Техника золочения

Варистрада
2/21/2009, 3:05:56 AM
Под термином "золочение", как правило, понимают процесс имитации золотого покрытия на различных предметах, например, на рамах для картин. Имитация золота, представленная в виде листов золотой фольги, называется Паталь.

Обычно листы патали продаются размером 14х14 см в количестве от 10 до 25 штук в упаковке. Толщина листа составляет 3 мкм. Листы бывают упакованы сами по себе с проложенным слоем кальки, а иногда бывают прикреплены к самой кальке, что значительно облегчает момент выкраивания кусков листового золота нужного размера.

Листы патали могут содержать различные рисунки: имитацию окисления в виде разводов, пятен, а также стройно расставленные геометрические фигуры, лучи солнца и проч.

На современном рынке можно встретить имитацию золота, расфасованную в роликах. Это узкие ленты патали различной ширины и длины (бывают до нескольких десятков метров). Такая расфасовка патали очень удобна, но стоит, как правило, значительно дороже.

Необходимо отметить, что существуют также тончайшие листы настоящего сусального золота (например, в 22 или даже 23 3/4 карата), которыми также золотят подготовленные для этого поверхности.

Имитация золочения может быть осуществлена специальными составами: золотыми акриловыми красками, наборами для патинирования и проч., а также при помощи металлических порошков.

Важно отметить, что не только золото представляет интерес для художников и декораторов. Существуют также листы чистого серебра или его имитации, листы имитации меди.

Все представленные виды металлов - золото, серебро, медь - можно встретить в продаже в виде паталевой крошки, как расфасованными по отдельным видам, так и вперемешку.
Варистрада
2/21/2009, 3:11:18 AM
Металлические порошки

Одним из самых простых способов золочения является позолота при помощи металлических красок в порошках. На современном рынке выпускаются качественные порошки различных металлических оттенков.
Перед нанесением какого-либо декоративного покрытия, поверхность предмета необходимо подготовить. Обычно подготовка сводится к зашкуриванию, очистке и грунтовке поверхности.

Чтобы подчеркнуть эффект золочения, поверхность предварительно окрашивается в темный глубокий цвет при помощи акрила или любой другой покрывной краски. При желании, декорируемую поверхность можно предварительно покрыть слоем аэрозольного или жидкого лака.

Смешивают металлические порошки обычно с жидкими лаками. Полученную смесь наносят на декорируемую поверхность при помощи колонковой кисти. Существуют также профессиональные средства для золочения, которые представляют собой уже готовую смесь металлического порошка и лака. Чаще всего подобные средства используются в реставрации и называются жидким золотом.

Для точечного нанесения золотого покрытия можно воспользоваться трафаретом. Порядок работы при этом должен быть следующим:

1. Подготовка трафарета.
2. Нанесение на декорируемую поверхность одного слоя прозрачного лака. Лак должен немного подсохнуть, но оставаться липким.
3. Далее следует аккуратно наложить трафарет.
4. Насыпаем немного металлического порошка в отдельную емкость, обматываем палец кусочком хлопчатобумажной ткани или замши, обмакиваем палец в порошок, стряхиваем излишки, прокатываем пальцем с порошком по вырезанной части трафарета.
5. После того, как узор полностью нанесен, аккуратно снимает трафарет.
6. Повторяем процесс по мере необходимости.
7. После того, как шаблонный рисунок полностью нанесен, декорируемую поверхность нужно оставить для просушки на 24 часа.
8. Затем поверхность осторожно промывается теплой мыльной водой.
9. В конце работы сухая обработанная поверхность покрывается прозрачным отделочным лаком.

Маленькие хитрости:

- В случае, если некоторые части рисунка вышли не очень ровными, излишки порошка почти всегда можно снять хлопчатобумажным тампоном, смоченным в уайт-спирите. Если поверхность уже подсохла, то отскоблить золотишко можно будет только при помощи шкурки.

- Если в работе используются металлические порошки разных оттенков, и перед вами не стоит задачи смешивать их между собой, для этого следует запастись отдельными емкостями и разными кусочками х/б ткани для каждого оттенка порошковой краски.
Варистрада
2/21/2009, 3:16:03 AM
ПАТИНИРОВАНИЕ

Слово патина (итал. patina) означает зеленовато-коричневый налет, образующийся на предметах из меди и бронзы в результате окисления под воздействием окружающей среды. В более широком смысле под патиной понимают благородные следы старения на предметах из любых материалов.
Не существует универсальной техники создания имитации патины. Только практика, опыт, а также фантазия позволят декоратору выработать свои собственные приемы патинирования для достижения наилучших результатов.

Краски
Чтобы добиться эффекта патины можно воспользоваться обыкновенными отделочными красками в различных цветовых сочетаниях друг с другом. Стоит обратить внимание на серии акриловых красок, содержащие металлический оттенок.

Сначала на декорируемый предмет наносится основной цвет - это базовый слой в процессе патинирования. После того, как базовой слой нанесен, ему необходимо дать время просохнуть. Затем полусухой кистью с золотой или иной, подходящей случаю, краской (серебро, патина, медь и др.) прорабатываются важные участки и выступающие детали для достижения эффекта патины. Такая работа требует определенного творческого подхода, а результат непременно принесет удовлетворение, так как ошибиться в этом процессе крайне сложно.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОСТАВЫ

На современном рынке представлены специальные составы для имитации эффекта старины. Они продаются под общей серией "Патина" и могут носить названия: «Патина gold», «Патина bitum», «Патина verde green», «Металлическая краска под патину» различных цветов и проч.
Эти составы позволяют в считанные минуты воспроизвести процесс окисления металлов, выдав на поверхность декорируемого предмета синюю, зеленую или ржавую патину.

Назначение и способы использования материалов для патинирования сильно отличаются друг от друга. Перед их применением обязательно нужно свериться с инструкцией по применению и использовать составы одной марки и серии.
Специальные составы для патинирования с равным успехом подходят для таких поверхностей, как дерево, металл, гипс и проч.

НАБОРЫ ДЛЯ ПАТИНИРОВАНИЯ

Выпускаются также наборы для патинирования, состоящие из нескольких предметов. Например, американская фирма "Rust-Oleum Corp." представила на рынок средства для создания эффектов античности. Наборы этой фирмы содержат составы для двухступенчатого нанесения покрытий. Выполнив несколько несложных операций, вы своими руками сможете создать такие эффекты, как: античное золото, медь, зеленоватая патина на меди, эффект потертости на предметах, выкрашеных светлой краской, эффект кракле и др.

Эти декоративные покрытия применимы как для внутренних, так и для наружных работ по дереву, металлу, пенополиуретану, неглазурованной керамике. Однако они не подходят для предметов, которые будут подвергаться сильному температурному нагреванию.
Варистрада
2/21/2009, 3:21:37 AM
НАНЕСЕНИЕ ПАТАЛИ, подготовка поверхности

К поверхностям, подходящим для нанесения патали, относятся: дерево, стекло, керамика, фарфор, картон, гипс, акриловый красочный слой и др.

Перед нанесением специального клеевого состава для патали, поверхность при необходимости шкурят и грунтуют. В качестве грунта выступают специальные средства, используемые в золочении.

Одним из таких средств является Болюс. Болюс представляет собой специальный состав для грунтовки поверхностей, его цель - обеспечить максимально плотное прилегание пленки патали к декорируемой поверхности. Болюс выпускается различных цветов, что помогает в каждом случае получать непохожие друг на друга результаты.
После нанесения болюса, поверхности необходимо дать просохнуть несколько часов. Излишки средства затем убрать при помощи тканевого тампона.

В качестве грунта широко применяется специальный состав - Левкас. Это грунт, который чаще всего применяется на деревянных изделиях о оштукатуренных поверхностях для их подготовки к окраске и/или позолоте.

Следующим этапом в подготовке поверхности к золочению идет этап нанесения специального клея. Это может быть смесь на лаке - Мордан. Мордан бывает быстрого и длительного высыхания. Во втором случае поверхность с нанесенным составом должна быть выдержана свыше 12 часов перед нанесение патали.

Состав на основе спирта - спиртовой полимент, рекомендуется применять для водоотталкивающих поверхностей. Накладывать паталь можно уже через 30 минут.

Состав на водной основе - водяной полимент, предназначен в основном для мелких работ, накладывать паталь можно через час после нанесения состава, а в некоторых случаях и раньше. Существует, например, средство, которое часто называют клеевое молочко.
Это клей на водной основе для декоративной фольги. Это и подобные ему средства высыхают очень быстро и накладывать сусальное покрытие можно уже через 15 минут после нанесения. Средства наносится обыкновенной кистью тонким слоем. Кисть после клея промывают водой.

Кроликовый клей - выпускается в гранулах для удобства хранения.

Это клей животного происхождения, используется в производстве многих видов продукции для золочения. Самостоятельно можно приготовить жидкий кроликовый клей следующим образом: развести на водяной бане 100 г гранул в 1 л воды. Наносить сусальное покрытие можно через несколько часов после нанесения клея.

Клей можно наносить при помощи щетинных кистей или кистей на синтетической основе. В зависимости от объема работы, подлежащей золочению, кисти могут быть круглыми или плоскими, большими, маленькими или среднего размера.

Главное, наносить клей аккуратно и равномерно, не допуская подтеков за границы предполагаемой площади золочения. Не следует проверять степень подсыхания клея подушечками пальцев, так как после золочения следы будут видны. Достаточно просто следовать инструкции по применению того или иного средства.
Варистрада
2/21/2009, 3:26:17 AM
НАНЕСЕНИЕ ПАТАЛИ

При работе с паталью рекомендуется использовать специальные широкие плоские кисти под названием Лампемзель или веероподобные с названием Лапка. Кисти изготавливаются из бычьего волоса или белки, размер колеблется от №35 до №85 и больше. Эти кисти позволяют подцепить листы патали и перенести на обрабатываемую поверхность. Действовать нужно очень аккуратно и внимательно, поскольку уже наложенное золото вы не сможете ни подвинуть, ни убрать без его деформации.

Если вы работаете с листовым материалом, то его следует накладывать, стараясь покрыть как можно большую поверхность. Мелкие детали золотят, как правило, оставшимися от больших листов кусочками.

По закрытой паталью поверхности можно пройтись куском хлопковой ткани, совершая при этом несильные надавливающие движения. Таким образом, паталь плотно ляжет на основу. Можно воспользоваться и специально предназначенными для этого инструментами, например, каучуковой кистью для золочения. Такие кисти выпускаются различных размеров и формы. Они помогают аккуратно приклеить листовое золото к обрабатываемой поверхности в труднодоступных местах, например, в местах художественной резьбы.

При работе с паталевой крошкой, ее следует насыпать ровным слоем на обрабатываемую поверхность, а затем придавить хлопковым тампоном. Паталевая крошка широко применяется для получения новых оттенков позолоты или имитации эффекта состаривания.

Излишки золота можно легко удалить с непокрытой клеем поверхности парой движений кисти. Это могут быть специальные кисти для золочения или любые синтетические типы плоских кистей, подходящих вам по размеру.

Как только золото было приклеено к поверхности, возможно, возникнет необходимость его оживить. Добавить золоту большей гладкости и блеска можно при помощи процесса полирования. Однако полировать позолоту можно только специально предназначенными для этого агатовыми зубцами. Важно помнить, что это инструменты применимы только в технике левкаса. В других случаях полировать позолоту нельзя.

Состаривание золотого покрытия

Нанесенное золотое покрытие обычно имеет чересчур "новый" и блестящий вид. Чтобы несколько пригасить сияние, придать работе более теплый оттенок и состаренный вид, применяют специальные средства, так называемые, битумы:

Битумный воск - паста наносится хлопковым тампоном, продолжительность высыхания от 7-8 часов.
Жидкий битум - густая жидкость из профессиональной серии золочения наносится кистью, излишки удаляются ватным тампоном. Продолжительность высыхания от 7-8 часов.
Густой битум - состав из серии Idea "Патина" имеет сильный запах, наносится ватным тампоном или губкой. Быстро сохнет, через пару часов можно продолжать работу.

Для состаривания нанесенной позолоты можно также использовать лаки для придания старого вида.

Такие лаки имеют янтарный или темно-бордовый цвет и применяются в случаях, если необходимо "позолотить" серебряную паталь. Например, к этому типу лаков относится Лак Мекка янтарного цвета, который можно использовать и в качестве финишного лака.

Лаки наносятся на поверхность при помощи мягких кистей для лакирования.

Зафиксировать полученный результат можно при помощи различных финишных лаков.

Это может быть Лак Мекка, который защищает предметы от воздействия времени и истирания (бывает прозрачный и янтарного цвета), Лак Цапун или любой другой покрывной лак.
В процессе золочения широко используется Чистый гуммилак в чешуйках или шеллак. Чтобы приготовить финишный лак, 300 г шеллака необходимо развести в 1 л 99,9-процентного спирта. Лаки следует наносить при помощи кистей для лакирования.
Варистрада
2/21/2009, 3:32:12 AM
Полезные маленькие хитрости:

- Листы сусального золота и его имитации имеют очень тонкую структуру, они почти невесомы. Поэтому работать с ними нужно предельно внимательно, даже неосторожное дыхание может унести лист патали с вашей ладони.

- Существуют специальные подушечки для золочения, на которых производятся манипуляции с листами золота. Но их цена на рынке бывает очень высока.

- Оставшиеся после работы части листовой патали можно собрать для
дальнейшего использования в качестве листовой крошки.

- Обычно декораторы имеют в своем наборе кистей специальную кисть для золочения, которой они пользуются из раза в раз. Эта кисть уже не используется для других целей. Оставшиеся в кисти крошки золота после предыдущей работы, никак не мешают работе последующей, скорее наоборот.

- Шеллак обычно продается в чешуйках, он боится воды и влаги, поэтому его следует хранить в сухом и прохладном месте.

- Гуммилак можно использовать в качестве изолирующего средства, если золочение проводится поверх основы, покрытой акриловыми красками. Получить состав можно, растворив 100 г гуммилака в 1 л 99,9-процентного спирта.

- Для работы с золотом удобно использовать трафареты.

- Патинирование красками. Если декорируемая поверхность была ранее окрашена, и покрытие сохранилось в хорошем состоянии, вы смело можете сверху наносить составы для патинирования.

- Если старая краска кое-где начала облупаться, ее следует удалить с поверхности декорируемого предмета при помощи грубой шкурки, а затем шкуркой-"нулевкой" придать гладкость. После этого поверхность необходимо обработать мыльным раствором и просушить. При желании поверхность можно прогрунтовать специальными составами (Болюс, Левкас).

- Чтобы получить более слабый эффект темной патины, можно воспользоваться для разбавления битума льняным маслом. Также, после нанесения битума, убрать темные излишки состава можно при помощи губки, смоченной в льняном масле. Затем поверхность следует протереть бумажным полотенцем.