Тибетская медицина

Tuyan
12/3/2013, 4:08:06 PM
Традиционная тибетская медицина — традиционная буддийская система врачевания, появившаяся и распространившаяся на территории Тибета в 5-7 вв.

Сложилась под влиянием древнеиндийской и древнекитайской медицины, текстов тантры и абхидхармы.©
Tuyan
12/3/2013, 4:10:01 PM
Основу тибетской медицины составляет учение о трех ньепа («виновниках»):

лунг (Вайли: rLung) — ветер
три (Вайли: mKhris-pa) — желчь
бадкан (Вайли: Bad-kan) — слизь
Жизнь в тибетской медицине определяется как «пульсация», а здоровье и болезни считаются зависящими от «пульсирующих» сущностей — «ветра», «желчи», «слизи».

Большое значение в тибетской медицине придаётся воздействию на организм чистого воздуха и солнечных лучей, диететике.

В основу терапии было заложено использование природных средств растительного и животного происхождения (до 1000 наименований лекарств): «Нет в природе такого вещества, которое не годилось бы в качестве лекарственного средства». Учение о лекарствах подразделяется на отдельные дисциплины: вкус лекарств, их усвоение организмом, их действие, принцип их приготовления.©
Tuyan
12/3/2013, 4:10:56 PM
Основная цель и задача Тибетской медицины состоит в том, чтобы человек жил долго, здоровым и счастливым. А придти к этому можно, только зная собственное состояние и основные принципы, приводящие к здоровью. Точно также как невозможно избавиться от сорняков, срезая их верхушки, так и невозможно победить болезни, работая лишь с симптомами. Необходимо выяснить и искоренить саму причину недугов. Согласно Тибетской медицине наиболее распространённые причины болезней - это неправильное питание и несоответствующее поведение. Только осознавая основные моменты своей жизни, зная своё состояние и учитывая его, человек может стать действительно здоровым и телом, и энергией, и умом. И исключительно после того как усвоены и ежедневно применяются эти основные принципы здоровья(индивидуально-подобранная Диета и Образ жизни), чтобы помочь организму быстрее избавиться от уже существующих недугов, подключаются третий и четвёртый методы Тибетской медицины – целебные составы и процедуры. ©
Tuyan
12/3/2013, 4:12:33 PM
Тибетская фармакопея на протяжение 3000 лет своего развития собрала огромное количество рецептов естественного происхождения практически от всех имеющихся недугов! Тибетские составы многокомпонентны (количество варьируется от двух до более сотни!), состоят из большого количества трав, минералов, и за счёт этого действуют комплексно, не только помогая при конкретных болезнях, но и восстанавливая здоровье в целом.

скрытый текст
Основная часть сырья входящего в составы имеет растительное происхождение. По данным современных тибетских докторов в Тибетской медицине описаны свойства около 2000-3000 видов лекарственных растений, из которых наиболее активно применяют 100-300 видов. Для изготовления составов используются все части - корни, стебли, листья, смола, плоды, семена. Иногда в состав входит всё растение целиком, но чаще какая-либо отдельная часть, в добавок обработанная специальным образом. Многие растения Тибетской медицины труднодоступны, так как они произрастают в высокогорьях Тибета, Гималаев, Монгольского Хингана, Алтая, Саян.
Также используются средства животного происхождения - в классических медицинских трактатах их описано свыше 100 различных наименований. Согласно прописям целебными свойствами обладают насекомые, моллюски, пресмыкающиеся (ящерицы, змеи), различные органы животных: рога, головной мозг, внутренние органы и железы внутренней секреции, сухожилия, кости и пр. Естественно перед использованием всё животное сырьё сначала проходит специальную обработку, иногда очень длительную и энергоёмкую (например закрытый обжиг без доступа кислорода в течение многих часов). В настоящее время из-за постоянно возрастающего потребления и следовательно изготовления Тибетских составов в целях сохранения экологии планеты животное сырьё стараются заменять растительными эквивалентами.
Также есть компоненты минерального происхождения, к которым относятся составы, приготовленные из «драгоценностей, земли и камней». Сырьё на основе «драгоценностей» это специальным образом обработанные золото, жемчуг, бирюза, изумруд, кораллы, медь, и др. Драгоценности в основном используются в Драгоценных пилюлях - Ринченах, которым приписываются чудодейственные свойства, поэтому их следует применять лишь в особых случаях. В качестве сырья из «камней» используются различные рудоносные минералы, сидериты, кальцит, полевой шпат, соли хлористого и сернокислого натрия, малахит, сталактиты и пр. Специальным образом обработанные минералы испопользуются в приготовлении составов для исцеления гнойных ран, переломов костей, а также различных воспалительных заболеваний органов брюшной полости. И наконец сырье из «земли» включает селитру, соду, алюминиевые квасцы, мумиё, гипс, железистую охру и др.

«Пища как лекарственное средство» - не случайный тезис. У тибетцев практически нет деления природных продуктов на пищевые и лечебные: многие из лекарственных растений используются в качестве пищевых добавок, в то же время в состав сложных рецептов входят растения, употребляющиеся в пищу. Поэтому неудивительно, что в Тибетской фармакопеи отсутствуют вещества, обладающие выраженным побочным действием.
Самое важное знать свой конституционный тип (Ветер, Желчь, Слизь и их сочетания), понимать природу заболевания (Жар или Холод) и соотносить это со свойствами состава (холодный или тёплый).
В отличие от однокомпонентных прописей, в тибетских сборах один ингредиент дополняет другой, поэтому составы действуют мягко и гармонично, практически без побочных эффектов или аллергических реакций (возможны временные обострения хронических болезней). Некоторые противопоказания имеются, хотя они относятся к небольшому числу составов, которые из-за быстрого и сильного действия не рекомендуется принимать беременным, маленьким детям, сильно ослабленным больным и людям очень преклонного возраста. Но даже в этих случаях всегда можно подобрать более мягко-действующий состав. Ключевой момент Тибетских составов в целом состоит в том, что они восстанавливают естесственную функцию органов и систем, а не заменяют ее, в отличие от различных ферментов, гормональных или химических препаратов.

Государства Тибет как такового не существует уже более 60-ти лет, сейчас это Китайская народная республика, со своими идеями относительно Тибетского народа, его культуры, и Тибетской медицины в том числе. Тибетская медицина до сих пор существует и оказывается доступна современным людям в том числе и благодаря тому, что в своё время эти знания перекочевали в Индию, Европу, Америку, откуда и распространились по всему миру. В настоящее время Тибетские составы изготавливаются во многих странах, по древним рецептам, с соблюдением соответствующих технологий. Россия не исключение: знание Тибетской медицины прижилось легко, особенно на почве Бурятской традиции Монгольско-Тибетской медицины. Именно оттуда, с экологически чистых районов Бурятии и Алтая привозится основная часть сырья, а редкие и драгоценные составляющие доставляются из Индии, Тибета, Непала.

Следует учитывать, что Тибетские составы, восстанавливают функции органов и оздоравливают организм постепенно, поэтому большинство из них следует принимать от нескольких месяцев до полугода, чтобы добиться ожидаемого результата. Конечно тут многое зависит от специфики заболевания, сопутствующих факторов, индивидуальных особенностей человека, его настроя и возраста...
Однако самое главное - это соблюдать соответствующие Диету и Поведение (Образ жизни), т.к именно нарушение этих двух факторов послужило изначальной причиной расстройства здоровья.©
Tuyan
12/3/2013, 4:14:30 PM
Теоретические основы тибетской медицины сформировались во время периода распространения буддизма на территории Тибета (5 в.).

Основной текст — «Чжудши» («Четыре основы», также Жуд-Ши, Чжуд-Ши) — составляет предмет тибетской медицины. Текст написан по сочинениям индийских авторов Вабхати-младшего и Чандрананды, а в теоретическом осмыслении восходит к текстам тантры и абхидхармы.

Чжудши состоит из следующих частей:

«Ца-чжуд» («Дефиниция, или определение медицины»),
«Шед-чжуд» («Теоретическая медицина»),
«Маннаг-чжуд» («Клиническая медицина»),
«Чи-чжуд» («Фармацея», или «Инструментарий медицины»).

Дальнейшее развитие тибетской медицины связано с такими тибетскими медиками как Ютогба Йондан-гомбо младший (1112—1209), написавший «Восемнадцатичленный» комментарий на «Чжудши», Десрид Санчжай Джамцхо (1653—1705), написавший труд «Лхантхаб» («Руководства по терапии») в качестве дополнения к 3-й части «Чжудши» и «Вайдурья-онбо» (комментарий к «Чжудши»).©
Tuyan
12/3/2013, 4:16:30 PM
Традиционная тибетская медицина наиболее широко применяется на Тибете.

Популяризация этого направления медицины считается одной из важных задач правительства этой страны. Знания в области традиционной тибетской медицины первоначально хранились и накапливались в тибетских монастырях, часто под покровом тайны. Сегодня крупнейшие университеты Тибета (Tibet University of Traditional Tibetan Medicine, the Qinghai University Medical School) предлагают курсы, доступные всем желающим.

В настоящее время традиционная тибетская медицина продолжает использоваться на Тибете, в Индии, Непале, Бутане, России (Бурятия), Китае и Монголии. Кроме этого, в последние десятилетия она приобрела некоторую популярность также в Европе, Северной Америке и других регионах.©
Tuyan
12/3/2013, 4:19:13 PM
Человек и окружающая его среда – совершенная система, где нет никаких препятствий для здоровья и счастья! Это основа, вытекающая из знания о самосовершенстве Вселенной.

Никто не станет утверждать, что, например, Космос не совершенен, что в нём чего-то не хватает или что-то лишнее. Планета Земля – часть Космоса, человек и всё окружающее – часть Земли, это целостные и гармоничные системы, не требующие какого-либо улучшения, они и так совершенны изначально, необходимо только раскрыть и поддерживать этот потенциал! Если есть болезни, то есть и лекарства от них, иначе мир просто перестал бы существовать. Основатель Тибетской медицины Юток Йонтен Гонпо сказал: «Нет ничего, что не могло бы быть лекарством».

Знание особенностей своего организма, свойств продуктов питания, влияния окружения, социальных и природных явлений делает возможным пребывать в гармонии с самим собой и миром, жить здоровым и радостным. И что самое приятное, для этого даже не нужны какие-либо суперлекарства, чудо-пилюли или волшебные эликсиры. Тибетцы неслучайно говорят, что «Поведение и Диета приносящие пользу, в случае постоянного и правильного применения, уберегут от всех болезней, и далее вы сможете узнать как применить это непосредственно к своему состоянию.©
Tuyan
1/17/2014, 12:52:26 PM
А теперь практический совет))

Тибетские врачи, обнаружили, что воздействуя на те или иные точки на теле человека, можно снимать боль (зубную, головную, желудочную или т.д.), стимулировать работу внутренних органов и лечить болезни. Что бы добиться желаемого эффекта нужно массировать нужную точку 2-5 мин. Попробуйте))

На фото те самые точки:
image
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.
Tuyan
3/24/2014, 6:33:30 PM
В древнем Китае считали, что на теле человека существуют точки, надавив на которые, можно избавиться от неприятных ощущений. А с вами это работает? Попробуйте!))©
image
Tuyan
3/25/2014, 7:33:09 PM
(~Vist @ 24.03.2014 - время: 20:36)
(Tuyan @ 17.01.2014 - время: 08:52)
Что бы добиться желаемого эффекта нужно массировать нужную точку 2-5 мин. Попробуйте))
Могу добавить, что "нужная" точка болезненна при нажатии, это место так же может быть уплотнено ... или как-то иначе отличатся от окружающих тканей, шероховатостью, припухлостью и тд. На схемах точки обозначены приблизительно по локализации, но эта "дискомфортность" при пальпации поможет найти точное место.

Спасибо за совет опытного форумчанина!;)
Tuyan
4/1/2014, 5:38:30 PM
Интересующихся тибетской медициной предлагаю пройти на этот сайт:

https://manhla.ru/
Tuyan
4/4/2014, 2:20:59 PM
Центр восточной медицины в Улан-Удэ, Бурятия
image
Tuyan
4/8/2014, 2:22:20 PM
Красный Гаруда
(тиб. khyung dmar po)

Красный Гаруда является просветленным Божеством и Идамом, практика которого предотвращает заболевания и проблемы, вызванные Нагами (хозяевами воды) и Сабдаками (хозяевами земли). Гневного вида, с лицом орла, тремя круглыми глазами и изогнутым клювом. На голове у него два рога, а над ними - развевающиеся каштановые волосы с золотыми прядями и драгоценный камень, взятый у Царя Нагов, украшающий макушку головы. В обеих руках и в клюве Гаруда сжимает корчащуюся змею. Украшен золотыми ожерельями и браслетами, нижняя часть тела закрыта зелеными перьями, а позади него распахнуты большие крылья. Твердо стоя на ногах, Гаруда попирает клубок из двенадцати змей поверх диска солнца и цветка лотоса. Гаруда стоит в окружении оранжевых и красных языков пламени, которые символизируют мудрость и энергию просветления. В Тантрическом Буддизме Гаруда - это Идам, через которого проявляются различные Будды для того, чтобы предотвратить вред и болезни, наносимые Нагами, Сабдаками и другими вредоносными силами. Но с точки зрения Буддийской философии, наихудшим ядом и наибольшей проблемой являются страсть, гнев и неведение.

В тибетской медицине «Гарудой-5» называют сложные рецепты, компоненты которых ассоциируются с сердцем, кровью, костями, мясом и жилами священной птицы.

На фото:Изображение и мандала Красного Гаруды.©
image
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.
Tuyan
4/8/2014, 2:27:15 PM
Нам кажется, что в Сансаре есть много привлекательного, но при более близком рассмотрении все это оказывается страданием. Рассмотрим человеческое тело. Целью выполнения практик этапа совершенствования низшей личности является обретение рождения в благих мирах, в том числе и в мире людей. Это рождение является очень трудно и редко достижимым. Казалось бы, получение человеческого тела есть счастье. Но, как мы знаем, оно является источником всевозможных страданий: человеческое тело подвержено болезням, его надо кормить, оно стареет и умирает. То, что казалось вначале счастьем, оказывается страданием. Также наши друзья и близкие — это источник счастья. Зачастую случается, что они становятся врагами. Очень быстро разбогатев, также быстро становятся нищими.

Достигая в жизни некоторого счастья, мы полагаем, что это прочное счастье, но когда на нас смотрят святые (обретшие свободу) архаты, то видят, что и счастье, и несчастье в Сансаре — все страдание.

Человек, накопивший большие богатства, должен бы быть счастлив, но он неспокоен, поскольку богатство надо охранять и приумножать. Постоянное беспокойство оборачивается для него большим страданием.

Достижения науки значительно облегчили человеческую жизнь. Благодаря им можно без больших усилий получать желаемое, избегая возможных страданий, но полностью от страданий избавиться невозможно. Научные достижения не могут создать для человека вечного счастья, совершенно избавив его от страданий.

Этот вид страдания говорит о том, что, в сущности, и счастье и страдание в Сансаре — одно и то же. Все дело в том, что сансарные существа принимают за счастье изменение состояния: например, переход от холода в жару. Но, по сути, нахождение в жаре не есть счастье, и мы это знаем из нашего жизненного опыта: пребывание в течение длительного времени в жаре вызывает страдания от жары, и появляется необходимость изменить это состояние. Это же можно сказать о любом состоянии, в котором мы можем находиться. Таким образом, нахождение в любом состоянии есть страдание, и поэтому мы вынуждены постоянно менять свое состояние — переходить из одного состояния в другое и, таким образом, создавать иллюзию счастья. Иначе, должно было бы найтись такое состояние, в котором можно было бы пребывать в блаженстве сколь угодно долго, но этого нет в Сансаре. Эта иллюзия и есть то, что называют сансарным счастьем (омраченным счастьем)©
image
Tuyan
11/10/2014, 3:39:48 PM
Объявление


Приглашаем на семинар по Тибетскому массажу Кунье.
«Основы Тибетской Медицины. Тибетское Масляное натирание КУ»

Тибетский массаж - один из самых приятных и расслабляющих массажей в мире. КуНье это подарок для современного человека. Он помогает сохранить высокий уровень энергии, здоровье, красоту и оказывает стойкий профилактический эффект, который позволяет нам стать более счастливыми в жизни. Не содержит силовых приемов, безопасен и очень эффективен.

ПРОГРАММА:
Теория: Знакомство с Тибетской Медициной(ТМ), Исторический обзор ТМ, Космология, Типология, Применение Масел, Геомантия.
Практика: Дыхательные практики, Масляный массаж (тибетский массаж КУ), Тибетский пилинг (мучное натирание).

Расписание: две 3х-часовые сессии в день с перерывом на обед. Для иногородних рассматривается вариант проживания (лучше заранее сообщить).

Проводит мастер тибетской внешней терапии, международный инструктор КуНье, Марина Иванова.

Дополнительная информация на сайте мастера https://kunye.ru/page/kurs-oil-massage.html
Запись на семинар https://vk.com/topic-2778142_30530582©
Tuyan
11/14/2014, 9:14:53 AM
«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МАНТРА ПРИВЛЕЧЕНИЯ УДАЧИ И ОТБРАСЫВАНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ».

В Тибетской Астрологии существует т.н. «Мандала Звуков». Суть которой заключается в том, что каждому градусу 12-ти Зодиакальных Созвездий соответствует определённый звук. Планеты (благоприятные и неблагоприятные), попадая в определённые Созвездия в момент рождения человека, активизируют соответствующие звуки этой Мандалы. И, тогда, мы получаем гороскоп человека, состоящий из набора благоприятных и неблагоприятных для него звуков. Используя данные показатели: человеку выбирают наиболее благоприятное для него имя, названия различных объектов показывают их благоприятность или не благоприятность для данного человека и т.п.

Но, самое важное, что на основе Мандалы Звуков и гороскопа человека составляется Индивидуальная Мантра. Сколько людей, сколько гороскопов, столько и мантр. Можно сказать, что так звучало Небо (Вселенная) в момент Вашего рождения. Это мантра на все случаи жизни, в любой период времени. Индивидуальная мантра приносит благословение Божеств и помощь Защитников. С помощью этой мантры Вам легче будет реализовать свои способности и решить поставленные жизнью задачи. Ваша индивидуальная мантра привлекает Удачу и отбрасывает препятствия, это Ваш лучший амулет, потому что он индивидуален и дарован Вам самой Природой в момент Вашего рождения!(с)
image
Tuyan
1/28/2015, 3:20:19 PM
«Атлас тибетской медицины» восстановили полностью

В Бурятии восстановили полный вариант «Атласа тибетской медицины» XVII века, считавшегося утерянным. В ближайшее время его презентуют в Улан-Удэ. Атлас признан одной из важнейших буддийских святынь России наравне со статуей Сандалового Будды и телом «нетленного старца» — Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова.

Улан-Удэ готовится к важнейшему культурному событию. Буддийская традиционная сангха России и общественный фонд «Жамсаран» презентуют полный вариант «Атласа тибетской медицины» — уникального памятника буддийской культуры, который в свое время считался утерянным. Бурятам удалось восстановить недостающие листы атласа, и теперь на территории России появился его полный вариант.

скрытый текст
Атлас был создан в конце XVII века учеными из монастыря Сэртог — крупнейшего центра тибетской медицины. Он представляет собой сборник иллюстраций к трактату «Голубой берилл». Этот трактат, в свою очередь, является сводом комментариев к фундаментальной книге «Чжуд-ши» («Четыре тантры»), по которой до сих пор учатся в монастырях эмчи-ламы — ламы-лекари.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Евгения Замогильная
буддолог, кандидат исторических наук:

— Автором трактата «Голубой берилл» был регент Тибета Деси Сангье Гьятцо. Для тибетцев этот человек — как для нас Михаил Васильевич Ломоносов, если не больше. Это крупнейший ученый-энциклопедист своего времени, который систематизировал накопленные медицинские знания. По его заказу и был изготовлен атлас. На каждом листе — от 7 до 180 иллюстраций. Всего их около 10 тысяч. И все без исключения согласовывались с ведущими эмчи-ламами, чтобы избежать ошибок. Труд по созданию иллюстраций занял 16 лет, атлас все время дополнялся. Первоначальный вариант включал всего 50 листов, потом их число выросло до 79. В XX веке появился 80-й лист, который содержал сведения о преемственности лам.

До XIX века «Атлас тибетской медицины» находился в монастыре Сэртог. Некоторые листы перерисовывались в связи с появлением новых медицинских знаний, некоторые обновлялись из-за ветхости, но основное правило оставалось неизменным: каждый лист существовал в единственном экземпляре. Снимать копии было запрещено.

Однако в конце позапрошлого века появился второй экземпляр атласа. И главным героем этой почти детективной истории был бурятский лама Агван Доржиев, один из семи учителей Далай-ламы XIII. По его заказу копия атласа все-таки была сделана, и ее тайно привезли в Бурятию. Атлас хранился в Ацагатском дацане, где обучали эмчи-лам.

В 30-е годы, когда советская власть начала активную борьбу с религиозными предрассудками, дацаны по всей Бурятии закрыли, а лам отправили в лагеря. В 1936-м, когда закрывали Ацагатский дацан, ламы решили спрятать атлас в тайнике. Однако известный бурятский историк, знаток буддизма Ж. Жабон, который в то время занимал должность инструктора Союза воинствующих безбожников, уговорил лам передать атлас в антирелигиозный музей, впоследствии переименованный в краеведческий. С тех пор бурятская копия атласа хранится в его запасниках.

Владимир Герасименко, востоковед, кандидат исторических наук:

— В прошлом году «Атлас тибетской медицины» экспонировался в Музее истории религии в Санкт-Петербурге и вызвал огромный интерес среди историков и специалистов по тибетскому буддизму. Это уникальный документ, из которого можно почерпнуть множество сведений этнографического характера, связанных с культурой и бытом тибетских монахов.


В 50–60-е годы XX века во время культурной революции китайские войска уничтожили большинство тибетских монастырей. Пострадал и монастырь Сэртог, где хранился оригинал «Атласа тибетской медицины». До начала 90-х в научном мире бытовало мнение, что он безвозвратно утерян. Однако в 1991 году его обнаружила в Лхасе Наталья Болсохоева, известный бурятский востоковед.

Азамат Галсанов, преподаватель истории:

— Фактически буряты дважды открыли миру «Атлас тибетской медицины». В первый раз — когда сохранили его самую полную копию, и во второй — когда нашли оригинал, про который все думали, что он утрачен навсегда. Отдельные иллюстрации, несмотря на запреты, копировали на протяжении всей истории его существования — это было необходимо для обучения лекарей. Однако восстановление их полного свода — заслуга бурятских ученых.


До недавнего времени бурятский экземпляр «Атласа тибетской медицины» включал 76 листов. Изначально их было 77 — именно с этого варианта сняли копию, которую тайно вывезли в Бурятию в конце XIX века. Однако за годы хранения в краеведческом музее один лист был утерян. Таким образом, чтобы восстановить полную версию атласа, совпадающую с тибетской, необходимо было дополнить бурятский экземпляр четырьмя листами. Совместными усилиями буддийской сангхи и общественной организации «Жамсаран» была проделана работа по изготовлению точнейших копий недостающих четырех листов. Они были сделаны с тибетского оригинала. В ближайшее время в Улан-Удэ будет презентован полный вариант атласа.©

image
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.
Tuyan
1/28/2015, 3:22:12 PM
Видео об Атласе тибетской медицины (кратко)


Tuyan
1/28/2015, 3:24:02 PM
Документальный фильм о тибетской медицине


Tuyan
4/19/2015, 11:44:58 AM
Цивилизация Тибета, наука Тибета развивалась в течение многих тысячелетий. Культура Тибета пронизывает исторические пласты на многие века. Тибет пережил периоды и прогресса, и регресса, но источники знания остались без изменений, и находят своё подтверждение с открытиями в современной науке.

Лечение в тибетской медицине направлено на поддержание гомеостаза организма человека, и многие заболевания являются последствиями его нарушения в организме человека, за исключением травм, ранений и несчастных случаев.
Справка: Гомеоста́з (др.-греч.- одинаковый, подобный, стояние, неподвижность) — саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций. Википедия.

Так, в тибетской медицине выделяют конституции Ветер, Желчь, Слизь. Для жителя России трудно оперировать в своём сознании такими понятиями, ведь он привык к западной, или «традиционной» медицине.
скрытый текст


Попробуем дать разъяснения:

В западной «традиционной» медицине принято выделять три типа телосложения: астенический (тонкокостный), нормостенический (нормокостньй), гиперстенический (ширококостный). Некоторые анатомы выделяют четвёртый тип – пикнический. Иногда таких людей называют эндоморфами. Они отличаются повышенным содержанием подкожного жира. Таким образом, можно провести аналогии между конституцией ветер и астеническим типом телосложения, конституцией желчь и гиперстеническим типом, конституцией слизь и пикническим типом. Нормостенический тип является идеальным сочетанием и выражает равновесие между тремя конституциями в тибетской медицине – Слизи, Желчи и Ветра.

Таким же образом проводим аналогии между конституциями и психотипами: астеник-Ветер-сангвиник, гиперстеник-Желчь-холерик, пикнотик-Слизь-флегматик. Меланхолик является пограничным состоянием между психическим здоровьем и психическим заболеванием. Меланхолия в тибетской медицине является состоянием, требующим лечения.

Человек изначально социален, живёт и развивается в социуме, и, подчиняясь требованиям социума, развивает в себе определённую конституцию.

Если рассматривать ограниченные социумы, то можно найти подтверждение того, как вид деятельности влияет на конституцию. Например, в военно-воздушных силах лётчик-истребитель – это человек в основном астенического телосложения, психотип-сангвиник, человек, способный быстро принимать правильные решения, стремительный в движениях, и, стремясь и достигая совершенства в своей профессии, он всё больше развивается по конституционному типу Ветер.

В десантно-штурмовых группах преобладает конституционный тип-Желчь. Это люди гиперстенического типа телосложения, психотип-холерики, способные молниеносно принимать решения, но не всегда верные, уверенные в своих силах, и, зачастую своей уверенностью подавляющие очаги сопротивления.

В командном составе преобладают люди полные, пикнотического типа сложения, по характеру флегматики, способные сохранять спокойствие и принимать взвешенные и обдуманные решения в экстремальных ситуациях, способные заниматься решением многоступенчатых задач со множеством неизвестных. Они соответствуют конституционному типу Слизь.

Таким образом, зная род занятий человека, можно правильно подобрать лечение. Человек, развивая одну из трёх составляющих, вызывает возмущение двух остальных, создавая дисгармонию в своём организме. Дисгармония трёх составляющих способствует переходу заболеваний, характерных для конституционных типов в разряд хронических. А хронические заболевания мешают человеку радоваться, приводят к меланхолии и к развитию других заболеваний.

Так, конституционному типу Ветер, для сохранения здоровья, необходимо тепло, покой, решение логических задач.

Для конституционного типа Слизь просто необходимы подвижный образ жизни, активный отдых в тёплом климате.

Для Желчи необходимы релаксирующие процедуры, решение логических задач.

Переходы конституционных типов можно рассмотреть на примере одного человека.

Так, человек в раннем детстве пухлый, осторожно познаёт окружающий мир, боится холода, сырости, т.е соответствует конституции Слизь.

Подрастая, ребёнок становится худеньким, подвижным, очень любознательным, соответствует конституции Ветер. В юности человек стремится познать весь мир, часто свершает безрассудные поступки, испытывает чувство первой любви, близок к умопомешательству. В юности многие холерики, соответствуют конституции Ветер, по типу астеники. Набирая жизненный опыт, стабильность, человек становится плотным, сильным, уверенным в себе, болезненно воспринимает критику в свой адрес, то есть становится соответствующим конституции Желчь, по психотипу холериком.

Далее человек, достигнув своих высот, добившись успеха в жизни, становится вдумчивым, принимает взвешенные решения, и, соответственно, когда малоподвижный образ жизни способствует набору лишнего веса, человек переходит в конституцию Слизь, и по психотипу становится флегматиком.

Далее наступает старость, разрушение гармонии всех трёх составляющих, перегорают страсти и желания, все жизненные силы на исходе, но нервная система работает дольше всех, и в старости в основном преобладает конституция Ветер и заболевания, характерные для Ветра.

Нужно учитывать, что вышеприведенное является только условной моделью, и довольно грубой, обобщённо отражающей процессы, происходящие в организме человека. Данные процессы настолько сложны и взаимосвязаны, что для их изучения нужно обращаться к тайнам древней тибетской медицины, которая рассматривает человеческий организм как единую сложносочинённую и сложноподчинённую систему.(с)