Малявин Филипп Андреевич 1869—1940
42-Й
moderator
3/31/2018, 9:13:58 PM
Автопортрет. 1927Г. 91.8 х 72.5х.,м.
Фили́пп Андре́евич Маля́вин (1869—1940) — русский живописец, создавший знаменитую серию «цветущих русских баб» с элементами стиля «модерн».
Родился будущий художник 10 (22) октября 1869 г. в селе Казанка в Самарской губернии, Бузулукского уезда (ныне - Оренбургская область) , в многодетной крестьянской семье.
Его отец, Андрей Иванович занимался хлебопашеством, а зимой, чтобы хоть как-то свести концы с концами, подрабатывал валянием валенок. Мать, Домна Климовна, вела хозяйство и трудилась на подённой работе. Дед будущего художника был неплохим резчиком по дереву. Неплохо рисовали также брат и сестра Марфа, которая впоследствии обитала в монастыре, где работала на поприще иконописи. Были у Филиппа и ещё сестры.
В 1885 г. отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона на Айон-Оросе и до 1891 г. был там послушником — учился и работал в монастырской иконописной мастерской. Затем его работы увидел скульптор В. А. Беклемишев, посещавший Афонский монастырский комплекс. Беклемишев пригласил Малявина в Петербург и поселил у себя.©
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
3/31/2018, 9:20:26 PM
Смех. 1898г. х.м.
С самого начала его интересовала в основном крестьянская тема, как, впрочем, и многих других художников. Первые портреты своих товарищей, преподавателей еще выполнены в традиционной манере, хотя и отличались изысканностью, легкой небрежностью, широкими мазками живописи.
А в первых крестьянских образах уже проявилась страсть художника к алому цвету, горящему на платке,кофте, фартуке.
Резкий поворот к новому пониманию, к новой интерпретации образа произошел при написании конкурсной картины "Смех". Эта картина, выставленная в 1899 г. без названия, вызвала большой скандал. Совет Академии отверг ее, а звание академика было представлено за написанные ранее портреты. Талант художника был очевиден, однако смущала, даже возмущала дерзость. Благодаря Репину картина была отправлена на Всемирную парижскую выставку в1900 г., где произвела сенсацию. Французские газеты наперебой твердили о силе темперамента молодого художника. Картина была приобретена для Музея современного искусства в Венеции.©
Интересные факты о художнике и картине.
скрытый текст
Описание картины «Смех»
Эпопея с картиной Малявина «Смех» – эффектная иллюстрация к классической истории «нет пророка в своем отечестве». Написанная к отчетной выставке в Академии художеств Петербурга, она подняла натуральную бурю эмоций (преимущественно негодования) со стороны авторитетной публики. Но, попав по ходатайству Репина вместе с другими экспонатами русской делегации на парижскую Всемирную выставку 1900 года, работа никому не известного начинающего художника из Самарской губернии стала настоящей сенсацией и получила высшую награду – золотую медаль.
Из грязи…
Малявин основательно подошел к написанию дипломного проекта, который должен был подтвердить его право на получение звания художника. Доказательство тому – ряд предварительных этюдов, на которых он экспериментирует с композицией, нанесением красок и палитрой . Конечный результат поверг почтенных членов Совета Академии в шок: кричащие краски, небрежная широкая кисть, незакрашенные фрагменты и отсутствие сюжета оказались уж слишком большой дерзостью для них.
Лишь благодаря личному покровительству Репина и других мэтров, сумевших разглядеть художественное дарование в смелом «бессодержательном» эксперименте, консервативно настроенные преподаватели смилостивились и все-таки присудили Малявину звание за былые заслуги – благопристойные, не преступающие границ дозволенного портретные работы.
Представление об экстраординарном инциденте помогает составить переписка художника Нестерова: «Его огромная, шестиаршинная картина без названия, или, как её окрестили, “Смеющиеся бабы”, вызвала и вызывает страстные, яростные, то полные негодования, то восторга споры. Его только лишь после огромного скандала среди совета Академии признали достойным “звания”, лишив заграничной поездки. Репин, Матэ и Котов спасли это жалкое «звание» угрозой немедленного выхода из Академии, вызвав бурю страшную – даже юродство. (Профессор Померанцев просил названных заступников остаться – “на коленях”). Вообще изнервничались все до последней степени, наделав при этом массу глупостей».
Сохранились воспоминания об историческом эпизоде и одного из его непосредственных участников – самого Репина: «По поводу академических выпусков теперь была у нас бурная баталия из-за Малявина. Этот неукротимый, блестящий талант совсем ослепил наших академиков. Старички потеряли последние крохи зрения, а вместе с этим и последние крохи своего авторитета у молодежи. Старая история. Рутинеры торжествуют свое убожество», – повествует он в дивной ироничной манере.
…В князи
То ли дело заграница. В начале 20-го века там уже никого нельзя было удивить ни размашистым мазком, ни пропуском красочного слоя, ни уж тем паче кричащей экспрессией или буйством красок. Европейского зрителя покорил экзотический колорит российской глубинки, да к тому же преподнесенный в такой авангардной, бесконечно далекой от академического реализма, манере.
Скорее неосознанно, но Малявину удалось написать «Смех» на стыке стилей, что добавило работе очков за новаторство и свежий, не скованный энциклопедическими границами подход. Есть в ней и эмоциональный разгул экспрессионизма, и условно прорисованный фоновый пейзаж с обрезанной коровьей головой – любимые приемы импрессионистов.
Да и «бессюжетность», которой попрекали Малявина петербургские академики, для западной публики стала скорее достоинством, позволяющим выпустить на первый план сырую, живую, хтоническую энергию могучих русских дев, с которой они в равной степени горазды как упахиваться в поле с утра до ночи, так и без удержу хохотать.
На следующий день после Всемирной выставки в Париже местная пресса взорвалась вестями о «силе темперамента молодого художника из России». Бенуа оправдывал подобную реакцию французов на «Смех» тем, что «поистине нельзя найти во всем нашем отделе более “всемирно-выставочной” и “парижской” вещи, нежели эта эффектная картина».
Сорвали овации заразительно смеющиеся малявинские бабы и в Германии, на выставке Берлинского сецессиона. А в 1901 году картина поехала в Венецию на международную выставку искусств. ©
Эпопея с картиной Малявина «Смех» – эффектная иллюстрация к классической истории «нет пророка в своем отечестве». Написанная к отчетной выставке в Академии художеств Петербурга, она подняла натуральную бурю эмоций (преимущественно негодования) со стороны авторитетной публики. Но, попав по ходатайству Репина вместе с другими экспонатами русской делегации на парижскую Всемирную выставку 1900 года, работа никому не известного начинающего художника из Самарской губернии стала настоящей сенсацией и получила высшую награду – золотую медаль.
Из грязи…
Малявин основательно подошел к написанию дипломного проекта, который должен был подтвердить его право на получение звания художника. Доказательство тому – ряд предварительных этюдов, на которых он экспериментирует с композицией, нанесением красок и палитрой . Конечный результат поверг почтенных членов Совета Академии в шок: кричащие краски, небрежная широкая кисть, незакрашенные фрагменты и отсутствие сюжета оказались уж слишком большой дерзостью для них.
Лишь благодаря личному покровительству Репина и других мэтров, сумевших разглядеть художественное дарование в смелом «бессодержательном» эксперименте, консервативно настроенные преподаватели смилостивились и все-таки присудили Малявину звание за былые заслуги – благопристойные, не преступающие границ дозволенного портретные работы.
Представление об экстраординарном инциденте помогает составить переписка художника Нестерова: «Его огромная, шестиаршинная картина без названия, или, как её окрестили, “Смеющиеся бабы”, вызвала и вызывает страстные, яростные, то полные негодования, то восторга споры. Его только лишь после огромного скандала среди совета Академии признали достойным “звания”, лишив заграничной поездки. Репин, Матэ и Котов спасли это жалкое «звание» угрозой немедленного выхода из Академии, вызвав бурю страшную – даже юродство. (Профессор Померанцев просил названных заступников остаться – “на коленях”). Вообще изнервничались все до последней степени, наделав при этом массу глупостей».
Сохранились воспоминания об историческом эпизоде и одного из его непосредственных участников – самого Репина: «По поводу академических выпусков теперь была у нас бурная баталия из-за Малявина. Этот неукротимый, блестящий талант совсем ослепил наших академиков. Старички потеряли последние крохи зрения, а вместе с этим и последние крохи своего авторитета у молодежи. Старая история. Рутинеры торжествуют свое убожество», – повествует он в дивной ироничной манере.
…В князи
То ли дело заграница. В начале 20-го века там уже никого нельзя было удивить ни размашистым мазком, ни пропуском красочного слоя, ни уж тем паче кричащей экспрессией или буйством красок. Европейского зрителя покорил экзотический колорит российской глубинки, да к тому же преподнесенный в такой авангардной, бесконечно далекой от академического реализма, манере.
Скорее неосознанно, но Малявину удалось написать «Смех» на стыке стилей, что добавило работе очков за новаторство и свежий, не скованный энциклопедическими границами подход. Есть в ней и эмоциональный разгул экспрессионизма, и условно прорисованный фоновый пейзаж с обрезанной коровьей головой – любимые приемы импрессионистов.
Да и «бессюжетность», которой попрекали Малявина петербургские академики, для западной публики стала скорее достоинством, позволяющим выпустить на первый план сырую, живую, хтоническую энергию могучих русских дев, с которой они в равной степени горазды как упахиваться в поле с утра до ночи, так и без удержу хохотать.
На следующий день после Всемирной выставки в Париже местная пресса взорвалась вестями о «силе темперамента молодого художника из России». Бенуа оправдывал подобную реакцию французов на «Смех» тем, что «поистине нельзя найти во всем нашем отделе более “всемирно-выставочной” и “парижской” вещи, нежели эта эффектная картина».
Сорвали овации заразительно смеющиеся малявинские бабы и в Германии, на выставке Берлинского сецессиона. А в 1901 году картина поехала в Венецию на международную выставку искусств. ©
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
3/31/2018, 9:39:50 PM
Вихрь. 1905г. холст, масло.
Крестьянки в ярких красочных нарядах - главные персонажи произведений Малявина. К традиционной для русской живописи народной теме художник подошел по-своему, акцентируя мощное стихийное начало в женских образах, придавая им монументальность. Смелая живопись Малявина с ее условными фонами, крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом - подчеркнуто декоративна. Но в начале XX века ее нередко расценивали как своеобразный вызов. Картина "Вихрь", показанная в 1906 году на выставке объединения "Мир искусства", воспринималась современниками в непосредственной связи с революционными настроениями эпохи. Надо отметить, что в картинах Малявина впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет.
В 1892 г. Малявин поступил вольнослушателем на живописное отделение Петербургской Академии художеств. В 1894 г., когда в Академии открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал учиться там вместе с такими художниками, как И. Э. Грабарь, К. А. Сомов, А. П. Остроумова.
В 1900-х Малявин участвует в выставках Товарищества передвижников, в 1906 г. показывает на выставке объединения «Мир искусства» свою картину «Вихрь». Впоследствии он также был членом «Союза русских художников».
«Вихрь» – не просто одна из самых известных и масштабных картин Малявина, размерами больше смахивающая на театральный задник. Программное полотно, обрушивающееся на посетителя Третьяковки лавинообразной, взрывной кроваво-красной мощью – метафора всей жизни художника, подобно вихрю ворвавшегося в чинный художественный мир Петербурга прямиком из афонского монастыря.©
О картине.
скрытый текст
Малявин начал работать над холстом в самом начале событий, которые впоследствии вошли в историю под названием Первой русской революции. Это ввело многих критиков, как современных художнику, так и нам, в соблазн приписывать «Вихрю» тревожное предчувствие надвигающегося урагана перемен, воплотившееся в революционно-алые сполохи энергичных дробных мазков.
Красочный переворот
Выходца из крестьянской среды мало интересовали идеология или политика. Малявина скорее занимали искания в сфере разработки таких красок, что позволили бы передать требуемую силу экспрессии, которой неизменно проникнуты его работы, посвященные русским женщинам-крестьянкам.
И в процессе создания «Вихря» ему таки удалось произвести свою личную революцию. Правда, не без помощи коллеги – художника Игоря Эммануиловича Грабаря. «Зная, что я много возился с технологией красок, он просил меня дать ему какой-нибудь рецепт связующего вещества, поднимающий светосилу и интенсивность цвета – он собирался сам тереть краски, – вспоминает Грабарь. – Я дал ему рецепт, главными составными частями которого были венецианский терпентин и копаловый лак, предупредив его, что успех зависит от правильности дозировки: слишком большой перевес терпентина может сделать краску почти несохнущей, почему его надо регулировать смолой-копалом, расплавленным в льняном масле».
Рецепт Грабаря пришелся ко двору: с того времени Малявин пишет этим составом все свои картины. Но он пропускает мимо ушей предостережение товарища, и по широте душевной не жалеет ингредиентов. Из-за чего краски «Вихря» продолжали жить своей жизнью еще долгое время после окончания работы над холстом, по свидетельству художника Грабаря: «Неумеренное количество венецианского терпентина, взятое Малявиным в связующем веществе, превратило красочное тесто этой картины в массу, до сих пор не затвердевшую, в жаркие летние дни распускающуюся и даже грозящую прийти в движение. Но яркость красок, их блеск действительно изумительный, оставляя далеко позади яркость простых масляных красок».
Ищущий да обрящет
Несколько сохранившихся эскизов картины подсказывают, что Малявин трудился не только над поиском идеального компонента для красок «Вихря», но также искал то самое композиционное решение, которое смогло бы в полной мере воплотить в жизнь образ из его головы.
Бабы постепенно разрастались, занимая все больше места в пространстве полотна. Все больше развевались и раскручивались в водовороте танца их наряды. В конце концов они заполонили собой весь холст, едва оставив для фонового пейзажа жалкие клочки по углам.
К слову, из воспоминаний того же Грабаря мы узнаем, что Малявин не видел решительно никаких перспектив для развития в написании ландшафтов из-за того, что все уже было написано до них: «Малявин меня убеждал бросить писать пейзажи: – Как же ты не понимаешь, что после Левитана нельзя уже писать пейзажа. Левитан все переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать. Пейзажу, батенька, крышка. Ты просто глупость делаешь. Посмотри, что за пейзажи сейчас на выставках? Только плохие подделки под Левитана».
Зато на одеяниях кружащихся без удержу крестьянских «дервишей» Малявин отрывается по полной. Кажется, именно эти неистовые, неукротимые как все стихии природы, вместе взятые, сарафаны и есть главные герои картины. На фоне их кропотливой, филигранной, мозаичной проработки не то что пейзаж – лица персонажей уходят на дальний план.
Это одежды задают динамику и ритм полотна, буквально приводя в движение его поверхность и гипнотизируя всякого на него смотрящего. Сергей Голоушев (Глаголь) делится ошеломляющим воздействием картины на органы чувств: «Вихрь производил впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе».©
Красочный переворот
Выходца из крестьянской среды мало интересовали идеология или политика. Малявина скорее занимали искания в сфере разработки таких красок, что позволили бы передать требуемую силу экспрессии, которой неизменно проникнуты его работы, посвященные русским женщинам-крестьянкам.
И в процессе создания «Вихря» ему таки удалось произвести свою личную революцию. Правда, не без помощи коллеги – художника Игоря Эммануиловича Грабаря. «Зная, что я много возился с технологией красок, он просил меня дать ему какой-нибудь рецепт связующего вещества, поднимающий светосилу и интенсивность цвета – он собирался сам тереть краски, – вспоминает Грабарь. – Я дал ему рецепт, главными составными частями которого были венецианский терпентин и копаловый лак, предупредив его, что успех зависит от правильности дозировки: слишком большой перевес терпентина может сделать краску почти несохнущей, почему его надо регулировать смолой-копалом, расплавленным в льняном масле».
Рецепт Грабаря пришелся ко двору: с того времени Малявин пишет этим составом все свои картины. Но он пропускает мимо ушей предостережение товарища, и по широте душевной не жалеет ингредиентов. Из-за чего краски «Вихря» продолжали жить своей жизнью еще долгое время после окончания работы над холстом, по свидетельству художника Грабаря: «Неумеренное количество венецианского терпентина, взятое Малявиным в связующем веществе, превратило красочное тесто этой картины в массу, до сих пор не затвердевшую, в жаркие летние дни распускающуюся и даже грозящую прийти в движение. Но яркость красок, их блеск действительно изумительный, оставляя далеко позади яркость простых масляных красок».
Ищущий да обрящет
Несколько сохранившихся эскизов картины подсказывают, что Малявин трудился не только над поиском идеального компонента для красок «Вихря», но также искал то самое композиционное решение, которое смогло бы в полной мере воплотить в жизнь образ из его головы.
Бабы постепенно разрастались, занимая все больше места в пространстве полотна. Все больше развевались и раскручивались в водовороте танца их наряды. В конце концов они заполонили собой весь холст, едва оставив для фонового пейзажа жалкие клочки по углам.
К слову, из воспоминаний того же Грабаря мы узнаем, что Малявин не видел решительно никаких перспектив для развития в написании ландшафтов из-за того, что все уже было написано до них: «Малявин меня убеждал бросить писать пейзажи: – Как же ты не понимаешь, что после Левитана нельзя уже писать пейзажа. Левитан все переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать. Пейзажу, батенька, крышка. Ты просто глупость делаешь. Посмотри, что за пейзажи сейчас на выставках? Только плохие подделки под Левитана».
Зато на одеяниях кружащихся без удержу крестьянских «дервишей» Малявин отрывается по полной. Кажется, именно эти неистовые, неукротимые как все стихии природы, вместе взятые, сарафаны и есть главные герои картины. На фоне их кропотливой, филигранной, мозаичной проработки не то что пейзаж – лица персонажей уходят на дальний план.
Это одежды задают динамику и ритм полотна, буквально приводя в движение его поверхность и гипнотизируя всякого на него смотрящего. Сергей Голоушев (Глаголь) делится ошеломляющим воздействием картины на органы чувств: «Вихрь производил впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе».©
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
3/31/2018, 9:55:20 PM
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.
Две русские красавицы. 1905г. холст, масло.
В 1900 году Малявин приобрел усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с семьей. В 1906 году тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трехлетнюю заграничную поездку. Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе. На выставке Союза русских художников в январе 1911 года он показал большой "Семейный портрет", который критика единодушно признала художественной неудачей. С тех пор художник редко выставлял свои картины. Однако он продолжал интенсивно работать. Писал заказные портреты, много трудился в области станковой графики, выполняя в основном все те же портреты или изображения крестьянок. Здесь особенно проявился его дар рисовальщика, превосходно владеющего живой и точной линией.©
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
3/31/2018, 10:03:46 PM
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.
Женщина, прикрывающая рот шалью. 1894г. 153 х 104х.,м. Третьяковская галерея.
Портрет художницы Анны Остроумовой-Лебедевой. 1896 г. х.,м.
В 1918 году Малявин с семьей поселился в Рязани, занимался преподаванием. В 1920 году переехал в Москву, а в 1922-м выехал за границу для устройства там собственной выставки. Он поселился в Париже, где в галерее Шарпантье в 1924 году с большим успехом прошла выставка его работ. Живописные и графические произведения Малявина тех лет неизменно посвящены русской теме, нередко приобретающей гротескную трактовку. Обращается он и к пейзажу, пишет портреты. Наиболее известны его портреты балерины А. М. Балашовой (1924) и певицы Н. В. Плевицкой (1929). В 1930-х годах Малявин много занимался организацией собственных выставок в разных городах Европы. ©
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
3/31/2018, 10:11:37 PM
Девка. 1903г. холст, масло. Третьяковская галерея.
Сложно определить точно, то ли Малявин увековечил и популяризовал во всем мире колоритный, манящий образ русской крестьянки, то ли малявинские бабы, ставшие уже именем нарицательным, обессмертили имя художника. В любом случае, подавляющее большинство наиболее впечатляющих и известных картин Малявина импрессионистским образом фиксируют самую суть, чистую эссенцию сильных, а где-то и могучих, но прекрасных в своей ошеломляющей мощи женщин из народа.
В этом отношении Малявина традиционно считают последователем Цорна, который также много полотен посвящал любованию простой, дородной, первозданной красоте крестьянских девушек. И если шведский коллега Малявина предпочитал писать их ню, выдвигая на первый план эротизм деревенских нимф, то малявинские бабы – монументы во плоти, подлинные иллюстрации к классическому некрасовскому определению про горящую избу и коня на скаку. Хотя и у него проскакивают пара-тройка обнаженных селянок. Но у Малявина их нагота – скорее естественная, необходимая составляющая сюжетов, бесконечно далекая от подчеркнутой чувственности цорновских наяд ©
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
3/31/2018, 10:19:29 PM
Всего фото в этом сете: 4. Нажмите для просмотра.
1. Обливание водой. 73х 0.5 х.,м.Частное собрание.
2. Даная. 54.3х72.7 х.,м. Частное собрание.
3. Девушка из Казани. 81х64 х.,м. Частное собрание.
4. Лежащая обнаженная. 33x53х.,м.Частное собрание.
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
3/31/2018, 10:23:28 PM
Всего фото в этом сете: 4. Нажмите для просмотра.
1. Верка.
2. Смеющаяся баба.
3. Бабы. 1904г. 205х159 х.,м. Русский музей, С.Петербург
Размеры холстов для крестьянских портретов Малявин подбирал соответствующие: в среднем метр на полтора, а то и все два. В течение какого-то времени он ищет композиционное решение, которое позволит в полной мере воплотить его благоговение и трепет перед сокрушительным темпераментом женщин из русских селений, и его фирменным ракурсом становится «взгляд снизу». Благодаря этой точке зрения крестьянки будто бы вырастают из нижней части холста, нависая над зрителем доминирующими, захватывающими дух величественными статуями .©
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
3/31/2018, 11:26:47 PM
Всего фото в этом сете: 4. Нажмите для просмотра.
1.Портрет крестьянки. 1915г. 71х61 х.,м.
2.Деревенский танец. 1920-е г.116х81 х.,м.
3.Женский портрет. 1923г.100.5х81.5 х.,м.
4.Портрет певицы Надежды Плевицкой.1924г. 92х65 х.,м.
Проработке нарядов своих моделей Малявин уделяет даже большее внимание, чем их лицам. В 1895 году он в первый раз изображает крестьянскую девушку в красном одеянии, и с тех пор он пускает в ход все мыслимые оттенки этого цвета, ставшего его любимым, именным красочным выбором . Что довольно логично: в старославянском языке «красный» означало «красивый», и все самые лучшие, праздничные наряды крестьянок обязательно содержали какой-либо из его тонов. ©
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
3/31/2018, 11:34:46 PM
Баба несущая воду. 81x100 х.,м.Частное собрание.
Разумеется, позировать художнику они предпочитали в одеждах «на выход». Видимо, палитра красного, помимо всего прочего, предоставляла Малявину всю необходимую ему силу экспрессии. Поэтому он часто использует его и для прорисовки заднего плана портретов, буквально заливая алым заревом все полотно. На этом фоне особенно четко контрастируют дробные, мозаичные мазки сарафанных узоров, где-то даже занося Малявина на территорию художника Климта . Отменно поддается его кисти и шелковистый отлив одеяний в скупом отблеске свечи, озаряя холст мягким, деликатным сиянием.©
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
3/31/2018, 11:43:21 PM
Три бабы. 1900г. 81.5х100.5 х.,м. Частное собрание.
Была в стиле работы Малявина еще одна черта, усиливающая его родство с заграничным коллегой-импрессионистом Цорном – небывалая скорость создания портретов с натуры. Подобно шведу, он умел выдавать готовое полотно практически за один сеанс, чем приводил в трепет свидетелей этого иллюзиона.
«Когда я приехал, то застал его в мастерской вместе с четырьмя или пятью бабами, разодетыми в цветные сарафаны. Бабы ходили по мастерской, а Малявин быстро зарисовывал их движения в огромный альбом, – вспоминает художник Грабарь. – На мольберте у него стояла законченная большая картина, изображавшая баб, а у стен стояло еще несколько холстов, также с фигурами баб. Владея хорошо рисунком и чувствуя форму, Малявин позволял себе роскошь таких фокусов и трюков, на которые немногие способны. Так, картина, которая стояла у него на мольберте – три толстолицых бабы, – была начата им без рисунка и без какой-нибудь наметки композиции, прямо красками по чистому холсту, притом с глаза одной из этих баб».
Речь идет об еще одной эффектной картине Малявина, посвященной излюбленным крестьянским музам. Трехметровые «Три бабы», впервые представленные в Москве в 1901 году, вызвали шквал эмоций у достопочтенной публики, что на тот момент уже стало традиционной реакцией на малявинскую живопись в России. Дерзкий размашистый мазок, цветовой вихрь завитков на фоновом плане, нетривиальность сюжета и композиции стали предметом ожесточенных дискуссий.
Картину ожидала участь, подобная судьбе первой скандальной работы Малявина – дипломного «Смеха», наведшего шороху во время выпуска художника из Академии Петербурга. Не будучи принятыми на родине, «Три бабы» долго оставались во владении автора.©
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
3/31/2018, 11:55:32 PM
Всего фото в этом сете: 4. Нажмите для просмотра.
1. Катание на санях. 1933г. 200х223 х.,м.
2. Портрет Фольке Седерхольма. 1934г. 80х93 х.,м.
3. Женский портрет. 1925г. 113х144 х.,м.
4. Женский портрет. 72х115 х.,м.
Вторая мировая война застала художника в Брюсселе. Не знавший иностранных языков, Малявин был задержан гитлеровскими властями, обвинен в шпионаже, однако впоследствии отпущен. Семидесятилетний художник вынужден был пешком добираться до Ниццы, где в то время находился его дом.
Это подорвало его силы и вскоре художник скончался - 23 декабря 1940 года в Ницце.©
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
4/1/2018, 12:26:46 AM
Всего фото в этом сете: 4. Нажмите для просмотра.
1. Смеющаяся девушка. 100х73 х.,м.
2. Смеющаяся баба. 81,5х65 х.,м.
3.Улыбающаяся баба. 55х46 д.,м.
4. Смеющаяся баба. 100х69 х.,м
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
4/1/2018, 12:40:24 AM
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.
1. За книгой. Портрет Александры Андреевны Малявиной. (сестра художника) 1895г. х.,м.
2. Портрет балерины Александры Балашовой. 1923г. 55.8х45.8 х.,м.
3. Портрет скульптора Владимира Беклемешева. 1898г. х.,м.
4. Портрет неизвестного. (возможно поэта Николая Гумилёва) х.,м.
5. Портрет неизвестного. х.,м.
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
4/1/2018, 1:15:46 AM
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.
1. Крестьянская девушка (Девка). 1910-е гг х.,м.
2. Изучение алфавита. х.,м.73х60
3. Зажиточная крестьянка. х.,м. 107х89
4. Русская красавица. х.,м.106,5х71,5
5. Баба. х., м. 73х60
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
4/1/2018, 1:27:10 AM
Всего фото в этом сете: 7. Нажмите для просмотра.
1. Баба на качелях.
2. Деревня танцует.
3. Две девки. 1910г.
4. Стрижка овец.
5. Баба. 1916.
6. бабы. (Зелёная шаль)
7. баба. Зима.
Рисовать начал рано, с четырёх-пяти лет. Копировал иконописные образа, писал портреты односельчан. Имея в качестве образцов только изображения святых и местной церкви да иконки, подросток мечтал стать иконописцем. В воспоминаниях Малявин писал: «Церковь меня всегда к себе привлекала и тянула, и я всегда, всегда смотрел на её купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздники».©
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
4/1/2018, 1:32:38 AM
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.
1. Сельская жизнь.
2. Продавец шали.
3. Танец.
4. Две крестьянки.
5. Качели.
В императорской Академии художеств Малявин знакомится с И. Грабарем, Б. Кустодиевым, К. Сомовым, А. Остроумовой, А. Мурашко. Однокурсница Малявина – Анна Остроумова-Лебедева вспоминала, что художник говорил ей: «Не надо обращать внимания на краски, на тона, на лепку, на рисунок; вы обнимите весь предмет одним глазом и вникните в его характер, в его дух и, когда вы что-то уловите, выносите это на холст, не думая о том, что тона грязны, темны или не те. Дело не в красках, а в правде».©
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
4/1/2018, 1:39:01 AM
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.
1. Крестьянская девушка с чулком. 1895 г.
2. Крестьянская девочка. 1923г.
3. Портрет девочки.
4. Материнство.
5. Баба в жёлтом.
В 1894 году не соответствовавшая духу времени система подготовки живописцев в Академии художеств подверглась реформированию с учреждением «именных» мастерских. В Академии открылась мастерская И. Е. Репина. Малявин попал к Илье Репину, под руководством которого занимался ещё пять лет. Мастер выделял Малявина среди других своих питомцев, неизменно защищая право художника писать так, как он «видит». Написанные в 1894-1895 годах картины «Крестьянка, закрывающая свиткой рот», «Крестьянская девушка с чулком» и «За книгой» (две последние экспонировались на XV Периодической выставке картин Общества любителей художеств) приобрёл для своей коллекции П. Третьяков. Это послужило своеобразным «сигналом» для публики, тут же принявшейся внимательно приглядываться к работам молодого художника. В 1896 году Малявин ещё раз посетил Афон.©
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
4/1/2018, 2:00:46 AM
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.
1. Крик.
2. Девка. 1903г. Национальная галерея. Ереван.
3. Народная песня. 1925г.
4. Русские крестьянки у церкви.
5. Пляшущая баба. 1913г.
Кстати, на Всемирной выставке в Париже его дипломная картина «Смех», отклоненная Советом профессоров Академии за «бессодержательность» и «декадентство» (оценка видного критика Вл. Стасова), вместе с тем восторженно принятая французами и удостоенная золотой медали (полотно было приобретено итальянским правительством и по сей день хранится в Галерее современного искусства в Венеции).
Из письма М.В. Нестерова — Е. А. Праховой:«Его огромная, шестиаршинная картина без названия, или, как её окрестили, „Смеющиеся бабы", вызвала и вызывает страстные, яростные, то полные негодования, то восторга споры. Его только лишь после огромного скандала среди совета Академии признали достойным „звания", лишив заграничной поездки. Репин, Матэ и Котов спасли это жалкое „звание" угрозой немедленного выхода из Академии, вызвав бурю страшную — даже юродство. (Профессор Померанцев просил названных заступников остаться—„на коленях".)».©
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе
42-Й
moderator
4/1/2018, 2:12:09 AM
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.
1. Женское счастье.
2. Сидящая обнажённая.
3. Старуха. Портрет Дарьи Ивановны Татаринцевой. 1898г.
4. Три бабы. 1902г.
5. Фарандоль. 1926г.
1900-е гг. стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: «Баба в жёлтом», «Девка» (обе 1903), «Две девки» (1910) и др.
Как вспоминают современники, художник преобразился и даже несколько «забронзовел». Любопытно сравнить два свидетельства одного и того же человека, художницы Остроумовой, разделённые десятилетием. В 1892 году она встретилась с застенчивым, растерянным и одиноким «монашком» в одежде, похожей на подрясник, — он молчал, опускал глаза и крестил лист бумаги перед тем, как начать рисовать. ©
Всё будет так, как должно быть - даже если будет иначе