Декупаж

Варистрада
2/21/2009, 12:02:27 AM
Для начала немного истории)

Китайские крестьяне украшали свои дома картинами, вырезанными из специальной бумаги, еще в 12 веке. В немецких источниках 15 века упоминается о способе украшения мебели вырезанными картинками. Однако своего расцвета техника эта достигла в 17 веке в Европе, опять же, благодаря китайцам. В то время в богатых европейских домах была в моде лаковая мебель, лампы, шкатулки, сделанные в Китае. Стоили они очень дорого. Венецианские мастера быстро освоили производство «lacca contrafatta» - лаковых подделок. Изготавливались они следующим образом: специально нанятые художники делали копии картин известных мастеров на бумаге. Эти рисунки клеили на мебель или музыкальные инструменты и покрывали лаком до тех пор, пока картинка не сливалась с предметом. Количество лаковых слоев достигало 30-40. Отличить такие подделки от настоящей китайской лаковой миниатюры было практически невозможно, а стоили они значительно дешевле и пользовались большим спросом.

Техника украшения предметов с помощью бумажных коллажей переживала времена расцвета и угасания. В Европе очередная вспышка увлечения этим методом началась тогда, когда богатые дома начали украшать большим количеством росписи. Зажиточные горожане приглашали для росписи стен и мебели художников, а слои победнее имитировали роспись наклеиванием рисунков на бумаге. Так возникло l'arte del povero (искусство для бедных). Впрочем, это тогда подобные изделия считались вещами для бедняков. Сейчас за вещи, выполненные в этой технике, коллекционеры платят огромные деньги.

В 18-19 веках среди дам высшего света было модным искусство украшения предметов вырезанными из бумаги рисунками. Часто бумагу расписывали сами дамы. Особенно любили в то время украшать таким способом веера и ширмы. Многие из этих «незамысловатых» рукоделий находятся сейчас в музеях. Среди покоренных возможностями этой техники встречаются и знаменитые имена: Мария Антуанетта, мадам Помпадур, лорд Байрон, Матисс, Пикассо - все они с увлечением создавали работы в этой великолепной технике.

Собственно термин «декупаж» - от французского «decoupage» - вырезать – возник в 20 веке, когда в Европе началась новая волна интереса к подзабытому искусству. Сейчас мода на декупаж распространяется по миру как лесной пожар - быстро и неудержимо. Миллионы людей с упоением режут бумагу и обклеивают ею практически любые предметы. Сотни фирм выпускают салфетки и декупажные карты, лаки и клеи для декупажа на различных предметах. Курсы по обучению искусству декупажа не имеют отбоя от учеников.

Доступность и простота метода привлекают в ряды декупажа все новых и новых мастеров. Действительно, для того чтобы сделать самую простую работу, достаточно рисунка на тонкой бумаге, клея и лака. Пара часов работы, и вот перед вами вместо баночки из-под кофе - симпатичная вазочка. Часто в таких работах используются обычные столовые салфетки с рисунком. Поэтому декупаж иногда называют «салфеточной техникой». Однако это кажущаяся простота.

Мастера своего дела творят в этой технике настоящие шедевры. Используя в декоре сложные методики создания фонов, старения и облагораживания поверхностей, сочетая декупаж с другими приемами декораторского искусства, они получают изделия, не только не уступающие, но часто и превосходящие по красоте и изысканности вещи, выполненные в более известных техниках.

Да и сам декупаж не стоит на месте. Разработаны методы создания изделий с объемным декупажем, техника sospeso trashfrente - декупаж на гибких пластиковых листах. Специально разработанные клеи позволяют делать декупаж на ткани, свечах, фарфоре, пластике и металле так, что изделиями после декупажа можно свободно пользоваться.
Варистрада
2/21/2009, 12:27:14 AM
а теперь - картинки) пока не мои, ибо "нельзя объять необъятного" (с) Козьма Прутков

1) санузел)))
2) Новогодняя тарелка
3) доска
4) творческое нечто
5) подарочный набор
6) шкафчик "под старину"
Варистрада
2/21/2009, 12:49:59 AM
и немного полезных советов (маленьких хитростей) для декупажа по дереву, стеклу и ткани:

- Если хочется добавить изделию золотистый налет старины, следует воспользоваться специально предназначенными для этого лаками. В этом случае название лака может звучать так: "Лак для придания картинам старого вида". На вид эти лаки имеют оттенок от золотистого до темно-бордового.

- Если же описанного в первом пункте состаривания вам показалось мало, то вы без труда сможете создать на лакированном покрытии эффект кракелюров, то есть сетку мелких трещинок. Такие трещинки легко получаются при использовании, так называемых, двухкомпонентных лаков для кракелюра от одного производителя.

- Закрепление работы сводится к фиксации элементов декупажа при помощи нанесения обыкновенного прозрачного акрилового покрывного лака. Вы можете также воспользоваться любыми отделочными аэрозольными лаками для достижения равномерного покрытия.

- Если изображение содержит множество мелких деталей, можно вырезать рисунок "с припуском", т.е. с частью фона.

- Существует три способа нанесения клея:
а) Клей наносится на основу, затем изображение прикладывается и разглаживается;
б) Клей наносится на изнаночную сторону картинки, изображение прикладывается и разглаживается;
в) Картинка прикладывается к основе, сверху на изображение наносится клей.

- Перед началом работы поверхность декорируемого предмета очищают спиртом от жира и грязи.

- Тарелки декорируют с тыльной стороны, салфетку приклеивают лицом вниз. Клей лучше нанести сразу на основу.

- В процессе приклеивания важно все делать постепенно и аккуратно, разглаживая неровности и выпуская пузырьки воздуха. При необходимости, сверху по приклеенному рисунку можно еще раз пройтись клеем для лучшего сцепления.

- После того, как рисунок зафиксируется на декорируемой поверхности, нужно смыть излишки клея с тех частей декорируемого предмета, где нет рисунка.

- Если вы использовали в работе клей ПВА, то смывать излишки удобно слегка смоченным в воде бумажным полотенцем. Клей ПВА создается на водной основе, поэтому, данный процесс вы сможете осуществить без труда как сразу, так и через некоторое время, клей легко поддастся стиранию. При использовании других видов клея, лучше этот процесс не откладывать, иначе есть риск не оттереть клей от основы.

- Процесс вырезания аппликаций - дело тонкое, в каждом случае подход должен быть индивидуальным. Для одной дизайнерской задумки вырезать рисунок лучше по контуру, для другой - оставляя немного фона. В случае декорирования стеклянной поверхности стараются вырезать рисунок по самому контуру - завершенная работа будет смотреться более изящно.

- В процессе декупажа на стекле вы можете столкнуться с такой проблемой, как потеря яркости и контрастности рисунка. Это происходит потому, что клей делает основу рисунка немного прозрачной. Так, если выбранный мотив содержал пастельные тона и нежные цветовые переходы, картинка после наклеивания изменится, цвета как будто выцветут на глазах. Выход достаточно прост. Однако подходит он лишь в том случае, если вы приклеивали рисунок лицевой стороной вниз. Для этого на декорируемой поверхности с прикленным декупажным рисунком вся бумажную поверхность закрашивается акриловой краской (лучше всего белого цвета). Переворачиваем - и цвета снова вернулись.

- Для декупажа по ткани лучше использовать матовый аэрозольный отделочный лак.

- Предварительная грунтовка акрилом полезна в том случае, если ткань цветная или содержит какой-либо оттенок, а вам хочется, например, нанести рисунок на белую основу или основу, затонированную по вашему желанию.

- Декупаж на ткани мало чем отличается от обычного декупажа, например, на стекле или деревянной поверхности. Основное отличие, пожалуй, состоит в том, что ткань при намокании может заметно провиснуть. Поэтому важно, чтобы ткань была хорошо натянута на основу или специальную рамку, применяемую во время работы.