О Коканде
greatbek
Новичок
3/23/2008, 8:12:55 PM
История Коканда, одного из древнейших городов Центральной Азии, насчитывает более 2200 лет. Город именовали "Хоканд", "Хавокент", "Хавокин". Сам Бабур в своем труде "Бабурнаме" (нач. 16 в.) употреблял слово "Хукан". Местные жители и по сей день называют город "Хуканди Латиф", что в переводе значит "Пленительный Хуканд (Коканд)". Нынешнее название укоренилось в результате литературной традиции русских колониальных газет к концу 19 в. Достоверными источниками являются записи арабских историков Истахри и Ибн Хаукала, датированные нач. 10 в. В труде "Гаройиби Сипах" пишется, что город известен своими чистыми прямыми улицами, умелыми ремесленниками, свежим воздухом.Известный историк и географ Шамсиддин Сами писал, что, по сведениям местных историков с нач. 9 в., "Хоуканд" в Мавераннахре - один из крупнейших городов Ферганской долины, располагается в месте пересечения караванных дорог, некоторые из которых были ответвлениями Великого Шелкового Пути, идущими из Кашгара. В городе процветали гончарное, ювелирное, шелкопрядное дело. В 13 в. город был разрушен монголами. Его восстановление было начато с постройки четырех цитаделей - Калвак, Актепе, Эски Курган, Хоканд Курган. Город был полностью восстановлен и получил новую жизнь в 18 в., после образования Кокандского ханства.Портал города Коканда
greatbek
Новичок
3/23/2008, 8:18:22 PM
Мактабы", "Кары-хана"
Первоначальное образование, заключавшее в освоении грамотности и знакомстве с основными началами мусульманского вероучения, получали в "Мактаб-хана". Эти низшие школы имелись в каждом пункте Кокандского ханства, при чём преимущественно при кишлачных махаллинских мечетях.
Согласно шариату, мальчики должны были приступать к учению, до достижении ими семилетнего возраста. Обыкновенно отец или заменяющий его родственник, приводил мальчика к учителю и приносил ему положенный в таких случаях " Дастархан".
При обучении азбуке, употреблялись обыкновенно небольшие деревянные дощечки или же пластинки из жести, на которых учителя писали арабский алфавит, объясняя ученику произношение каждой буквы. В некоторых таких школах, где имелось значительное количество учеников, у учителя имелся помощник - " халифе". В отсутствии учителя, " халифе" занимались с учениками, выслушивая уроки и объясняя , непонятное. После изучения азбуки, переходили к изучению " абджада", т.е.: к чтению слогов, а затем к чтению Корана. После изучения главы "алямнашер", учителю обыкновенно дарилось денежное вознаграждение.
Дальнейшее "образование" заключалось в последовательном изучении книги "манпык", сочинений Хаджи Хафиза , сочинений Мирзы Бидиля , стихотворений Навои и Фузули. Закончив на этом своё обучение, ученик мог ещё оставаться в школе для совершенствования в каллиграфии. Таким образом, заканчивалось учение в низшей школе, продолжавшееся, от 4 до 5 лет. Целый цикл правил особой вежливости, что было особенно необходимо тем, кто продолжал своё образование в медресе.
Обучение мальчиков и девочек не было совместным. Обучение девочек производилось на дому у учительниц, точно по такому же методу, что и в мактабах.
По окончанию обучения в мактабах, большая часть учеников возвращалась к обычным занятиям своих родителей и лишь сравнительно небольшая их часть продолжала своё образование в медресе. Помимо указанных этих заведений, в ханстве, как и в остальных среднеазиатских ханствах, имелись " далаиль-хана" и " кары-хана". В "далаиль-хана", учащиеся, в большинстве незнакомые с арабским языком под руководством своего наставника, заучивали наизусть написанные на арабском языке молитвы, содержание и смысл которых для большинства из них оставался совершенно непонятным. " Кары-хана" представляли собою особый вид богадельни или вернее, приюта для слепых.
Выучивший наизусть Коран, но продолжая жить в "кары-хана" и постоянно практикуясь в своей профессии " кары", или чтеца Корана, они имели случайный , или постоянный заработок на стороне, т.к. приглашались для чтения Корана по покойникам во время поста в месяц "рамазан". Мечеть Место молитвенных собраний - мечеть , была 3 следующих видов:
1. Мечеть обыкновенная - кишлачная или махаллинская, в которых, совершались ежедневные молитвы.
2. Мечеть соборная, в которой помимо обычных ежедневных молитв, совершался многолюдный "намаз" по пятницам.
3. " Аит-гох" или "намаз-гох", в которых молитвы совершались в 2 годовых религиозных праздника.
Медрессе
Высшее образование получали в Медресе. Прохождение полного курса медресе не определялось временем. Учащиеся, называвшиеся "мулла", "шакирд" или "талиб-уль-гельм", что означает "домогающийся знаний" имели неограниченное право пребывать в медресе столько, сколько ему заблагорассудиться.
При поступлении в медресе, от учащихся не требовались каких-либо формальностей, всё дело сводилось к договорённости с главным "мударрисом" и "мутавалием" Штат медресе состоял из главного мударриса, назначавшегося ханом в больших медресе столицы ханства. Мударрис иногда был и казием. Кроме него имелось определённое количество мударрисов, в зависимости от количества учащихся и состоятельности медрессе
Всей хозяйственной частью медресе, сбором доходов с принадлежавших медресе вакуфных земель, сбором доброхотных даяний и распределением средств ведали " мутаваллии".
Они назначались на эту должность или ханом, или лицом учредившим основной вакф в пользу медресе. Иногда эта должность передавалась по наследству
Все учащиеся делились на 3 разряда или класса: 1. "Ала" - высший
2. " Аусат" - средний
3. " Одна" - низший
Занятия продолжались от рассвета до заката. Основными дисциплинами были: арабская письменность, грамматика, логика, риторика, метафизика, четыре правила арифметики, наука о богочитании, законоведение. таково было высшее образование населения Кокандского ханства основными средствами, которыми обладали медресе, являлись вакуфные установления и ханские пожалования, заключавшиеся в предоставлении медресе земельных угодий. Подати и повинности.
Начала общественного хозяйства цивилизованных обществ возникали под влиянием местных условий и от того участия, которое принимал народ в общем, роде цивилизации.
Между прочим, на общественных податях, которые не забыты Кораном и в числе прочих общественных отправлений укреплены за народом, как догматы религиозные, вполне точно указаны и даже названы по именам :
1. "Харадж"
2. "Таноп"
3. "Зякет"
Эти основные подати сохранились с появления ислама в Кокандском ханстве и функционировали вплоть до завоевания ханства русским царизмом.
Местные условия и власть повлияла на размер податей и способ их взимания. Проходили годы. За новыми, случайно возникшими сборами закреплялась законность, наравне с установленными Мухаммедом . В Кокандском ханстве государственная казна не была отделена от казны хана и потому, как личные приходы последнего , составлявшиеся от торговли, сдачи в аренду недвижимостей и пр. так и его личные расходы, не выделялись особо, смешивались с общегосударственными приходо-расходными исчеслениями. В Кокандском ханстве верховное распоряжение землями принадлежало хану.
Пользование ими населения покоилось на основном принципе мусульманского права, что занятые населением земли составляют государственный вакф, отданный в вечный наем их владельцам, а отсюда - подать лежит на земле , а не на лицах. Разумеется, как владевший землёю обязывался, помимо уплаты поземельной подати, исполнять и все налоги и повинности, которые, по утверждению самих ханов и дворцовой клики, "способствовали процветанию экономического благосостояния страны и укреплению её политического и военного значения".
Все подати обозначались местным турецким термином "алык-саык" или "алкат ва салгат", что довольно дословно значит - "получение и обложение". Подати и налоги, обычного, из года в год повторяющегося, характера назывались в юридических актах "ма - люфат".
Налоги строго определенного характера, которые у нас принято обозначать термином "прямые", назывались "мукаррари".
Налоги же, соответствовавшие нашим "косвенным" налогам, именовались "ихраджат".
Как уже сказано выше, основными податями в Кокандском ханстве были : "харадж", "таноп", "зякет". "Харадж"- подать с произведения земли взымалась в размере от 1/10 до 1/3 с урожая хлеба, риса, джугары, ячменя и т.д. Размер "хараджа" определялся состоянием урожая и аппетитом как высшей, так и низшей администрации.
Все земли, которые искони были закреплены за местным населением, владельцы которых обязаны, были платить "харадж", этот поземельный налог, сообразно ежегодного с их урожая, назывались "мульк-харадж". От уплаты, "хараджа" освобождались земли жалованные и дарственные, так называемые "мульки-холис" или "мульки-хур".
На право владения такими землями, ханом выдавались особая дарственная грамота, не терявшая своего значения и силы при последующих приемниках хана выдававшего грамоту.
Помимо "хараджа" поступавшего в государственную, а вернее в личную казну хана, право на сбор такового с определённых участков, а иногда и целых кишлаков, дарилось ханом отдельным приближенным, чем либо отличившимся или чем либо заслужившим такую милость, или ближайшим родственникам, на что ханом также выдавался особый - "ярлык".
"Танап" взимался фактически не с произведений земли, а с того земельного участка, который был засажен огородными растениями в пределах усадьбы. Освобождением от танапного сбора, пользовались те земли, и те лица, которые освобождались от уплаты "хараджа".
На равнее с танапным сбором взималась подать "кош-пули", с каждой парой волов и омача, работавших в поле. Этот сбор был введен Шир - Али ханом, отцом последнего Кокандского хана Худояра.
"Зякет" исчислялся в размере 1/40 купеческого капитала и взимался с караванов, груженных товарами, с бараньих гуртов, а также с товаров и баранов в розничной продаже на городских и кишлачных базарах. Этот налог, до некоторой степени, напоминал таможенный сбор. Каждый караван, прибывая в "зякет - сарай", имел право разгружаться не ранее прибытия "зякетчика", т.е. лица взимавшего зякетный сбор, в обязанности которого лежало определение размера такового. Танапным сбором и сбором "хараджа" ведали "амлякдары". Как "зякетчики", так и "амлякдары" никакого определённого жалования не получали. Главные "зякетчи" покупали себе право на сбор "зякета" на определённый период времени, за определённую сумму, уплачивая её хакиму данного вилаята. "Зякет" не взыскивался с ремесленников и городских лавочников, за исключением тех лавочников, которые занимались торгом, переезжая с базара на базар. 1. Наименование податей и поборов: 1."Никагане". Свадебная пошлина, взимавшаяся с девицы выходившей замуж. 2."Тарикана". Побор оставшегося в пользу наследников имущество умершего.побор этот, в размере 1/4 части имущества взимался в том случае, если раздел этот производился не по духовному завещанию. 3."Уляу-пули". Подать взыскивалась с каждого семейства ("подымная" или "кибиточная" подать) на разные расходы во время военных дейсвий. 4."Мираб-пули" или "Су-пули". Подать за распределение арычной воды на пашни дехканского населения. 5."Сбор маклерских денег", с продаваемых земель, домов, недвижимого имущества. 6."Крепостные пошлины". Взимались в пользу хана. 6."Чоб-пули". Сбор за право рубить дрова, кустарник, камыш, косить сено в горах, а также со всех пространств у озер и рек, принадлежавших хану. 2. Наименование податей и поборов: 1. Сбор с устроителей "тоя" взимался по домам, в том случае, если на "тое" присутствовали представители искусств. 2. Сбор с аренды урожая фруктов. С фисташковых, урюковых и других деревьев, в предгорьях и горах ферганской долины. 3."Саман-пули". Противный уложениям шариата сбор за солому. 4."Баитал-пули" или "Бия-пули". Сбор за кобыл с дехкан, имевших несколько необъезженных кобылиц. 5.Пошлина на хлеб вывозившейся за пределы столицы ханства в местности, охваченные неурожаем, где наблюдалось сильное подорожание цен на хлеб. 6."Кафан". Сбор доходов с весов на базарах и торговых площадях Коканда. 3.Наименование податей и поборов. К этим сборам относились: А) "Галя-базари" - базар земледельческих продуктов. Б) Где производилась торговля шёлком и коконом. В) На хлопковых базарах. Г) На базаре растительных масел и маслобоек. Д) Сбор за засвидетельствование продаваемого скота на скотском базаре. Е) Весовой сбор с продаваемого винограда на "маис-базаре" 1. Налог за аренду переправ через Дарью. 2. Налог на соль. 3. Сбор на базарах. 4. Налог при выдаче прав на производство торговли на базарах. 5. Налог на сено. 6. Налог на уголь. Употреблявшейся, основной мерой весов в Кокандском ханстве, являлась "пайся".www.kokand.uz Всё о Коканде
Первоначальное образование, заключавшее в освоении грамотности и знакомстве с основными началами мусульманского вероучения, получали в "Мактаб-хана". Эти низшие школы имелись в каждом пункте Кокандского ханства, при чём преимущественно при кишлачных махаллинских мечетях.
Согласно шариату, мальчики должны были приступать к учению, до достижении ими семилетнего возраста. Обыкновенно отец или заменяющий его родственник, приводил мальчика к учителю и приносил ему положенный в таких случаях " Дастархан".
При обучении азбуке, употреблялись обыкновенно небольшие деревянные дощечки или же пластинки из жести, на которых учителя писали арабский алфавит, объясняя ученику произношение каждой буквы. В некоторых таких школах, где имелось значительное количество учеников, у учителя имелся помощник - " халифе". В отсутствии учителя, " халифе" занимались с учениками, выслушивая уроки и объясняя , непонятное. После изучения азбуки, переходили к изучению " абджада", т.е.: к чтению слогов, а затем к чтению Корана. После изучения главы "алямнашер", учителю обыкновенно дарилось денежное вознаграждение.
Дальнейшее "образование" заключалось в последовательном изучении книги "манпык", сочинений Хаджи Хафиза , сочинений Мирзы Бидиля , стихотворений Навои и Фузули. Закончив на этом своё обучение, ученик мог ещё оставаться в школе для совершенствования в каллиграфии. Таким образом, заканчивалось учение в низшей школе, продолжавшееся, от 4 до 5 лет. Целый цикл правил особой вежливости, что было особенно необходимо тем, кто продолжал своё образование в медресе.
Обучение мальчиков и девочек не было совместным. Обучение девочек производилось на дому у учительниц, точно по такому же методу, что и в мактабах.
По окончанию обучения в мактабах, большая часть учеников возвращалась к обычным занятиям своих родителей и лишь сравнительно небольшая их часть продолжала своё образование в медресе. Помимо указанных этих заведений, в ханстве, как и в остальных среднеазиатских ханствах, имелись " далаиль-хана" и " кары-хана". В "далаиль-хана", учащиеся, в большинстве незнакомые с арабским языком под руководством своего наставника, заучивали наизусть написанные на арабском языке молитвы, содержание и смысл которых для большинства из них оставался совершенно непонятным. " Кары-хана" представляли собою особый вид богадельни или вернее, приюта для слепых.
Выучивший наизусть Коран, но продолжая жить в "кары-хана" и постоянно практикуясь в своей профессии " кары", или чтеца Корана, они имели случайный , или постоянный заработок на стороне, т.к. приглашались для чтения Корана по покойникам во время поста в месяц "рамазан". Мечеть Место молитвенных собраний - мечеть , была 3 следующих видов:
1. Мечеть обыкновенная - кишлачная или махаллинская, в которых, совершались ежедневные молитвы.
2. Мечеть соборная, в которой помимо обычных ежедневных молитв, совершался многолюдный "намаз" по пятницам.
3. " Аит-гох" или "намаз-гох", в которых молитвы совершались в 2 годовых религиозных праздника.
Медрессе
Высшее образование получали в Медресе. Прохождение полного курса медресе не определялось временем. Учащиеся, называвшиеся "мулла", "шакирд" или "талиб-уль-гельм", что означает "домогающийся знаний" имели неограниченное право пребывать в медресе столько, сколько ему заблагорассудиться.
При поступлении в медресе, от учащихся не требовались каких-либо формальностей, всё дело сводилось к договорённости с главным "мударрисом" и "мутавалием" Штат медресе состоял из главного мударриса, назначавшегося ханом в больших медресе столицы ханства. Мударрис иногда был и казием. Кроме него имелось определённое количество мударрисов, в зависимости от количества учащихся и состоятельности медрессе
Всей хозяйственной частью медресе, сбором доходов с принадлежавших медресе вакуфных земель, сбором доброхотных даяний и распределением средств ведали " мутаваллии".
Они назначались на эту должность или ханом, или лицом учредившим основной вакф в пользу медресе. Иногда эта должность передавалась по наследству
Все учащиеся делились на 3 разряда или класса: 1. "Ала" - высший
2. " Аусат" - средний
3. " Одна" - низший
Занятия продолжались от рассвета до заката. Основными дисциплинами были: арабская письменность, грамматика, логика, риторика, метафизика, четыре правила арифметики, наука о богочитании, законоведение. таково было высшее образование населения Кокандского ханства основными средствами, которыми обладали медресе, являлись вакуфные установления и ханские пожалования, заключавшиеся в предоставлении медресе земельных угодий. Подати и повинности.
Начала общественного хозяйства цивилизованных обществ возникали под влиянием местных условий и от того участия, которое принимал народ в общем, роде цивилизации.
Между прочим, на общественных податях, которые не забыты Кораном и в числе прочих общественных отправлений укреплены за народом, как догматы религиозные, вполне точно указаны и даже названы по именам :
1. "Харадж"
2. "Таноп"
3. "Зякет"
Эти основные подати сохранились с появления ислама в Кокандском ханстве и функционировали вплоть до завоевания ханства русским царизмом.
Местные условия и власть повлияла на размер податей и способ их взимания. Проходили годы. За новыми, случайно возникшими сборами закреплялась законность, наравне с установленными Мухаммедом . В Кокандском ханстве государственная казна не была отделена от казны хана и потому, как личные приходы последнего , составлявшиеся от торговли, сдачи в аренду недвижимостей и пр. так и его личные расходы, не выделялись особо, смешивались с общегосударственными приходо-расходными исчеслениями. В Кокандском ханстве верховное распоряжение землями принадлежало хану.
Пользование ими населения покоилось на основном принципе мусульманского права, что занятые населением земли составляют государственный вакф, отданный в вечный наем их владельцам, а отсюда - подать лежит на земле , а не на лицах. Разумеется, как владевший землёю обязывался, помимо уплаты поземельной подати, исполнять и все налоги и повинности, которые, по утверждению самих ханов и дворцовой клики, "способствовали процветанию экономического благосостояния страны и укреплению её политического и военного значения".
Все подати обозначались местным турецким термином "алык-саык" или "алкат ва салгат", что довольно дословно значит - "получение и обложение". Подати и налоги, обычного, из года в год повторяющегося, характера назывались в юридических актах "ма - люфат".
Налоги строго определенного характера, которые у нас принято обозначать термином "прямые", назывались "мукаррари".
Налоги же, соответствовавшие нашим "косвенным" налогам, именовались "ихраджат".
Как уже сказано выше, основными податями в Кокандском ханстве были : "харадж", "таноп", "зякет". "Харадж"- подать с произведения земли взымалась в размере от 1/10 до 1/3 с урожая хлеба, риса, джугары, ячменя и т.д. Размер "хараджа" определялся состоянием урожая и аппетитом как высшей, так и низшей администрации.
Все земли, которые искони были закреплены за местным населением, владельцы которых обязаны, были платить "харадж", этот поземельный налог, сообразно ежегодного с их урожая, назывались "мульк-харадж". От уплаты, "хараджа" освобождались земли жалованные и дарственные, так называемые "мульки-холис" или "мульки-хур".
На право владения такими землями, ханом выдавались особая дарственная грамота, не терявшая своего значения и силы при последующих приемниках хана выдававшего грамоту.
Помимо "хараджа" поступавшего в государственную, а вернее в личную казну хана, право на сбор такового с определённых участков, а иногда и целых кишлаков, дарилось ханом отдельным приближенным, чем либо отличившимся или чем либо заслужившим такую милость, или ближайшим родственникам, на что ханом также выдавался особый - "ярлык".
"Танап" взимался фактически не с произведений земли, а с того земельного участка, который был засажен огородными растениями в пределах усадьбы. Освобождением от танапного сбора, пользовались те земли, и те лица, которые освобождались от уплаты "хараджа".
На равнее с танапным сбором взималась подать "кош-пули", с каждой парой волов и омача, работавших в поле. Этот сбор был введен Шир - Али ханом, отцом последнего Кокандского хана Худояра.
"Зякет" исчислялся в размере 1/40 купеческого капитала и взимался с караванов, груженных товарами, с бараньих гуртов, а также с товаров и баранов в розничной продаже на городских и кишлачных базарах. Этот налог, до некоторой степени, напоминал таможенный сбор. Каждый караван, прибывая в "зякет - сарай", имел право разгружаться не ранее прибытия "зякетчика", т.е. лица взимавшего зякетный сбор, в обязанности которого лежало определение размера такового. Танапным сбором и сбором "хараджа" ведали "амлякдары". Как "зякетчики", так и "амлякдары" никакого определённого жалования не получали. Главные "зякетчи" покупали себе право на сбор "зякета" на определённый период времени, за определённую сумму, уплачивая её хакиму данного вилаята. "Зякет" не взыскивался с ремесленников и городских лавочников, за исключением тех лавочников, которые занимались торгом, переезжая с базара на базар. 1. Наименование податей и поборов: 1."Никагане". Свадебная пошлина, взимавшаяся с девицы выходившей замуж. 2."Тарикана". Побор оставшегося в пользу наследников имущество умершего.побор этот, в размере 1/4 части имущества взимался в том случае, если раздел этот производился не по духовному завещанию. 3."Уляу-пули". Подать взыскивалась с каждого семейства ("подымная" или "кибиточная" подать) на разные расходы во время военных дейсвий. 4."Мираб-пули" или "Су-пули". Подать за распределение арычной воды на пашни дехканского населения. 5."Сбор маклерских денег", с продаваемых земель, домов, недвижимого имущества. 6."Крепостные пошлины". Взимались в пользу хана. 6."Чоб-пули". Сбор за право рубить дрова, кустарник, камыш, косить сено в горах, а также со всех пространств у озер и рек, принадлежавших хану. 2. Наименование податей и поборов: 1. Сбор с устроителей "тоя" взимался по домам, в том случае, если на "тое" присутствовали представители искусств. 2. Сбор с аренды урожая фруктов. С фисташковых, урюковых и других деревьев, в предгорьях и горах ферганской долины. 3."Саман-пули". Противный уложениям шариата сбор за солому. 4."Баитал-пули" или "Бия-пули". Сбор за кобыл с дехкан, имевших несколько необъезженных кобылиц. 5.Пошлина на хлеб вывозившейся за пределы столицы ханства в местности, охваченные неурожаем, где наблюдалось сильное подорожание цен на хлеб. 6."Кафан". Сбор доходов с весов на базарах и торговых площадях Коканда. 3.Наименование податей и поборов. К этим сборам относились: А) "Галя-базари" - базар земледельческих продуктов. Б) Где производилась торговля шёлком и коконом. В) На хлопковых базарах. Г) На базаре растительных масел и маслобоек. Д) Сбор за засвидетельствование продаваемого скота на скотском базаре. Е) Весовой сбор с продаваемого винограда на "маис-базаре" 1. Налог за аренду переправ через Дарью. 2. Налог на соль. 3. Сбор на базарах. 4. Налог при выдаче прав на производство торговли на базарах. 5. Налог на сено. 6. Налог на уголь. Употреблявшейся, основной мерой весов в Кокандском ханстве, являлась "пайся".www.kokand.uz Всё о Коканде
greatbek
Новичок
3/23/2008, 8:40:02 PM
В нач. 18 в. Бухарский Эмират сотрясали распри, выхванные стремлениями эмира Убайдуллахана II сосредоточить всю власть в своих руках. Это стало причиной усиления активности глав племен Ферганы, и особенно, мингов. В 1709 г. они низложили духовенство, правившее номинально суверенным бекством Чодак и взяли власть с Фергане в свои руки. Одного из глав племени минг Шахрухбия объявили правителем. Известно, что только потомки Афрасиаба и Чингизхана имели право зваться ханами, а Шахрухбий не был ни тем, ни другим. Поэтому придворные создали легенду о золотой колыбели, согласно которой Шахрухбий являлся десятым потомком новорожденнго принца, оставленного Бабуром ( в золотой колыбели ) по пути в Кабул и воспитанного аксакалами племен Ферганской долины. Потомки Шахрухбия продолжили увеличение территорий ханства. К концу 18 в. Кокандское ханство включало в себя территории нынешних Ферганской, Наманганской, Андижанской, Ташкентской областей, Ходжента, Кыргызстана, Южного Казахстана. На северной границе ханства находился город Ак-Мечеть. Оренбург и Омск стояли на границе ханства и России.
Коканд все рос и развивался. Венгерский путешественник Вамбери писал, что "Хоканд" был в 6 раз больше Хивы, 4 раза - Тегерана и 2 раза - Бухары. Он тянулся в длину на 16 верст (17 км), а в ширину - на 5 верст (5,3 км) и был разделен на 12 административных частей, каждая из которых имела свои ворота: Ходжент, Наманган, Маргилан, Чимион, Риштан, Муймуборак, Катаган, Сох, Саримазар, Гозяглык, Кудуклик и Исфара. Накануне присоединения Кокандского ханства к России в городе было 10 000 дворов, 120 школ, 40 медресе. В городе процветала торговля, об этом говорит то, что к 1800 г. в городе было 2000 торговых лавок, 6 базаров, 9 караван-сараев. Караваны кокандских купцов шли в Индию, Россию, Китай, Иран, Турцию, Аравию, Афганистан.
https://www.backbook.me/photo-c0f4d37ef1
Развивалась архитектура. Кокандские мастера знали секреты чрезвычайно прочного кирпича, называемого "мусульманским", тайны создания бессмертной майолики, цвет которой не тускнеет со временем. Благодаря покровительству эмира Умархана, его жены, поэтессы Надирыбегим, процветает культура, искусства. Эти правители собрали в Коканде великолепную литературную среду, куда вошли такие знаментости того времени, как поэты Махмур, Амири, Гульхани, Завки, Низами, Дильшоди Барно, Увайси, Фазли. Хан Умархан, называвший себя амиром, подчинив себе Туркестан и территорию от Арала до Семиречья, построил города Ак-Мечеть (Кызыл-Орда), Авлие - ота (Джамбул), Пишпак (Бишкек). В Коканде строятся медресе Норбутабия (1799), Мухаммад Али хана, Камал кази (1820), Миян-хазрат, Махлар аим, Минг аим, мечети Джоми (1817) и Норбутабия (1827). При хане Умархане и его сыне хане Мухаммаде Али военная мощь ханства резко возросла. Хан в любое время мог собрать доподнительные силы в 60 000 чел. С 1826 по 1831 гг. хан Мухаммад Али ведет войну с Китаем за Кашгар. Затем он подписал выгодное соглашение с императором Китая о перемирии. Согласно ему хан признавал Кашгарские земли за Китаем, а император предоставлял торговые привилегии кокандским купцам, также все пошлины, собранные в Кашгаре, отдавались Коканду. Развивались ремесла. В городе трудились представители медного, ювелирного, оружейного, красильного дел. Славились также изделия гончаров, резчиков по ганчу и дереву, портных, джибачей.В Коканде изготавливали бумагу, шелка, фарфор, хлопчатобумажные ткани, красную кожу, бакалейные товары, ювелирные изделия. Население города превышало 80 000 чел. и было многонациональным. Мирно соседствовали узбеки, киргизы, уйгуры, каракалпаки, таджики, кипчаки.www.kokand.uz All about kokand
Коканд все рос и развивался. Венгерский путешественник Вамбери писал, что "Хоканд" был в 6 раз больше Хивы, 4 раза - Тегерана и 2 раза - Бухары. Он тянулся в длину на 16 верст (17 км), а в ширину - на 5 верст (5,3 км) и был разделен на 12 административных частей, каждая из которых имела свои ворота: Ходжент, Наманган, Маргилан, Чимион, Риштан, Муймуборак, Катаган, Сох, Саримазар, Гозяглык, Кудуклик и Исфара. Накануне присоединения Кокандского ханства к России в городе было 10 000 дворов, 120 школ, 40 медресе. В городе процветала торговля, об этом говорит то, что к 1800 г. в городе было 2000 торговых лавок, 6 базаров, 9 караван-сараев. Караваны кокандских купцов шли в Индию, Россию, Китай, Иран, Турцию, Аравию, Афганистан.
https://www.backbook.me/photo-c0f4d37ef1
Развивалась архитектура. Кокандские мастера знали секреты чрезвычайно прочного кирпича, называемого "мусульманским", тайны создания бессмертной майолики, цвет которой не тускнеет со временем. Благодаря покровительству эмира Умархана, его жены, поэтессы Надирыбегим, процветает культура, искусства. Эти правители собрали в Коканде великолепную литературную среду, куда вошли такие знаментости того времени, как поэты Махмур, Амири, Гульхани, Завки, Низами, Дильшоди Барно, Увайси, Фазли. Хан Умархан, называвший себя амиром, подчинив себе Туркестан и территорию от Арала до Семиречья, построил города Ак-Мечеть (Кызыл-Орда), Авлие - ота (Джамбул), Пишпак (Бишкек). В Коканде строятся медресе Норбутабия (1799), Мухаммад Али хана, Камал кази (1820), Миян-хазрат, Махлар аим, Минг аим, мечети Джоми (1817) и Норбутабия (1827). При хане Умархане и его сыне хане Мухаммаде Али военная мощь ханства резко возросла. Хан в любое время мог собрать доподнительные силы в 60 000 чел. С 1826 по 1831 гг. хан Мухаммад Али ведет войну с Китаем за Кашгар. Затем он подписал выгодное соглашение с императором Китая о перемирии. Согласно ему хан признавал Кашгарские земли за Китаем, а император предоставлял торговые привилегии кокандским купцам, также все пошлины, собранные в Кашгаре, отдавались Коканду. Развивались ремесла. В городе трудились представители медного, ювелирного, оружейного, красильного дел. Славились также изделия гончаров, резчиков по ганчу и дереву, портных, джибачей.В Коканде изготавливали бумагу, шелка, фарфор, хлопчатобумажные ткани, красную кожу, бакалейные товары, ювелирные изделия. Население города превышало 80 000 чел. и было многонациональным. Мирно соседствовали узбеки, киргизы, уйгуры, каракалпаки, таджики, кипчаки.www.kokand.uz All about kokand
greatbek
Новичок
3/23/2008, 8:43:56 PM
Первые сведения о Коканде встречаются в записках китайского дипломата и путешественника Чжан Цзяна который посетил государство Давань находившееся на территориии современной Ферганской долины. В 138 г. до н.э. он был направлен императором У-Ди к среднеазиатским народам за помощью в военных действиях против хуннов, которые опустошали северные окраины Китая.
В своих записках он упоминает город Кангюй который, судя по всему и был древнейшим предшественником города Коканда.
С X века он был известен как Хавоканд и располагался на караванном пути между Индией и Китаем. В XII веке он был разрушен монгольскими войсками. 1571-1626 Коканд был частью Бухарского эмирата пока не стал независимым в 1709. Существующий город построен как крепость в 1732 на месте старой крепости Эски-Курган. Образовавшееся Кокандское ханство завоевало всю Фергану. Наибольшего расширения Ханство достигло в 1820-е с завоеванием Южного Казахстана и Киргизии. Коканд был главным религиозным центром Ферганы при ханах. Одно время в нем насчитывалось более 300 мечетей.
С 1709 Коканд - столица одноименного ханства. С 1876 - в составе Ферганской области Российской империи, затем УзССР. Ныне в составе Ферганской области Узбекистана.
Город Коканд расположен в восточной части Узбекистана на юго-западе Ферганской долины в 228 км к юго-востоку от Ташкента, 115 км к западу от Андижана, и 88 км к западу от города Ферганы. Коканд соединят два главных маршрута в Ферганскую долину, один северо-западный по горам к Ташкенту, и другой западный через Хужанд.
Коканд сохранил древнюю структуру, он состоит из новой и старой частей. Новый город насыщен торговыми предприятиями, административными зданиями, банками, особняками промышленников, а в старой части города сохранились ханский дворец - Урда, памятники народной жилой архитектуры, мечети, медресе и мемориальные постройки - все ХIХ начала ХХ в. Коканд - центр химической, машиностроительной, хлопкообрабатывающей и пищевой промышленности.www.kokand.uz
В своих записках он упоминает город Кангюй который, судя по всему и был древнейшим предшественником города Коканда.
С X века он был известен как Хавоканд и располагался на караванном пути между Индией и Китаем. В XII веке он был разрушен монгольскими войсками. 1571-1626 Коканд был частью Бухарского эмирата пока не стал независимым в 1709. Существующий город построен как крепость в 1732 на месте старой крепости Эски-Курган. Образовавшееся Кокандское ханство завоевало всю Фергану. Наибольшего расширения Ханство достигло в 1820-е с завоеванием Южного Казахстана и Киргизии. Коканд был главным религиозным центром Ферганы при ханах. Одно время в нем насчитывалось более 300 мечетей.
С 1709 Коканд - столица одноименного ханства. С 1876 - в составе Ферганской области Российской империи, затем УзССР. Ныне в составе Ферганской области Узбекистана.
Город Коканд расположен в восточной части Узбекистана на юго-западе Ферганской долины в 228 км к юго-востоку от Ташкента, 115 км к западу от Андижана, и 88 км к западу от города Ферганы. Коканд соединят два главных маршрута в Ферганскую долину, один северо-западный по горам к Ташкенту, и другой западный через Хужанд.
Коканд сохранил древнюю структуру, он состоит из новой и старой частей. Новый город насыщен торговыми предприятиями, административными зданиями, банками, особняками промышленников, а в старой части города сохранились ханский дворец - Урда, памятники народной жилой архитектуры, мечети, медресе и мемориальные постройки - все ХIХ начала ХХ в. Коканд - центр химической, машиностроительной, хлопкообрабатывающей и пищевой промышленности.www.kokand.uz
greatbek
Новичок
3/23/2008, 8:46:24 PM
С приобретением независимости Узбекистана развитие промышленности, социальной и духовной сферы города получило новый толчок. Предприятия оснащаются новым современным оборудованием. Растет ассортимент и количество производимой продукции, развивается ремесленничество. Повышаются социяльная активность и жизненный уровень населения. Особое внимание уделяется всестороннему воспитанию молодого поколения, строятся новые лицеи, колледжы и школы, реконструируются и переоснащаются старые, приобретая новый вид.https://www.backbook.me/photo-aa05f1e9bf
mizerikord
Новичок
3/24/2008, 1:42:31 AM
(usrak8899 @ 23.03.2008 - время: 18:51) А кто завоевал Коканд?
https://www.brocgaus.ru/text/052/353.htm
22 августа 1875 г. генерал Кауфман (с отрядом из 16 рот, 8 сотен и 20 орудий) взял эту крепость (укрепление Махрам на левом берегу Сырдарьи -44 версты от Ходжента) и совершенно разгромил кокандцев, потерявших более 2 тыс. убитыми; урон с нашей стороны ограничился 5 убитыми и 8 ранеными. 29 августа он без выстрела занял Коканд, 8 сентября — Маргелан, 22 сентября был заключен с Наср-Эддином договор, в силу которого он признавал себя слугой русского царя, обязывался уплачивать ежегодную дань в 500 тыс. руб. и уступал все земли к северу от Нарына; из последних образован был Наманганский отдел. Но едва удалились русские, в ханстве вспыхнуло восстание. Абдурахман-Автобачи, спасшийся бегством в Узгент, низложил Наср-Эддина, бежавшего в Ходжент, и провозгласил ханом Пулат-бека. Смуты отразились и в Наманганском отделе. Начальник его, знаменитый впоследствии Скобелев, подавил восстание, поднятое в Тюря-Кургане Батырь-Тюрей, но жители Намангана, воспользовавшись его отсутствием, атаковали наш гарнизон, за что вернувшийся Скобелев подверг город жестокой бомбардировке. Затем Скобелев, с отрядом в 2800 человек, двинулся на Андижан, который штурмовал 8 января, а 10 января андижанцы изъявили покорность. 28 января 1876 г. Абдурахман сдался военнопленным и был сослан в Екатеринославль, а захваченный Пулат-бек был повешен в Маргелане. Наср-Эддин вернулся в свою столицу, но ввиду трудности своего положения задумал привлечь на свою сторону враждебную России партию и фанатическое духовенство. Вследствие этого Скобелев поспешил занять Коканд, где захватил 62 орудия и огромные запасы боевых снарядов (8 февраля), а 19 февраля состоялось Высочайшее повеление о присоединении всей территории Кокандское ханство ханства и образовании из нее Ферганской области (см.).
https://www.brocgaus.ru/text/052/353.htm
22 августа 1875 г. генерал Кауфман (с отрядом из 16 рот, 8 сотен и 20 орудий) взял эту крепость (укрепление Махрам на левом берегу Сырдарьи -44 версты от Ходжента) и совершенно разгромил кокандцев, потерявших более 2 тыс. убитыми; урон с нашей стороны ограничился 5 убитыми и 8 ранеными. 29 августа он без выстрела занял Коканд, 8 сентября — Маргелан, 22 сентября был заключен с Наср-Эддином договор, в силу которого он признавал себя слугой русского царя, обязывался уплачивать ежегодную дань в 500 тыс. руб. и уступал все земли к северу от Нарына; из последних образован был Наманганский отдел. Но едва удалились русские, в ханстве вспыхнуло восстание. Абдурахман-Автобачи, спасшийся бегством в Узгент, низложил Наср-Эддина, бежавшего в Ходжент, и провозгласил ханом Пулат-бека. Смуты отразились и в Наманганском отделе. Начальник его, знаменитый впоследствии Скобелев, подавил восстание, поднятое в Тюря-Кургане Батырь-Тюрей, но жители Намангана, воспользовавшись его отсутствием, атаковали наш гарнизон, за что вернувшийся Скобелев подверг город жестокой бомбардировке. Затем Скобелев, с отрядом в 2800 человек, двинулся на Андижан, который штурмовал 8 января, а 10 января андижанцы изъявили покорность. 28 января 1876 г. Абдурахман сдался военнопленным и был сослан в Екатеринославль, а захваченный Пулат-бек был повешен в Маргелане. Наср-Эддин вернулся в свою столицу, но ввиду трудности своего положения задумал привлечь на свою сторону враждебную России партию и фанатическое духовенство. Вследствие этого Скобелев поспешил занять Коканд, где захватил 62 орудия и огромные запасы боевых снарядов (8 февраля), а 19 февраля состоялось Высочайшее повеление о присоединении всей территории Кокандское ханство ханства и образовании из нее Ферганской области (см.).
Канопус
Мастер
3/29/2008, 6:08:22 PM
И что это??
КНЯЖНА
Мастер
3/30/2008, 3:04:06 AM
Уважаемый greatbek, обращаю Ваше внимание на пункты правил форума.
На форуме ЗАПРЕЩЕНО:
2.9. Написание постов красным цветом, а равно злоупотребление ЗАГЛАВНЫМИ и жирными буквами
2.17. Мультипостинг - размещение более двух сообщений подряд одним и тем же пользователем, а также дублирование одного и того же сообщения в нескольких разделах или темах.
На форуме ЗАПРЕЩЕНО:
2.9. Написание постов красным цветом, а равно злоупотребление ЗАГЛАВНЫМИ и жирными буквами
2.17. Мультипостинг - размещение более двух сообщений подряд одним и тем же пользователем, а также дублирование одного и того же сообщения в нескольких разделах или темах.
Канопус
Мастер
4/5/2008, 12:34:34 AM
Вобщем тема закрыта, так как у нас всё-таки форум, а не восточная библиотека.