Маркиз

King Candy
7/7/2014, 6:23:19 PM
Что мы знаем 
о человеке, в честь которого назвали «садизм»

скрытый текст
На юго-восточной окраине Парижа, в закрытой психиатрической клинике Шарантон, в 1814 году тихо умер старик 74 лет. Прошло уже два века, а люди все еще спорят, кем он был: воплощением зла и порока или бунтарем и философом свободы.

Что же сделало маркиза де Сада — а речь именно о нем — едва ли не самой обсуждаемой фигурой среди всех его современников?

В терминах века нынешнего маркиз де Сад — отпетый рецидивист. Шесть арестов, три побега из-под стражи, почти тридцать лет заключения в тюрьме и психиатрической клинике. Впрочем, по меркам века собственного маркиз поначалу был личностью отнюдь не выдающейся, а лишь одним из многих.

Сын богатых и знатных родителей (отец его даже успел побывать послом Франции в России), он окончил кавалерийское училище, с успехом поучаствовал в Семилетней войне, а в возрасте 23 лет и звании капитана кавалерии ушел в отставку. Дальше — светская жизнь, выгодный брак на дочери президента налогового суда Франции. Даже первые его сексуальные «шалости» не были чем-то из ряда вон выходящим.

Подумаешь, дебош в публичном доме вскоре после женитьбы. Наказание — месяц тюрьмы и освобождение по приказу Людовика XV… Подумаешь, несколько лет спустя заманил в свой дом нищенку и выпорол ее плетью — крупный штраф и снова свобода. Своими поступками он не сильно выделялся на фоне общего морального облика аристократии того времени. Его молодость пришлась на середину XVIII века — годы после регентства герцога Орлеанского, когда пестовался «дух аристократического разврата», а сам Филипп Орлеанский поднял планку аморальности на труднодосягаемую высоту, имея в любовницах собственную дочь, герцогиню де Берри.

Но гедонизм затягивал де Сада все сильнее, а какие-никакие законы во Франции все же существовали. И в 1772 году суд Марселя уже приговаривает его к смертной казни за оргию с избиением плетьми и содомией. Спасло от смерти лишь бегство в Италию. Чуть позже де Сад тихо перебрался в родовое имение Ла-Кост. Но и там не смог сидеть «без дела». После череды сексуальных скандалов со служанками — новый арест и суд, который отменяет смертный приговор, но отправляет маркиза в бессрочное заключение в Бастилию.

От Замка Лакост, прибежища де Сада между 1769 и 1772 годами, остались только руины

Освобождение ему — лишь через тринадцать лет — приносит Великая французская революция. А вместе с де Садом на свободу выходят и его произведения — ведь именно в Бастилии он взялся за перо и тем самым не позволил истории забыть себя, как она забыла толпы его гедонистов-современников.



Проба пера

Пробой пера де Сада стал «невинный» атеистический «Диалог между священником и умирающим», но затем в тюрьме появляются «Сто двадцать дней Содома» — своеобразная «энциклопедия» сексуальных извращений, а вскоре и роман «Несчастья добродетели». «Обречена будет каждая девушка, которая прочтет одну-единственную страницу из этой книги», — сказал об этом произведении великий моралист Руссо.

«Если в библиотеках имеется свой Ад, то как раз для таких книг, — уже в наши дни объясняет реакцию общества на эту книгу де Сада исследователь его творчества, писатель и эссеист Морис Бланшо. — Пожалуй, ни в какой литературе никакой эпохи не было столь скандального произведения, никто другой не ранил глубже чувства и мысли людей».

«Где мы? Здесь только одни окровавленные трупы, дети, вырванные из рук матерей, молодые женщины, которым перерезают горло в заключение оргии, кубки, наполненные кровью и вином, неслыханные пытки, палочные удары, жуткие бичевания», — возмущается литературный критик XIX века Жюль Жанен, рецензируя творчество де Сада.

Но эта реакция была чуть позже. А пока что революционная вольница позволяет де Саду опубликовать все написанное им в тюрьме и потом. И даже задуматься — а не для того ли произошла революция, чтобы осуществить и его идеи свободно предаваться сексуальному наслаждению как угодно и с кем угодно? «Теперь, когда мы выкарабкались из тьмы религиозных заблуждений, <…> удостоверимся, что главное преступление — это сопротивление желаниям, которые внушает природа, — пишет он. — Постараемся навести порядок в этой области… Для этой цели в городах будут воздвигнуты специальные дома, чистые, просторные, уютно меблированные, надежные. Там мужчины и женщины всех возрастов и все иные создания будут предоставлены капризам пришедших наслаждаться развратников, и будет правилом строжайшее повиновение, за ничтожный отказ тотчас последует наказание со стороны обиженного».

Де Сад, по определению Мориса Бланшо, формулирует нечто вроде Декларации прав эротизма, в основе которой максима: отдаваться всем, кто того желает, овладевать всеми, кого хочешь.

Надо признать, лидеры Французской Республики оказались не в восторге от такой вольной трактовки понятия «свобода». Книги де Сада свободно пролежали на прилавках магазинов лишь пару лет, а уже в 1800 году их конфискуют, а самого маркиза помещают в ту самую клинику Шарантон за «распутное безумство», где он спустя 14 лет и умирает.



Классики и современники

С этого момента и больше чем на столетие произведения де Сада подпадают под жесткую цензуру, сам он в общественном сознании становится воплощением зла и насилия, появляется понятие «садизм». Дурная слава маркиза не ограничивается Францией. «А правда ли, что вы принадлежали в Петербурге к скотскому сладострастному секретному обществу? Правда ли, что маркиз де Сад мог бы у вас поучиться? Правда ли, что вы заманивали и развращали детей? Говорите, не смейте лгать», — спрашивает один из героев «Бесов» Достоевского у другого — нигилиста Ставрогина.

Реабилитация де Сада началась лишь в 20—30-е годы прошлого века с подачи сюрреалистов, провозгласивших его «апостолом самой абсолютной свободы». «В произведениях Сада сюрреалистов увлек вселенский бунт, который они сами мечтали учинить; Сад стал для них символом протеста против ханжеской морали. Коли буржуа эпатируют романы маркиза, коли он считает их одиозными, скандальными, безнравственными — так да здравствует Сад! Маркиз был привлечен на службу «сюрреалистической революции», потому что эротика — это «булыжник» сюрреализма», — пишет об этом этапе реабилитации де Сада писатель Виктор Ерофеев.

Не сказать, что попытка была абсолютно успешной — еще в середине 1950-х в Париже за «преступление против общественной морали» судили мелкого издателя Жан-Жака Повера, напечатавшего мизерным тиражом несколько книг де Сада.

Страсть к письму - в фильме-байопике «Перо маркиза де Сада» (Quills, США, 2000г.) в распутного маркиза (Джеффри Раш), заключенного в психиатрии, случайно влюбляется прачка (Кейт Уинслет) - по легенде, она же тайком передавала его похотливые произведения издателю



Но все же процесс был необратим, и уже в середине 1960-х в той же Франции выходит полное собрание его сочинений. Можно сказать, что реабилитация завершается. И сегодня никого не удивить научными исследованиями философских и литературных достижений опального маркиза.

Исследователи обратили внимание, что на фоне оргий и крови разворачиваются настоящие философские беседы, что де Сад кроме плотских утех внимательно следил за литературой и философскими дискуссиями своего времени и в меру своих сил и способностей пытался в них даже участвовать. А то, что оставил о себе дурную славу, — что ж, бывает. Биограф де Сада Томас Дональд уверен, что герой его исследований стал жертвой слухов и неверного полного отождествления его с персонажами его же книг. Да и сам де Сад, будто предвидя не самую лучшую свою репутацию среди потомков, пытается выступить себе адвокатом. «Да, я распутник и признаюсь в этом,— пишет он в одном из писем своей жене. — Я постиг все, что можно было постичь в этой области, но я, конечно, не сделал всего того, что постиг, и, конечно, не сделаю никогда. Я распутник, но я не преступник и не убийца…».

Виктор Купрейчик


image
Всего фото в этом сете: 4. Нажмите для просмотра.
Wiya
7/8/2014, 1:59:12 AM
мне лично пофик кто он, что, откуда и как все с ним приключилось)
читала его лет в 13 и все благополучно забыла))
Катяриус
7/8/2014, 2:07:12 AM
И о чем вопрос?
Ну развлекался мужик, ну фантазировал, аки наши дрочеры...
Жестоко? Да. Но почитайте сказки Андерсена в переводе ХIX в.- все умерли, причем весьма мучительно. У Сада все просто на физическом уровне. Андересен душу рвет. Но есть еще чудесные книжки, к примеру, Эверс, пси садизм во всей красе...
Так что маркиз-испорченный мальчика с жестокими фантазиями. Не более того, но, правда, и не менее.
zoofotograf
7/8/2014, 4:28:22 AM
(Катяриус @ 07.07.2014 - время: 22:07)
И о чем вопрос?
Ну развлекался мужик, ну фантазировал, аки наши дрочеры...
Жестоко? Да. Но почитайте сказки Андерсена в переводе ХIX в.- все умерли, причем весьма мучительно. У Сада все просто на физическом уровне. Андересен душу рвет. Но есть еще чудесные книжки, к примеру, Эверс, пси садизм во всей красе...
Так что маркиз-испорченный мальчика с жестокими фантазиями. Не более того, но, правда, и не менее.

таки да, каждый отрывается в меру своей распущености. Разные времена, разное воспитание, разная степень ответственности и наказаний.
King Candy
7/8/2014, 4:33:58 AM
Де Сад был выразителем той самой идеологии гедонизма, оформившейся в начале эпохи "раннего" возрождения, которой мы сейчас обязаны тем что Европа превратилась в Гейропу. Пока была сильна католическая церковь, его бы просто сожгли на костре, он родился немного позже и избежал такой участи. а помним его сейчас мы наверн потому, что политику определяют его идейные последователи, они и восхваляют имя своего "учителя" и первопроходца по слому моральных и семейных ценностей общества
Катяриус
7/8/2014, 4:55:16 AM
(King Candy @ 08.07.2014 - время: 00:33)
...а помним его сейчас мы наверн потому, что политику определяют его идейные последователи, они и восхваляют имя своего "учителя" и первопроходца по слому моральных и семейных ценностей общества

Мне казалось, что идейные последователи на этой ветке сидят и на подобных ресурсах.
И разве СМ семье помеха?..
Wiya
7/9/2014, 1:55:21 AM
(King Candy @ 08.07.2014 - время: 00:33)
Де Сад был выразителем той самой идеологии гедонизма, оформившейся в начале эпохи "раннего" возрождения, которой мы сейчас обязаны тем что Европа превратилась в Гейропу. Пока была сильна католическая церковь, его бы просто сожгли на костре, он родился немного позже и избежал такой участи. а помним его сейчас мы наверн потому, что политику определяют его идейные последователи, они и восхваляют имя своего "учителя" и первопроходца по слому моральных и семейных ценностей общества

слушайте, толпе всегда нужна идея и учителя, индивидуумам на все это насрать))))
King Candy
7/9/2014, 2:19:14 AM
(Катяриус @ 08.07.2014 - время: 01:55)
И разве СМ семье помеха?..

Мне кажется, да. И опыт большинства "наших" тому подтверждение - редко кому удалось создать устойчивую семью с верхним или нижним, несмотря на совместимость по теме
Wiya
7/9/2014, 5:39:24 AM
(King Candy @ 08.07.2014 - время: 22:19)
(Катяриус @ 08.07.2014 - время: 01:55)
И разве СМ семье помеха?..
Мне кажется, да. И опыт большинства "наших" тому подтверждение - редко кому удалось создать устойчивую семью с верхним или нижним, несмотря на совместимость по теме

думаю оттого что не совсем понимают, чего они хотят да и заигрываются люди
WowTat
2/20/2016, 11:51:19 PM
(King Candy @ 08.07.2014 - время: 00:33)
, которой мы сейчас обязаны тем что Европа превратилась в Гейропу.

телевизора насмотрелся?
King Candy
2/21/2016, 12:31:51 AM
(WowTat @ 20.02.2016 - время: 22:51)
(King Candy @ 08.07.2014 - время: 00:33)
, которой мы сейчас обязаны тем что Европа превратилась в Гейропу.
телевизора насмотрелся?

Во-первых, "насмотрелись" (на Вы - мы с вами незнакомы, чтобы тыкать), а во-вторых - разве нет?
rudoms
2/21/2016, 2:02:49 AM
(King Candy @ 08.07.2014 - время: 00:33)
Де Сад был выразителем той самой идеологии гедонизма, оформившейся в начале эпохи "раннего" возрождения, которой мы сейчас обязаны тем что Европа превратилась в Гейропу.
Это да...

Правда гедонизм возник намного раньше - за несколько веков до н.э. в Древней Греции (тот же Эпикур).

Христианство, конечно, всё это подавило. Но, справедливо сказано, он стал пробиваться вновь в разных направлениях, в том числе и в том, представителем которого и был де Сад...

Пы.Сы. И почему не кормим своего кота?!
King Candy
2/21/2016, 2:12:32 AM
(rudoms @ 21.02.2016 - время: 01:02)
гедонизм возник намного раньше - за несколько веков до н.э. в Древней Греции (тот же Эпикур).

Христианство, конечно, всё это подавило. Но, справедливо сказано, он стал пробиваться вновь в разных направлениях, в том числе и в том, представителем которого и был де Сад...

Тут дело в том, мне кажется, что была эпоха Революции - ведь середина его (Де Сада) жизни как раз пришлась ровно на Великую Французскую Революцию.

Что он воспевал? Да то же, что и все революционно настроенные люди - "сломаем старые правила, никаких новых не признаем, бери все до чего можешь дотянуться". По сути, он выразил в своих книгах то, чем жила Французская интеллигенция тех лет, те идеи "свободы, равенства и братства" - только что выраженные в эротических сюжетах
rudoms
2/21/2016, 2:32:50 AM
(King Candy @ 21.02.2016 - время: 00:12)
(rudoms @ 21.02.2016 - время: 01:02)
гедонизм возник намного раньше - за несколько веков до н.э. в Древней Греции (тот же Эпикур).

Христианство, конечно, всё это подавило. Но, справедливо сказано, он стал пробиваться вновь в разных направлениях, в том числе и в том, представителем которого и был де Сад...
Тут дело в том, мне кажется, что была эпоха Революции - ведь середина его (Де Сада) жизни как раз пришлась ровно на Великую Французскую Революцию.

Что он воспевал? Да то же, что и все революционно настроенные люди - "сломаем старые правила, никаких новых не признаем, бери все до чего можешь дотянуться". По сути, он выразил в своих книгах то, чем жила Французская интеллигенция тех лет, те идеи "свободы, равенства и братства" - только что выраженные в эротических сюжетах

Ну и садист то он был похоже самый натуральный, без тормозов - какие уж там БДР или наблюдение за реакцией жертвы (нижей-им я это никак назвать не могу).
King Candy
2/21/2016, 3:03:24 AM
(rudoms @ 21.02.2016 - время: 01:32)
Ну и садист то он был похоже самый натуральный, без тормозов - какие уж там БДР или наблюдение за реакцией жертвы (нижей-им я это никак назвать не могу).

Кто его знает. Но порку обожал (когда его самого порют)
Катяриус
2/21/2016, 3:12:32 AM
(King Candy @ 21.02.2016 - время: 01:03)
(rudoms @ 21.02.2016 - время: 01:32)
Ну и садист то он был похоже самый натуральный, без тормозов - какие уж там БДР или наблюдение за реакцией жертвы (нижей-им я это никак назвать не могу).
Кто его знает. Но порку обожал (когда его самого порют)

Рассказывал?))
King Candy
2/21/2016, 4:54:29 AM
Читал
WowTat
2/21/2016, 9:32:56 PM
(King Candy @ 20.02.2016 - время: 22:31)
Во-первых, "насмотрелись" (на Вы - мы с вами незнакомы, чтобы тыкать), а во-вторых - разве нет?

Ну хорошо,буду на Вы, если Вы так чувствительны, и Вас обижает, если с Вами на ты.
Европа, настолько же "гей", как Россия и большинство стран мира.
Катяриус
2/21/2016, 10:31:27 PM
(WowTat @ 21.02.2016 - время: 19:32)
Европа, настолько же "гей", как Россия и большинство стран мира.

Возможно, что речь о законодательной поддержке подобных отношений?
Martin_Keiner
2/24/2016, 9:52:01 AM
(King Candy @ 07.07.2014 - время: 14:23)
Что мы знаем 
о человеке, в честь которого назвали «садизм»

скрытый текст
На юго-восточной окраине Парижа, в закрытой психиатрической клинике Шарантон, в 1814 году тихо умер старик 74 лет. Прошло уже два века, а люди все еще спорят, кем он был: воплощением зла и порока или бунтарем и философом свободы.

Что же сделало маркиза де Сада — а речь именно о нем — едва ли не самой обсуждаемой фигурой среди всех его современников?

В терминах века нынешнего маркиз де Сад — отпетый рецидивист. Шесть арестов, три побега из-под стражи, почти тридцать лет заключения в тюрьме и психиатрической клинике. Впрочем, по меркам века собственного маркиз поначалу был личностью отнюдь не выдающейся, а лишь одним из многих.

Сын богатых и знатных родителей (отец его даже успел побывать послом Франции в России), он окончил кавалерийское училище, с успехом поучаствовал в Семилетней войне, а в возрасте 23 лет и звании капитана кавалерии ушел в отставку. Дальше — светская жизнь, выгодный брак на дочери президента налогового суда Франции. Даже первые его сексуальные «шалости» не были чем-то из ряда вон выходящим.

Подумаешь, дебош в публичном доме вскоре после женитьбы. Наказание — месяц тюрьмы и освобождение по приказу Людовика XV… Подумаешь, несколько лет спустя заманил в свой дом нищенку и выпорол ее плетью — крупный штраф и снова свобода. Своими поступками он не сильно выделялся на фоне общего морального облика аристократии того времени. Его молодость пришлась на середину XVIII века — годы после регентства герцога Орлеанского, когда пестовался «дух аристократического разврата», а сам Филипп Орлеанский поднял планку аморальности на труднодосягаемую высоту, имея в любовницах собственную дочь, герцогиню де Берри.

Но гедонизм затягивал де Сада все сильнее, а какие-никакие законы во Франции все же существовали. И в 1772 году суд Марселя уже приговаривает его к смертной казни за оргию с избиением плетьми и содомией. Спасло от смерти лишь бегство в Италию. Чуть позже де Сад тихо перебрался в родовое имение Ла-Кост. Но и там не смог сидеть «без дела». После череды сексуальных скандалов со служанками — новый арест и суд, который отменяет смертный приговор, но отправляет маркиза в бессрочное заключение в Бастилию.

От Замка Лакост, прибежища де Сада между 1769 и 1772 годами, остались только руины

Освобождение ему — лишь через тринадцать лет — приносит Великая французская революция. А вместе с де Садом на свободу выходят и его произведения — ведь именно в Бастилии он взялся за перо и тем самым не позволил истории забыть себя, как она забыла толпы его гедонистов-современников.



Проба пера

Пробой пера де Сада стал «невинный» атеистический «Диалог между священником и умирающим», но затем в тюрьме появляются «Сто двадцать дней Содома» — своеобразная «энциклопедия» сексуальных извращений, а вскоре и роман «Несчастья добродетели». «Обречена будет каждая девушка, которая прочтет одну-единственную страницу из этой книги», — сказал об этом произведении великий моралист Руссо.

«Если в библиотеках имеется свой Ад, то как раз для таких книг, — уже в наши дни объясняет реакцию общества на эту книгу де Сада исследователь его творчества, писатель и эссеист Морис Бланшо. — Пожалуй, ни в какой литературе никакой эпохи не было столь скандального произведения, никто другой не ранил глубже чувства и мысли людей».

«Где мы? Здесь только одни окровавленные трупы, дети, вырванные из рук матерей, молодые женщины, которым перерезают горло в заключение оргии, кубки, наполненные кровью и вином, неслыханные пытки, палочные удары, жуткие бичевания», — возмущается литературный критик XIX века Жюль Жанен, рецензируя творчество де Сада.

Но эта реакция была чуть позже. А пока что революционная вольница позволяет де Саду опубликовать все написанное им в тюрьме и потом. И даже задуматься — а не для того ли произошла революция, чтобы осуществить и его идеи свободно предаваться сексуальному наслаждению как угодно и с кем угодно? «Теперь, когда мы выкарабкались из тьмы религиозных заблуждений, <…> удостоверимся, что главное преступление — это сопротивление желаниям, которые внушает природа, — пишет он. — Постараемся навести порядок в этой области… Для этой цели в городах будут воздвигнуты специальные дома, чистые, просторные, уютно меблированные, надежные. Там мужчины и женщины всех возрастов и все иные создания будут предоставлены капризам пришедших наслаждаться развратников, и будет правилом строжайшее повиновение, за ничтожный отказ тотчас последует наказание со стороны обиженного».

Де Сад, по определению Мориса Бланшо, формулирует нечто вроде Декларации прав эротизма, в основе которой максима: отдаваться всем, кто того желает, овладевать всеми, кого хочешь.

Надо признать, лидеры Французской Республики оказались не в восторге от такой вольной трактовки понятия «свобода». Книги де Сада свободно пролежали на прилавках магазинов лишь пару лет, а уже в 1800 году их конфискуют, а самого маркиза помещают в ту самую клинику Шарантон за «распутное безумство», где он спустя 14 лет и умирает.



Классики и современники

С этого момента и больше чем на столетие произведения де Сада подпадают под жесткую цензуру, сам он в общественном сознании становится воплощением зла и насилия, появляется понятие «садизм». Дурная слава маркиза не ограничивается Францией. «А правда ли, что вы принадлежали в Петербурге к скотскому сладострастному секретному обществу? Правда ли, что маркиз де Сад мог бы у вас поучиться? Правда ли, что вы заманивали и развращали детей? Говорите, не смейте лгать», — спрашивает один из героев «Бесов» Достоевского у другого — нигилиста Ставрогина.

Реабилитация де Сада началась лишь в 20—30-е годы прошлого века с подачи сюрреалистов, провозгласивших его «апостолом самой абсолютной свободы». «В произведениях Сада сюрреалистов увлек вселенский бунт, который они сами мечтали учинить; Сад стал для них символом протеста против ханжеской морали. Коли буржуа эпатируют романы маркиза, коли он считает их одиозными, скандальными, безнравственными — так да здравствует Сад! Маркиз был привлечен на службу «сюрреалистической революции», потому что эротика — это «булыжник» сюрреализма», — пишет об этом этапе реабилитации де Сада писатель Виктор Ерофеев.

Не сказать, что попытка была абсолютно успешной — еще в середине 1950-х в Париже за «преступление против общественной морали» судили мелкого издателя Жан-Жака Повера, напечатавшего мизерным тиражом несколько книг де Сада.

Страсть к письму - в фильме-байопике «Перо маркиза де Сада» (Quills, США, 2000г.) в распутного маркиза (Джеффри Раш), заключенного в психиатрии, случайно влюбляется прачка (Кейт Уинслет) - по легенде, она же тайком передавала его похотливые произведения издателю



Но все же процесс был необратим, и уже в середине 1960-х в той же Франции выходит полное собрание его сочинений. Можно сказать, что реабилитация завершается. И сегодня никого не удивить научными исследованиями философских и литературных достижений опального маркиза.

Исследователи обратили внимание, что на фоне оргий и крови разворачиваются настоящие философские беседы, что де Сад кроме плотских утех внимательно следил за литературой и философскими дискуссиями своего времени и в меру своих сил и способностей пытался в них даже участвовать. А то, что оставил о себе дурную славу, — что ж, бывает. Биограф де Сада Томас Дональд уверен, что герой его исследований стал жертвой слухов и неверного полного отождествления его с персонажами его же книг. Да и сам де Сад, будто предвидя не самую лучшую свою репутацию среди потомков, пытается выступить себе адвокатом. «Да, я распутник и признаюсь в этом,— пишет он в одном из писем своей жене. — Я постиг все, что можно было постичь в этой области, но я, конечно, не сделал всего того, что постиг, и, конечно, не сделаю никогда. Я распутник, но я не преступник и не убийца…».

Виктор Купрейчик


Вот именно философские отступления и привлекли мое внимание, когда я начал читать де Сада. Порно, сопровождавшее произведения, позабавило, пощекотало нервы. К де Саду относился всегда тепло, потому что инстинктивно чувствовал какую-то схожесть образа мыслей.