|
Заметил, что часто в опросах о вере и атеизме проскальзывает термин "агностик", который никакого отношения к данной классификации не имеет. Если обратиться к основному вопросу философии, то можно заметить, что он имеет две стороны: онтологическую и гносеологическую. Первая затрагивает вопросы первопричины всего сущего, вторая – вопрос познания мира в принципе. Соответственно, в зависимости от того, как человек отвечает на первый вопрос, он либо материалист, либо идеалист (есть еще дуалисты). Не буду вдаваться в детали, но ответом на этот вопрос будет в частности присутствие / отсутствие бога в мировоззрении. В зависимости от того, как человек отвечает на второй вопрос: он либо гносеологический оптимист, либо агностик (человек который не верит, что мир познаваем до конца и полностью). У меня невольно возникает вопрос, как чисто гносеологический термин попал в онтологический ряд? Объясните. |
Yuliano | |||
|
Так, что если мир не до конца познаваем, то и секс тоже не познаваем до конца. Потому и можно позволить себе небольшую роскошь не держаться за догмы. Тут надо решить: мир - часть секса или наоборот? Если секс - искусство (а я подозреваю, что ДА), то в нем часть всегда больше целого. |
|
Ну секс то точн часть мира. Но при чем тут это?! |
milа | |
|
Реланиум ну что я могу сказать..... поймала себя на мысли что по теме ничего.. ничего умного, а глупости говорить не охота.
|
|
Ну расскажите свою версию событий. Мы тут все не академики. Мне тоже интересно. |
Yuliano | |||
|
При том, что агностицицзм в искусстве - штука очень плодотворная... и плодородная. (Мне-то больше нравится обратная идея: мир - часть секса. Но это офф.) Я не его сторонник, но, думаю, появляется он у тех, кому совестно заявлять о себе, что он атеист. А то ведь можно прямо в морду получить цитату из З.Н.Гиппиус: "Я Богом оскорблен навек: За это я в него не верю". Атеизм содержит в себе идею отомстить Богу неверием. А не всем хоцца... а, черт, нет в русском языке украинского выражения "пошиться в дурни". Вообще-то ты задал вопрос, а я сам пытаюсь понять. Так получается, что мне без религиоведения нельзя. Я не все карты выкладываю. Но в данном случае вопрос размыт, так и ответить точно не могу. Онтологической проблемы тут не вижу. Ну не хочет человек признавать мир познаваемым, так это ж не религия! Это (в отличие от атеизма, с которым можно по-разному) ее отсутствие, в чем человек и желает расписаться. Это сообщение отредактировал Yuliano - 12-05-2007 - 22:53 |
|
Вот я о чем и говорю. Верующий может быть агностиком, а может быть и оптимистом, атеист так же.. Агностик - это не шакала в системе верющий/агностик/астеист.. |
Yuliano | |||||
|
Реланиум, кажется, тема сразу себя и похоронила Редкий случай, когда - а) правильно задан вопрос, б) так и ответ дать легко. Не могу сказать, что не уважаю людей, именующих себя агностиками (в США во многих анкетах так пишут вместо "атеист", чтобы не обострять отношений с начальством, а в Израиле это способ получить подданство. Словом, это всего лишь инструмент. Это сообщение отредактировал Yuliano - 13-05-2007 - 14:52 |
|
Да, согласен, это скорее попытка увильнуть..
|
ВеСёЛыЙ СкИф | |
|
Агностики, а также всевозможные представители гносеологического идеализма, подменяющих всякое реальное бытие понятиями, стоят на позициях онтологических, т.е. признают мир объективной реальностью, существующей независимо от человеческого сознания. |
Arhondula | |
|
Привет. Есть такой обычай. Когда термин из одной сферы по каким-то причинам попадает в другую, о его первоначальном значении (строго говоря, не вполне кооректном в этой новой для него области) особо не вспоминают. И особо над этим не задумываются. Но слово "агностик" - очень симпатичное и малопонятное (ежели точно значение не знать, ни за что не догадаешься), а корень знакомый, ну, в общем, хочется с таким вкусным словом поиграть. Есть много людей, которые совершенно точно во что-то (вроде Бога) верят (или очень хотят), но пагубное пристрастие к рефлексии и некоторому скептицизму, не дает им возможности примкнуть к стройный рядам религиозных адептов. Они не верующие. Но и не неверующие. Да, они агностики по мировоззрению (или мировосприятию?), а не по вере. Но зачем придумывать для них специальное слово, ежели известно, что все они поголовно агностики (агностицизм здесь есть причина и основание их "полуверия"). И слово перекочевало из одной области в другую. И, на мой взгляд, уже вполне прижилось. Вместе с корнем. Который, собственно, и царапает слух. ИМХО |
|
ИМХО это неправильно. Потому как агностиков по шкале врующий/неверующий воспринимают как людей сомневающихся. А на самом деле агностик - это человек, котрый уверен, что мир непознаваем в принципе.
|
Arhondula | |
|
Помнишь про пари Паскаля? Там речь идет о том, что имеет смысл верить, потому как, ежели Бога нет, ничего не потеряешь, а если он есть, - многое приобретешь. Это и есть агностицизм в религиозном плане. И потом, агностицизм таки предполагает некоторый скепсис, то бишь сомнение. Агностик в религии - именно сомневающийся. Человек, который не верит, но скорее надеется, что Бог есть, при этом точно зная, что бытие/небытие Бога доказать невозможно. Но ему не все равно (эта позиция иначе называется)! А про мир и его познаваемость/непознаваемость здесь речи вообще не идет.
|
|
Это я прекрасно понимаю) Просто как мне кажется, что использование этого термина и там и там сумятицу вносит. Придумали бы новое слово, а то нехорошо как-то.. чужие термины то таскать (причем действующие).
|
Arhondula | |
|
Это также понятно :). Но, сумятица сумятицей, а говорить, что "таскать чужие термины" нехорошо... Как насчет понятия функции в математике и в таком направлении современной гуманитарной науки как функционализм, или в каком-нибудь техническом тексте? И ведь никаких проблем. Я полагаю, что в случае с агностиками камень преткновения - корень слова и почти подспудная идея о несовместимости веры и знания. Одновременно мне не кажется, что какое-либо специальное слово лучше выразит смысл понятия, потому как значение слова заключается гораздо более в связанных с ним мировоззренческих ассоциациях, нежели в словарной статье. К тому же, агностики в гносеологии и скептики в религии - 2 множества с одними и теми же членами :). И еще. Думается, что не "агностики" для классификации степеней веры, а эта самая классификация для уточнения понимания "агностиков". Что-то я уже запуталась, но ты же умница, понял мои измышлизмы.. :) |
|
Дя )) Пасиба ))
|
Эрт | |
|
Получается что любой верующий человек агностик, так как в авраамических религиях Бог по определению непознаваем. Или Бог отделяется здесь от мира? Опять же, это странно, учитывая отношение к трансцендентности Бога к миру в том же христианстве. Получается, что гносеологическими оптимистами могут быть только материалисты или по крайней мере люди, не придерживающиеся строго канонов самых распространённых сейчас религий. |
Arhondula | |||
|
Почему? Верующий точно знает, что Бог есть (здесь непознаваемы атрибуты Бога). Агностик точно знает только то, что никогда точно не узнает, есть Бог или нет (непознаваем/недокзуем сам факт божественного бытия). Бог, действительно, отделяется от мира, что, на мой взгляд, вполне закономерно, учитывая трансцендентность Бога (в авраамических религиях). |
Эрт | |||
|
Ну это немножко софистика. Получается, что в случае свойств Бога агностик, а в случае его существования нет. Либо мир в принципе познаваем, либо что-то в нём не познаваемо, а это и есть агностицизм. Ну правда есть ещё один вариант (к которому, кстати, принадлежит большинство людей) - индифферентность к этим проблемам.) |
Arhondula | |||
|
Еще раз. Бог трансцендентен, то есть внеположен миру, за пределами, по другим законам и так дальше. По-дурацки звучит, но тем не менее: непознаваемость Бога не имеет никакого отношения к проблеме познания. Это постулат веры. Ну, то есть совсем из другой оперы. Не надо рассматривать в рамках общей схемы. А вот бытие - оно и в Африке бытие. И здесь гносеологическая проблематика вполне уместна. |
Рекомендуем почитать также топики: В человеке должно быть в равной степени Жизнь после смерти в Сатанизме. Бог Ветхого Завета=Сатана Синдром "Сатанинской паники" Непотребство или норма |