Атеизм в искусстве
Брусника
Мастер
2/5/2013, 8:57:29 PM
Навеяно цитатой из топика на форуме «Христианство».
(Anenerbe)
Да когда один монах отдает кони, другие, скорее начинают копошиться в его пожитках. Что бы урвать чего-нибудь ценное. Была такая картина. Не помню названия.
Религию в искусстве мы видим практически всегда с красивой и положительной стороны. Вернее не видим, а нам показывают. Но, в запасниках музеев и в частных коллекциях хранится много произведений несколько иного содержания, зачастую обличающие служителей церкви в поступках, несоответствующих их должным деяниям. И в современном искусстве немало художников, творящих на атеистические темы. Интересно послушать мнения форумчан. Насколько объективны были (есть) авторы этих произведений на момент их создания. И насколько они отражали (отражают) действительность в тот (нынешний) момент.
Вот пример, относительно вышеизложенной цитаты. И в догонку, еще одно яркое произведение В. Г. Перова:
Василий Григорьевич Перов
1. "Дележ наследства в монастыре. Смерть монаха" 1868 г., бумага, карандаш.
(Государственная Третьяковская Галерея)
"...Ночь. Монашеская келья. На постели умирающий, а может быть, уже покойный монах. По стенам ползут какие-то неясные, зловещие тени от свечей, которые держат в руках монахи. Они рыщут по келье, взламывают сундуки, роются в вещах - торопятся ограбить своего «брата во Христе». А настанет утро - и эти же монахи будут благолепно стоять у гроба и лицемерно петь «вечную память» покойнику".
"...В большом монастырском зале - трапезной - идет пир: за длинным столом, уставленным винами и яствами, сидят монахи, вероятно, справляют поминки после похорон какого-нибудь богатого купца. По стенам - иконы, в углу распятие, перед ним горят свечи. Все пьяны. Несут всё новые блюда, откупоривают новые бутылки с винами, а на полу сидит голодная женщина с детьми и просит милостыню. В окна вливаются лучи солнца, и в свете этих лучей еще отвратительнее выглядит вся эта монашеская братия".ТПХВ
Предлагаю выкладывать сюда произведения атеистического характера, разных времен и разных направлений, будь то живопись, графика, фотография, скульптура, частушки и пр.
(Anenerbe)
Да когда один монах отдает кони, другие, скорее начинают копошиться в его пожитках. Что бы урвать чего-нибудь ценное. Была такая картина. Не помню названия.
Религию в искусстве мы видим практически всегда с красивой и положительной стороны. Вернее не видим, а нам показывают. Но, в запасниках музеев и в частных коллекциях хранится много произведений несколько иного содержания, зачастую обличающие служителей церкви в поступках, несоответствующих их должным деяниям. И в современном искусстве немало художников, творящих на атеистические темы. Интересно послушать мнения форумчан. Насколько объективны были (есть) авторы этих произведений на момент их создания. И насколько они отражали (отражают) действительность в тот (нынешний) момент.
Вот пример, относительно вышеизложенной цитаты. И в догонку, еще одно яркое произведение В. Г. Перова:
Василий Григорьевич Перов
1. "Дележ наследства в монастыре. Смерть монаха" 1868 г., бумага, карандаш.
(Государственная Третьяковская Галерея)
"...Ночь. Монашеская келья. На постели умирающий, а может быть, уже покойный монах. По стенам ползут какие-то неясные, зловещие тени от свечей, которые держат в руках монахи. Они рыщут по келье, взламывают сундуки, роются в вещах - торопятся ограбить своего «брата во Христе». А настанет утро - и эти же монахи будут благолепно стоять у гроба и лицемерно петь «вечную память» покойнику".
"...В большом монастырском зале - трапезной - идет пир: за длинным столом, уставленным винами и яствами, сидят монахи, вероятно, справляют поминки после похорон какого-нибудь богатого купца. По стенам - иконы, в углу распятие, перед ним горят свечи. Все пьяны. Несут всё новые блюда, откупоривают новые бутылки с винами, а на полу сидит голодная женщина с детьми и просит милостыню. В окна вливаются лучи солнца, и в свете этих лучей еще отвратительнее выглядит вся эта монашеская братия".ТПХВ
Предлагаю выкладывать сюда произведения атеистического характера, разных времен и разных направлений, будь то живопись, графика, фотография, скульптура, частушки и пр.
Irochka117
Мастер
2/6/2013, 12:18:13 AM
"Чаепитие в Мытищах близ Москвы" Василия Григорьевича Перова
Выкладывать не буду, поскольку она всем известна по школным учебникам советского времени.
Эта картина - отличная иллюстрация причин потери авторитета РПЦ и гибели Российской империи. Православие, самодержавие, народность - отличный лозунг, но слова проиграли ежедневной обыденности
Выкладывать не буду, поскольку она всем известна по школным учебникам советского времени.
Эта картина - отличная иллюстрация причин потери авторитета РПЦ и гибели Российской империи. Православие, самодержавие, народность - отличный лозунг, но слова проиграли ежедневной обыденности
Эрэктус
Акула пера
2/6/2013, 12:52:21 AM
Думаю, что эта тема не сколько про атеизм, сколько про людей.
Людей, которые вроде как должны быть моральными и этическими маяками для человечества, а на поверку оказываются обычными человеками.
В искусстве я не очень понимаю, но вот картинка такая:
Людей, которые вроде как должны быть моральными и этическими маяками для человечества, а на поверку оказываются обычными человеками.
В искусстве я не очень понимаю, но вот картинка такая:
Брусника
Мастер
2/6/2013, 1:59:10 PM
Прочитала тут статью Китти Оболенской "Соборно-духовное будущее". Ознакомиться
Вот уж действительно причудливое видение.
Но, как говорится: "В каждой шутке, всего лишь доля шутки".
И неизвестно, каким будет влияние Московского Патриархата в области культуры.
Николай Зиновьев. "Смерть атеиста" (Больной художник). 1974. Пластина. Палех.
Государственный музей палехского искусства
Вот уж действительно причудливое видение.
Но, как говорится: "В каждой шутке, всего лишь доля шутки".
И неизвестно, каким будет влияние Московского Патриархата в области культуры.
Николай Зиновьев. "Смерть атеиста" (Больной художник). 1974. Пластина. Палех.
Государственный музей палехского искусства
Балбес2009
Мастер
2/6/2013, 3:47:08 PM
А вот вообще картина из жизни села. Но под тематику вроде подходит, да ещё и с собственной историей.
Замечательные документы хранят архивы.
Вот письмо, подшитое в папку казенных донесений III Отделения от 16 июня 1872 г.:
"Переслать г.м. Слезкину.
Вот фотография, продающаяся на Московской выставке, с изображением пьяных священника и дьякона (этот валяется на полу) во время крестного хода. Мне привезла ее из Москвы игум. Митрофания (бар. Розен).
Весь твой Д. Толстой.
16 июня 1872 г."
Для справочки:
Слезкин - генерал-майор, начальник Московского жандармского управления.
Дмитрий Толстой - министр народного просвещения России!
На его сигнал целых девять дней собираются сведения: где, когда, кто сфотографировал и распространил?
По счастью, история сохранила цветной оригинал этого "возмутительного фото".
Хотите взглянуть?
(с) не мой.
Замечательные документы хранят архивы.
Вот письмо, подшитое в папку казенных донесений III Отделения от 16 июня 1872 г.:
"Переслать г.м. Слезкину.
Вот фотография, продающаяся на Московской выставке, с изображением пьяных священника и дьякона (этот валяется на полу) во время крестного хода. Мне привезла ее из Москвы игум. Митрофания (бар. Розен).
Весь твой Д. Толстой.
16 июня 1872 г."
Для справочки:
Слезкин - генерал-майор, начальник Московского жандармского управления.
Дмитрий Толстой - министр народного просвещения России!
На его сигнал целых девять дней собираются сведения: где, когда, кто сфотографировал и распространил?
По счастью, история сохранила цветной оригинал этого "возмутительного фото".
Хотите взглянуть?
(с) не мой.
Брусника
Мастер
2/6/2013, 4:58:18 PM
(Балбес2009)
А вот вообще картина из жизни села. Но под тематику вроде подходит, да ещё и с собственной историей.
Да. Под тематику подходит. ))
Кстати, это произведение того же Перова Василия Григорьевича.
"Сельский крестный ход на Пасхе". 1861 Холст, масло. (Государственная Третьяковская Галерея)
Есть еще вариант этого сюжета. Только в акварели.
"Сельский крестный ход на Пасхе". 1862 Картон, акварель, позолота.
(Государственный Музей Изобразительных Искусств им. Пушкина)
"...Крестный ход в пасхальную ночь –– торжественное шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Под непрерывный звон колоколов люди идут вокруг храма; передние несут фонарь, за ним –– запрестольный крест и запрестольный образ Божией матери. Дальше –– дьяконы с кадильницами и свечами, за дьяконами священники с иконой Воскресения и Евангелием. Когда колокольный звон прекращается, прихожане пением славят Христа, входят в церковь, и священник начинает Великую Пасхальную службу. Но у Перова в картине «Сельский крестный ход» священник и паства пьяные вдрызг. Они идут к церкви, по пути останавливаясь у крестьянских домов, где принимают очередную порцию праздничного угощения, и уже вряд ли соображают, куда и зачем им надо идти. Мужичок держит перевернутую икону, у молодой крестьянки безобразно спущены онучи, другая крестьянка отливает холодной водой пьяного мужа, батюшка с притчем «наотмечались» так, что не могут сойти с крыльца…" отсюда
А вот вообще картина из жизни села. Но под тематику вроде подходит, да ещё и с собственной историей.
Да. Под тематику подходит. ))
Кстати, это произведение того же Перова Василия Григорьевича.
"Сельский крестный ход на Пасхе". 1861 Холст, масло. (Государственная Третьяковская Галерея)
Есть еще вариант этого сюжета. Только в акварели.
"Сельский крестный ход на Пасхе". 1862 Картон, акварель, позолота.
(Государственный Музей Изобразительных Искусств им. Пушкина)
"...Крестный ход в пасхальную ночь –– торжественное шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Под непрерывный звон колоколов люди идут вокруг храма; передние несут фонарь, за ним –– запрестольный крест и запрестольный образ Божией матери. Дальше –– дьяконы с кадильницами и свечами, за дьяконами священники с иконой Воскресения и Евангелием. Когда колокольный звон прекращается, прихожане пением славят Христа, входят в церковь, и священник начинает Великую Пасхальную службу. Но у Перова в картине «Сельский крестный ход» священник и паства пьяные вдрызг. Они идут к церкви, по пути останавливаясь у крестьянских домов, где принимают очередную порцию праздничного угощения, и уже вряд ли соображают, куда и зачем им надо идти. Мужичок держит перевернутую икону, у молодой крестьянки безобразно спущены онучи, другая крестьянка отливает холодной водой пьяного мужа, батюшка с притчем «наотмечались» так, что не могут сойти с крыльца…" отсюда
Реланиум
Удален 2/6/2013, 5:27:36 PM
(Брусника @ 05.02.2013 - время: 16:57)
Правда от современников или их вымыслы? (с)
Василий Григорьевич Перов
1. "Дележ наследства в монастыре. Смерть монаха" 1868 г., бумага, карандаш.
Правда от современников или их вымыслы? (с)
Реланиум
Удален 2/6/2013, 5:32:47 PM
(Эрэктус @ 05.02.2013 - время: 20:52)
Прикольная картинка :)
Я, кстати, хотел на подфоруме "галерея христианства" тему создать по названию одной известной книги "когда Бог смеется".
Как раз о таких вот забавных картинках. Только руки не дошли.
надо будет воплотить.
В искусстве я не очень понимаю, но вот картинка такая:
Прикольная картинка :)
Я, кстати, хотел на подфоруме "галерея христианства" тему создать по названию одной известной книги "когда Бог смеется".
Как раз о таких вот забавных картинках. Только руки не дошли.
надо будет воплотить.
Брусника
Мастер
2/6/2013, 5:54:33 PM
(Реланиум )
Правда от современников или их вымыслы? (с)
По моему разумению, в данных произведениях В. Г. Перова отображена правда.
Даже Ф. М. Достоевский неожиданно отреагировал на картину "Сельский крестный ход на пасху": "«У Перова почти все правда, та художественная правда, которая дается истинному таланту».
Сам-то как считаешь?
Правда от современников или их вымыслы? (с)
По моему разумению, в данных произведениях В. Г. Перова отображена правда.
Даже Ф. М. Достоевский неожиданно отреагировал на картину "Сельский крестный ход на пасху": "«У Перова почти все правда, та художественная правда, которая дается истинному таланту».
Сам-то как считаешь?
srg2003
supermoderator
2/6/2013, 9:47:57 PM
(Брусника @ 06.02.2013 - время: 13:54)
в 1 и 2 картине имхо художественный вымысел, первая абсолютно нелогична- зачем провожать нищенку с детьми в трапезную, где идет какой-то праздник, если их не кормить, да и проще вынести еду на паперть, где обычно собираются просящие.
Про дележ наследства тоже ерунда полная, кто и каким имуществом может пользоваться не монахи решают, а настоятель, у него по уставу единоначалие.
То, что священник может выпить это возможно, алкоголики встречаются увы в любом сословии и профессии, но экстраполировать это на всю профессию, это как минимум некорректно
По моему разумению, в данных произведениях В. Г. Перова отображена правда.
Даже Ф. М. Достоевский неожиданно отреагировал на картину "Сельский крестный ход на пасху": "«У Перова почти все правда, та художественная правда, которая дается истинному таланту».
в 1 и 2 картине имхо художественный вымысел, первая абсолютно нелогична- зачем провожать нищенку с детьми в трапезную, где идет какой-то праздник, если их не кормить, да и проще вынести еду на паперть, где обычно собираются просящие.
Про дележ наследства тоже ерунда полная, кто и каким имуществом может пользоваться не монахи решают, а настоятель, у него по уставу единоначалие.
То, что священник может выпить это возможно, алкоголики встречаются увы в любом сословии и профессии, но экстраполировать это на всю профессию, это как минимум некорректно
Реланиум
Удален 2/7/2013, 1:07:09 AM
(Брусника @ 06.02.2013 - время: 13:54)
Это не про "Сельский крестный ход", это про "Проповедь на селе".
""Проповедь в селе" г-на Перова отличается очаровательною наивностью. Тут почти все правда, та художественная правда, которая дается только истинному таланту: и мужики, и бабы, и заснувший помещик, и ясное небо, и крестный ход, и ребятишки."
Я считаю, что это художественный вымысел.
У Достоевского тоже есть такой художественный вымысел в "Братьях Карамазовых", когда после смерти старца Зосимы часть братии обрадовалась тому, что от тела быстро дух пошел, и злорадствовала над этим.
<span class="quoteclass"> (Реланиум )Правда от современников или их вымыслы? (с)
По моему разумению, в данных произведениях В. Г. Перова отображена правда.
Даже Ф. М. Достоевский неожиданно отреагировал на картину "Сельский крестный ход на пасху": "«У Перова почти все правда, та художественная правда, которая дается истинному таланту».
Сам-то как считаешь?
Это не про "Сельский крестный ход", это про "Проповедь на селе".
""Проповедь в селе" г-на Перова отличается очаровательною наивностью. Тут почти все правда, та художественная правда, которая дается только истинному таланту: и мужики, и бабы, и заснувший помещик, и ясное небо, и крестный ход, и ребятишки."
Я считаю, что это художественный вымысел.
У Достоевского тоже есть такой художественный вымысел в "Братьях Карамазовых", когда после смерти старца Зосимы часть братии обрадовалась тому, что от тела быстро дух пошел, и злорадствовала над этим.
Брусника
Мастер
2/7/2013, 3:25:38 AM
(Реланиум)
Это не про "Сельский крестный ход", это про "Проповедь на селе".
""Проповедь в селе" г-на Перова отличается очаровательною наивностью. Тут почти все правда, та художественная правда, которая дается только истинному таланту: и мужики, и бабы, и заснувший помещик, и ясное небо, и крестный ход, и ребятишки."
Немного не так.
Ты привел цитату из статьи "Выставка в Академии художеств за 1860-1861 год".
В этой фразе есть две части.
Первая относится непосредственно к картине "Проповедь в селе".
Вторая часть обобщает творчество художника.
Если ты внимательно посмотришь на эту картину, ты не увидишь там ясного неба и крестного хода.
Да и с бабами в картине напряжно.
Я не имела в виду цитату, которую представил ты, а ту которую представила я.
Она фигурирует просто в заметках Достоевского.
И уже спустя год после выставки в Академии художеств.
Именно через год (в 1862г.) Перов воплотил свой план по экспонированию "Сельского крестного хода".
Это не про "Сельский крестный ход", это про "Проповедь на селе".
""Проповедь в селе" г-на Перова отличается очаровательною наивностью. Тут почти все правда, та художественная правда, которая дается только истинному таланту: и мужики, и бабы, и заснувший помещик, и ясное небо, и крестный ход, и ребятишки."
Немного не так.
Ты привел цитату из статьи "Выставка в Академии художеств за 1860-1861 год".
В этой фразе есть две части.
Первая относится непосредственно к картине "Проповедь в селе".
Вторая часть обобщает творчество художника.
Если ты внимательно посмотришь на эту картину, ты не увидишь там ясного неба и крестного хода.
Да и с бабами в картине напряжно.
Я не имела в виду цитату, которую представил ты, а ту которую представила я.
Она фигурирует просто в заметках Достоевского.
И уже спустя год после выставки в Академии художеств.
Именно через год (в 1862г.) Перов воплотил свой план по экспонированию "Сельского крестного хода".
Брусника
Мастер
2/7/2013, 3:33:06 AM
(srg2003)
в 1 и 2 картине имхо художественный вымысел...
Здравствуй, Сережа.
в 1 и 2 картине имхо художественный вымысел...
Здравствуй, Сережа.
srg2003
supermoderator
2/7/2013, 5:27:54 AM
(Брусника @ 06.02.2013 - время: 23:33)
И Вам здравия)))
Здравствуй, Сережа.
И Вам здравия)))
Брусника
Мастер
2/8/2013, 12:01:03 AM
(srg2003)
в 1 и 2 картине имхо художественный вымысел
Хорошо.
Каков будет твой анализ третьего произведения, представленного Эрэктусом?
в 1 и 2 картине имхо художественный вымысел
Хорошо.
Каков будет твой анализ третьего произведения, представленного Эрэктусом?
srg2003
supermoderator
2/8/2013, 12:51:49 AM
(Брусника @ 07.02.2013 - время: 20:01)
какого именно? "Ной жив"? или "Сельский крестный ход"? ))
Хорошо.
Каков будет твой анализ третьего произведения, представленного Эрэктусом?
какого именно? "Ной жив"? или "Сельский крестный ход"? ))
Брусника
Мастер
2/8/2013, 1:58:48 AM
(srg2003)
какого именно? "Ной жив"? или "Сельский крестный ход"? ))
Сережа, будь внимательнее.
(Брусника)
Каков будет твой анализ третьего произведения, представленного Эрэктусом?
какого именно? "Ной жив"? или "Сельский крестный ход"? ))
Сережа, будь внимательнее.
(Брусника)
Каков будет твой анализ третьего произведения, представленного Эрэктусом?
srg2003
supermoderator
2/8/2013, 5:31:27 PM
Брусника
Сережа, будь внимательнее.
(Брусника)
Каков будет твой анализ третьего произведения, представленного Эрэктусом?
спасиб
безобидная каррикатура на поклонников "Кино"
Сережа, будь внимательнее.
(Брусника)
Каков будет твой анализ третьего произведения, представленного Эрэктусом?
спасиб
безобидная каррикатура на поклонников "Кино"
iich
Акула пера
2/4/2017, 5:53:02 PM
Соглашусь, это скорее не атеизм в искусстве, а "к вопросу о морали и нравственности священнослужителей и церковных обрядах".
"Атеистическое искусство" вообще-то странный термин. Искусство безверия в богов? Рисунок трилобита или обезьяны, становящейся человекообразной? ))) Мне в голову приходят карикатуры Бидструпа и Эффеля...
"Атеистическое искусство" вообще-то странный термин. Искусство безверия в богов? Рисунок трилобита или обезьяны, становящейся человекообразной? ))) Мне в голову приходят карикатуры Бидструпа и Эффеля...