Алекс ван Вармердам

НЭПmen
НЭПmen
Грандмастер
8/2/2015, 12:07:30 PM
Алекс ван Вармердам
Alex van Warmerdam
Alexander Lucas Maria van Warmerdam

БИОГРАФИЯ
скрытый текст
Родился 14 агуста 1952 года в Харлеме, Нидерланды.

Получил профессиональное образование художника, писал пьесы.

Вармердам - основатель голландской театральной труппы "Hauser Orkater".

С 1986 года - режиссер-постановщик игровых фильмов. Сценарист и исполнитель главных ролей в своих фильмах.

Алекс ван Вармердам - культовая фигура не только в Голландии, но и далеко за ее пределами. Фильмы режиссера - это черные комедии,
которые полны ассоциативного ряда, эксцентрики, преувеличений, алогичности и размеренности, буффонады и первобытных инстинктов. Вармердам создал свой, особенный мир, в который одновременно любопытно и боязно заглядывать.(С)

Первым фильмом Вармердама стал "Авель" (1986), о 32-летнем парне-"ребенке", запертом в помещении и не знающем, что происходит во внешнем мире. Абсурдистская комедия наполнена кафкианским эротизмом, сдержанным юмором.
Прозрачной и нереальной атмосферой веет от комедии Алекса ван Вармердама "Северные" (1992). История платья, которое переходит от одной хозяйки к другой - такая необычная сюжетная линия предлагается режиссером в фильме "Платье" (1996), на заданный сюжет накладывается комедийный и ироничный пласт событий и людей.
Следующие комедии голландского режиссера продолжают линию рассказов о бедных, маленьких, отвратительных и добрых людях:
"Маленький Тони" (1998), "Новые сказки братьев Гримм" (2003),
"Официант" (2006).
За 20 лет Алекс ван Вардемар поставил всего лишь 5 фильмов. Кинокритики называют его "голландским Дэвидом Линчем без мистики" и "голландским Феллини навыворот". Они правы и неправы одновременно. Вардермара нельзя втиснуть ни в какие рамки и определения, он наследует великих предшественников, однако способ кинорассказа Алекса ван Вардемара личностный, яркий и своеобычный.(С)
image
Всего фото в этом сете: 9. Нажмите для просмотра.
НЭПmen
НЭПmen
Грандмастер
8/3/2015, 10:06:35 PM
Алекс Ван Вармердам: "Я хотел показать зло через ненормальное поведение нормальных людей"
Алекс Ван Вармердам, автор фильма Borgman, представленного в Основной конкурсной программе, в окружении всех актеров фильма, встретился в это воскресенье с журналистами после организованного для прессы показа. Перед вами - отрывки пресс-конференции.
Алекс Ван Вармердам о том, с чего начался фильм:
Я прочитал критический анализ произведений Маркиза де Сада. И, кроме того, у каждого человека в голове полно тайных вещей, и я решил черпать из этого колодца. Обычно я начинаю снимать с первой сцены. Я не пишу синопсис заранее. На этой стадии я никогда не знаю, как будут дальше продолжаться съемки.
Алекс Ван Вармердам о смысле фильма Borgman:Я всегда стараюсь не предавать своим фильмам какого-то конкретного смысла. Мне больше импонирует, когда зрители сами решают, о чем фильм. Borgman может быть воспринят как критика западного общества, в котором мы живем, но это не было моей первоначальной целью. Я скорее хотел показать зло через ненормальное поведение нормальных людей, обычных людей, которых можно встретить на каждом шагу. Есть люди, которые становятся легче с возрастом. Я же становлюсь более злым. Не знаю, может, мой фильм тоже получился слишком злым!
Алекс Ван Вармердам о декорах фильма:Когда я пишу, я немедленно представляю, какой будет в общем мизансцена, и обычно стараюсь следовать этой идее. Не люблю, когда все меняется уже после того, как была выстроена мизансцена, для меня важнее воссоздать то, что возникло в моем воображении с самого начала. Именно таким образом был просторен дом и разбит сад.
Алекс Ван Вармердам о сценарии фильма Borgman:Сценарий был гораздо длиннее самого фильма. Мы убрали комичные сцены, чтобы придать фильму большую выразительность, а также все, что не добавляло смысла истории. Это первый фильм, в котором есть сцены, снятые движущейся камерой, хотя обычно это полностью противоречит моим самым глубоким убеждениям.

(С)
«Возмутитель спокойствия» 2013 / Мистический артхаус голландца Алекса ван Вармердама / Трейлер


НЭПmen
НЭПmen
Грандмастер
8/4/2015, 11:29:24 AM
Шнайдер против Бакса Schneider vs. Bax
год 2015
страна Нидерланды
режиссер Алекс ван Вармердам
сценарий Алекс ван Вармердам
продюсер Марк ван Вармердам, Эвридика Гизель, Берри ван Цвитен
оператор Том Эрисман
жанр триллер, комедия
бюджет €3 000 000
премьера (мир) 28 мая 2015, ...
премьера (РФ) 26 ноября 2015, «Русский Репортаж»
В главных ролях:
Том Де Виспеларе
Алекс ван Вармердам
Мария Краакман
Гене Бервутс
Аннет Мальэрб

Шнайдер — наемный убийца-профессионал. Даже в день своего рождения он обязан подчиниться заказчику, некоему Мертенсу, и ликвидировать Рамона Бакса, писателя, живущего в домишке на берегу озера, окруженного болотами. Киллеру приходится спешить — ведь дома его ждет праздничный обед в кругу семьи. Однако в этот день все идет наперекосяк. Непредвиденные обстоятельства то и дело возникают на пути Шнайдера, отодвигая исход операции. Он нервничает и не догадывается, что его жертва на самом деле тоже профессиональный гангстер, у которого он, Шнайдер, на мушке…Кинопоиск

image
НЭПmen
НЭПmen
Грандмастер
12/5/2015, 5:45:53 PM
Абель
Abel
год 1986
страна Нидерланды
режиссер Алекс ван Вармердам
сценарий Отакар Воточек, Франс Вайз, Алекс ван Вармердам
продюсер Лоренс Гилс, Дик Мас, Роберт Свааб
оператор Марк Фелперлан
композитор Винсент ван Вармердам
художник Гарри Аммерлан, Патриция Лим, Леони Полак
монтаж Ханс ван Донген
жанр комедия, ...
В главных ролях:

Алекс ван Вармердам
Анри Гарсен
Ольга Зёдерхук
Аннет Мальэрб
Лоес Лука
Аренд Ян Хеерма ван Восс
Антон Котхёйс
Пир Маскини
Эльмар Шипхорст
Марк ван Вармердам
32-летний Абель последние лет десять на улицу не выходил ни разу. Он вместе со своими родителями обитает в полумраке своего дома, охотясь за мухами с ножницами в руках. Отец делает всё, чтобы вытащить его из дома. Психиатр, магнитизёр, девушка из театрального общества — ничто не помогает. Когда Абель и мать покупают телевизор, для отца это последняя капля. В результате семейного скандала Абель оказывается на улице…
chuch Кино театр абсурда
скрытый текст
Первый и уже замечательный фильм ван Вармердама. Как и в большинстве своих фильмов он играет главную роль. Как и в большинстве его фильмов тут же играет и его жена Аннет Мальэрб. Алекс ван Вармердам был одним из основателей театральной труппы Hauser Orkater, которая позднее стала музыкально-театральной группой Hauser Orkater. В 1980 г. Алекс ван Вармердам вместе со своим братом Марком основал театральную труппу De Mexicaanse Hond («Мексиканский пес»). С этим названием театр выступает с 1989 г. Ван Вармердам поставил свой первый фильм «Абель» (Abel) в 1986 г. Отсюда и явные параллели с постановкой самого фильма. На лицо замечательная театральность сцен и декораций. Это как нельзя лучше вписывается в общую картину абсурдизма происходящего.

В «Абеле», как бы проходит несколько смысловых параллелей, по воле абсурдизма пересекающихся и сливающихся в замкнутую цепь. Естественно просматривается главная нить театра абсурда — отрешённость человека от общества, которое поглощает и уничтожает личность человека. Но если скажем в «Носороге» Ионеско главный герой выпадает из этого общества став отщепенцем, то в фильме нидерландца герой сливается с системой, но оставаясь при этом как бы в защищённом от внешнего мира пузыре. Конечно на то воля случая и он бы погиб, если бы не встретил женщину, которая фактически заменила ему материнскую любовь. И тут накатывает следующий пласт.

Интереснейшая интерпретация теории «власти отца», из-под которой юноша, чтобы стать мужчиной, обязательно должен вырваться, разорвав её. Но вод ведь как получается, что порвав с отцовской властью, по ван Вармердаму куда сложнее порвать с власть материнской. Причём не просто властью женского влияния, а архетипичной, коренящейся в глубоком подсознании.

И ещё один пласт параллельно сюжетно сливающийся с происходящем в фильме — это власть вещей над человеком, подтверждающих полный абсурд бытия.

Фильм наполнен огромным количеством символов, которые можно как то толковать, хотя если посмотреть на теорию театра абсурда, то вполне может быть что это не имеет смысла.

В общем кино на любителя кино. Ван Вармердам — талантлив и это невозможно отрицать. Уверен, что каждый найдёт для себя, что то своё отличное от видения остальных, всё равно как рассматривая полотна Шагала.

image
НЭПmen
НЭПmen
Грандмастер
12/7/2015, 1:10:45 PM
Северяне
De noorderlingen
год 1992
страна Нидерланды
режиссер Алекс ван Вармердам
сценарий Алекс ван Вармердам
продюсер Лоренс Гилс, Дик Мас
оператор Марк Фелперлан
композитор Винсент ван Вармердам
художник Рикке Йельер, Альфред Шааф, Леони Полак, ...
монтаж Рене Вигманс
жанр комедия, ...
В главных ролях:

Як Воутерсе
Аннет Мальэрб
Рудольф Люсиер
Лоес Ваутерсон
Леонард Люсиер
Алекс ван Вармердам
Верле Доббеларе
Дари Соме
Тео ван Гог
Жак Коммандёр
История о том, как обычная деревенька в голландской глуши превратилась в настоящий сумасшедший дом, где каждый сходит с ума по-своему. Абсурдистская деревушка, невелика — в ней всего одна улица, но зато какие колоритные персонажи ее населяют! Страсти там кипят нешуточные, и это не может не приводить к различным смешным ситуациям. В курсе всех проблем местного населения — любопытный почтальон, который не может отказать себе в удовольствии почитать чужие письма.
image
НЭПmen
НЭПmen
Грандмастер
12/9/2015, 10:18:38 AM
Платье
De jurk
год 1996
страна Нидерланды
режиссер Алекс ван Вармердам
сценарий Алекс ван Вармердам
продюсер Тон Шиппер, Алекс ван Вармердам, Марк ван Вармердам, ...
оператор Марк Фелперлан
композитор Винсент ван Вармердам
художник Рикке Йельер, Альфред Шааф, Леони Полак
монтаж Рене Вигманс
жанр триллер, драма, комедия, ...
В главных ролях:

Анри Гарсен
Ингеборг Элзевьер
Халдоун Эльмецки
Марго Дамс
Франс Ворстман
Питер Блок
Якоб Дервиг
Рудольф Люсиер
Майке Мейер
Кароль ван Хервийнен
Будьте осторожны, выбирая себе платье — этот привычный предмет гардероба может изменить вашу жизнь самым неожиданным образом! Одно такое платье, появившееся на свет явно не в самый лучший момент, довело до полного безумия нескольких несчастных мужчин и женщин. А уж когда оно пошло по рукам — его не остановить!

Страсть, секс и смерть переплетаются в этой необычной истории, комичной и драматичной. И до самого последнего момента невозможно даже предположить, чем обернется новая встреча для очередной жертвы. И какая участь ждет само платье?
image
НЭПmen
НЭПmen
Грандмастер
12/10/2015, 11:12:07 AM
Малыш Тони
Kleine Teun
год 1998
страна Нидерланды
слоган «Graniet Film presents the succesor of Abel, The Northerners and The dress»
режиссер Алекс ван Вармердам
сценарий Алекс ван Вармердам
продюсер Тон Шиппер, Алекс ван Вармердам, Марк ван Вармердам, ...
оператор Марк Фелперлан
композитор Алекс ван Вармердам
художник Рикке Йельер, Альфред Шааф, Леони Полак
монтаж Стефан Кэмп
жанр драма, мелодрама, комедия, ...
В главных ролях:

Алекс ван Вармердам
Аннет Мальэрб
Ариан Шлутер
Себастиан те Виерик
Ат Селен
Беппе Коста
Йури Кейзерс

Кит не может иметь детей и сознание этого отравляет ей жизнь. К тому же она устала бесконечно читать субтитры в сериалах своему неграмотному мужу и в один прекрасный день решает нанять ему учительницу. Так в жизни супругов появляется симпатичная 30-летняя Лена. Между учеником и учительницей развивается роман по классической схеме.
Однако пикантность ситуации заключается в том, что Кит скрывает от любовницы мужа свой супружеский статус, и Лена считает ее сестрой Бранда. Когда Кит понимает, что игра зашла слишком далеко, уже поздно: Лена беременна, и вот-вот на свет появится малыш, которого назовут Тони…

image
НЭПmen
НЭПmen
Грандмастер
12/11/2015, 6:41:19 AM
Официант
Ober
год 2006
страна Нидерланды, Бельгия
слоган «Вас прожарить или с кровью?»
режиссер Алекс ван Вармердам
сценарий Алекс ван Вармердам
продюсер Алекс ван Вармердам, Марк ван Вармердам, Вутер Барендрехт, ...
оператор Том Эрисман
композитор Винсент ван Вармердам
художник Герт Бринкерс, Патриция Лим
монтаж Эвин Рикерт
жанр драма, комедия, ...
В главных ролях:

Алекс ван Вармердам
Ариан Шлутер
Йап Спийкерс
Марк Ритман
Текла Рютен
Кеес Принс
Пьер Бокма
Порги Франссен
Лайн Рени
Вальдемар Кобус
50-летний официант из затрапезного бистро только и видит в жизни, что нагоняи от хамоватых посетителей да козни потрепанной любовницы, обожающей приходить в его заведение и требовать к себе особого внимания в самый разгар дня.
Тогда официант идет к сценаристу, который, оказывается, пишет ситком из его жизни, и просит заменить любовницу на что-нибудь поприличнее и дать возможность хотя бы пару раз ответить самому наглому клиенту. Сценарист соглашается — и вскоре у его дверей выстраивается целая очередь из обездоленных персонажей.
image
НЭПmen
НЭПmen
Грандмастер
12/12/2015, 8:40:09 AM
Последние дни Эммы Бланк
De laatste dagen van Emma Blank
год 2009
страна Нидерланды
слоган «Emma Blank waits for her death. So do her servants»
режиссер Алекс ван Вармердам
сценарий Алекс ван Вармердам
продюсер Марк ван Вармердам, Адриана Пьясек-Вански
оператор Том Эрисман
композитор Алекс ван Вармердам
монтаж Йоб тер Бург
жанр драма, комедия, ...
В главных ролях:

Марлис Хейер
Гене Бервутс
Аннет Мальэрб
Ева ван де Вийдевен
Гийс Нейбр
Алекс ван Вармердам
Марван Кензари
В огромном загородном доме в окружении слуг смертельно больная Эмма Бланк доживает свои последние дни. Отчаянно нуждаясь в любви, поддержке и заботе, «железная леди» Эмма, тем не менее, планомерно превращает жизнь своих слуг в ад. Ее требования все более абсурдны, приказы ее безапелляционны, а приступы гнева страшны. Дворецкий Ханевельд, кухарка Белла, горничная Гонни и рабочий Мейер на грани безумия. Когда они узнают о том, что их надежды на упоминание в завещании тиранки совершенно напрасны, у них остается единственное утешение — месть. Сладкая и страшная…
image
НЭПmen
НЭПmen
Грандмастер
12/15/2015, 8:23:18 AM
Новые сказки братьев Гримм
Grimm
год 2003
страна Нидерланды
слоган -
режиссер Алекс ван Вармердам
сценарий Отакар Воточек, Алекс ван Вармердам
продюсер Тон Шиппер, Алекс ван Вармердам, Марк ван Вармердам, ...
оператор Том Эрисман
композитор Алекс ван Вармердам
художник Мигель Лопес Пелегрин, Янтьен Вийкер, Сабина Дайгелер, ...
монтаж Стефан Кэмп
жанр ужасы, драма, комедия, детектив, приключения,
В главных ролях:

Тереса Берганса
Йохан Лейзен
Халина Рейн
Якоб Дервиг
Франк Ламерс
Аннет Мальэрб
Йап Спийкерс
Лаура Сепеда
Лола Пено
Фернандо Мораледа
Сюжет сказки братьев Гримм перенесен в современность. Якоб и Мари — брат и сестра. Отец-безработный завел их в лес и оставил в чаще. Якоб находит в кармане адрес дяди, живущего в Испании. Так начинается опасное путешествие на юг.
image
Сюр-Приз
Сюр-Приз
Мастер
12/20/2015, 2:06:01 AM
Просмотрела все его фильмы. В основном очень понравились. Только "Возмутитель Спокойствия" я не поняла. Кто, зачем и почему, может кто растолкует мне?
НЭПmen
НЭПmen
Грандмастер
12/20/2015, 5:42:25 AM
(Сюр-Приз @ 20.12.2015 - время: 00:06)
Просмотрела все его фильмы. В основном очень понравились. Только "Возмутитель Спокойствия" я не поняла. Кто, зачем и почему, может кто растолкует мне?

Люблю этот фильм. Мне очень нравится вот такое толкование: "-Вармердам не даёт в фильме никаких чётких ответов — к финалу и планы, и сама природа Боргмана и его помощников останется столь же непостижимой, сколь и поначалу, если не больше. Но та тихая подспудная жуть, накрепко спаянная с чернейшим висельным юмором, что бьётся в сердце «Возмутителя спокойствия», в результате лупит по мозгам сильнее любого ужастика. Да, мещанские представления о безымянном будничном зле, которое придёт и уведёт наших детей с пути истинного — это довольно смешно, говорит нам режиссёр в «Возмутителе спокойствия». Но в то же время вот оно, пришло — и смеяться уже совсем не хочется."(С)
НЭПmen
НЭПmen
Грандмастер
1/17/2020, 12:01:22 PM
Алекс ван Вармердам приступил к съёмкам нового фильма по названием Nr. 10.
Ни какой информации о фильме пока нет, только несколько кадров со съёмочной площадки со странички в facebook

image
Всего фото в этом сете: 4. Нажмите для просмотра.
НЭПmen
НЭПmen
Грандмастер
11/13/2020, 8:03:48 PM
Грибное кино на UKRLIFE.TV: Фильмы Алекса ван Вармердама



НЭПmen
НЭПmen
Грандмастер
12/14/2020, 9:53:32 AM
Вышла книга о мастере черного юмора, голландском режиссере Алексе ван Вармердаме
В издательстве «Опустошитель» вышел сборник статей, посвященных голландскому мастеру черного юмора Алексу ван Вармердаму. В книжке есть и моя статья ???? о фильме «Северяне», который я очень люблю и который мы смотрели и обсуждали в киноклубе в первый год его существования.
Сборник «Алекс ван Вармердам. Черный смех» входит в серию издательства под забавным названием «Камушек в ботинке», вслед за альманахами 2019 года о режиссерах Вере Хитиловой и Михаэле Ханеке. «Камушек в ботинке» – это такая детская игра, в которую психологи рекомендуют играть, когда назревает конфликт или агрессия:
Эту игру стоит проводить периодически, чтобы все дети, даже самые замкнутые и стеснительные, имели возможность рассказать о своих заботах и переживаниях. Фразу «У меня камушек в ботинке» можно договориться произносить, когда кто-то сердится, обижен или взволнован.
Волнение, сердитость и некоторая инфантильность – всё это свойственно кинематографу Алекса ван Вармердама, который не боится зло и неполиткорректно шутить в современной псевдополиткорректной реальности, который нарушает правила и условности, сердится, волнуется, дурачится – и при этом снимает удивительно эстетичные, красивые, глубокие и умные фильмы.
Моя статья о «Северянах» выходила на платформе syg.ma в 2018 году и заканчивалась такими словами:К Алексу ван Вармердаму, с подачи многих критиков, прилип эпитет «макабрический», хотя он все же не ест детей и далек от мрачных плясок смерти. Да, его жестокие шутки могут задеть, оскорбить или выколоть глаз, но если не вникнуть в них сейчас, потом может быть слишком поздно.
Но мне, конечно, очень приятно, что «Северяне» напечатаны в «Опустошителе», который начинался как журнал о культуре (помню, писала рецензию на самый второй номер под очень актуальным в пандемию названием «Социопатия») и за 10 лет ни разу не изменил себе.
Лидия Панкратова

image
НЭПmen
НЭПmen
Грандмастер
4/6/2022, 11:22:24 AM
ПОРА ВОЗВРАЩАТЬСЯ ДОМОЙ: «№ 10» АЛЕКСА ВАН ВАРМЕРДАМА
На проходившем в гибридном формате в Остине, штат Техас, Fantastic Fest была показана новая работа Алекса ван Вармердама — снятая после шестилетнего перерыва абсурдистская притча о заплутавшем в жизни актере. Владимир Бурдыгин рассказывает о церковно-театральных причудах голландского режиссера, с каждым фильмом застающих человечество во все более глубоком идиотизме.
скрытый текст
В далеком 2013 году Алекс ван Вармердам с «Боргманом» забрался по лесенке фестивальной иерархии непривычно высоко — аж до основной программы Канн. Наград первая за почти четыре десятка лет нидерландская картина в конкурсе не забрала, зато заслужила если не любовь, то внимание зрителей — для многих тогда знакомство с творчеством Вармердама началось именно с этой картины. Затем была комедия «Шнайдер против Бакса», оправдавшая все ожидания фанатов режиссера, но, увы, ни в одной из вселенных так и не ставшая хитом. Новый фильм, «№ 10», вышел спустя целых шесть лет, и пусть его наградной путь еще не окончен, уже понятно, что он будет гораздо более скромным, — мировая премьера прошла в Торонто в секции Industry Selects , следующая остановка — Остин, штат Техас, на Fantastic Fest. Следующие пункты маршрута уточняются.

Открывается «№ 10» кадрами бушующего моря, будто бы из «Плота» 2017 года авторства самого же Вармердама — он не только кинорежиссер, но и художник, и эта картина выставлена в Художественном музее на море в бельгийском Остенде. Двое мужчин стоят на плоту в открытом море, но стоят они так, будто бы ждут прибытия поезда или зеленого сигнала светофора, а не окончания шторма. Это абсурдное несоответствие поведения персонажей предлагаемым обстоятельствам, их зацементированность в благополучной городской среде — одна из визитных карточек режиссера. В конце концов, что такое это море, если не весь мир, к которому надо суметь приспособиться, чтобы выжить, — по Вармердаму у солидных мужчин в костюмах, во всем привыкших полагаться на буржуазную мораль, нет ни единого шанса. Впрочем, пока весь мир принадлежит именно им, шансов нет ни у кого.


Главный герой «№ 10» — актер. Здесь никак нельзя не вспомнить, что Алекс ван Вармердам имеет гораздо больше опыта как театральный режиссер, нежели как автор игрового кино. И хотя многие его фильмы имеют ранние театральные прототипы («Северяне» в 1990-м на сцене, а в 1992-м — на экране, «Малыш Тони» в 1996 году на сцене, в 1998-м — на экране), вплоть до «Боргмана» театральная составляющая не прорывалась на экран в виде постановки внутри фильма. Это будто бы совпадает со сменой авторского взгляда на более глобальный и одновременно с этим более радикальный — добродушная ирония вытесняется черным сарказмом, промахи отдельных героев или их семей сменяются провалами мирового уровня. Оставаясь внутри фильма (пока еще) на втором плане, театр является будто бы червоточиной для объединения двух этих векторов, зрелище внутри зрелища внутри зрелища дает слишком много отражений, рождает слишком большое количество пусть и призрачных, но все же человекоподобных сущностей, умножающих все самое худшее, что только есть в людях.

«№ 10» поделен на две примерно равные части, первая — условно театральная, вторая, еще более условно, — церковная. И на том и на другом поле можно было бы сыграть как угодно и что угодно, но тем приятнее смотреть, как оба раза Вармердам с хохотом переворачивает доску, вышвыривая фигуры за пределы экрана. Раскрыть иные детали было бы преступлением перед зрителем, ведь подобного падения в абсурд голландец себе еще не позволял. То, что в первой части пробивается на поверхность лишь спорадически — дурацкая пьеса, священники-шпионы, полтора легкого у одной из героинь — все это пусть и звоночки, но едва слышные по сравнению с будущим сигналом к отправлению.

По первому такому сигналу главный герой садится в предоставленный ему поезд и мчит навстречу неизведанному, оставив в прошлом все хорошее и плохое, что в нем было. Имея прекрасную работу, любовницу, дочь, существуя в комфортных условиях европейского городского уклада жизни, он последовательно доводит себя до коллапса. Соблюдая все правила и делая то, что должно делать человеку его положения, бедолага подходит к черте, перейдя которую он стигматизирует и себя, и своего коллегу, причем если себя фигурально, то коллегу очень даже буквально. Буржуазный уклад по Вармердаму ведет своих последователей к закономерному бессмысленному финишу, спасти их от этого может пусть не церковь (она только вредит), но кое-кто очень близкий к ней.

Церковная составляющая в «№ 10» вообще непривычно велика. Этот элемент всегда присутствовал в фильмах голландского режиссера, но обыкновенно в виде чуть заметных тычков — неосторожные виновники беды в «Боргмане», комически бесполезная церковь в «Малыше Тони», безумные посетительницы матери главного героя в «Северянах». Здесь же церковь правит бал — наблюдает за всем и вся, провожает избранных в новую жизнь, но предназначение у священников прежнее — быть смешными напыщенными недотепами, никак не связанными с Богом.

С каждым новым фильмом кинематограф Вармердама ничуть не блекнет, напротив — каждый раз в новом пространстве старые темы звучат все ярче, творческие обсессии становятся все более объемными, балансирование между откровенным идиотизмом и вселенской мудростью происходит на истончающемся лезвии. «Это что, оригинал?» — спрашивает один из героев, глядя на «Неверие апостола Фомы» Караваджо, и снова тычет пальцем в рану Христу. «Конечно!» — с гордостью отвечают ему. Но проходит несколько секунд, и это теряет всякое значение: веришь, не веришь — конец один и един для всех.
(С)