Локальные цивилизации.
Sorques
Удален 4/26/2012, 7:28:37 PM
В соседних топиках была поднята тема, о существованиях и различиях цивилизаций, а так же их конфронтации между собой.
Цивилизации по Сэмюэлю Хантингтону...
Синская (китайская) - не ограничивается Китаем как политической целостностью, включает также китайские сообщества в Юго-Восточной Азии и везде вне Китая, а также родственные культуры Вьетнама и Кореи. Структура современной синской цивилизации: центральное ядро - ханьский Китай; отдаленные провинции, которые являются частью Китая, но обладают значительной автономией; провинции, официально являющиеся частью Китая, но имеющие значительную часть не-китайского населения из других цивилизаций (Тибет, Синцзян); и китайские общества, которые станут или могут стать частью Китая с центром в Пекине на определенных условиях (Гонконг, Тайвань); одно преимущественно китайское государство, все более ориентирующееся на Пекин (Сингапур); крайне влиятельное китайское население в Таиланде, Вьетнаме, Малайзии, Индонезии и на Филиппинах, а также не-китайские страны (Северная и Южная Кореи, Вьетнам), которые тем не менее разделяют многие составляющие китайской конфуцианской культуры.
японская - некоторые ученые объединяют японскую и китайскую культуры под единой вывеской дальневосточной цивилизации. Большинство ученых, однако, не делают этого, считая Японию отдельной цивилизацией, которая отпочковалась от китайской в период между 100 и 400 годами н.э.
индуистская - современная цивилизация, возникшая в Индостане как минимум с 1500 г. до н.э. (ей предшествовала более древняя, которая разными учеными называется по-разному - индская, индийская, индусская).
исламская - объединена исламом, возникшим на Аравийском полуострове в седьмом веке нашей эры, а затем распространившимся на Северную Африку, Среднюю Азию, Индостан, Юго-Восточную Азию. В результате этого внутри ислама существует множество отдельных культур и субцивилизаций, включая арабскую, тюркскую, персидскую, малайскую. Мусульманские страны: Алжир, Египет, Марокко, Сирия, Тунис (главные арабские страны); Албания, Босния, Бахрейн, ОАЭ, Йемен, Саудовская Аравия, Кувейт, Судан, Иордан, Оман, Ливия, Ирак, Иран, Турция, Пакистан, Афганистан, Бангладеш, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Азербайджан, Малайзия, Индонезия.
православная - некоторые ученые выделяют отдельную православную цивилизацию с центром в России, отличную от западного христианства по причине своих византийских корней, двухсот лет татарского ига, бюрократического деспотизма и ограниченного влияния на нее Возрождения, Реформации, Просвещения и других значительных событий, имевших место на Западе.
западная - ее зарождение обычно относят к 700-800 гг. н.э. Ученые обычно подразделяют ее на три основных составляющих: Европа, Северная Америка и Латинская Америка. Однако по Хантингтону, Запад включает в себя Европу, Северную Америку и страны, населенные выходцами из Европы - Австралию и Новую Зеландию. Ключевые характеристики западного общества: античное наследие, католицизм и протестантство, Возрождение, Реформация и Контрреформация, европейские языки, разделение духовной и светской власти, господство закона, социальный плюрализм, сословные представительные органы (во время модернизации они развились в институты демократии), индивидуализм. Важный вопрос о восточной границе западной цивилизации Хантингтон решает так: она проходит вдоль границ России с Финляндией и Прибалтикой (Эстония, Латвия, Литва), по Западной Белоруссии, проходит по Украине, отделяя униатский запад от православного русскоязычного востока, через Румынию, между Трансильванией, населенной венграми-католиками, и остальной частью страны, отделяет Словению и Хорватию. Европа заканчивается там, где заканчивается западное христианство и начинаются ислам и православие.
латиноамериканская - хотя и является отпрыском европейской цивилизации, но эволюционировала совершенно другим путем: она ассимилировала местные культуры, которые были полностью уничтожены в Северной Америке. Политическое, экономическое и культурное развитие Латинской Америки резко отличается от моделей, превалирующих в североамериканских странах. Латинскую Америку можно рассматривать либо как субцивилизацию внутри западной, либо как отдельную цивилизацию, близко связанную с Западом и не определившуюся во мнении, принадлежит ли она к Западу или нет. Для анализа международной политики последняя точка зрения более приемема.
африканская (возможно) - большинство ведущих ученых, изучающих цивилизации, кроме Броделя, не признают отдельной африканской цивилизации. Север Африканского континента и его восточное побережье относятся к исламской цивилизации. Эфиопия исторически сама по себе составляла цивилизацию. Европейский империализм принес христианство на большую часть континента к югу от Сахары. По всей Африке еще сильна племенная идентификация, но среди африканцев быстро возрастает чувство африканской идентификации, и, по-видимому, Африка "ниже" Сахары может стать отдельной цивилизацией, вероятно, с ЮАР в роли стержневого государства.
Цивилизации по Сэмюэлю Хантингтону...
Синская (китайская) - не ограничивается Китаем как политической целостностью, включает также китайские сообщества в Юго-Восточной Азии и везде вне Китая, а также родственные культуры Вьетнама и Кореи. Структура современной синской цивилизации: центральное ядро - ханьский Китай; отдаленные провинции, которые являются частью Китая, но обладают значительной автономией; провинции, официально являющиеся частью Китая, но имеющие значительную часть не-китайского населения из других цивилизаций (Тибет, Синцзян); и китайские общества, которые станут или могут стать частью Китая с центром в Пекине на определенных условиях (Гонконг, Тайвань); одно преимущественно китайское государство, все более ориентирующееся на Пекин (Сингапур); крайне влиятельное китайское население в Таиланде, Вьетнаме, Малайзии, Индонезии и на Филиппинах, а также не-китайские страны (Северная и Южная Кореи, Вьетнам), которые тем не менее разделяют многие составляющие китайской конфуцианской культуры.
японская - некоторые ученые объединяют японскую и китайскую культуры под единой вывеской дальневосточной цивилизации. Большинство ученых, однако, не делают этого, считая Японию отдельной цивилизацией, которая отпочковалась от китайской в период между 100 и 400 годами н.э.
индуистская - современная цивилизация, возникшая в Индостане как минимум с 1500 г. до н.э. (ей предшествовала более древняя, которая разными учеными называется по-разному - индская, индийская, индусская).
исламская - объединена исламом, возникшим на Аравийском полуострове в седьмом веке нашей эры, а затем распространившимся на Северную Африку, Среднюю Азию, Индостан, Юго-Восточную Азию. В результате этого внутри ислама существует множество отдельных культур и субцивилизаций, включая арабскую, тюркскую, персидскую, малайскую. Мусульманские страны: Алжир, Египет, Марокко, Сирия, Тунис (главные арабские страны); Албания, Босния, Бахрейн, ОАЭ, Йемен, Саудовская Аравия, Кувейт, Судан, Иордан, Оман, Ливия, Ирак, Иран, Турция, Пакистан, Афганистан, Бангладеш, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Азербайджан, Малайзия, Индонезия.
православная - некоторые ученые выделяют отдельную православную цивилизацию с центром в России, отличную от западного христианства по причине своих византийских корней, двухсот лет татарского ига, бюрократического деспотизма и ограниченного влияния на нее Возрождения, Реформации, Просвещения и других значительных событий, имевших место на Западе.
западная - ее зарождение обычно относят к 700-800 гг. н.э. Ученые обычно подразделяют ее на три основных составляющих: Европа, Северная Америка и Латинская Америка. Однако по Хантингтону, Запад включает в себя Европу, Северную Америку и страны, населенные выходцами из Европы - Австралию и Новую Зеландию. Ключевые характеристики западного общества: античное наследие, католицизм и протестантство, Возрождение, Реформация и Контрреформация, европейские языки, разделение духовной и светской власти, господство закона, социальный плюрализм, сословные представительные органы (во время модернизации они развились в институты демократии), индивидуализм. Важный вопрос о восточной границе западной цивилизации Хантингтон решает так: она проходит вдоль границ России с Финляндией и Прибалтикой (Эстония, Латвия, Литва), по Западной Белоруссии, проходит по Украине, отделяя униатский запад от православного русскоязычного востока, через Румынию, между Трансильванией, населенной венграми-католиками, и остальной частью страны, отделяет Словению и Хорватию. Европа заканчивается там, где заканчивается западное христианство и начинаются ислам и православие.
латиноамериканская - хотя и является отпрыском европейской цивилизации, но эволюционировала совершенно другим путем: она ассимилировала местные культуры, которые были полностью уничтожены в Северной Америке. Политическое, экономическое и культурное развитие Латинской Америки резко отличается от моделей, превалирующих в североамериканских странах. Латинскую Америку можно рассматривать либо как субцивилизацию внутри западной, либо как отдельную цивилизацию, близко связанную с Западом и не определившуюся во мнении, принадлежит ли она к Западу или нет. Для анализа международной политики последняя точка зрения более приемема.
африканская (возможно) - большинство ведущих ученых, изучающих цивилизации, кроме Броделя, не признают отдельной африканской цивилизации. Север Африканского континента и его восточное побережье относятся к исламской цивилизации. Эфиопия исторически сама по себе составляла цивилизацию. Европейский империализм принес христианство на большую часть континента к югу от Сахары. По всей Африке еще сильна племенная идентификация, но среди африканцев быстро возрастает чувство африканской идентификации, и, по-видимому, Африка "ниже" Сахары может стать отдельной цивилизацией, вероятно, с ЮАР в роли стержневого государства.
Sorques
Удален 4/26/2012, 7:34:08 PM
Классификация весьма условна и спорна, одна и та же страна по ряду признаков, может находится в разных цивилизациях...
СТРУКТУРА ЦИВИЛИЗАЦИЙ: подобно племенам и нациям цивилизации имеет политическую структуру:
страна-участница - это страна, которая в культурном плане полностью отождествляет себя с одной цивилизацией, как Египет с арабско-исламской цивилизацией, а Италия - европейско-западной.
стержневое государство - в цивилизациях обычно есть одно или более мест, которые рассматриваются ее членами как основной источник (источники) культуры этой цивилизации. Такие источники обычно расположены в одной стержневой стране, т.е. в наиболее могущественной и центральной в культурном отношении стране (странах). Количество и роль стержневых государств в различных цивилизациях отличаются и могут меняться со временем:
:: японская цивилизация совпадает с единственным стержневым государством - Японией.
:: синская, православная и индуистская цивилизации имеют абсолютно доминирующие стержневые страны (Китай, Россия, Индия).
:: Запад исторически имел несколько стержневых стран, теперь у него два стержня: США и франко-германский стержень в Европе, плюс дрейфующий между ними дополнительный центр власти - Великобритания. Ислам, Латинская Америка и Африка не имеют стержневых стран.
:: отсутствие исламского стержневого государства представляет собой серьезную проблему как для мусульманских, так и для не-мусульманских обществ .
:: что касается Латинской Америки, то ресурсы говорят в пользу Бразилии, однако португалоязычная Бразилия для испаноязычной Латинской Америки - то же самое, что Иран для ислама, субцивилизационные различие (религиозные для Ирана, лингвистические для Бразилии) затрудняют принятие роли лидера этими государствами.
:: способность любого государства стать лидером Африки ниже Сахары ограничена разделением этого континента на франко- и англоязычные страны. Страна, которая больше всего подходит на роль стержневого государства, являются англоязычной: промышленный потенциал ЮАР, высокий уровень экономического развития по сравнению с другими африканскими странами, ее военная мощь, природные ресурсы и система политического управления с участием белых и чернокожих - все это делает ЮАР явным лидером Южной Африки, вероятным лидером англоязычной Африки и возможным лидером всей Африки ниже Сахары.
страна-одиночка - не имеет культурной общности с другими обществами. Так, Эфиопия изолирована в культурном плане из-за своего доминирующего языка - амхарского, в котором используется эфиопский алфавит, своей доминирующей религии - коптского православия, своей имперской истории, а также религиозной обособленности на фоне окружающих ее преимущественно исламских народов. Гаити тоже является страной-одиночкой: элита Гаити традиционно одобряет культурные связи этой страны с Францией, добавим к этому редкостный духовный сплав креольского языка, религии вуду, революционные традиции рабов и кровавое историческое прошлое. В Латинской Америке Гаити не воспринимается как латиноамериканская страна, они говорят на другом языке, у них другие этнические корни и другая культура. В такой же мере Гаити отличается от англоязычных черных стран Карибского бассейна. Наиболее значимая страна-одиночка - это Япония. Ни одна другая страна не разделяет ее самобытную культуру, а японские мигранты ни в одной стране не составляют значительной доли населения и не ассимилировались в культуры этих стран.
расколотая страна - почти все страны разнородны и состоят из двух или более этнических, расовых или религиозных групп. Страны с четкими культурными группами, принадлежащими к одной и той же цивилизации, могут дойти до разделения (Чехословакия) или возможности разделения (Канада). Однако глубокое разделение скорее всего возникнет в расколотой стране, где большие группы принадлежат к различным цивилизациям. В расколотой стране основные группы из двух или более цивилизаций словно заявляют: "Мы различные народы и принадлежим к различным местам". Расколотые страны, разделенные цивилизационными линиями разлома, сталкиваются с особенно серьезными проблемами по поддержанию своей целостности. Основная группа, принадлежащая к одной цивилизации, пытается определить страну как свой политический инструмент и сделать свой язык, религию и символы государственными.
К расколотым странам принадлежат: Индия (мусульмане и индуисты), Шри-Ланка (буддисты-сингальцы и индуисты-тамилы), Малайзия и Сингапур (мусульмане-малайцы и китайцы), Китай (хани, тибетские буддисты, тюрки-мусульмане), Филиппины (христиане и мусульмане), Индонезия (мусульмане и тиморские христиане), Судан (мусульманский север и преимущественно христианский юг), Нигерия (мусульмане и христиане), Кения (христиане и мусульмане), раскол на два отдельных государства христианской Эфиопии и преимущественно мусульманской Эритреи, Танзании (христианская материковая часть) и арабского мусульманского Занзибара;
разорванная страна - имеет у себя одну господствующую культуру (а не несколько противоборствующих, как в расколотой стране) и эта культура соотносит страну с одной цивилизацией, но ее лидеры стремятся к другой цивилизации. Они как будто говорят: "Мы один народ и все вместе принадлежим к одному месту, но мы хотим это место изменить". Разорванные страны можно узнать по двум феноменам: их лидеры определяют себя как "мостик" между двумя культурами, а наблюдатели описывают их как двуликих Янусов. Разорванная страна стремится изменить свою цивилизационную идентичность. Для успешного переопределения должны быть выполнены как минимум три условия: 1) политическая и экономическая элита страны должна с энтузиазмом воспринимать и поддерживать данное стремление; 2) общество должно как минимум молча соглашаться с переопределением идентичности (или стремится к этому); 3) преобладающие элементы в принимающей цивилизации (в большинстве случаев в этой роли выступает Запад) должны хотя бы желать принять новообращенного. На данный момент процесс переопределения идентичности нигде не увенчался успехом. Разорванные страны: Россия, Турция, Мексика.
По Хантингтону.
СТРУКТУРА ЦИВИЛИЗАЦИЙ: подобно племенам и нациям цивилизации имеет политическую структуру:
страна-участница - это страна, которая в культурном плане полностью отождествляет себя с одной цивилизацией, как Египет с арабско-исламской цивилизацией, а Италия - европейско-западной.
стержневое государство - в цивилизациях обычно есть одно или более мест, которые рассматриваются ее членами как основной источник (источники) культуры этой цивилизации. Такие источники обычно расположены в одной стержневой стране, т.е. в наиболее могущественной и центральной в культурном отношении стране (странах). Количество и роль стержневых государств в различных цивилизациях отличаются и могут меняться со временем:
:: японская цивилизация совпадает с единственным стержневым государством - Японией.
:: синская, православная и индуистская цивилизации имеют абсолютно доминирующие стержневые страны (Китай, Россия, Индия).
:: Запад исторически имел несколько стержневых стран, теперь у него два стержня: США и франко-германский стержень в Европе, плюс дрейфующий между ними дополнительный центр власти - Великобритания. Ислам, Латинская Америка и Африка не имеют стержневых стран.
:: отсутствие исламского стержневого государства представляет собой серьезную проблему как для мусульманских, так и для не-мусульманских обществ .
:: что касается Латинской Америки, то ресурсы говорят в пользу Бразилии, однако португалоязычная Бразилия для испаноязычной Латинской Америки - то же самое, что Иран для ислама, субцивилизационные различие (религиозные для Ирана, лингвистические для Бразилии) затрудняют принятие роли лидера этими государствами.
:: способность любого государства стать лидером Африки ниже Сахары ограничена разделением этого континента на франко- и англоязычные страны. Страна, которая больше всего подходит на роль стержневого государства, являются англоязычной: промышленный потенциал ЮАР, высокий уровень экономического развития по сравнению с другими африканскими странами, ее военная мощь, природные ресурсы и система политического управления с участием белых и чернокожих - все это делает ЮАР явным лидером Южной Африки, вероятным лидером англоязычной Африки и возможным лидером всей Африки ниже Сахары.
страна-одиночка - не имеет культурной общности с другими обществами. Так, Эфиопия изолирована в культурном плане из-за своего доминирующего языка - амхарского, в котором используется эфиопский алфавит, своей доминирующей религии - коптского православия, своей имперской истории, а также религиозной обособленности на фоне окружающих ее преимущественно исламских народов. Гаити тоже является страной-одиночкой: элита Гаити традиционно одобряет культурные связи этой страны с Францией, добавим к этому редкостный духовный сплав креольского языка, религии вуду, революционные традиции рабов и кровавое историческое прошлое. В Латинской Америке Гаити не воспринимается как латиноамериканская страна, они говорят на другом языке, у них другие этнические корни и другая культура. В такой же мере Гаити отличается от англоязычных черных стран Карибского бассейна. Наиболее значимая страна-одиночка - это Япония. Ни одна другая страна не разделяет ее самобытную культуру, а японские мигранты ни в одной стране не составляют значительной доли населения и не ассимилировались в культуры этих стран.
расколотая страна - почти все страны разнородны и состоят из двух или более этнических, расовых или религиозных групп. Страны с четкими культурными группами, принадлежащими к одной и той же цивилизации, могут дойти до разделения (Чехословакия) или возможности разделения (Канада). Однако глубокое разделение скорее всего возникнет в расколотой стране, где большие группы принадлежат к различным цивилизациям. В расколотой стране основные группы из двух или более цивилизаций словно заявляют: "Мы различные народы и принадлежим к различным местам". Расколотые страны, разделенные цивилизационными линиями разлома, сталкиваются с особенно серьезными проблемами по поддержанию своей целостности. Основная группа, принадлежащая к одной цивилизации, пытается определить страну как свой политический инструмент и сделать свой язык, религию и символы государственными.
К расколотым странам принадлежат: Индия (мусульмане и индуисты), Шри-Ланка (буддисты-сингальцы и индуисты-тамилы), Малайзия и Сингапур (мусульмане-малайцы и китайцы), Китай (хани, тибетские буддисты, тюрки-мусульмане), Филиппины (христиане и мусульмане), Индонезия (мусульмане и тиморские христиане), Судан (мусульманский север и преимущественно христианский юг), Нигерия (мусульмане и христиане), Кения (христиане и мусульмане), раскол на два отдельных государства христианской Эфиопии и преимущественно мусульманской Эритреи, Танзании (христианская материковая часть) и арабского мусульманского Занзибара;
разорванная страна - имеет у себя одну господствующую культуру (а не несколько противоборствующих, как в расколотой стране) и эта культура соотносит страну с одной цивилизацией, но ее лидеры стремятся к другой цивилизации. Они как будто говорят: "Мы один народ и все вместе принадлежим к одному месту, но мы хотим это место изменить". Разорванные страны можно узнать по двум феноменам: их лидеры определяют себя как "мостик" между двумя культурами, а наблюдатели описывают их как двуликих Янусов. Разорванная страна стремится изменить свою цивилизационную идентичность. Для успешного переопределения должны быть выполнены как минимум три условия: 1) политическая и экономическая элита страны должна с энтузиазмом воспринимать и поддерживать данное стремление; 2) общество должно как минимум молча соглашаться с переопределением идентичности (или стремится к этому); 3) преобладающие элементы в принимающей цивилизации (в большинстве случаев в этой роли выступает Запад) должны хотя бы желать принять новообращенного. На данный момент процесс переопределения идентичности нигде не увенчался успехом. Разорванные страны: Россия, Турция, Мексика.
По Хантингтону.
Хотен
Мастер
4/26/2012, 8:02:41 PM
Цивилизационный подход меня всегда смущал. В этом, конечно, что-то есть. Но цивилизация - это не что-то замкнутое.
Выделение отдельной "Православной" цивилизации кажется не очень разумным. Византийская Империя безусловно была центром Православного мира в средние века, вместе с тем, она была частью Западной Цивилизации (хотя можно рассматривать Западную Цивилизацию исключительно как Цивилизацию в которую трансформировалась Западная Римская Империя.
Наследование Россией Византийского Орла не линейно - нет генетической связи между Россией и Византией. Хотя есть влияние Византии на Россию.
Вообще если говорить о Цивилизациях. Надо видимо строить большое ветвистое эволюционное древо (точнее несколько древ) чьи кроны переплетаются. Вместе с тем можно выстраивать определенные иерархические структуры внутри цивилизаций, далее возможны различные схемы классификации.
Надо не забывать, что некоторые цивилизации прекратили свое существование, а в рамках одного государства может существовать две цивилизации (Индия в составе Британской Империи)
Меня всегда настораживала субъективность цивилизационного подхода.
Вместе с тем, любые обобщения - как в рамках цивилизационного, так и в рамках формационного подходов - это абстракция имеющая с действительностью мало общего.
И еще одна сложность: цивилизация - это процесс. А описывать процесс как нечто статическое очень сложно.
Выделение отдельной "Православной" цивилизации кажется не очень разумным. Византийская Империя безусловно была центром Православного мира в средние века, вместе с тем, она была частью Западной Цивилизации (хотя можно рассматривать Западную Цивилизацию исключительно как Цивилизацию в которую трансформировалась Западная Римская Империя.
Наследование Россией Византийского Орла не линейно - нет генетической связи между Россией и Византией. Хотя есть влияние Византии на Россию.
Вообще если говорить о Цивилизациях. Надо видимо строить большое ветвистое эволюционное древо (точнее несколько древ) чьи кроны переплетаются. Вместе с тем можно выстраивать определенные иерархические структуры внутри цивилизаций, далее возможны различные схемы классификации.
Надо не забывать, что некоторые цивилизации прекратили свое существование, а в рамках одного государства может существовать две цивилизации (Индия в составе Британской Империи)
Меня всегда настораживала субъективность цивилизационного подхода.
Вместе с тем, любые обобщения - как в рамках цивилизационного, так и в рамках формационного подходов - это абстракция имеющая с действительностью мало общего.
И еще одна сложность: цивилизация - это процесс. А описывать процесс как нечто статическое очень сложно.
avp
Акула пера
4/26/2012, 8:08:10 PM
Не нашел советской цивилизации. Непорядок!
АНТИСОВЕТник
Грандмастер
4/26/2012, 8:12:31 PM
(avp @ 26.04.2012 - время: 16:08) Не нашел советской цивилизации. Непорядок!
Советская цивилизация? Что-то новенькое!
Советская цивилизация? Что-то новенькое!
Хотен
Мастер
4/26/2012, 8:29:17 PM
(O'ZONE sergio tacchini @ 26.04.2012 - время: 17:12) (avp @ 26.04.2012 - время: 16:08) Не нашел советской цивилизации. Непорядок!
Советская цивилизация? Что-то новенькое!
Почему что-то новенькое? Вполне себе мощная штука.
Советская цивилизация? Что-то новенькое!
Почему что-то новенькое? Вполне себе мощная штука.
Sorques
Удален 4/26/2012, 8:44:43 PM
(Хотен @ 26.04.2012 - время: 16:02)
Выделение отдельной "Православной" цивилизации кажется не очень разумным. Византийская Империя безусловно была центром Православного мира в средние века, вместе с тем, она была частью Западной Цивилизации (хотя можно рассматривать Западную Цивилизацию исключительно как Цивилизацию в которую трансформировалась Западная Римская Империя.
В этом, я с вами совершенно согласен, Византия была пожалуй даже одним из центров Западной цивилизации, так как Рим на эту роль, до 11-12 века явно не тянул...
Наследование Россией Византийского Орла не линейно - нет генетической связи между Россией и Византией. Хотя есть влияние Византии на Россию.
Кроме православия, никакого наследия не наблюдалось, как в экономике, так и в политической системе.
а в рамках одного государства может существовать две цивилизации (Индия в составе Британской Империи)
Это так называемые разорванные-расколотые страны, где в приделах одного государства, разные народы (социальные группы) следуют разными векторами развития.
Вместе с тем, любые обобщения - как в рамках цивилизационного, так и в рамках формационного подходов - это абстракция имеющая с действительностью мало общего.
Любая систематизация немного поверхностна.
Выделение отдельной "Православной" цивилизации кажется не очень разумным. Византийская Империя безусловно была центром Православного мира в средние века, вместе с тем, она была частью Западной Цивилизации (хотя можно рассматривать Западную Цивилизацию исключительно как Цивилизацию в которую трансформировалась Западная Римская Империя.
В этом, я с вами совершенно согласен, Византия была пожалуй даже одним из центров Западной цивилизации, так как Рим на эту роль, до 11-12 века явно не тянул...
Наследование Россией Византийского Орла не линейно - нет генетической связи между Россией и Византией. Хотя есть влияние Византии на Россию.
Кроме православия, никакого наследия не наблюдалось, как в экономике, так и в политической системе.
а в рамках одного государства может существовать две цивилизации (Индия в составе Британской Империи)
Это так называемые разорванные-расколотые страны, где в приделах одного государства, разные народы (социальные группы) следуют разными векторами развития.
Вместе с тем, любые обобщения - как в рамках цивилизационного, так и в рамках формационного подходов - это абстракция имеющая с действительностью мало общего.
Любая систематизация немного поверхностна.
Kolya_Vasin
Профессионал
4/27/2012, 2:26:54 AM
Еврейская цивилизация.
"Данилевский вводит понятие еврейской цивилизации и находит ей место в своём каталоге.
Тойнби, говоря о еврейской цивилизации, рассматривает её в составе сирийской цивилизации, ибо со времен падения 1 Храма территории Иудеи, Самарии и других областей покоренной Страны были отнесены Римом к провинции Сирия. Но, тем не менее, Тойнби выделяет еврейскую цивилизацию, как выделяет и еврейский народ.
Плодом еврейской цивилизации считается развитие религиозной идеи единого истинного Бога.
Еврейская цивилизация начинается с обретения Торы. Это 13-15 вв. до н.э. Книга Книг – исток единобожия, морали, духовности. Это – священная история не только евреев, но и всего мира. Тора – это знания о евреях, размышления о прошлом и заветы на будущее. Это живое и живущее Писание, тревожные и мудрые речи Пророков."
«Первый еврей – Авраам, «прародитель множества народов». Но первое его имя – Аврам – «высокий», «возвышенный» отец. Это человек, узнавший единого Бога, пошедший по Его слову. Корень «рам» - «высокий», «небесный» - звучит в греческом «Уранос» - «Оу ранос» («Небо»), в латинском «Рома» - город на высоких холмах, в индийском «Рама» - верховный бог, в египетском «Рамзес» - верховный правитель, фараон, в русском «рама» – плечо, «раменье» – высокий лес, в английском «arm» - рука и в других словах многих народов, например, «лама» – «монах, обитающий на высокой горе».
Древнейший язык евреев — древнееврейский язык (иврит), на котором написан Танах (еврейская Библия).»
"Данилевский вводит понятие еврейской цивилизации и находит ей место в своём каталоге.
Тойнби, говоря о еврейской цивилизации, рассматривает её в составе сирийской цивилизации, ибо со времен падения 1 Храма территории Иудеи, Самарии и других областей покоренной Страны были отнесены Римом к провинции Сирия. Но, тем не менее, Тойнби выделяет еврейскую цивилизацию, как выделяет и еврейский народ.
Плодом еврейской цивилизации считается развитие религиозной идеи единого истинного Бога.
Еврейская цивилизация начинается с обретения Торы. Это 13-15 вв. до н.э. Книга Книг – исток единобожия, морали, духовности. Это – священная история не только евреев, но и всего мира. Тора – это знания о евреях, размышления о прошлом и заветы на будущее. Это живое и живущее Писание, тревожные и мудрые речи Пророков."
«Первый еврей – Авраам, «прародитель множества народов». Но первое его имя – Аврам – «высокий», «возвышенный» отец. Это человек, узнавший единого Бога, пошедший по Его слову. Корень «рам» - «высокий», «небесный» - звучит в греческом «Уранос» - «Оу ранос» («Небо»), в латинском «Рома» - город на высоких холмах, в индийском «Рама» - верховный бог, в египетском «Рамзес» - верховный правитель, фараон, в русском «рама» – плечо, «раменье» – высокий лес, в английском «arm» - рука и в других словах многих народов, например, «лама» – «монах, обитающий на высокой горе».
Древнейший язык евреев — древнееврейский язык (иврит), на котором написан Танах (еврейская Библия).»
Kolya_Vasin
Профессионал
4/27/2012, 2:28:01 AM
"Наиболее крупными этническими группами среди евреев являются ашкеназы (из Центральной и Восточной Европы, в частности практически все евреи России) и сефарды (изначально из Испании и Португалии, затем рассеянные по всему Средиземноморью).
Другими этническими группами являются: арабские евреи; лахлухи, персидские и бухарские евреи; грузинские евреи; горские евреи; крымчаки; индийские евреи, романиоты, италким, фалаша и др.
По признаку вероисповедания к евреям относят себя т. н. иудействующие и криптоиудеи. Криптоиудеи — потомки евреев, насильственно обращённых в христианство или ислам, продолжавшие тайно исповедовать элементы иудаизма и сохранять элементы транформированной евр. бытовой культуры: маранов (маранос — букв. «свиньи»)(«новых христиан» на Пиренейском п-ове, юге США, в Лат. Америке и на Филиппинах; ныне частично присоединяются к евр. общинам своих стран или переселяются в Израиль — наиболее компактная группа маранов сохранилась в г. Бельмонте в Португалии); шуэтос (потомки крещёных евреев Балеарских о-вов); джадиды и чала в Иране и Ср. Азии, формально считающиеся мусульманами, но сохраняющие в быту элементы ев. культуры; дёнме в Турции.
По религии к евреям примыкают иудействующие — группы разного этнич. происхождения, исповедующие или стремящиеся к исповедованию иудаизма (часто его своеобразной формы) и считающие себя частью евреев: субботники Центр. России, Сибири и Закавказья; бней-менаше инд. штатов Мизорам и Манипур и мьянмарского штата Чин; телугу-язычные бней-эфраим в инд. штате Андхра-Прадеш, обратившиеся в иудаизм в 1981 году; абаюдайя в Уганде; бантуязыч. лемба в ЮАР и Зимбабве и др.
Наконец, на периферии еврейского этноса находятся этноконфессиональные группы караимов и самаритян. Последние не рассматриваются евреями как часть себя."
Другими этническими группами являются: арабские евреи; лахлухи, персидские и бухарские евреи; грузинские евреи; горские евреи; крымчаки; индийские евреи, романиоты, италким, фалаша и др.
По признаку вероисповедания к евреям относят себя т. н. иудействующие и криптоиудеи. Криптоиудеи — потомки евреев, насильственно обращённых в христианство или ислам, продолжавшие тайно исповедовать элементы иудаизма и сохранять элементы транформированной евр. бытовой культуры: маранов (маранос — букв. «свиньи»)(«новых христиан» на Пиренейском п-ове, юге США, в Лат. Америке и на Филиппинах; ныне частично присоединяются к евр. общинам своих стран или переселяются в Израиль — наиболее компактная группа маранов сохранилась в г. Бельмонте в Португалии); шуэтос (потомки крещёных евреев Балеарских о-вов); джадиды и чала в Иране и Ср. Азии, формально считающиеся мусульманами, но сохраняющие в быту элементы ев. культуры; дёнме в Турции.
По религии к евреям примыкают иудействующие — группы разного этнич. происхождения, исповедующие или стремящиеся к исповедованию иудаизма (часто его своеобразной формы) и считающие себя частью евреев: субботники Центр. России, Сибири и Закавказья; бней-менаше инд. штатов Мизорам и Манипур и мьянмарского штата Чин; телугу-язычные бней-эфраим в инд. штате Андхра-Прадеш, обратившиеся в иудаизм в 1981 году; абаюдайя в Уганде; бантуязыч. лемба в ЮАР и Зимбабве и др.
Наконец, на периферии еврейского этноса находятся этноконфессиональные группы караимов и самаритян. Последние не рассматриваются евреями как часть себя."
Хотен
Мастер
4/27/2012, 6:36:22 AM
(Kolya_Vasin @ 26.04.2012 - время: 23:26) Еврейская цивилизация.
"Данилевский вводит понятие еврейской цивилизации и находит ей место в своём каталоге.
Тойнби, говоря о еврейской цивилизации, рассматривает её в составе сирийской цивилизации, ибо со времен падения 1 Храма территории Иудеи, Самарии и других областей покоренной Страны были отнесены Римом к провинции Сирия. Но, тем не менее, Тойнби выделяет еврейскую цивилизацию, как выделяет и еврейский народ.
Плодом еврейской цивилизации считается развитие религиозной идеи единого истинного Бога.
Еврейская цивилизация начинается с обретения Торы. Это 13-15 вв. до н.э. Книга Книг – исток единобожия, морали, духовности. Это – священная история не только евреев, но и всего мира. Тора – это знания о евреях, размышления о прошлом и заветы на будущее. Это живое и живущее Писание, тревожные и мудрые речи Пророков."
«Первый еврей – Авраам, «прародитель множества народов». Но первое его имя – Аврам – «высокий», «возвышенный» отец. Это человек, узнавший единого Бога, пошедший по Его слову. Корень «рам» - «высокий», «небесный» - звучит в греческом «Уранос» - «Оу ранос» («Небо»), в латинском «Рома» - город на высоких холмах, в индийском «Рама» - верховный бог, в египетском «Рамзес» - верховный правитель, фараон, в русском «рама» – плечо, «раменье» – высокий лес, в английском «arm» - рука и в других словах многих народов, например, «лама» – «монах, обитающий на высокой горе».
Древнейший язык евреев — древнееврейский язык (иврит), на котором написан Танах (еврейская Библия).»
А Хазарский Каганат - это часть еврейской цивилизации или нет?
"Данилевский вводит понятие еврейской цивилизации и находит ей место в своём каталоге.
Тойнби, говоря о еврейской цивилизации, рассматривает её в составе сирийской цивилизации, ибо со времен падения 1 Храма территории Иудеи, Самарии и других областей покоренной Страны были отнесены Римом к провинции Сирия. Но, тем не менее, Тойнби выделяет еврейскую цивилизацию, как выделяет и еврейский народ.
Плодом еврейской цивилизации считается развитие религиозной идеи единого истинного Бога.
Еврейская цивилизация начинается с обретения Торы. Это 13-15 вв. до н.э. Книга Книг – исток единобожия, морали, духовности. Это – священная история не только евреев, но и всего мира. Тора – это знания о евреях, размышления о прошлом и заветы на будущее. Это живое и живущее Писание, тревожные и мудрые речи Пророков."
«Первый еврей – Авраам, «прародитель множества народов». Но первое его имя – Аврам – «высокий», «возвышенный» отец. Это человек, узнавший единого Бога, пошедший по Его слову. Корень «рам» - «высокий», «небесный» - звучит в греческом «Уранос» - «Оу ранос» («Небо»), в латинском «Рома» - город на высоких холмах, в индийском «Рама» - верховный бог, в египетском «Рамзес» - верховный правитель, фараон, в русском «рама» – плечо, «раменье» – высокий лес, в английском «arm» - рука и в других словах многих народов, например, «лама» – «монах, обитающий на высокой горе».
Древнейший язык евреев — древнееврейский язык (иврит), на котором написан Танах (еврейская Библия).»
А Хазарский Каганат - это часть еврейской цивилизации или нет?
Sorques
Удален 4/27/2012, 6:56:15 AM
(Хотен @ 27.04.2012 - время: 02:36)
А Хазарский Каганат - это часть еврейской цивилизации или нет?
Тогда еще уместен вопрос и про христианскую Эфиопию...
А Хазарский Каганат - это часть еврейской цивилизации или нет?
Тогда еще уместен вопрос и про христианскую Эфиопию...
rattus
Удален 4/27/2012, 5:58:28 PM
(Sorques @ 26.04.2012 - время: 16:44) В этом, я с вами совершенно согласен, Византия была пожалуй даже одним из центров Западной цивилизации, так как Рим на эту роль, до 11-12 века явно не тянул...
Вот только большинство европейских правителей принадлежали к римской церкви, начиная с франков
Вот только большинство европейских правителей принадлежали к римской церкви, начиная с франков
ih5656
Удален 4/27/2012, 6:01:20 PM
(Sorques @ 26.04.2012 - время: 16:44)
Наследование Россией Византийского Орла не линейно - нет генетической связи между Россией и Византией. Хотя есть влияние Византии на Россию.
Кроме православия, никакого наследия не наблюдалось, как в экономике, так и в политической системе.
Есть ещё один пунктик: столица высасывающая материальные и людские ресурсы провинций и провинции лишённые возможности нормального саморазвития.
Наследование Россией Византийского Орла не линейно - нет генетической связи между Россией и Византией. Хотя есть влияние Византии на Россию.
Кроме православия, никакого наследия не наблюдалось, как в экономике, так и в политической системе.
Есть ещё один пунктик: столица высасывающая материальные и людские ресурсы провинций и провинции лишённые возможности нормального саморазвития.
Хотен
Мастер
4/27/2012, 6:11:14 PM
(rattus @ 27.04.2012 - время: 14:58) (Sorques @ 26.04.2012 - время: 16:44) В этом, я с вами совершенно согласен, Византия была пожалуй даже одним из центров Западной цивилизации, так как Рим на эту роль, до 11-12 века явно не тянул...
Вот только большинство европейских правителей принадлежали к римской церкви, начиная с франков
При этом, надо отметить, что вся глубина раскола выявилась далеко не сразу. При этом, Русь, официально принадлежа к восточному течению христианства, но русские князья спокойно заключали браки с католиками. Празднование "Николы Вешнего", то есть дату, когда мощи святого были вывезены в итальянский город Бари широко праздновался на Руси, да и собственно еще в итальянском Бари. Но никак не в Византии, у которой мощи просто-напросто "умыкнули".
Еще в домонгольсоке время в Киеве появляется доминиканский монастырь.... я хочу сказать, что русское христианство, русское православие - это довольно специфическая вещь.
Вот только большинство европейских правителей принадлежали к римской церкви, начиная с франков
При этом, надо отметить, что вся глубина раскола выявилась далеко не сразу. При этом, Русь, официально принадлежа к восточному течению христианства, но русские князья спокойно заключали браки с католиками. Празднование "Николы Вешнего", то есть дату, когда мощи святого были вывезены в итальянский город Бари широко праздновался на Руси, да и собственно еще в итальянском Бари. Но никак не в Византии, у которой мощи просто-напросто "умыкнули".
Еще в домонгольсоке время в Киеве появляется доминиканский монастырь.... я хочу сказать, что русское христианство, русское православие - это довольно специфическая вещь.
Sorques
Удален 4/27/2012, 7:59:41 PM
(rattus @ 27.04.2012 - время: 13:58)
Вот только большинство европейских правителей принадлежали к римской церкви, начиная с франков
Но европейскими центрами, их государства невозможно назвать...Назови европейский центр 10 века?
Вот только большинство европейских правителей принадлежали к римской церкви, начиная с франков
Но европейскими центрами, их государства невозможно назвать...Назови европейский центр 10 века?
rattus
Удален 4/27/2012, 8:27:56 PM
(Sorques @ 27.04.2012 - время: 15:59) (rattus @ 27.04.2012 - время: 13:58)
Вот только большинство европейских правителей принадлежали к римской церкви, начиная с франков
Но европейскими центрами, их государства невозможно назвать...Назови европейский центр 10 века?
Тот же Рим. Гляди, в 10 веке римский папа имел в той или иной степени влияние в Европе от Леонского королевства до Швеции. Кстати, Русь не принимала православие. В 988 году его просто официально не существовало, раскол церкви на католичество и православие произошел намного позже.
Вот только большинство европейских правителей принадлежали к римской церкви, начиная с франков
Но европейскими центрами, их государства невозможно назвать...Назови европейский центр 10 века?
Тот же Рим. Гляди, в 10 веке римский папа имел в той или иной степени влияние в Европе от Леонского королевства до Швеции. Кстати, Русь не принимала православие. В 988 году его просто официально не существовало, раскол церкви на католичество и православие произошел намного позже.
Sorques
Удален 4/27/2012, 8:45:36 PM
(rattus @ 27.04.2012 - время: 16:27)
Тот же Рим. Гляди, в 10 веке римский папа имел в той или иной степени влияние в Европе от Леонского королевства до Швеции. Кстати, Русь не принимала православие. В 988 году его просто официально не существовало, раскол церкви на католичество и православие произошел намного позже.
Скандинавия, приняла христианство несколько позже 10 века...А роль папы до Крестовых Походов (в которых принимали участие и славяне), была достаточно номинальна в большинстве стран...
Тот же Рим. Гляди, в 10 веке римский папа имел в той или иной степени влияние в Европе от Леонского королевства до Швеции. Кстати, Русь не принимала православие. В 988 году его просто официально не существовало, раскол церкви на католичество и православие произошел намного позже.
Скандинавия, приняла христианство несколько позже 10 века...А роль папы до Крестовых Походов (в которых принимали участие и славяне), была достаточно номинальна в большинстве стран...
rattus
Удален 4/27/2012, 9:13:14 PM
(Sorques @ 27.04.2012 - время: 16:45) Скандинавия, приняла христианство несколько позже 10 века...
Полностью да, позже 10 века. Но появилось в Скандинавии христианство и начало влиять на общественную жизнь намного раньше. А роль папы до Крестовых Походов (в которых принимали участие и славяне), была достаточно номинальна в большинстве стран...Достаточно того что римские папы выдвинули идею и провозгласили их. Им не надо было лично участвовать, они имели влияние на огромную часть населения Европы. А в сторону Византии даже христиане-болгары дули вертели.
Полностью да, позже 10 века. Но появилось в Скандинавии христианство и начало влиять на общественную жизнь намного раньше. А роль папы до Крестовых Походов (в которых принимали участие и славяне), была достаточно номинальна в большинстве стран...Достаточно того что римские папы выдвинули идею и провозгласили их. Им не надо было лично участвовать, они имели влияние на огромную часть населения Европы. А в сторону Византии даже христиане-болгары дули вертели.
Хотен
Мастер
4/28/2012, 4:43:02 AM
(Sorques @ 27.04.2012 - время: 16:59) (rattus @ 27.04.2012 - время: 13:58)
Вот только большинство европейских правителей принадлежали к римской церкви, начиная с франков
Но европейскими центрами, их государства невозможно назвать...Назови европейский центр 10 века?
Безусловно, европейское средневековье - это период децентрализации. Вместе с тем, центром Западной Европы, ее идейным стержнем была Западная Римская Империя. Собственно Империя была только одна - Римская (точнее их было две, но обе, что примечательно, - римские). Римской Империей была Империя Карла Великого, потом возникает Священная Римская Империя. Она и была центром. Именно она была носительницей Идеи об объединении Европы. В некотором смысле, современный Евросоюз - это все та же Римская Империя. Это стержень Западной Цивилизации.
Византия... наивысшая точка расцвета... нет не так, там было несколько блистательных взлетов и сокрушительных падений. Это была мощная сила... но... очень своеобразная. Она - скорее антогонист Западной Цивилизации. Обращенная на Восток, погибающая в бесконечных войнах с турками, целиком европейская, Византия производит впечатление какой-то чужой.
Но это мои субъективные ощущения.
Вот только большинство европейских правителей принадлежали к римской церкви, начиная с франков
Но европейскими центрами, их государства невозможно назвать...Назови европейский центр 10 века?
Безусловно, европейское средневековье - это период децентрализации. Вместе с тем, центром Западной Европы, ее идейным стержнем была Западная Римская Империя. Собственно Империя была только одна - Римская (точнее их было две, но обе, что примечательно, - римские). Римской Империей была Империя Карла Великого, потом возникает Священная Римская Империя. Она и была центром. Именно она была носительницей Идеи об объединении Европы. В некотором смысле, современный Евросоюз - это все та же Римская Империя. Это стержень Западной Цивилизации.
Византия... наивысшая точка расцвета... нет не так, там было несколько блистательных взлетов и сокрушительных падений. Это была мощная сила... но... очень своеобразная. Она - скорее антогонист Западной Цивилизации. Обращенная на Восток, погибающая в бесконечных войнах с турками, целиком европейская, Византия производит впечатление какой-то чужой.
Но это мои субъективные ощущения.
Sorques
Удален 4/28/2012, 4:54:02 AM
(Хотен @ 28.04.2012 - время: 00:43)
Безусловно, европейское средневековье - это период децентрализации. Вместе с тем, центром Западной Европы, ее идейным стержнем была Западная Римская Империя. Собственно Империя была только одна - Римская (точнее их было две, но обе, что примечательно, - римские). Римской Империей была Империя Карла Великого, потом возникает Священная Римская Империя. Она и была центром. Именно она была носительницей Идеи об объединении Европы. В некотором смысле, современный Евросоюз - это все та же Римская Империя. Это стержень Западной Цивилизации.
Византия... наивысшая точка расцвета... нет не так, там было несколько блистательных взлетов и сокрушительных падений. Это была мощная сила... но... очень своеобразная. Она - скорее антогонист Западной Цивилизации. Обращенная на Восток, погибающая в бесконечных войнах с турками, целиком европейская, Византия производит впечатление какой-то чужой.
Но это мои субъективные ощущения.
Империи Карла и Оттона, это сборище варваров, в сравнении с Византией. Немного выделялись на общем фоне Лангедок и торговые республики, центра как такого не было...не Ахен же считать центром Запада...
Безусловно, европейское средневековье - это период децентрализации. Вместе с тем, центром Западной Европы, ее идейным стержнем была Западная Римская Империя. Собственно Империя была только одна - Римская (точнее их было две, но обе, что примечательно, - римские). Римской Империей была Империя Карла Великого, потом возникает Священная Римская Империя. Она и была центром. Именно она была носительницей Идеи об объединении Европы. В некотором смысле, современный Евросоюз - это все та же Римская Империя. Это стержень Западной Цивилизации.
Византия... наивысшая точка расцвета... нет не так, там было несколько блистательных взлетов и сокрушительных падений. Это была мощная сила... но... очень своеобразная. Она - скорее антогонист Западной Цивилизации. Обращенная на Восток, погибающая в бесконечных войнах с турками, целиком европейская, Византия производит впечатление какой-то чужой.
Но это мои субъективные ощущения.
Империи Карла и Оттона, это сборище варваров, в сравнении с Византией. Немного выделялись на общем фоне Лангедок и торговые республики, центра как такого не было...не Ахен же считать центром Запада...