Архитектура Советского Союза

makarena
1/6/2007, 5:17:04 PM
Слышала такое мнение, что архитектура Советского Союза - это квадратно, просто и тупо..

Советская архитектура - это такой же историко-культурный срез жизни нашего народа как литература, музыка или живопись, но в отличии от всего этого здания, воплощенные к камне, более живучи, нежели рукописи и партитуры, и это наследие труднее уничтожить, мне больше нравится, когда говорят, что архитектура - это застывшая музыка.

Модернизм Советской архитектуры - это масса помпезности и мощь ампира.
makarena
1/6/2007, 5:22:48 PM
Начнем знакомство с посещения виртуальной выставки Музея Архитектуры

МОСКВА НЕВОПЛОЩЕННАЯ
Архитектура Москвы 30-х — начала 50-х годов. Неосуществленные проекты.

Красивые все-таки были проекты...

Дом Аэрофлота. Д.Чечулин. 1934

В 1934 году весь мир следил за драматической судьбой экипажа ледокола "Челюскин", дрейфовавшего на льдине после гибели судна в Чукотском море. Летом того же года Москва встречала отважных челюскинцев и спасших их летчиков, которые первыми были удостоены звания Героя Советского Союза. Новые традиции социалистической жизни требовали увековечения славного подвига советских людей в монументальных формах. Здание "Аэрофлота", которое планировалось возвести на площади у Белорусского вокзала, было задумано архитектором Д.Чечулиным как монумент героической советской авиации. Отсюда остросилуэтное решение, "аэродинамическая" форма высотного корпуса и скульптурные фигуры героев - летчиков: А.Ляпидевского, С.Леваневского, В.Молокова, Н.Каманина, И,Слепнева, И.Водопьянова, И.Доронина, - увенчивающие семь ажурных арок, повернутых перпендикулярно главному фасаду и составляющих своеобразный его портал. В работе над проектом принимал участие скульптор И.Шадр, лепивший фигуры летчиков. Проект в своем первоначальном виде и назначении осуществлен не был. Почти полвека спустя общие идеи проекта были воплощены в комплексе Дома Верховного Совета РСФСР на Краснопресненской набережной (ныне Дом Правительства).


image
makarena
1/6/2007, 5:24:33 PM
Здание Наркомата тяжелой промышленности, А.Веснин, В.Веснин, С.Лященко. 1934

В 1934 году был объявлен конкурс на здание Народного Комиссариата тяжелой промышленности (Наркомтяжпром) на Красной площади. Сооружение этого грандиозного комплекса в 110 тыс.м3 на площади в 4 га привело бы к радикальной реконструкции Красной площади, прилегающих улиц и площадей Китай-города. На первый этап конкурса было подано 12 проектов. Впечатляющие проекты братьев А. и В.Весниных - лидеров движения конструктивизма - не были отмечены жюри, как, впрочем, и проекты других участников, хотя на конкурс были представлены выдающиеся архитектурные решения, вошедшие в число интереснейших проектных идей нашего столетия. Здание Наркомтяжпрома сооружено не было.


image
makarena
1/6/2007, 5:26:38 PM
Дворец Советов. Б.Иофан, О.Гельфрейх, О.Щуко. Скульптор С.Меркулов. Один из вариантов утвержденного проекта. 1934

Конкурс на проект Дворца Советов в Москве - один из самых масштабных и представительных архитектурных конкурсов нашего столетия. Идея сооружения в столице первого в мире государства рабочих и крестьян здания, способного стать символом "грядущего торжества коммунизма", появилась уже в 20-х годах. Дворец Советов было решено построить на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Конкурс на проект Дворца Советов объявили в 1931 году, и он проходил в несколько этапов. Всего на конкурс было представлено 160 проектов, включая 12 заказных и 24 внеконкурсных, а также 112 проектных предложений, 24 предложения поступили от иностранных участников, среди которых были всемирно известные архитекторы: Ле Корбюзье, В.Гропиус, Э.Мендельсон. Ясно обозначившийся к этому времени поворот советской архитектуры к наследию прошлого обусловил и выбор победителей. Высшие премии были присуждены архитекторам: И.Жолтовскому, Б.Иофану, Г.Гамильтону (США). В дальнейшем Совет Строителей Дворца Советов (в который одно время входил и сам Сталин) принял за основу проект Б.Иофана, который и был после многочисленных доработок принят к осуществлению.


image
makarena
1/6/2007, 5:28:22 PM
Дворец техники. А.Самойлов, Б.Ефимович. 1933

Конкурс на проект Дворца техники был объявлен в 1933 году. Сам объект проектирования представлял собой комплекс научных и технических учреждений, он должен был стать в столице страны, находящейся в активном процессе индустриализации, центром, призванным "вооружать массы достижениями советской техники в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи". Местом строительства Дворца был выбран участок на берегу Москвы-реки. Индустриальность решения проекта А.Самойлова и Б.Ефимовича - не дань уже ушедшему в прошлое конструктивизму, а скорее иллюстрация "технократического" характера самого объекта проектирования. Дворец техники сооружен не был.


image
makarena
1/6/2007, 5:30:58 PM
Здание Наркомата тяжелой промышленности. И.Фомин, П.Абросимов, М.Минкус. 1934

И.Фомин - крупнейший представитель петербургской школы неоклассического направления в отечественной архитектуре, сложившийся как мастер еще в дореволюционное время. Даже в 20-е годы, в период полного господства конструктивизма, Фомин сумел остаться верным классическим принципам в архитектуре и даже разработал так называемый "пролетарский ордер". "Две основные вертикали главного фасада даны для того, чтобы создать щель, через которую хорошо было бы смотреть на мавзолей. По площади Свердлова здание заканчивается прямым торцом корпуса. Здесь избран прием силуэтного решения. Этот торец мы разрываем очень парадной аркой, отвечающей характеру старой архитектуры площади. Здание в плане представляет замкнутое кольцо. Так как композиция является замкнутой, мы не хотели подниматься в целом выше 12-13 этажей и только башни будут достигать высоты 24 этажа". Из объяснительной записки к проекту.


image
makarena
1/6/2007, 5:33:00 PM
"Арка героев". Монумент героическим защитникам Москвы. Л.Павлов. 1942

С октябре 1942 года, в самый разгар Великой Отечественной войны газета "Литература и искусство" сообщала: "Заканчивается конкурс на монументы героям Великой Отечественной войны. От московских скульпторов и архитекторов поступило около 90 работ. Получены сведения о высылке проектов из Ленинграда, Куйбышева, Свердловска, Ташкента и других городов СССР. Ожидается прибытие свыше 140 проектов". С целью ознакомить общественность с материалами конкурса зимой и весной 1943 года в Москве были устроены три выставки, на которых экспонировались представленные проекты. Условия конкурса среди прочих тем предусматривали и создание монумента "Героическим защитникам Москвы". Выбор места для монумента представлялся на усмотрение конкурсантов. Автор "Арки героев" архитектор Л.Павлов предложил разместить свой памятник на Красной площади. Монумент сооружен не был.


image
makarena
1/6/2007, 5:34:20 PM
Жилой дом на площади Восстания. В.Олтаржевский, И.Кузнецов. 1947

Архитектор В.Олтаржевский, совместно с А.Мордвиновым, автор Высотного здания гостиницы "Украина" на Кутузовском проспекте. В.Олтаржевский много занимался архитектурной теорией и методами возведения высотных зданий. В 1953 году вышла его книга "Строительство высотных зданий в Москве", в которой он пытался найти связь этой архитектуры с традициями русского зодчества. Особое внимание В.Олтаржевский уделял конструкциям и многообразным видам инженерно-технического оснащения "высоток". Проект Олтаржевского осуществлен не был. Высотный дом на пл. Восстания был сооружен по проекту архитекторов М.Посохина и А.Мндоянца


image
makarena
1/6/2007, 5:35:49 PM
Высотное здание в Зарядье. Перспектива со стороны Красной площади. Д.Чечулин. 1948

В 1947 году Советское правительство приняло постановление о строительстве в Москве Высотных зданий. К началу 50-х годов Высотные здания на Ленинских горах (МГУ), на Смоленской площади (МИД), на Лермонтовской площади (административное здание), на Комсомольской площади и на Кутузовском проспекте (гостиница "Ленинградская" и "Украина"), на Котельнической набережной и на площади Восстания (жилые дома) были построены. И только строительство 32-х этажного административного здания в Зарядье, которое должно было стать одной из главных доминант в силуэте центра столицы, не было завершено, Его сооружение было прервано после известного постановления 1955 года, осудившего "излишества и украшательство в архитектуре" и обозначившего начало новой эпохи в советской архитектуре. Уже возведенные конструкции были разобраны, а на фундаментах Высотного здания по проекту того же Д.Чечулина в 1967 году построена гостиница "Россия".


image
makarena
1/6/2007, 5:37:09 PM
Дворец Cоветов. Б.Иофан, В.Гельфрейх, Я.Белопольский, В.Пелевин. Скульптор С.Меркулов. Один из вариантов утвержденного проекта. 1946

Дворец Советов задумывался как самое большое здание на земле. Его высота должна была достигать 415 метров - выше самых высоких сооружений своего времени: Эйфелевой башни и небоскреба Эмпайр стейт билдинг. Здание-постамент должна была увенчивать скульптура Ленина высотой 100 метров. Строительство Дворца Советов превратилось в самостоятельную хозяйственно-экономическую и научно-исследовательскую отрасль. В этой системе функционировали специальные лаборатории по оптике и акустике, по разработке специальных материалов: "стали Д.С.", "кирпича Д.С.", действовали механический и керамзитобетонный заводы, к строительной площадке была подведена отдельная железнодорожная ветка. Специальными постановлениями СНК СССР и Совета Труда и Обороны строительство Дворца Советов было объявлено ударной стройкой 1934 года, к концу 1939 года были готовы фундаменты высотной части. В 1941 году в связи с войной строительство было приостановлено и уже не возобновлялось. Работа над проектом Дворца Советов продолжалась до конца 40-х годов.


image
makarena
1/6/2007, 5:38:38 PM
Дом книги. И.Голосов, П.Антонов, А.Журавлев. 1934

Проект Дома книги - пример характерного для начала 30-х годов решения здания как "архитектурного монумента". Трапециевидный, устремленный ввысь силуэт, упрощенные архитектурные формы и обилие скульптуры на всех частях здания. Архитектор И.Голосов в 20-е годы ярко проявил себя в русле конструктивизма (он автор хрестоматийно известного Клуба имени Зуева), а в последующие годы создал интересные решения в духе новой советской классики. Участвовал в конкурсах на проект Дворца Советов и Наркомтяжпрома, где предложил оригинальные проекты. Работы Голосова отличают черты, которые определяют как "символический романтизм". "Архитектор должен быть свободен от стиля, в старом, историческом смысле этого слова, и должен сам творить стиль... Для этого должны быть даны руководящие правила и законы, облегчающие зодчему в каждом отдельном случае избрание правильного пути к разрешению задачи художественного творчества... Необходимо установить только непреложные положения, являющиеся неизбежными, истинными и несменяемыми. Таких положений очень много, и эти положения, несомненно, неся в себе абсолютную ценность, одинаково приемлемы как к классической архитектуре, так и к архитектуре нашего времени". И.Голосов. Из лекции "Новые пути в архитектуре".


image
makarena
1/8/2007, 3:06:01 AM
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ МИР СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Странная советская архитектура в фотографиях Фредерика Чаубина, фотографии напоминают научно-фантастическое кино.
Постройки 70-80-х годов, многии из них ещё стоят, может кто-то бывал в этих местах и у вас есть свежии фото этих космических зданий?

Дорожное Министерство (Тбилиси, Грузия)

image
makarena
1/8/2007, 3:07:39 AM
Дворец Бракосочетаний (Тбилиси, Грузия)

image

напоминает космопорт))
makarena
1/8/2007, 3:13:17 AM
Пансионат "Дружба" (Ялта, Украина)

image

Пансионат "Дружба" строился силами нескольких стран СЭВ (отсюда и название). Балконы его номеров расположены таким образом, что освещаются солнцем равномерно.
makarena
1/8/2007, 3:15:52 AM
Дворец Советов (Калининград, Россия)

image

Империя из "Звездных войн" wink.gif
makarena
1/8/2007, 3:20:15 AM
Политех (Минск, Беларусь)

image

Взлетная площадка.
makarena
1/10/2007, 1:39:31 AM
АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ

по материалам депозитария Русская Утопия

Каждая из этих идей когда-то была обращена в будущее, далекое или близкое, уже наступившее или еще нет, но так в мечтах и оставшаяся.
Эта страна похожа на настоящую, в ней те же архитектурные стили и то же жизнеустройство. Но в ней больше парадных дворцов, монументов и мавзолеев, она больше устремлена вверх и, иногда, отрывается от Земли. Это Россия, которую мы потеряли и продолжаем терять.

Архитектурная фантазия
Руднев Л. 1910г.

image
makarena
1/10/2007, 1:46:54 AM
Архитектурная фантазия
Морозов С. 1987г.
Каждый мечтал, чтоб дом был похож на корабль.


image
makarena
1/10/2007, 1:50:49 AM
Башня Перестройка
Аввакумов Ю., Подъёмщиков С., Аввакумов Н. 1990г.

Башня Перестройка – посвящается Вере Мухиной – скульптура внутри конструкции (и наоборот), каркас знаменитого советского монумента внутри знаменитой Башни Татлина (конструктивизм внутри социализма и наоборот). Объект постоянной реконструкции.


image

makarena
1/10/2007, 1:54:29 AM
Вавилонская Башня
Филиппов М. 1989г.

С земли, омытой водами потопа,
Еще вздымался благовонный пар.
По косогору двинувшись с востока,
Они нашли равнину Сеннаар.

И, прежде чем рассеяться по свету,
Остановились и сказали: здесь
Построим город, какового нету,
И башню высотою до небес,

Чтоб наше имя каменной строкою
Поднялось ввысь и врезалось в века,
И кирпичи, скрепленные смолою,
Как горы гор теснили облака.

Еще горды их взоры, крепки плечи,
Еще ясны друг другу их наречья...


image