Серьезный разговор

Ирина№1
10/17/2010, 4:11:14 AM
Дорогие мои, если можно, дайте ответ на мой вопрос. В Вас что нибудь осталось от Узбекистана? В серце, в душе, в поведении или обычаях?
+Dragon+
10/17/2010, 9:45:33 PM
(Ирина№1 @ 17.10.2010 - время: 00:11) Дорогие мои, если можно, дайте ответ на мой вопрос. В Вас что нибудь осталось от Узбекистана? В серце, в душе, в поведении или обычаях?
Я думаю этот вопрос ко мне не относится...
хоть я в последние 9 лет почти вне дома...
у меня до сих пор зелёный паспорт...))))
U*T*A
10/17/2010, 11:26:42 PM
(Ирина№1 @ 17.10.2010 - время: 00:11) Дорогие мои, если можно, дайте ответ на мой вопрос. В Вас что нибудь осталось от Узбекистана? В серце, в душе, в поведении или обычаях?
А как же! Набор для чая (пиалы, чайник с орнаментом), восточная кухня. Люблю ее больше остальных, фотографии, а самое главное, то что живет в сердце и умрет вместе со мной, мои воспоминания о Ташкенте, о своем детстве, об улочках, дворике, гаражах, крышах, о своих друзьях ( со многими кста, общаемся по инету), о парке им/Горького, о Сквере, ташкентском цирке. кукольном театре и многом, многом другом.
Ирина№1
10/22/2010, 10:24:57 PM
(U*T*A @ 17.10.2010 - время: 19:26) (Ирина№1 @ 17.10.2010 - время: 00:11) Дорогие мои, если можно, дайте ответ на мой вопрос. В Вас что нибудь осталось от Узбекистана? В серце, в душе, в поведении или обычаях?
А как же! Набор для чая (пиалы, чайник с орнаментом), восточная кухня. Люблю ее больше остальных, фотографии, а самое главное, то что живет в сердце и умрет вместе со мной, мои воспоминания о Ташкенте, о своем детстве, об улочках, дворике, гаражах, крышах, о своих друзьях ( со многими кста, общаемся по инету), о парке им/Горького, о Сквере, ташкентском цирке. кукольном театре и многом, многом другом.
А в отношении к людям? А традиции какие нибудь живы?
Ирина№1
11/5/2010, 2:41:16 AM
(+Dragon+ @ 17.10.2010 - время: 16:45)
Я думаю этот вопрос ко мне не относится...
хоть я в последние 9 лет почти вне дома...
у меня до сих пор зелёный паспорт...))))
Дракоша, ты с Самарканда. Вот интересную статью нашла о свадьбе. У тебя так было?

Свадьба по-Самаркандски
Автор: Рахматуллаев Максуд
Слово «свадьба» в русском языке обозначает торжественное мероприятие посвященное заключению брака. В узбекском (таджикском) языке есть слово «ту'й» имеет широкое значение, и в том числе обозначает и ту самую свадьбу.

У нас есть просто туй, писар туй, бешик туй, фотиха, нон-шиканон, рубинон, талбон и много других мероприятий до свадебных и послесвадебных. В этом тексте слово «свадьба» будет иметь значение любого до свадебного или послесвадебного мероприятия.

Так как я сам самаркандский, то больше буду писать именно о самаркандский свадебных обычаях и обрядах, на многих из которых мы побываем во время этого тура.

Особенность самаркандской жизни заключается в том, что здесь у людей практически нет личной жизни. Жизнь подчинена общественно-семейным традициям, обрядам и обычаям. Очень много различных мероприятий и событий. Вообще жизнь среднего человека посвящена именно этим мероприятиям. К их подготовке, проведению, посещению мероприятий устраиваемых другими людьми.

Нас интересуют свадьбы и давайте о них и поговорим.

Какие бывают свадебные мероприятия:
нон-шиканон («ломание лепешек»)
фотия
самбусахурон
тупаланг-ош
вечер (сама свадьба в обычном понимании слова)
рубинон
талбон
чиллагурезон
писар туй

Получился внушительный список. И каждый, кто собирается выдавать замуж или женить проходит все стадии этих мероприятий.

Такого обилия досвадебных и послесвадебных мероприятий и обрядов, наверное, нет больше нигде в мире. Такое можно встретить только в Самарканде. Все начинается со сватовства. После того, как все решили, то сторона невесты приглашает к себе несколько родственников, и ломают лепешки («ноншиканон»).

Через несколько дней (недель) сторона невесты делает «фотия» - это уже мини-свадьба с музыкой и большим количеством гостей, как со стороны невесты, так и со стороны жениха. Если «ноншиканон» в основном это мужское мероприятие, в котором принимают участие старики, то «фотия» - в основном это женское мероприятие. В обоих случаях сторона невесты почти никаких расходов не несет, всем необходимым обеспечивает мужская сторона.

Например, на любом мероприятии должен быть плов. Плов – это всегда последнее блюдо. Если подали плов, значит скоро уходить. На «фотия» тоже делают плов. И вот все ингредиенты плова предоставляет мужская сторона – барашек, масло, рис, морковь и т.д. Количество всех этих компонентов обговаривается на "фотия". В основном, все измеряется мешками и канистрами.

На это мероприятие сторона жениха посылает также и подарки для невесты. Это два огромных сундука, в которых одежда, материалы, полотенца, косметика и т.д. и т.п. На обратном пути сторона жениха забирает подарки жениху, подготовленные стороной невесты. Это куртка, костюм(ы), рубашки, белье, туфли, полотенца и т.п.

На «фотия» бывает человек по 50-100 с каждой из сторон. Короче, толпа женщин и они веселятся. Как положено, водка, коньяки, вина, 3-4 горячих блюда и 3-4 часа времени.

На это мероприятие сторона жениха собирается сначала дома у жениха, а потом все усаживаются в арендованный для этих целей автобус и к невесте. На «фотия» назначается день свадьбы. Обычно она бывает через несколько недель.

Я помню, раньше сами свадьбы длились 2-3 дня подряд. Сейчас почти все перешли на однодневный режим.

Подготовка к мероприятиям и сами мероприятия проходят и в доме невесты, и в доме жениха. Да, кстати, все мероприятия проходят дома, не в ресторанах. Вернее, так было. Дело в том, что 10-15 лет назад узбеки и таджики вообще не жили в квартирах. У всех были дома на земле и у всех была возможность проводить свадьбы у себя дома. Если двор маленький, то можно было у соседа – это было запросто. Или если и у соседей двор маленький, то прямо на улице. Улица огораживалась, ставились столы и стулья и вперед.

Вообще для любой семьи свадьба – это одно из самых больших и ожидаемых событий. Например, моя семя – вся большая семья, очень ждала этот день. Лет 10 назад было принято жениться очень рано. В свои 24 года я считался не очень и молодым женихом. К тому же я единственный сын, старший внук, желанный первый сын, первого сына.

Мозги мне крутили со свадьбой с 18 лет, наверное. И вот дата свадьбы назначена.

Уже за неделю (а некоторые и за месяц вперед) все дяди, тети, близкие двоюродные братья и сестры начинают ЕЖЕДНЕВНО по вечерам, а некоторые и целый день, бывать в нашем доме. Нужно двор привести в порядок, сходить на базар купить бычка и баранов, рис, морковь, подготовить соленья, варенья и т.д. и т.п. Заказать 200-300 лепешек, пригласить всех знакомых и родственников.

Приглашают у нас персонально заходя каждому домой. Представьте, столько мероприятий и на каждое нужно ехать домой и приглашать. Причем для приглашения должны ехать как мужчина, так и женщина. Мужчина приглашает мужскую часть семьи, а женщина женскую. По телефону приглашения не принимаются. Вернее не принимались раньше. Сейчас можно и по телефону, но это считается неуважением. Представьте себе, сколько нужно объездить, чтобы пригласить всех родственников и знакомых.

Например, если брать мою свадьбу, то было приглашено только на вечер где-то 400 человек. А бывает, что и 1,000 человек приглашают.

Вот тут-то и может понадобиться помощь родственников и друзей, потому что одному со всем этим фронтом работать не совладать: нужно пригласить людей, найти посуду, притащить несколько котлов по 3-4 пуда, найти ковры и обить весь двор по периметру, найти видео-мена, и фотографа, пригласить артистов, зарезать скотину, приготовить салаты, привезти столы и стулья, расположить их во дворе, провести электричество и повесить огромные лампочки по всему двору и т.д. и т.п. и т.д. и т.п. и еще раз и т.д. и т.п.

За день до свадьбы уже все родственники в нашем доме, уезжают к себе только ночевать, некоторые остаются. В доме переворот. Но уже почти все готово. Приходят соседи на помощь. В этот вечер шинкуют морковь на завтрашний плов. Поэтому этот день называется «сабзи-поракунон» - «морково-резание». Шинкуют 1-3 мешка моркови. Этим занимаются взрослые мужчины. Некоторые приходят на это мероприятие со своими острыми ножиками. Молодежь расставляет столы, стулья и прибивает ковры. В этот день может собраться человек 50. Для них вечером готовится ужин. Все друзья жениха рядом с ним. Проводы.

Утро жениха начинается с поиска цветов, стрижки-укладки. В намеченное время (в основном к 12-13 часа) все кому положено едут к невесте - молодежь на своих разукрашенных авто, а старики в автобусах. Среднее поколение остается дома, чтобы вечером встретить жениха уже с невестой и гостями.

Кортеж, сигналя, подъезжает к дому невесты. Во двор сначала заходят старики. За стариками заходит жених со своими друзьями с музыкой, танцами и плясками. Мужчины и женщины сидят отдельно. В общей сложности со стороны жениха приходят человек 50. Это мероприятие называется «тупланг-ош». «Ош» - это плов, а «тупаланг» - неразбериха, бардак.

Здесь подают всего два блюда – лапша с фрикадельками и плов. Никаких водок и напитков. После плова на жениха надевают «чапон» - велюровый ватный халат и тюбетейку: поздравления, аплодисменты… После этого можно идти и к невесте, в смысле за ней :).

Беру букет, музыканты берутся за свою веселую работу и я иду к Нигине. Все веселые, радостные, пляшут родственники… Невеста за ширмой, я не могу увидеть ее…

Затем начинается «драка» или «дуэль на ногах». Жениху (или невесте) нужно наступить на ногу невесты (или жениха). Кто первым наступит на ногу, тому и быть главой семьи в доме. Нигина очень долго сопротивлялась, даже «нападала» на мою ногу. В свадебном платье, вся красивая и несколько неприступная, в белом длинном платье, которое так некстати закрывает туфли, на которые я никак не могу наступить. Мое терпение кончается я задираю ее платье и… ноги не обнаруживаю – приподняла она ногу для ответного удара. :) Короче, потом ей бабушка сказала, чтобы она успокоилась, и я все-таки наступил на ее ногу.

Сейчас, провожая меня из дома, она нет-нет, да и наступит на мою ногу – мстит :).

Забирает жених невесту и с молодежью, а также с одним взрослым человеком – ответственным за противопожарную и другую безопасность :) отправляются в ЗАГС. Есть мода ездить по нескольким памятникам и возлагать цветы и фотографироваться. Но мы такого не стали делать.

В отличие от большинства женихов и невест мы друг друга знали, и часто (можно сказать ежедневно) встречались до свадьбы. В загсе мы смеялись, прикалывались, болтали и очень сильно выделялись своим «нескромным» поведением от остальных пар. Они были разные: хмурые, молчаливые, скромные, стесняющиеся, высокомерные. Радостные и веселые тоже были.

В загсе все как обычно – регистрация, обмен кольцами, поздравления, вальс Мендельсона, фотографии на па… Да, можно фотографироваться и в загсе, но мы поехали в другое место. Потом поездили по городу и поехали ко мне домой.

Раньше – лет 20 назад я помню было не так. Невесту привозили обратно домой к маменьке. Потом вечером за ней приезжали всей толпой. Опять столы и опять угощения. Забирали невесту и пешком шли домой к жениху. Только невеста с несколькими родственниками была в машине, которая плелась за этой толпой родственников и друзей жениха. Это ночное шествие от невесты к жениху у нас называли «Ёр-ёр».

Представьте себе толпу, человек – 50-100, идут по улицам с огромным факелом, с музыкой и поют песни. Нельзя это назвать песнями, это что-то вроде частушек. В таких шествиях всегда были заводилы, которые были солистами и пели эти самые частушки. Строчку поет солист и все хором подпевают «Ёр-ёр-ёроне!», еще строчка – еще припев. Этот солист мог остановиться в любой момент посреди улицы. И тогда его брали в круг. Факельщик тоже был в центре этого круга. Факел опускался на землю, подливался керосин, и начинались песни и пляски вокруг огня. Затем факельщик менялся и шествие продолжалось.

Люди жившие на улицах выбегали из своих домов и принимали участие в шествиях. Раньше, услышав вечером «Ёр-ёр» мы выбегали из дома, чтобы посмотреть. Каждый день были слышны эти песни.

Конечно, это были очень и очень опасные шествия. Было очень много случаев ожогов и пожаров. Чуть больше 20 лет назад я сам получил ожог 2ой степени на одном из таких факельных шествий.

Несколько месяцев, кажется, я сидел дома – лицо полностью обгорело. Но, наверное, не очень глубоко. По меньшей мере никаких следов сейчас нет :)).

Таких случаев было очень много и потом это дело запретили. Сейчас факельных шествий нет. Надеюсь, что это когда-нибудь еще появится. Как-то я был в Бухаре и видел, как на базаре продавали странные палки с наконечником. Это оказались... ФАКЕЛЫ! В Бухаре эти свадебные факельные шествия СОХРАНИЛИСЬ! Так что у нас еще есть шанс поучаствовать в таких шествиях.

Это был экскурс в недавнее прошлое. В своем повествовании о свадьбе я остановился на том, что после загса и прогулке по городу жених и невеста приезжают в дом к жениху.

А там - толпа народа. Жених и невеста проходят на свое место. Начинается вечер. Да, это мероприятие у нас называется «Вечер». Длится он 3-5 часов. Обычная свадьба с поздравлениями, песнями, плясками, с врученьями подарков, речами, иногда долгими, но нудными :).

Всё съедено (4-5 горячих блюд), всё выпито (водка, коньяк, шампанское, а сейчас и вино) гости расходятся и последняя песня все-таки «Ёр-ёр». Под эту песню жених и невеста… Нет, не уединяются – и не мечтайте! :) Под эту песню жених, подняв невесту на руки носит ее вокруг костра и заводит в комнату, в которой будут они жить. В комнате жениха и невесты сидят родственники невесты, да нет, уже не невесты, а ЖЕНЫ! В НАШЕЙ комнате в первую ночь остаются женщины - родственники ЖЕНЫ и она проводит со своими родными последнюю ночь.

Отдельно нужно сказать про эту комнату. Все стены в комнате увешены теми самыми подарками, которые подарила невесте сторона жениха, да и сторона невесты тоже. Под потолком на стенку по периметру забиваются гвозди, и на эти гвозди вешаются подарки. На стенке ковер или цветастое покрывало. Смотрится очень и очень красиво.

Т.е. ЖЕНА осталась опять со своими родственниками, но уже в доме МУЖА, а МУЖ идет и дальше продолжает веселиться со своими друзьями. Если еще может, конечно, веселиться. :) Если не может, то идет (если может, конечно) спать, а если не может, то его ведут или везут. В основном, дома для жениха места не находится – слишком много родственников остается на ночь, и он идет спать или к соседям, или к ближайшим родственникам. Я пошел к дяде. Взял под руки своего брата двоюродного, который не был в состоянии даже стоять и мы пошли. Сам я был трезв, потому что выпил если, то граммов 100, не больше. Я больше с Нигиой болтал, наблюдал за всем и радовался жизни.

«Вечер» закончился.

Завтра утром моих родителей и родственников ждет мероприятие, которое называется «Рубинон». Слово это в прямом переводе звучит как «смотрение лица».

«Вечер» - это мероприятие более для молодежи и среднего возраста. На вечер старики и официальные знакомые не приходят и не приглашаются. Они приглашаются на «Рубинон». Сейчас речь идет о мужской части мероприятия. Женщины приходят на все мероприятия независимо от возраста, приглашенности и других критериев. Женская любопытность побеждает все! :)

Сейчас стало модным проводить некоторые мероприятия, в том числе и «Рубинон» для мужчин, в форме «нахор-ош». «Нахор-ош» - это когда рано утром готовится плов и на этот плов приглашаются люди. В Самарканде «нахор» начинается где-то в 7 утра. :). Т.е. повар начинает готовить где-то с 2-х часов ночи. В Самарканде еще ничего, в Ташкенте и в городах Ферганской долины «нахор-ош» начинается где-то в 5 часов. К 8 часам мероприятие заканчивается.

На «нахор-ош» делается только одно блюдо – плов. На столе лепешки, чай, фрукты, печеное. Спиртных напитков нет. Хотя в Самарканде и на «нахор-ош» умудряются готовить 3-4 горячих блюда и ставить водку и другие спиртные напитки, а некоторые умудряются в это время еще ее и пить. :). Это НЕ шутка.

Вернемся к «Рубинону». Мужики – знакомые и соседи стороны жениха, покушав плов, расходятся. Часов в 12 приходит сторона невесты - и мужчины, и женщины. Им готовятся несколько блюд + спиртное + прохладительные напитки + …+…+…

Мужики сидят и кайфуют, а женщины делают свое «черное дело» - они смотрят на невесту. В этот день приходят смотреть невесту родственники, знакомые и соседи стороны жениха. Невеста в национальной одежде вся укрыта с ног до головы. На руке платок, которым она время от времени закрывает и открывает лицо. Так она приветствует гостей.

Каждый, кто хочет поближе разглядеть невесту подходит к ней с подарком и целует ее в обе щеки. Я был очень удивлен в «Мастер и Маргарите» описанием церемонии, когда каждый гость подходил к ней и целовал в колено. Очень похоже на "Рубининон".

Наступает момент, и все, ВСЕ покидают дом жениха. Все гости расходятся и впереди… две недели уборок. А жених все ждет, когда же наступит вечер, и он сможет увидеть свою ЖЕНУ.

Вечером приглашают в дом муллу и он освящает брак. Невеста с бабушкой сидят за дверью, жених и мулла сидят у двери. Он задает вопрос о добровольности вступления в супружеские отношения жениха и невесту. Невеста должна дать ответ после того, как вопрос будет задан трижды. Нигина ответила «Да!». Я тоже. После этого мулла спрашивает у жениха, берет ли он ответственность содержать жену свою в течение всей жизни. Я ответил «Да!». Прочитав суру из Корана мулла удалился. Уехала и бабушка. Мы остались вдвоем.

На этом свадебные мероприятия не заканчиваются. Если свадьба обычно бывает в субботу и воскресенье, то на среду следующей недели назначается «Талбон». Это тоже что-то вроде смотрин, но уже в доме у невесты. На «Талбон» со стороны жениха едут все родственники и знакомые. Количество людей оговаривается заранее. В этот день уже отдыхает и резвится сторона жениха, а сторона невесты обслуживает.

Дело в том, что, когда свадьба проходит дома, никакие официанты не приглашаются. Все обслуживание висит на друзьях и родственниках жениха.

«Талбон» - это такая же свадьба только народу бывает, обычно, поменьше. Те же 3-4 блюда, та же водка. Опять же стол для жениха и невесты. Они сидят рядом. Только невеста уже в национальном одеянии для невест. Очень и очень красиво смотрится.

В конце мероприятия жениху сторона невесты дарит подарок. Невесте тоже дарят подарки и приветствуют ее, как женщину. Вообще, «Талбон» - это признак того, что девушка стала женщиной. И если вдруг выяснялось, что невеста не девушка, то никакого «Талбона» и не будет. Если «Талбон» есть, значит, всё ОК! Чего только не придумают эти женщины! :)

Через 40 дней после свадьбы сторона невесты приглашает семью жениха и проводит «Чиллагурезон» - «проводы 40 дней». Не совсем понятно почему делается это мероприятие, но оно есть, по крайней мере у нас это было.

Что касается последнего пункта - писар туй, то это мероприятие связанное с обрезанием мальчиков.
+Dragon+
11/5/2010, 8:41:32 AM
Ага, это всё у меня было...
Тем более, что делали во дворе...
а не в ресторане, как сейчас...
Сидячих мест было на 800 человек...
С учётом "пришли-ушли" более 1000 были в этот вечер...
Сейчас на следующий день, как прежде...
для соседей и махалли мероприятий не проводят...
там уже скромнее было, сидячих на 500 человек...
посетило конечно побольше...
Было зарезано в общей сложности...
с начала всех мероприятий 15 баранов...
3 только на вечер, плюс бычок 450 кг...

Раньше одним словом интереснее свадьбы были...
Нет, наверное времена лучше... 00003.gif
Ирина№1
11/5/2010, 7:26:10 PM
Ну...теперь о чайхоне, да и вообще о чаепитие. Где я только не была, но...к чаю именно такого отношения не видела. Согласны???

Чаепитие

У каждого "чаепьющего" народа свой ритуал заваривания чая: узбеки заваривают его в заварочный чайник и из него же разливают чай по пиалам, заканчивается - заваривают новый (в отличие, например, от русского ритуала, где напиток "чай" создается из двух жидкостей: немного заварки из чайника разбавляется в чашке кипятком).
"Потом хозяин дома стал заваривать зеленый чай, и все примолкли, наблюдая, как он отливает немного в пиалу, заливает обратно в чайник и ждет, положив салфетку на крышку чайника... Никто не поинтересовался - к чему эти сложные манипуляции: за столом сидели одни ташкентцы..." (из романа Дины Рубиной "На солнечной стороне улицы").
Недоумевающая по поводу "странного" ритуала заваривания чая неташкентская публика подвигла на рождение в фольклоре Ташкента анекдота:
"Брежнева, прибывшего с официальным визитом в свою вотчину, Узбекистан, Рашидов угощает чаем: налив полпиалы и сделав круговое движение горячей жидкостью, вылил ее назад, в чайник. Спустя минуту налил в ту же пиалу. Собирался налить во вторую, для Брежнева, тот же нетерпеливо успел заметить: 'Шараф, и мне помой тоже'"
Такой ритуал заваривания чая в русском языке Ташкента называют кайтарыш - от глагола ?айтармо?, или ?айтаришмо? - возвращать. К чаю покупают/подают не карамель, а парварду - конфетки белого цвета, в виде "подушечек", продаваемые на вес, без обертки, изготовленные из карамельной массы: мука и сахар.
U*T*A
11/6/2010, 12:34:56 PM
(Ирина№1 @ 22.10.2010 - время: 17:24)
А в отношении к людям? А традиции какие нибудь живы?
А как же. Ириш я с детства, приезжая в РФ удивлялась, почему люди не такие улыбчивые, почему место в транспорте старшим не уступают, почему одеты более серо? Для меня это было непостижимым знанием и резко отличало Узбекистан от России не пользу последней. До сих пор часто готовлю блюда узбекской кухни, пью чай из пиал, часто ем из "косушек", люблю сухофрукты к чаю, и уступаю место старшим в транспорте. 00003.gif
Ирина№1
11/6/2010, 11:03:43 PM
А сегодня еще об одной традиции....

Гап

Сплоченность – наследие предков

Одна из добрых традиций узбекского народа

Нигора Абдукаюмова

«Одна голова хорошо, а две лучше». По такому принципу строится традиционное мужское товарищество, называемое в народе гап. Собираться в гап, неформальное дружеское или деловое сообщество, – это давняя узбекская традиция, история которой насчитывает не одну сотню лет.
Изначально гапы организовывались в селениях, где основой для объединения мужчин в одну команду являлось совместное возделывание земли или сбор урожая. Постепенно этот обычай перенесся в города, в которых создавались сообщества мастеров одного ремесленного цеха. Со временем появились гапы, основанные на родственных отношениях, в них участвуют мужчины одного семейного клана, но компании всегда разделяются по возрастному признаку: молодые общаются со сверстниками, взрослые собираются в своем кругу. Цель гапа – содержательное совместное времяпрепровождение, во время таких собраний мужчины обмениваются новостями, делятся опытом, обсуждают проблемы и сообща ищут пути их разрешения. Такие сплоченные сообщества имеют свои законы и традиции, а также свою систему взаимоотношений. Члены гапа всегда готовы прийти на помощь друг другу в повседневной жизни: будут рядом, когда готовится большое торжество, окажут помощь во время строительства дома и не забудут товарища, когда он болен. Некоторые компании проводят вместе летний отдых, организуют совместные путешествия и экскурсии.
Гап в дословном переводе означает разговор, душевная беседа. Его члены регулярно собираются раз в неделю или в месяц дома либо в чайхане. Организацией застолья занимаются поочередно, подготовка бывает очень тщательной. Совместная трапеза – это одно из основных условий гапа, друзья сами готовят что-нибудь вкусное, чаще всего плов. Недаром выбор падает именно на это блюдо, плов объединяет людей, ведь его надо есть всем вместе, с краев одного большого блюда. За угощением мужчины говорят обо всем, обсуждают актуальные темы, поют национальные песни, играют в различные настольные игры и, конечно, много шутят. Наверное, во время таких посиделок родилась уникальная узбекская традиция аския – состязание острословов. Во время шутливой дружеской перепалки члены гапа по-доброму подтрунивают друг над другом, демонстрируя искрометный юмор, используя игру слов и рифмы. Друзья подолгу и от души смеются, заражаясь позитивом и хорошим настроением.
В древности, когда еще не было средств массовой информации, такие вечеринки служили источником новостей. Люди собирались в чайханах и общественных местах, слушая рассказы путешественников и чужестранцев, на собраниях культурной элиты выступали ценители поэзии, музыки и мудрого слова.
Гап – это тесный круг близких и верных людей, и потому все обещания, решения и желания, выраженные на гапе, имеют силу неписаного закона. Члены сообщества дорожат мнением сотоварищей и стремятся не уронить авторитет своего коллектива, неся за него ответственность. Каждое объединение имеет репутацию, которая формируется годами, ведь некоторые сообщества существуют десятилетиями, их участники дружат со школьной скамьи и до седин.
Восточный человек не представляет своего существования вне какой-либо общины, поэтому гап традиционно занимает важное место в жизни узбеков, и в этом его огромная ценность. Сплоченность, взаимная поддержка, стремление оберегать честь и достоинство – вот неполный перечень традиций, формировавшихся веками и бережно хранимых нынешним поколением. Гап, в основе которого лежит крепкая дружба или преданность родным, является мудрым наследием предков и отражением всего лучшего, что может быть в человеке.
-=Silence=-
5/5/2011, 7:44:32 PM
Слегка обновленный боянчик...

Вы настоящий Ташкентец, если:
1. Вы не готовы платить за пучок укропа более 2 центов;
(увы, уже плачу по доллару)
2. Вы знаете, что такое арык и когда-то даже пускали в нем кораблики; (...и ловили головастиков)
3. Вы в курсе, из чего готовятся шашлык из лампочек, что такое курдюк и казы и вам все это нравится;
ну...лампочки все же не мое 00043.gif )
4. Вам хочется дать яду каждому, кто, получив от вас ответ на вопрос,
откуда вы родом, расплывается в улыбке и говорит: "Ташкент - город
хлебный!";
5. В детстве, когда выпадал снег, вы тут же бежали
кататься с горки и катались часами, пока вместо тающего снега под попой
не оказывалась глина;
(к вечеру заливали горку, а после школы приходишь...нету льда...растаял)
6. Вы хоть раз просыпались в 5 утра от одуряющих звуков карнаев и сурнаев, играющих побудку на узбекской свадьбе в соседнем доме;
(хоть наш квартал был в основном русско-греко-еврейским, бывало и такое несколько раз)
7. Вы умеете имитировать звуки карнаев и сурнаев, громко говоря "ААААААААА" и часто ударяя себя по горлу ребром ладони;
8. Вы умеете ругаться по-узбекски; (ДА!:argee2)
9. В июне вы покупали клубнику на базаре десятикилограммовыми ведрами после долгого торга;
10. В детстве вы сбивали палками зеленый урюк и набивали им животы, морщась от кислятины;
(А как ругались и гоняли нас взрослые, обещая на наши животы и попы дизентирию)
11. Где бы вы сейчас ни жили, вы помните первые две строчки гимна "Серкуёш";
12. Вы видели памятник яйцам коня Тамерлана;
( 00003.gif я этого коня успела углядеть во всех ипостасях...и без яйцового и с целой "царь-пушкой" между ног)
13. Вы точно знаете, что Бродвей есть не только в Штатах;
( 00053.gif не тот уже Бродвей стал)
14. Когда в детстве вас отправляли в летний лагерь в Россию, то российские
дети всерьез интересовались, где ваши 22 косички и ездите ли вы дома на
ишачках;
15. Вы умеете спрашивать по-узбекски "Неч пул булади?" и
вам кажется, что вы обладаете высшим пилотажем торга на азиатском
базаре;
16. Вы не представляете себе застолья без корейских салатов и плова;
17. Лучшая самса продается на Бешагаче;
На Бешагаче я вкусную самсу уже не застала...ездила на улицу...уже не помню названия, там сейчас проходит Малая кольцевая дорога, напротив Интерконтинеталя, небольшое кафе в частном доме...делали только самсу...ох и очереди там были в обед)
18. Зимой вы ездили в Чимган, а летом на Чарвак;
(Почти все лЕта моего детства прошли в горных лагерях)
19. Вы не понимаете, что такого невыносимого в 40-градусной жаре;
20. Где бы вы сейчас ни жили, у вас дома, в офисе или в машине есть
сувенирная тюбитейка / глиняная фигурка узбечонка / брелок в виде
чапана / чайный сервиз с пиалушками (нужное подчеркнуть);
(Есть ВСЕ!!! 00065.gif)
21.Велика вероятность того, что вы видели живьем Фарруха Закирова и слышали не только "Учкудук - три колодца" Яллы;
22. У ваших родителей была пластинка Яллы;
23. Вы пьете зеленый чай;
(ДА!)
24. ...из пиалушек;
(ДА!!)
25. Вы наливаете чай в пиалушку до половины и ни в коем случае не до краев;
(ДА!!!...с уважением)
26. Вы до сих не знаете, как правильно говорить: каса, киса, коса или
косушка, но оно есть у вас дома и из него удобно есть, сидя перед
телевизором;
( 00003.gif называю - косушка)
27.Ипподром у вас ассоциируется прежде всего не со скачками, а с вещевым рынком;
28. Вы можете наизусть рассказать о проблеме Аральского моря на всех языках, которые вам преподавали в школе;
29. Вы никогда не доедаете арбуз до самой зеленой корки и выбрасываете шелуху от лука вместе с верхним слоем луковицы.
30.Ваши родственники из других стран считают, что вы зажрались
k.igo2012
5/6/2011, 3:21:08 AM
(-=Silence=- @ 05.05.2011 - время: 15:44) Слегка обновленный боянчик...

Вы настоящий Ташкентец, если:

Браво девушка!!! 00074.gif 00073.gif
ascon
5/6/2011, 3:41:58 AM
Конечно больше всего в памяти осталось, но также материальные свидетельства: фотографии, посуда, другие предметы. Плов по выходным лучше меня все равно никто не сделает как и корейский салат из моркови. Узбекистан забыть невозможно, не выбросить его из судьбы. Волшебное было время…

Мне не нравятся традиции узбекской свадьбы: всю жизнь человек копит деньги, чтобы достойно женить своих сыновей, а на самой свадьбе танцы со сбором денег не для молодых, а для музыкантов. Водка в чайниках. Шашлык, плов, горы зелени. Множество застолий с переездами в другие города: "Завтра едем в Фергану. Жених 5-6 автобусов подгонит". Огромные расходы, но таковы традиции и обычаи, против них не попрешь.

Последнее массовое мероприятие, в котором я участвовал в 90-е годы – похороны тестя в Коканде, на поминках – узбекские (плов) русские (кутья), армянские (фасоль) национальные блюда под эту ситуацию, за столом – полный интернационал; поразило, что русские (!!) женщины очень возмущались, что узбечка (начальник) сидела за одним столом с мужчинами. Сейчас не знаю как, а в те времена мужчины были отдельно, женщины отдельно.
"Делать добро из зла, потому что больше его не из чего делать"
k.igo2012
5/6/2011, 4:35:05 AM
Сейчас не знаю как, а в те времена мужчины были отдельно, женщины отдельно.
Конечно, жнещины на плов не ходят и сейчас!!!
IzyaOsbourne
5/6/2011, 11:33:45 PM
(-=Silence=- @ 05.05.2011 - время: 15:44)4. Вам хочется дать яду каждому, кто, получив от вас ответ на вопрос, откуда вы родом, расплывается в улыбке и говорит: "Ташкент - город хлебный!"; неа, дикари, что с них возьмешь!
5. В детстве, когда выпадал снег, вы тут же бежали кататься с горки и катались часами, пока вместо тающего снега под попой не оказывалась глина; ну, не знаю, в моем детстве со снегом было все здорово!
6. Вы хоть раз просыпались в 5 утра от одуряющих звуков карнаев и сурнаев, играющих побудку на узбекской свадьбе в соседнем доме;
- неа: все, что делается за стенами/дверями моей комнаты, меня не беспокоит, даже землетрясение!
7. Вы умеете имитировать звуки карнаев и сурнаев, громко говоря "ААААААААА" и часто ударяя себя по горлу ребром ладони; не умею.
9. В июне вы покупали клубнику на базаре десятикилограммовыми ведрами после долгого торга; не умею торговаться.
10. В детстве вы сбивали палками зеленый урюк и набивали им животы, морщась от кислятины; вот еще: у нас во дворе стояла столетняя урючина. А тутовником как-то объелся!
11. Где бы вы сейчас ни жили, вы помните первые две строчки гимна "Серкуёш"; никогда не знал. А что это за гимн?
13. Вы точно знаете, что Бродвей есть не только в Штатах;
( 00053.gif не тот уже Бродвей стал) да уж!
15. Вы умеете спрашивать по-узбекски "Неч пул булади?" и вам кажется, что вы обладаете высшим пилотажем торга на азиатском базаре; а я спрашиваю "Канча?"
16. Вы не представляете себе застолья без корейских салатов и плова; 100%
17. Лучшая самса продается на Бешагаче; по-моему, если маленькая слоеная, лучше на Фархадском или Ак-тепе, а большая - в Сергилях.
20. Где бы вы сейчас ни жили, у вас дома, в офисе или в машине есть сувенирная тюбетейка / глиняная фигурка узбечёнка / брелок в виде
чапана / чайный сервиз с пиалушками (нужное подчеркнуть); куда же без пиалушек?
21.Велика вероятность того, что вы видели живьем Фарруха Закирова и слышали не только "Учкудук - три колодца" Яллы; лично был знаком!
23. Вы пьете зеленый чай; хорош после плова или пополам с красным вином под шашлык ( настоящий, а не свиной!)
25. Вы наливаете чай в пиалушку до половины и ни в коем случае не до краев; об чем речь!

А все остальное - точно!
allka4
12/11/2013, 2:37:29 AM
Глубокий рубец.Вот уже скоро 20 лет,а по ночам часто ноет,спать не дает...
xner
12/22/2013, 12:50:15 PM
(allka4 @ 10.12.2013 - время: 22:37)
Глубокий рубец.Вот уже скоро 20 лет,а по ночам часто ноет,спать не дает...

а вот интересно,как вас прямо в глаза называют,когда узнают,что из Узб.?