа Ивановича Куинджи.
Имение художника в Алупке состояло из двух земельных наделов, на мысе Сарыч и в нынешнем центре города. В общей сложности они составляли 547 779 сажень. Пожертвование было учинено с условием: «Имение не должно быть продано, ни заложено, ни иным образом отчуждено… В случае за крытия Общества по постановлению Общего собрания членов Общества или иным способом, пожертвованное недвижимое имущество поступает в распоряжение Императорской Академии художеств». Подобный дар – уникальный случай в истории.
Общество имени А.И. Куинджи просуществовало до 1931 года. Все это время его члены с благодарностью сохраняли память о своем основателе. Согласно документу, одна из частей имения при закрытии общества перешла в распоряжение Академии художеств. Долгие годы здесь расположена база для художественной практики студентов этого старейшего учебного заведения России. Только, к сожалению, о том, что нынешняя база художников – бывшее владение Куинджи, знают далеко не многие…
Куинджи жил в южнобережных имениях ежегодно, подолгу, до самой своей смерти. Он надеялся, что крымский климат приостановит начавшую активно развиваться болезнь сердца. Весной 1910 года, как всегда, Архип Иванович отправился в Крым. До Севастополя Куинджи доехал поездом, затем до Ялты на маршрутном автомобиле. Дорога его утомила. Восьмого апреля он остановился в гостинице «Ореанда». Сюда был приглашен врач Б.П. Ножиков, обнаруживший у художника воспаление легких. О приезде учителя узнал один из его учеников, Николай Химона, и поселился в соседнем номере, чтобы ухаживать за больным. Из Ялты в Петербург Куинджи увезли седьмого мая. Архипу Ивановичу оставалось жить два месяца…
По материалам книги И. Голицыной. «Куинджи».
И.А. Голицына. «Куинджи» (серия «Мастера живописи. Русские художники»)
А.С. Романовский. «Пейзаж в русской живописи» (серия «Энциклопедия мирового искусства»)
«Пейзаж. Русская живопись» (Астахов А. Ю.,сост., серия «Большая коллекция»)
Н.Г. Юрина. «Русский лес» (серия «Русская традиция»)
Ю.А. Астахов. «50 великих русских художников» (серия 50)
А.А. Сергеев. «Русские живописцы» (серия «История Росии»)
Астахова Н.В., Ветрова Г.Е., Винокурова С.В. и другие «Очарованье русского пейзажа. Сказки о художниках» (серия «Русская семья»)
«Архип Куинджи» (набор репродукций серии «Галерея русской живописи»)
«Пейзаж» (набор репродукций, серия «Галерея русской живописи»)
Архип Куинджи (набор репродукций серии «Всемирный музей»). Источник : сайт издательства "Белый город" - https://vsdn.ru/authorcolumn/571.htm *Серебряный век - это период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна. К сему : Куинджи пишет картину «Березовая роща», держа лампу в руках. Карикатура Лебедева («Стрекоза», 1879 г., № 11).
Книгочей
Удален 6/8/2018, 8:44:55 AM
Вместо предисловия : "Жизнь любого человека невозможна понять, если не имеешь информации о времени, в котором он жил, о его духовном мире, о его жизненных вкусах и привязанностях.
Жизнь великого православного художника Архипа Куинджи в истории человечества, увы, стала исключением.Возьмите на себя смелость и перечитайте публикации о нем, начиная с девятнадцатого века, когда его талант расцвел на РУССКОЙ ЗЕМЛЕ.До сегодняшнего времени...Тысячи искусствоведов, как заведенные куклы- марионетки, сс периодичностью советского радио:настойчиво и упорно, вдалбливают в головы ценителей живописи и просто "почтенной" публики прописные,на их взгляд, истины, от которых уже изрядно тошнит:"мастер пезажа"," творец иллюзии света".В век энергетических целителей, гадалок, экстрасенсов и прочей нечисти, в картинах Куинджи отыскали некие "энергии".Спроси современных "искусствоведов", что значит "энергия2", исходящая из картин Архипа Куинджи? Услышишь замечательную абракадабру..." - А.Таненков "Картина "Христос в Гефсиманском саду" -- великая тайна православного художника Архипа Куинджи" -- исторический очерк". Сразу предупреждаю, что это не критическая статья, о очерк, в котором я попытался выяснить одну из тайн, связанную с Архипом Куинджи и одной из его картин. Итак, поясню, что строки, которые я использовал в качестве предисловия, написаны не просто поклонником творчества Куинджи и его самого, но и человеком верющим, а сверх того и ридерживающимся монархических взглядов. Чужие веру и принципы я уважаю, но, в данном случае, не разделяю. Однако, в конкретном случае, ценю. Т.к., считаю, что сейчас православие может и дожнО скомпенсировать отсутствие в России национальной идеи. А, вернее, заполнить хотя бы частично, тот вакуум, который образовался после распада Советского союза и краха коммунистической идеологии. И, что немаловажно, монархическая форма правления, по-моему, является оптимальной для России. Но, естевственно, конституционная монархия, как минимум, а как максимум, - просвещённый абсолютизм. Т.к. только они могут стать реальной альтернативой беспринципной многопартийной системе и/или лецемерной двухпартийной. А, главное, это то, что монархия и сословное деление смогут держать в узде чиновничью бюрократию и олигархический капитализм. А это вкупе обеспечит приемлемый уровень народовластия. Иначе, никак. Ведь, известно, что у России свой особый исторический путь, а значит и своя судьба. Ведь, "дорога - это жизнь" и "Россию аршином общим не измерить", что значит не загнать в "прокрустово ложе" западных псевдодемократических ценностей, каковые ныне торжествуют в ЕС и США. Это однозначно. И, именно, теперь мы подошли к главному, что я хотел сказать - это о символе православия в моём понимании и в том, как его видео Архип Куинджи. Об этом пишет автор статьи "Тайна Куинджи" - "Моя новая статья об тайнах жизни Архипа Куинджи, его живописном коде и тайнописи. Тайнопись живописи уникальна и многогранна. Я в этом убеждался не один раз, открывая и переоткрывая для себя миры гениальных мастеров. И эмоции, которые мы испытываем перед живописным полотном, лишь первый шаг к многомерному пространству живописного искусства, наполненного скрытыми смыслами, знаками и метафорами, которые мы учимся расшифровывать. Это уникальная возможность почувствовать себя Шампольоном, раскрывающим тайну египетских иероглифов..." - https://esdra.livejournal.com/2619033.html А ключевыми словами являются эти : "..И в этом смысле ключ к понимаю тайнописи Куинджи дает его картина «Христос в Гефсиманском саду». Картина уникальная для пейзажиста и очень важная. Картина потрясла зрителей. Она не была похожа ни на какие другие произведения художников-современников, обратившихся к евангельской теме, которая пронизывает русское искусство того времени.
Куинджи по-своему подошел к образу Христа. В картине нет прозаической описательности, немногие детали приобретают символический смысл. Отталкиваясь от евангельского текста, от реальных форм и красок природы, Куинджи усиливает их. В полотне «Христос в Гефсиманском саду», как ни в каком другом его произведении, выражен живописный метод, получивший название «куинджиевского пятна», основанного на сопоставлении освещенных и затемненных цветовых плоскостей. Выразительность художественных средств картины позволила художнику выйти за пределы конкретного сюжета.
Особую роль в картине играет свет, он словно материализуется в фигуру Христа, тем самым указывая на его Божественную природу (современники же Куинджи часто пытались показать лишь человеческую природу Христа, его страдания). Фигура Иисуса освещена невидимым источником света так, что мы видим свечение исходит от самого Спасителя. Это тот самый свет, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в него не оставался во тьме. Этим светом очерчены фигуры идущих за Христом, его учеников. Каждый прием словно отсылает нас к Евангелию, символизируя ту или иную истину Священного Писания.
По сути художник хочет сказать, что у каждого верующего человека есть своя Голгофа, свой Гефсиманский сад. И картина Куинджи результат собственной Гефсимании художника. Она является его духовным завещанием и дает нам ключ к понимаю всего его творчества, показывая глубинный, духовный смысл его полотен. Именно поэтому они до сих актуальны для нас, открывая нам непреходящие духовные ценности." Конец.
(с) Игорь Попов.
статья написана для сайта "Возвращение к Богу". Источник вдохновения : https://esdra.livejournal.com/2619033.html К сему : два изображения картины "Христос в Гефсиманском саду" о которой идёт речь. Сравните их. Первое, по-моему, показывает внешний мир, материальный, тварный, и только намекает на присутствие божественной сущности. А второе, даёт представление о духовной сущности, осенённой святым Духом.
Жизнь великого православного художника Архипа Куинджи в истории человечества, увы, стала исключением.Возьмите на себя смелость и перечитайте публикации о нем, начиная с девятнадцатого века, когда его талант расцвел на РУССКОЙ ЗЕМЛЕ.До сегодняшнего времени...Тысячи искусствоведов, как заведенные куклы- марионетки, сс периодичностью советского радио:настойчиво и упорно, вдалбливают в головы ценителей живописи и просто "почтенной" публики прописные,на их взгляд, истины, от которых уже изрядно тошнит:"мастер пезажа"," творец иллюзии света".В век энергетических целителей, гадалок, экстрасенсов и прочей нечисти, в картинах Куинджи отыскали некие "энергии".Спроси современных "искусствоведов", что значит "энергия2", исходящая из картин Архипа Куинджи? Услышишь замечательную абракадабру..." - А.Таненков "Картина "Христос в Гефсиманском саду" -- великая тайна православного художника Архипа Куинджи" -- исторический очерк". Сразу предупреждаю, что это не критическая статья, о очерк, в котором я попытался выяснить одну из тайн, связанную с Архипом Куинджи и одной из его картин. Итак, поясню, что строки, которые я использовал в качестве предисловия, написаны не просто поклонником творчества Куинджи и его самого, но и человеком верющим, а сверх того и ридерживающимся монархических взглядов. Чужие веру и принципы я уважаю, но, в данном случае, не разделяю. Однако, в конкретном случае, ценю. Т.к., считаю, что сейчас православие может и дожнО скомпенсировать отсутствие в России национальной идеи. А, вернее, заполнить хотя бы частично, тот вакуум, который образовался после распада Советского союза и краха коммунистической идеологии. И, что немаловажно, монархическая форма правления, по-моему, является оптимальной для России. Но, естевственно, конституционная монархия, как минимум, а как максимум, - просвещённый абсолютизм. Т.к. только они могут стать реальной альтернативой беспринципной многопартийной системе и/или лецемерной двухпартийной. А, главное, это то, что монархия и сословное деление смогут держать в узде чиновничью бюрократию и олигархический капитализм. А это вкупе обеспечит приемлемый уровень народовластия. Иначе, никак. Ведь, известно, что у России свой особый исторический путь, а значит и своя судьба. Ведь, "дорога - это жизнь" и "Россию аршином общим не измерить", что значит не загнать в "прокрустово ложе" западных псевдодемократических ценностей, каковые ныне торжествуют в ЕС и США. Это однозначно. И, именно, теперь мы подошли к главному, что я хотел сказать - это о символе православия в моём понимании и в том, как его видео Архип Куинджи. Об этом пишет автор статьи "Тайна Куинджи" - "Моя новая статья об тайнах жизни Архипа Куинджи, его живописном коде и тайнописи. Тайнопись живописи уникальна и многогранна. Я в этом убеждался не один раз, открывая и переоткрывая для себя миры гениальных мастеров. И эмоции, которые мы испытываем перед живописным полотном, лишь первый шаг к многомерному пространству живописного искусства, наполненного скрытыми смыслами, знаками и метафорами, которые мы учимся расшифровывать. Это уникальная возможность почувствовать себя Шампольоном, раскрывающим тайну египетских иероглифов..." - https://esdra.livejournal.com/2619033.html А ключевыми словами являются эти : "..И в этом смысле ключ к понимаю тайнописи Куинджи дает его картина «Христос в Гефсиманском саду». Картина уникальная для пейзажиста и очень важная. Картина потрясла зрителей. Она не была похожа ни на какие другие произведения художников-современников, обратившихся к евангельской теме, которая пронизывает русское искусство того времени.
Куинджи по-своему подошел к образу Христа. В картине нет прозаической описательности, немногие детали приобретают символический смысл. Отталкиваясь от евангельского текста, от реальных форм и красок природы, Куинджи усиливает их. В полотне «Христос в Гефсиманском саду», как ни в каком другом его произведении, выражен живописный метод, получивший название «куинджиевского пятна», основанного на сопоставлении освещенных и затемненных цветовых плоскостей. Выразительность художественных средств картины позволила художнику выйти за пределы конкретного сюжета.
Особую роль в картине играет свет, он словно материализуется в фигуру Христа, тем самым указывая на его Божественную природу (современники же Куинджи часто пытались показать лишь человеческую природу Христа, его страдания). Фигура Иисуса освещена невидимым источником света так, что мы видим свечение исходит от самого Спасителя. Это тот самый свет, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в него не оставался во тьме. Этим светом очерчены фигуры идущих за Христом, его учеников. Каждый прием словно отсылает нас к Евангелию, символизируя ту или иную истину Священного Писания.
По сути художник хочет сказать, что у каждого верующего человека есть своя Голгофа, свой Гефсиманский сад. И картина Куинджи результат собственной Гефсимании художника. Она является его духовным завещанием и дает нам ключ к понимаю всего его творчества, показывая глубинный, духовный смысл его полотен. Именно поэтому они до сих актуальны для нас, открывая нам непреходящие духовные ценности." Конец.
(с) Игорь Попов.
статья написана для сайта "Возвращение к Богу". Источник вдохновения : https://esdra.livejournal.com/2619033.html К сему : два изображения картины "Христос в Гефсиманском саду" о которой идёт речь. Сравните их. Первое, по-моему, показывает внешний мир, материальный, тварный, и только намекает на присутствие божественной сущности. А второе, даёт представление о духовной сущности, осенённой святым Духом.
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.