- Грандмастер
- Репутация: 3968
- Статус: Остановись, попробуй на вкус ветер... ©
- Свободна
|
Шаманы делились на две группы: непосвященные — Мал тадебя (шаман без бубна — пензер) и посвященные — тадебя Си’мя (шаман, имеющий бубен без подвесок). К непосвященным шаманам — Мал тадебя, относились ученики, которые: «чувствуя в себе призвание», обращались к опытному шаману. Непосвященные имели разные названия в зависимости от своих функций: Юдартана — предсказывающий события по снам; Сэвтана — видящий далеко и умеющий распознать болезни своей внутренней силой, (говоря, современным языком — экстрасенс); Илтана — дающий жизнь, предсказывающий судьбу; Тэлтана — шаман переводчик; Ингутана — советчик, прорицатель.
Мал тадебя в основном считались помощниками главных шаманов во время их ритуала. Из этой категории образовывались вольнопрактикующие, действовавшие в пределах своих семейно-родственных групп. Бубна у мал тадебя не было. Они гадали по костям зверей или животных, на лезвиях ножа или топора. Основными обязанностями их были лечение заболевших людей, оленей, предсказание будущего, предупреждение бед и несчастий.
Тэлтана и Ингутана являлись первыми помощниками Выдутана. Самбдорта помогали Илтана и Сэвтана. Они выполняли обязанности советчиков и переводчиков. Выдутана и Самбдорта совершая во время ритуального камлания медитацию, — мысленно налаживали связь с помощниками, которые были своего рода — щита между ними и миром людей. Помощники шамана как бы защищали человека от сильного воздействия духов Верхнего и Нижнего миров, с которыми общались учителя.
Непосвященных шаманов было много. В отличии от посвященных шаманов они занимались хозяйственной деятельностью. Совершали простые формы жертвоприношений, они имели очень ограниченный набор атрибутов, не приводили себя в экстаз, и лишь некоторые обладали силой гипноза.
Вторая группа — это посвященные шаманы Си’мя, среди которых различались такие разновидности: Пензретна, умеющий видеть будущее, а также общаться с высшим божеством — Нумом; Ял’тана — вызывающий злых духов: «шаманы находятся в отличных отношениях с духами, но есть такие, которые состоят на службе у злых духов»; Мутратна тадебя — чудотворец; Тэм’сорта — выделывающий фокусы; Хэхэ тэврамбда — приносящий верхних духов.
Эти шаманы отличались от непосвященных большими знаниями и мастерством, стояли на более высокой ступени и пользовались большим авторитетом. Они должны были знать не только явления природы, оленеводства, промыслов, но и объяснить их значение, научиться ими пользоваться. Учитель знакомил не только с природой, но и с анатомией человека и животного. Посвященным шаманам Си’мя разрешали пользоваться бубном, но без подвесок. В подвесках, так считают информаторы, находится огромная сила шамана. А шаман, не имеющий практики не сумеет удержать эту силу, и может погибнуть. Подвески появляются с практикой и званием.
После прохождения определенных испытаний и посвящения в категории шаманов, они имели право заниматься ритуальным обрядом. После десятилетней практики и получения новых подвесок, их считали выучившимися — Янумта. Пензретна выполнял работу шамана категории Я’нянгы тадебя. Шамана Хэхэ тэврамбда относили к шаманам нув’нянгы, связанных с небесными духами, от которых он узнавал веление высшего божества.
Шаманы Мутратна тадибе, Тэм’сорта, Ял’тана славились чудесами, фокусами, которые они проделывали собой. Они стреляли в себя, ловили пули, протыкали себя насквозь хореем, отрезали себе голову и т.д. Эти фокусы были зафиксированы многими исследователями и путешественниками ХIХ в. Их деятельность была весьма многогранна. Они участвовали во всех ритуальных обрядах. Главной особенностью этих шаманов было обладание сильным гипнозом. Они являлись блестящими поэтами-импровизаторами, вызывая положительные эмоции собравшихся. Воздействуя на психику людей красотой художественных образов, они увлекали слушателей своей артистической игрой. Модуляция голоса, артистическая мимика, жестикуляция, все это влияла на человека.
Это сообщение отредактировал D_art - 18-07-2010 - 05:27
|