Reply to this topicStart new topicStart Poll

Страницы: (1) 1 
Сэр Джимми Джойс
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 261
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
В данном разделе предполагается разместить достаточно большой объем информации, касательно основ православного учения. По окончании этой работы, раздел будет снабжен удобным оглавлением. А пока что следите за обновлениями.

Общие сведения о православии
Символ веры
Великий пост

Это сообщение отредактировал Реланиум - 29-11-2020 - 22:58
Сэр Джимми Джойс
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 261
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Общие сведения о православии.

Православие – христианское учение, исповедуемое Православной церковью. Это название происходит от словосочетания «правильно славить»; считается, что православное учение наиболее близко восходит к учению самого Христа.

Православная церковь возникла как оставшаяся часть от единой Церкви Христовой, основанной самим Спасителем, после отделения от нее западной части и образования Римо-католической церкви. Произошло это после седьмого Вселенского собора, прошедшего в 787 году. Главной причиной разделения единой Церкви, стали притязания римских патриархов на роль главы всей Церкви, что нарушало соборный принцип.

Соборным принципом называется осуществление Церковью высшей власти на земле, на основании заповеди Спасителя (Матф. 18,17) и по примеру св. апостолов (Деян. 15, 1-35). Власть в Православной церкви принадлежит не одному лицу, а Собору.
Соборы собираются в особых случаях, для разрешения недоразумений, разногласий и т.п. вопросам, в остальное же время Церковь руководствуется Священным Писанием и Священным Преданием. Соборы бывают вселенские, когда собираются представители всех церквей и поместные, когда собираются представители церквей какой-то одной области для решения внутренних вопросов. Вселенских соборов в истории Церкви было семь: Никейский, Константинопольский, Ефесский, Халкидонский, 2-й Константинопольский, 3-й Константинопольский, 2-й Никейский. Католическая церковь насчитывает порядка двадцати соборов, включая в этот список соборы, бывшие в западной церкви после разделения Церкви Христовой.

* * * *

По православному учению человек пришел к познанию Бога не только через естественное откровение и познание окружающего мира и мира внутреннего, но и через откровение Божественное, когда Бог Сам непосредственно открывался людям. Первыми провозвестниками Божественного откровения были Адам, Ной, Моисей, другие пророки и праведники, принявшие начатки откровения Божья. Всю полноту и совершенство этого откровения принес на землю воплотившийся Сын Божий, Иисус Христос и распространил его через Своих апостолов и их учеников, посредством проповеди.
Такой первоначальный способ распространения Божественного откровения и называется Священным Преданием. Впоследствии большая часть устного предания была записана в книги, которые обобщенно называются Священным Писанием.

Краткое и точное изложение всех основ православного учения содержится в т.н. символе веры, составленном и утвержденном на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. Символ веры (от греч. «символ» - сокращение) состоит из 12 членов (частей), в каждом из которых содержится особый догмат православной веры.
Необходимость составления символа веры возникла на 1-м Вселенском соборе, для разрешения спора между последователями учения александрийского священника Ария (отвергавшего Божество Христа и считавшего Его высшим творением) и епископами и диаконами, придерживающихся мнения, что Христос есть воплощенный Бог, второе Лицо Св. Троицы. В конечном итоге были утверждены первые 7 членов символа веры. На соборе принимали участие 318 епископов, среди которых были св. Николай чудотворец, св. Афанасий Великий (бывший тогда еще в сане диакона), св. Спиридон Тримифунтский чудотворец. Последний сыграл решающую роль в споре, произнеся речь, которая произвела на сторонников Ария сильное впечатление и, которая почти дословно легла в основу текста первой части символа веры.
На 2-м Вселенском соборе рассматривался вопрос о божестве третьего Лица Св. Троицы Святого Духа. На этот раз оппонентом выступал ученик Ария епископ константинопольский Македоний, называвший Святого Духа «сотворенной силой, служебной Богу подобно Ангелам». Председательствовал на соборе Григорий Богослов, а помимо него присутствовали Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и др., всего 150 епископов.
В результате этого обсуждения символ веры дополнился еще 5 членами и таким образом был составлен Никеоцареградский Символ Веры, служащий руководством для Православной церкви по настоящее время.

* * * *

Другой основой православной веры, да и вообще, веры христианской, является молитва Господня, называемая также «Отче наш». Она была дана Самим Христом по просьбе Его учеников (Матф. 6, 9-13) и содержит призывание, семь важнейших прошений и славословие, вместе составляющие основу всех других молитв.

Помимо молитвы Господь научил Своих учеников и тому, какие душевные расположения они должны иметь, чтобы приблизиться к Богу и приобрести святость, а вместе с тем и наивысшую радость (заповеди блаженства); учил Он о промысле Божьем, о неосуждении, о прощении, о любви к ближнему, о милостыне, о необходимости добрых дел. Все эти постулаты учения Христа составляют т.н. Нагорную проповедь (Матф. 5;6;7) и также являются важной основой православной веры.

К основам необходимо добавить и ветхозаветные заповеди (десятисловие), полученные пророком Моисеем на горе Синай. Они дополняют учение Христа в том плане, что являются предвестниками Его заповеди о любви.

* * * *

Православная церковь содержит семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение. Таинством называется такое священное действие, при котором тайно, невидимым образом человеку подается благодать Святого Духа. Таинства обычно совершаются в храме и являются частью церковного богослужения, совершаемого священнослужителями и состоящего из изложения учения Христа в чтении и песнопениях, изображении важнейших событий священной истории в лицах и действиях, совместной молитвы и, собственно, совершения таинств. Считается, что через богослужение христиане входят в таинственное (невидимое) общение с Богом.

В православной церкви установлены три степени священства: епископ, пресвитер и диакон. Высший чин – епископы. Они могут совершать все таинства и все церковные богослужения. Епископы иначе называются архиереями.
Пресвитеры (или по-другому иереи) могут совершать все службы и таинства, кроме таинства священства и освящения мира (благовонного масла особого состава). Проще говоря, они имеют власть сообщать третьим лицам благодать Святого Духа, но в отличие от епископов не могут эту власть передавать приемникам.
Диаконы принимают участие в богослужении, но не могут совершать таинства.

Богослужение совершается в храме. Внутренне устройство храма разделяется на три части: алтарь, средняя часть и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное и в него не позволяется входить никому, кроме священников. В алтаре находится престол, на котором расположены Евангелие, семисвечник (светильник с семью лампадами), запрестольный и напрестольный кресты, дарохранительница (ящичек, обычно в виде маленькой церкви для хранения св.причастия для больных). Также в алтаре находится стол для приготовления причастия со всеми необходимыми для этого принадлежностями. Алтарь отделен от средней части вратами и иконостасом.
В средней части храма непосредственно совершается богослужение, располагаются священники, прихожане, хор. Эта часть украшается подсвечниками, лампадами и т.п., здесь же повсюду располагают иконы.
Притвор является вспомогательной частью храма. В притворе обычно проводят исповедь, крещение, торгуют церковными принадлежностями. Там же во время богослужения должны находиться все некрещеные или собирающиеся принять крещение; вступать в среднюю часть им не полагается.

Православные храмы, как правило, снаружи венчаются куполами, на каждом из которых устанавливается крест, а над входом в храм обычно строится колокольня. Храм всегда ориентирован алтарем на восток.

* * * *

Все церковные богослужения в православной традиции делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

Суточных богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная литургия. Каждое из этих богослужений имеет свое назначение, но самое главное из них Божественная литургия, на которой совершается таинство причащения.
В древности все эти службы служились по отдельности, но потом для удобства верующих были объедены в три богослужения: вечернее, утреннее и дневное. А накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются вечерня, утреня и первый час. Это богослужение называется всенощным бдением.

Недельный или седмичный круг богослужений заключается в посвящении каждого дня недели какому-либо важному событию или особо почитаемому святому. Именно с этим кругом связаны постные дни в среду и пятницу.

Каждый день в году православная церковь посвятила воспоминанию о священных событиях (праздники и посты) или о памяти тех или иных святых. Эти памятные дни составляют годовой круг богослужений.
Все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых. Первые Православная церковь установила в честь Господа Иисуса Христа и Божьей Матери, называемые еще двунадесятыми, поскольку таких великих праздников в году всего двенадцать, остальные празднуются в честь святых и в честь бесплотных Сил небесных – ангелов.
По времени празднования праздники подразделяются на неподвижные, приходящиеся каждый раз на одно и то же число в году, и на подвижные, приходящиеся на разные числа месяца, но всегда в одни и те же недели. Церковный год богослужений начинается с 1 сентября и весь годовой круг строится относительно праздника Пасхи.
В великие праздники всегда совершается всенощное бдение, в средние же – не всегда.

* * * *

С первых дней христианской Церкви верующие старались вести чистую и святую жизнь, как того требует Евангелие. Но находились те, кто искал высшего подвига. Они добровольно отказывались от имущества в пользу бедных, принимали на себя обет девства, проводили время в непрестанной молитве, посте, воздержании и труде, при этом не удалялись от мира и жили вместе со всеми. Так зародилось подвижничество.
С третьего столетия, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать и подвижники стали удаляться жить в горы и пустыни, и там, вдали от мира, вели строгую подвижническую жизнь. Так было положено начало отшельничеству. Подвижники-отшельники также назывались пустынниками.
Иной, удаленный от соблазнов мира образ жизни подвижников лег в основу иночества или, иначе монашества. Родиной монашества считается Египет, а основоположником преп. Антоний Великий. Иноки в то время жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах, предаваясь молитве, посту и трудам на пользу свою и бедных (например, плели корзины, циновки и пр.). При этом все они находились под руководством одного наставника – аввы (что означает «отец»).
Но уже в то время появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в общину, трудясь по способностям каждого на общую пользу и подчиняясь общим правилам – уставу. Основателем общежительного иночества считается преп. Пахомий Великий.

На Руси иночество возникло почти одновременно с принятием христианства. Основателями его были преп. Антоний и преп. Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре.
Большие монастыри, в которых насчитывалось до нескольких сотен монахов, стали именоваться лаврами. Каждый монастырь имеет свой распорядок и свои устав, однако везде монахи выполняют различные работы, называемые послушаниями. Желающие вступить в монастырь должны, прежде всего, испытать свои силы (пройти искус), а после дать невозвратные обеты. Люди, проходящие предварительные испытания называются послушниками.
Св. Афанасий говорил об иночестве: «Два суть чина и состояния в жизни: одно – обыкновенное и свойственное человеческой жизни, т.е. супружество; другое - ангельское и апостольское, выше которого быть не может, т.е. девство или состояние иноческое».
В средние века монастыри имели большое значение, как центры наук и распространители просвещения. На Руси народ зачастую селился вблизи монастырей, образуя поселки, а иногда и целые города. Такая любовь к монастырям и вообще к святым местам вызвала обычай странничества или паломничества.

Русское православие, в лице Церкви создало русское единство, как следствие единства религиозного, создало общерусскую письменность, общерусскую историческую науку и духовно-нравственные устои российского народа.

* * * *

Сэр Джимми Джойс
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 261
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Символ веры.
Комментарии к первому члену символа веры.


Символ веры - это краткое изложение основ христианского учения, состоящее из двенадцати частей. Каждая часть представляет собой особое утверждение, истинность которого для православного христианина не подлежит сомнению. Православные люди могут иметь различные мнения по вопросам веры, но эти утверждения уже много веков не вызывают в их среде никаких споров и разногласий, в виду их окончательного разрешения.
На церковно-славянском языке символ веры звучит так:

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша;
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася;
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна;
5. И воскресшаго в третий день, по писанием;
6. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца;
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых.
12. И жизни будущего века. Аминь.

* * * *

Ниже приведены комментарии по первому члену символа веры:

I. «Верю в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого».

Веровать в Бога, значит быть твердо уверенным в Его существовании, в Его промысле о нас, принимать Божественное откровение о Нем самом и о спасении людей.

Такая вера сама по себе не обладает никакой действенной силой, если не выражать ее открыто, т.е. исповедовать словом и добрым делом так, чтобы никакие опасности, страдания, гонения или сама смерть не могли заставить человека отречься от этой веры. «Сердцем веруется к праведности, а устами исповедуют ко спасению» - говорит апостол Павел (Рим. 10,10). Речь идет о твердом и мужественном исповедании, воодушевленном искренней любовью к Богу и людям. Истинное православие не поощряет бездумные акты фанатизма и религиозного экстремизма, более того, осуждает их, как противоречащие духу христианства.
Вера без дел мертва (Иак. 2,26). Но даже действенная вера, способная переставлять горы не имеет никакого смысла, если лишена любви.

* * * *

Слова «в единого Бога» указывают на единственность истинного Бога. Они упомянуты в символе для того, чтобы отвергнуть языческое учение о многобожии.

Бог един, но не одинок, Он един в своем существе, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух – Троица единосущная и нераздельная. Единство трех, бесконечно любящих друг друга лиц: Бог есть Любовь (1 Иоан. 4,16). О троичности единого Бога также говорится в последующих членах символа веры.
Печать сей тайны лежит глубоко в природе всех сотворенных Богом вещей. Троичное единство, как основная мысль, проведена во всех произведениях Бога Творца. Например:

- речь всех народов имеет три лица: я (мы), ты (вы), он (они),
- время имеет прошлое, настоящее и будущее,
- состояние материи: жидкое, твердое, газообразное,
- все разнообразие цветов слагается из триколора: синий, зеленый, красный,
- человек проявляет себя через мысль, слово, действие,
- действие имеет начало, середину и конец,
- сам человек состоит из тела, души и духа,
- три христианских добродетели: вера, надежда, любовь и т.д.

Апостол Павел говорит: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1,20). Так, мы можем сильнее уверовать, если будем глубже и внимательно изучать окружающий нас мир.

* * * *

Бог есть Существо высшее, надмирное, сверхъестественное. Знать существо Бога – невозможно. Оно выше всякого познания не только людей, но и, как утверждается в Писании, ангелов.
Это еще не является поводом для Его отрицания. Существуют многие понятия, которыми человек пользуется в своей жизни, но не в состоянии их даже описать. Например, для человека выше всякого познания является бесконечность, которую он не может не только проверить опытным путем, но и представить зрительно. Или же человек не в состоянии охватить разом все многообразие процессов, протекающих в его организме, кроме как сосредоточить свое внимание последовательно на каждом из них. Знания человека всегда неполны, отрывочны и ограничены его способностями. Поэтому познать то, что находится за пределами человеческих способностей невозможно.

Из откровения Божьего, зафиксированного в Священном Писании, мы, тем не менее, можем иметь некоторые понятия о существе и основных свойствах Божьих, доступных нашему представлению:

- Бог есть Дух (Иоанн. 4,24),
Представление о Боге, как о бестелесном и невидимом существе возникли в ряде религий еще задолго христианства, так что в этом смысле оно не является новатором. Существо Бога не имеет в Себе ничего материального и недоступно для наблюдения не только при помощи зрения, но и с применением чувствительных приборов. Бог открывается человеку только через индивидуальный мистический опыт. В христианстве выражением этого опыта является молитвенная практика. С помощью подобных практик человеком познается новый, неизведанный доселе мир, непохожий на тот, что окружает нас, но, тем не менее, тесно с ним взаимодействующим. Этот мир получил название духовного мира.
Духовности существа Божьего не противоречат те места Писания, где Богу приписываются телесные свойства и части тела. Это символические и образные описания. На самом деле истинный облик Бога неизвестен никому.

- живой (Иерем. 10,10),
Идея о том, что Бог является действительно живым существом, а не абстракцией, иллюзией или любым другим подобным порождением человеческого разума, возникает из христианского учения (и из предшествующего ему учения иудаизма) о возвышенной любви, любви братской и любви жертвенной. Сама идея человеколюбия в христианстве стала возможна благодаря откровению любви Бога к человеку, обладающей всеми перечисленными качествами. Без этого откровения человеколюбие само по себе становится надуманным и теряет всякий смысл. Но многочисленные примеры, демонстрирующие возвышенную любовь, говорят о существовании некой всеобщей модели, воплощенной в живом Боге.

- Сущий, (Исх. 3,14; Иоанн. 2,13),
Существование Бога, трансцендентное по отношению к нашему миру, подразумевает Его некую автономность и независимость от чего-либо. Чтобы существовать, Ему не нужны особые условия жизни, энергетические ресурсы, наличие каких-то закономерностей и пр. Отсутствие всяких условий и препятствий делает Его существование не просто возможным, но даже необходимым. Такая свобода существа Божьего порождает ряд других свойств, описанных ниже.

Примечание: Под именем «Сущий» Бог открылся пророку Моисею, поэтому оно пишется с заглавной буквы.

- вечный (Псал. 89,3; Ис. 40,28; Римл. 14,25),
Необходимость существования Божьего снимает вопрос о Его происхождении. Бог существует всегда. Он безначален и бесконечен.

- неизменяемый (Иак. 1,17; Мал. 3,6; Псал. 101,28),
Изменения всегда связаны с адаптацией к меняющимся со временем внешним условиям существования. Сущий и вечный Бог не подвержен никаким изменениям. Неизменность Бога является для верующего залогом постоянства и неизменности Его заветов.

- вездесущий (Псал. 138, 7-12; Деян. 17,27),
Неограниченный никакими условиями, Бог также не ограничен Своим местопребыванием. Он неизменно пребывает повсюду.

- всеведущий (1 Иоан. 3,29; Евр. 4,13),
Для вечного Бога нет различий между прошлым, настоящим и будущим, нет ничего сокрытого от Его вездесущего взора. Неизменный Господь владел этими знаниями всегда, и не существовало момента, когда какое-либо знание появилось бы у Него впервые.

- всемогущий (Быт. 17, 1; Лук. 1,37: Псал. 32,9),
Для всеведущего и сущего Бога нет ничего невозможного. Так, Он сотворил целый мир из ничего, одним своим Словом.

- всеблагий (Матф. 19,17; Псал. 24,8),
Всемогущество Божье всецело подчинено Его сущности. В сущности же Своей Бог есть Любовь. Отсюда всякое действие Божье есть выражение Его существа, т.е. любви. Целый мир был сотворен Господом исключительно для блага тех, кого Бог любит в высшей степени, т.е. всех людей.
Такое непредвзятое отношение Бога ко всем людям подобно отношению отца к своим детям. Поэтому у христиан возникло обращение к Богу «Отец Небесный».

- премудрый (Псал. 103,24; Римл. 14, 26; 1 Тим. 1,17),
Премудрость Божья возникает из сочетания всеблагости и всеведения. Под премудростью понимается особое благоустройство мира, в котором всякое действие разумной твари, в конечном счете, обращается во благо: добро побеждает зло, любовь оказывается сильнее ненависти и т.д. Такое действие получило название промыслительного, т.е. согласующегося с замыслом (Бога-Творца).

- всеправедный (Псал. 7,12; Псал.10,7; 2 Римл. 6,11),
Премудрость Божья исключает каких-либо ошибок со стороны Бога. Даже, когда в Писании говорится о «раскаянии» Бога, это всегда часть более грандиозного божественного замысла. Понять который, в силу своих ограниченных способностей, мы полностью не можем, поэтому и ограничиваемся подобным представлением.
Такое же ограниченное представление о Боге, отражающее чисто человеческие интересы, есть представление о правде и справедливости Творца. Премудрый Господь, разумеется, выступает в роли хранителя правды и справедливого Судьи. Действительно, исходя из промыслительного действия, нечестие не может оставаться безнаказанным, а добро не может не быть вознаграждено. И хотя награды и наказания представляют собой сильнейшие мотивации даже для современных христиан, они не должны являться самоцелью (получение награды или избежание наказания). Христианин в первую очередь обязан стяжать в своем сердце любовь к Богу и ближнему и руководствоваться в своей жизни всеправедным Божьим Духом.

- вседовольный (Деян. 17,25),
Существо, необусловленное какими-либо потребностями и нереализованными желаниями, не может испытывать нужду в чем-либо. Поэтому Бог называется вседовольным.

- всеблаженный (1 Тим. 6,15).
Отсутствие нужды являет в Боге состояние наивысшей радости – блаженства. Поэтому невозможно найти подлинное счастье и радость, кроме как в Боге.

Вседержителем Бога называют потому, что Он все содержит в Своей власти. Власть Бога безгранична, однако ее проявления никоим образом не ограничивают нашей свободы.

* * * *

Сэр Джимми Джойс
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 261
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Продолжение следует...
Реланиум
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 1691
  • Статус: люби свою мамку ПРОДАКШН
  • Member OfflineМужчинаЖенат
Я решил немножко систематизировать информацию о Великом посте. Возможно кому-то это будет полезно и поможет понять внутреннюю логику поста, а так же поможет самому приступить к посту или хотя бы определиться, с чего начать.
В подготовке этого текста я опирался на работу протопресвитера Александра Шмемана "Великий пост". Спасибо ему за его труд.


Начало и необходимое условие христианской жизни - покаяние. Первое слово, с которого Христос начал свое служение: "Покайтесь, ибо грядет Царствие небесное" (Мф. 4:17). Великий пост - это настоящая школа покаяния, когда Церковь не только в подготовительных неделях, но и в самом богослужебном строе открывает нам весь смысл Поста.
Великий пост - это духовное путешествие, и цель этого путешествия - Пасха. Пасха - это не просто праздник, это центр христианской жизни; Пасха - это дар новой жизни, который дает нам право утверждать: "Смерти нет!" Но, погруженные в ежедневные заботы, мы часто забываем об этом и живем так, будто Христос никогда не приходил. Это и есть настоящая трагедия. Поняв это, мы сможем понять, что такое Пасха и почему перед нею необходим Пост. И все литургические традиции Церкви, весь цикл ее богослужений существует для того, чтобы помочь нам заново открыть для себя эту Новую жизнь.

До начала Поста Церковь зовет нас вступить в подготовительный период. Это характерная черта православной литургической традиции. в которой скрыто глубинное понимание человеческой природы. Зная сильное "омирщвление" нашей жизни, Церковь понимает, что измениться мгновенно, перейти из одного духовного состояния в другое мы не можем. Для этого и нужны подготовительные недели.

1. Желание. Неделя о Закхее.
Закхей был мал ростом и для того, чтобы увидеть Христа, вынужден был залезть на дерево. Христос ответил на его желание и вошел в его дом. Этот рассказ говорит нам о том, что, если мы и вправду сильно желаем Бога, то он нам ответит.

2. Смирение. Неделя о мытаре и фарисее.
Смирение - это то, с чего начинается покаяние. Бог сам показывает нам пример смирения.
Накануне этого дня в субботу на вечерне впервые открывается Триодь Постная - книга богослужений Великого поста.

3. Возвращение в отчий дом. Неделя о блудном сыне.
Третья неделя - неделя о блудном сыне. Притча рассказывает о человеке, который ушел в "далекую страну" и там истратил все, что имел. Далекая страна - это состояние, в котором пребывает человек, находясь вдали от Бога. Неделя о блудном сыне - это неделя возвращения в Отчий дом.

4. Страшный суд.
Начинается частичный пост - воздержание от мяса. Это завершение подготовки к подвигу Поста. Накануне этого дня в субботу совершается всеобщее поминовение усопших. Для понимания этой молитвы надо помнить, что христианство - это религия любви, и в молитве за ушедших членов Церковь высказывает свою любовь. Любя Христа, мы любим всех, кто в Нем, это - закон Церкви и объяснение молитв за умерших.
Воскресное евангельское чтение посвящено притче Спасителя о Страшном суде, которая говорит, что единственный закон, по которому нас будет судить Христос, когда настанет этот день, это закон Любви! мы будем судимы за то, проявили ли мы любовь или отказали в ней, потому что "так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.." (МФ. 25:40).
Среда и пятница этой недели уже совершенно "великопостные", так как в эти дни нельзя служить Божественную литургию.

5. Прощение.
Последний день перед Великим постом называется Прощенным воскресением. Второе литургическое название этого дня - Изгнание Адама из рая. Это название подводит итог всем подготовительным неделям: мы знаем, что человек был создан для жизни в раю? для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой возможности. и существование его на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за ним, и Церковь показывает нам красоту Его царства, превращая нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству.
Сначала мы уподобляемся Адаму. Пост освобождает нас от порабощения греху.
Первое условие этого - освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Второе условие - прощение. Пост по настоящему начинается с вечерни этого воскресения! Первый раз читается великопостная молитва Ефрема Сирина. В конце службы молящиеся просят прощения сначала у священника, потом друг у друга. Пост начинается именно этим актом единения и любви, а хор поет пасхальное песнопение. Нам предстоит сорокадневный путь по пустыне поста, но в конце пути сияет свет Пасхи, свет Царства Христова!

Это сообщение отредактировал Реланиум - 26-11-2020 - 14:13
Реланиум
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 1691
  • Статус: люби свою мамку ПРОДАКШН
  • Member OfflineМужчинаЖенат
Великопостные богослужения
Для многих Пост - это формальные правила и ограничения, большей частью отрицательные: ограничение в еде, развлечениях и тд. В связи с этим надо подчеркнуть, что цель Поста не в том, чтобы принудить человека к известным формальным обязательствам, но в том, чтобы "смягчить" человеческое сердце так, чтобы он могло воспринимать духовные реальности, ощутить скрытую до этого жажду общения с Богом.
Эта атмосфера Поста создается главным образом богослужениями и различными изменениями, введенными на период Поста в литургическую жизнь. Они позволяют нам почувствовать светлую печаль, в которой подлинный дух и дар Поста. Именно глубокое понимание человеческой души позволило Святым Отцам создать Постную Триодь, разработать структуру постных богослужений и придать Литургии Преждеосвященных Даров свойственную ей красоту.

Общее впечатление от великопостных служб - настроение светлой печали. Службы становятся более монотонными, кажется, что ничего не происходит. Но потом мы сознаем, что такая продолжительная, единообразная служба необходима, чтобы мы почувствовали тайну этого богослужения. Теперь мы понимаем, что совершенно невозможно сразу перейти из состояния нашей души, наполненного спешкой и суетой. в иной мир, где можно успокоиться, восстановиться.

Великопостная молитва святого Ефрема Сирина
Молитва святого Ефрема Сирина действительно можно назвать великопостной молитвой по тому, как она выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.
Вот ее текст:
Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.

Эта молитва читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней, как мы увидим позже, отличаются от общего великопостного строя). При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.
В этой молитве перечислены все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных подвигов.
Основной недуг - праздность. Плод праздности - уныние. Любоначалие - любовь к власти как следствие праздности, лени и уныния. И последнее- празднословие.
Покаяние, таким образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Поэтому первая часть молитвы - это крик из глубины человеческой беспомощности. Затем молитва переходит к положительным целям. Их тоже четыре.
Целомудрие - целостность, противоположность изломанности человеческого духа, духовный контроль.
Смирение - сам Бог явил нам пример наивысшего смирения. Бог смирене, потому что Он - Совершенен!
Терпение. Падший человек - нетерпелив! Он скор на суд и осуждение других. Бог терпелив не потому, что Он снисходителен к нам, а потому, что Он видит самую глубину вещей. Чем ближе м к Богу, тем терпимее мы становимся, тем бережнее становится наше отношение к другим.
И венец и плод всех добродетелей - Любовь.

Чтения Ветхого Завета.
Nак как Великий пост - это путь к Пасхе, Новой жизни, можно сказать, что на время Поста человек и Церковь как бы возвращаются в состояние Ветхого Завета.
Чтения Ветхого Завета во время богослужений совершаются двояко: это удвоенное чтение Псалтири и чтение по порядку и целиком трех ветхозаветных книг Бытия, Исаии и Притч Соломоновых.
Бытие дает нам основную рамку верований Церкви, содержит историю сотворения мира, грехопадение и обещание спасения. Исаия - величайший из пророков, и чтение его пророчеств открывает нам тайну спасения через страдание и жертву Христа. и книга Притч - итог нравственного учения Ветхого Завета, морального закона и мудрости.

Реланиум
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 1691
  • Статус: люби свою мамку ПРОДАКШН
  • Member OfflineМужчинаЖенат
Литургия преждеосвященных даров

Изо всех богослужебных правил, относящихся к Великому посту, очень важно одно, так как оно объясняет богослужебное предание Поста. Это запрещение совершения Божественной литургии в будние дни в течение Великого поста. Устав ясно гласит, что ни в коем случае нельзя совершать Божественную литургию от понедельника по пятницу включительно, кроме как если Благовещение приходится на один из этих дней.
Однако по средам и пятницам совершается особое богослужение - Литургия преждеосвященных даров.
Значение этого правила: совершение Евхаристии несовместимо с Постом! В этом отличие православного богослужения от католического; в православии Евхаристия - всегда праздник!

Первая и главная характеристика Литургии Преждеосвященных даров - вечернее богослужение, т.е. это причащение после вечерни.
Православное предание требует совершения поста перед Евхаристией. Этот принцип объясняется тем, что Евхаристия не имеет своего часа и совершается в разное время суток в зависимости от дня, в который ее служат. Так по большим праздникам Евхаристию служат рано, так как всенощное бдение заменяет собой пост перед Евхаристией. Но когда нет всенощного бдения евхаристия свершается позже, т.е. в обычные дни она заканчивается где то в 12 часов.
Другими словами, Евхаристия - всегда завершение приготовления к ней, а потому час совершения Евхаристии связан с постом, приготовляющим к ней. А так как в Великий пост среда и пятница являются днями совершенно воздержания, то они и служат тем самым постом перед Евхаристией, что делает возможным проведение Литургии Преждеосвященных даров на вечерней в эти дни.

Надо отметить, что православное богослужение не знает поклонения Святым дарам, кроме как во время причастия. Это существенное отличие от католической церкви. Таким образом православная церковь избежала западного опасного сакраментального рационализма. желая подтвердить - против протестантов - реальное присутствие Христа в Святых дарах, католики на самом деле отделили поклонение святым дарам от причастия. Протестанты со своей стороны, боясь всякого мистического истолкования таинств, отрицают присутствие в них Тела и Крови Христовых до самого момента Причастия. В православной церкви, однако, запасных Святые дары хранятся для причащения больных, и этим опять восстанавливается равновесие.
Реланиум
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 1691
  • Статус: люби свою мамку ПРОДАКШН
  • Member OfflineМужчинаЖенат
Постные богослужения

Великий канон
Великий пост - это духовное странствие, цель которого - новое духовное состояние. Поэтому великопостное богослужение имеет свой особый ритм. В самом начале исходный тон Посту задает Великий канон св. Андрея Критского. Он разделен на 4 части и читается за великим повечерием первые четыре дня поста. Это покаянный плач, раскрывающий нам суть нашего греха. Цель и значение канона - явить нам наш грех и привести к раскаянию.

Великопостные субботы
Суббота имеет особое положение в церковном уставе, суббота не есть постный день, а день праздника, установленный самим Богом. Суббота - день творения мира, стала - во Христе - днем ожидания, предшествующим Дню Господню. В Великую и Святую субботу Господь почил во гробе, чтобы на следующий день Жизнь воссияла из гроба. В этом новом дне участвует Церковь, но все еще живя и странствуя в мире сем, который в своей мистической глубине стал днем субботним. Это объяснение двойного смысла субботы: праздника и дня смерти. Богослужебное значение всех суббот годового круга связано с двумя субботами: воскрешение Лазаря и Великой и Светлой субботой Пасхи, когда смерть стала побеждена и стала переходом в новую жизнь.

Воскресения Великого поста
Воскресения Великого поста так же имеют два значения. Одно из них - это поддержание ритма Поста, другое - празднование исторических событий, выпавших на эти воскресения.
Так в первое воскресение Церковь празднует Торжество Православия, вспоминая победу над иконоборчеством.
Первое и главное значение великопостных воскресений раскрывается в чтении Апостола и евангелия.

Половина поста. Крест.
Третья неделя Великого поста называется Крестопоклонной. На всенощной этого дня после великого славославия Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение Кресту.
Тон великопостных богослужений меняется. Если в первой половине Поста наши усилия были направлены на собственное очищение, то теперь нам открывается, что это очищение не есть самоцель, оно должно было ввести нас в уразумение и освоение Тайны Креста и Воскрешения. Смысл нашего подвига раскрывается теперь как участие в этой Тайне.

Шестая и последняя неделя поста называется Вербной. На протяжении шести дней перед Лазаревой субботой церковное богослужение дает нам следовать за Христом в дни, когда Он сначала возвещает смерть своего друга Лазаря, в затем начинает восхождение в Вифанию и Иерусалим. В течение этой недели мы духовно созерцаем встречу Христа со смертью: сначала Лазаря, а затем своей собственной. Последняя неделя поста есть по сути празднование этих двух дней: Лазаревой субботы и Вербного воскресения, и в этом раскрывается последнее откровение поста.

Великий пост состоит из двух частей: до Крестопоклонного воскресения Церковь призывает нас сосредоточиться на своей собственной душе; после Крестопоклонного воскресения сосредоточием постного подвига становится тайна страданий Христовых, Его Креста и Смерти.

Последняя седмица этого приготовления - Страстная седмица, когда мы творим память самой тайны. Постный подвиг помог нам отложить в сторону все, что постоянно заслоняет главную цель нашей веры, надежды и радости.
Реланиум
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 1691
  • Статус: люби свою мамку ПРОДАКШН
  • Member OfflineМужчинаЖенат
Что делать в Великий пост?

Итак, Великий пост - это приготовление к Пасхе!
В богослужебном плане человек как бы возвращается в свое "ветхозаветное" состояние. Мы вспоминаем историю грехопадения, понимаем свой грех и в результате готовы участвовать в радости Пасхи.
Таким образом, Пост - это не время ограничений, это возможность для нас, духовный призыв Церкви, на который мы должны ответить.
Именно для этой цели установлены подготовительные недели.

Участие в богослужениях
Хочется сразу сказать, что рецептов или "минимума" существовать не может, но его можно предложить.
1. Вечерня в Прощеное воскресение.
2. первая неделя поста. Один или два раза послушать Великий канон Андрея Критского. Смысл этой недели - ввести нас в состояние "светлой печали", в ритм Великого поста.
3. Обязательно нужно поприсутствовать на Литургии Преждеосвященных даров (среды и пятницы великого поста).

"Молитвою и постом"
тут будет про еду, куда ж без нее.
Без пощения - нет поста.
Адам "нарушил пост" в раю, съел запрещенный плод. земной мир и пища сделались его богами. Христос - новый Адам - начинает свое служение с поста. Христос сам постился 40 дней в результате чего стал искушаем самим дьяволом. Голод - это состояние, в котором мы сознаем нашу зависимость от пищи, твоя жизнь зависит от пищи. И Адам поверил Сатане и стал есть, Христос же отверг искушение и сказал "Не хлебом единым жив человек, но Богом", таким образом Христос отверг всемирную ложь Сатаны о том, что человеческая жизнь зависит от пищи, и восстановил правильный баланс между пищей, жизнью и Богом.
И наш пост - это участие в постном опыте самого Христа!
Но пост как физическое лишение пищи совершенно бесполезен без второй составляющей - духовной стороны. "Постом и молитвою". Это означает, что без духовного усилия, без осознания Божественной реальности физический пост может стать вреден.
Надо понимать, что пост - это пост. Как бы мал он ни был, он поведет к искушениям, к сомнениям, к слабости и раздражительности; он будет борьбой, в которой мы ни раз будем побеждены. Но возрастание христианской жизни невозможно без ошибок и падений. Между удачей и разочарованием лежит добродетель терпения. Поэтому начинать надо с минимума и постепенно усиливать пост.

Великий пост. Православие и мир
Великий пост. Азбука веры
Великий пост. Православие.ру

https://www.backbook.me/photo-282c1b9646.html
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)

Страницы: (1) 1

Reply to this topic Fast ReplyStart new topicStart Poll0


Рекомендуем почитать также топики:

МУХАРРАМ...ТРАУРНЫЙ МЕСЯЦ.

Почему Вы верите в Бога?

Завадж - уль - Мута (Сигя).

Пусси Райот

Грех, искушения, страсти




>