Франческо Бартоломео Растрелли

marmudon
8/5/2007, 11:20:16 PM
за что мы любим наш Питер?!


Франческо Бартоломео Растрелли

родился в 1700 году в Париже, скончался в 1771 году в Санкт-Петербурге.


image

Род Растрелли известен и древен. Дед архитектора происходил из итальянского города Флоренции, родины Данте, Петрарки, Микеланджело. Отец архитектора – знаменитый скульптор Бартоломео Карло де Растрелли, в 1716 переселившегося в Россию. Царь Петр с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря. Столице, которая будет походить на западные города.
В числе приглашенных оказался скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), проживавший в Париже.

Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1749–1757. Центральная часть главного фасада
image

В 1715 году он подписал договор, что обязуется служить царю Петру: создавать статуи, строить дома, изготавливать цветные искусственные мраморы, придумывать разные машины для театра. В конце марта 1716 года семейство Растрелли прибыло на берега Невы. Суровый Петр отдал повеление, чтобы приезжие "...времени даром не теряли и даром не жили". Потому Бартоломео Растрелли, его помощник Петр и сын Франческо чуть ли не на следующий день приступили к работе.

Смольного монастыря собор в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1748—1764.
Вид с западной стороны
Вид с юга. Фрагмент
Вид с юго-восточной стороны. Фрагмент



imageimageimage
marmudon
8/5/2007, 11:26:19 PM
За 48 лет работы в России Растрелли создал великолепные дворцы, особняки, культовые здания, среди которых поражают смелостью архитектурных решений и масштабом: Большой дворец в Петергофе (1747 - 1752), Смольный монастырь (1748 - 1754), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752 - 1757) и самое грандиозное творение Зимний дворец (1754 - 1762) - одно из интереснейших сооружений в стиле барокко в истории мировой архитектуры (площадь 10441 кв. м, 1050 помещений, 1886 дверей, 1945 окон, 117 лестниц). Занимавший более 20 лет пост "обер-архитектора" двора, Растрелли являлся официальным руководителем всей архитектурной деятельности правительства и во многом сформировал облик новой столицы России – Петербурга.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1754—1762. Общий вид
image


Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1754—1762.
Фрагмент южного фасада
Фрагмент западного фасада
Внутренний двор
imageimageimage
marmudon
8/5/2007, 11:34:59 PM
В 1746 – 1755 годах архитектор работал над созданием ансамбля Петергофа. Петергофский дворец просторным открытым вестибюлем смотрит на Верхний сад, на дорогу, идущую по суше. Главный фасад дворца обращен к морю. От партера парка с фонтанами широкие террасы ведут к вершине гряды, где возведен дворец. Дворец вырастает над террасами, стремясь оторваться от земли. Почти на 300метров в длину протянулось новое здание. Синева моря, шуршание фонтанных струй, бирюзовые стены дворца на фоне неба, белое сияние крыши, сверкающая на солнце позолота резных украшений – все сливается в единый ансамбль. И во всех случаях поразительная роскошь внутреннего дизайна с обилием зеркал, золоченой резьбы, декоративной живописи. Известный историк искусства и художник XX столетия Александр Бенуа писал, восхищаясь творением Растрелли: "Петергоф как бы родился из пены морской. Петергоф - резиденция царя морей".

Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756
image

Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756.
Западный фасад
Восточный фасад
Атланты

imageimageimage
marmudon
8/5/2007, 11:40:20 PM
Зимний дворец — один из самых знаменитых барочных памятников России, построенный Франческо Бартоломео Растрелли в царствование Елизаветы Петровны. Он принадлежит к числу высших достижений отечественного зодчества XVIII века. Дворец задуман и осуществлен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Его фасады обращены на Неву, в сторону Адмиралтейства и на площадь, в центре которой Ф.Б. Растрелли предполагал поставить конную статую Петра I. Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей, множество декоративных ваз и статуй, расположенных над парапетом и над многочисленными фронтонами, создают исключительное по своей пышности и великолепию декоративное убранство здания. Южный фасад прорезан тремя въездными арками, которые ведут в парадный двор, где в центре северного корпуса находился центральный вход во дворец.

Парадная Иорданская лестница расположена в северо-восточном углу здания. Во втором этаже вдоль северного фасада располагались анфиладой пять больших залов, так называемых «антикамер», за ними — огромный Тронный зал, а в юго-западной части — дворцовый театр. Интерьеры дворца менялись, а в 1837 году сильный пожар уничтожил дотла всю великолепную отделку Зимнего дворца. После пожара сохранились лишь стены и своды, а также детали на фасадах. Дворец восстановлен в конце 30-х годов XIX века.

Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756


Большой зал
Кавалерская столовая
Янтарная комната


imageimageimage
marmudon
8/5/2007, 11:47:12 PM
Грот («Утренний зал») в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1749—1761.

image

Интерьер
Северный фасад. Фпагмент
Вид с юго-восточной стороны

imageimageimage


marmudon
8/5/2007, 11:50:57 PM
Эрмитаж в Царском селе. Арх. М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Ф.Б. Растрелли. 1743—1753.

image

Эрмитаж в Царском селе. Арх. М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Ф.Б. Растрелли. 1743—1753.
Восточный фасад
Вид с юго-восточной стороны

imageimage
marmudon
8/6/2007, 6:03:27 AM
РАСТРЕЛЛИ русский архитектор, глава русского барокко середины XVIII в.
В зрелый период (1740-1750-е гг.) традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены XVIII под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху архитектурного ансамбля, применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре.

image


image